Статья "Формирование учебно-познавательной компетенции школьников в урочной и внеурочной деятельности".
статья по английскому языку (5 класс)

Реализация данной компетенции перекликается с технологией развивающего обучения, формированием навыков учебной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование учебно-познавательной компетенции школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Учитель английского языка: Чевлянова О.Ч.

Реализация данной компетенции перекликается с технологией развивающего обучения, формированием навыков учебной деятельности.

        Момент совместного целеполагания присутствует на каждом уроке. Начиная очередную новую тему, учащиеся вместе с учителем обсуждают сферы применения данного материала, его практическую направленность.

- В какой области реальной жизни мне пригодятся эти знания?

- Какими способами я буду достигать цели?

- Какие средства мне для этого понадобятся?

Как правило, приобретение новых знаний многие учащиеся считают для себя важным, значимым и понимают, что для достижения высокого уровня обученности необходимо овладеть  определённым словарным запасом, грамматическими структурами, а также компетенциями общекультурного и мировоззренческого характера.

          Чтобы правильно определить свой уровень и программу дальнейших действий, у ученика должна быть достаточно развита самооценка.

 Например, изучив лексику по теме, я предлагаю детям написать словарный  диктант. После этого дети самостоятельно проверяют и выставляют оценку. Затем диктант проверяет сосед по парте, выставляет оценку  и только  в конце его проверяет учитель. Результаты 3 оценок обсуждаются с учениками.

На каждом этапе работы ученик должен уметь анализировать свои достижения. Достаточно ли я подготовлен, чтобы переходить к следующему уровню? Учащиеся оказываются в ситуации выбора, принятия решения: постоянно аргументировано отвечать на эти вопросы, в результате у них вырабатывается навык рефлексии.

 Позитивно способствуют развитию самооценки разноуровневые задания, дифференцированные по уровню сложности при обеспечении открытости этих уровней. Ведь обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники способны усваивать материал на разных уровнях. Однако ученики должны видеть перспективу своего роста, результат своей работы на каждом этапе усвоения материала, иметь возможность планировать свою деятельность.

Существует определённая классификация уровней  дифференциации (по Ю.В.Науменко):

  1. Общекультурный,
  2. Прикладной
  3. Творческий

Достижение учащимися 2 и 3 уровней не всегда возможно, однако овладение каждым учеником максимально высоким для него уровнем обученности необходимо  и вполне осуществимо.

 В соответствии с этими уровнями на практике применяется определенная система работы с лексикой или грамматической структурой.

 1 уровень. Знание значения словарных слов, правильное их произношение и написание.

2 уровень. Умение узнавать слова в контексте с тем значением, которое придают им соседствующие слова (блоки слов), понимать значение контекста.

3 уровень. Умение самостоятельно употреблять словарные слова  в необходимых ситуациях с нужным смысловым оттенком, диктуемым условиями общения.

Я остановлюсь на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции.

Существует одно распространённое заблуждение: большинство взрослых, и педагогов в том числе, уверены, что способность к творчеству – качество врождённое, оно уж или есть само по себе, или его нет и не будет. Между тем исследования психологов показывают, что всё обстоит прямо противоположным образом.  Креативность зависит от условий, в которых формируется человек. Ребёнок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким уродился, а потому, что в детстве получал мало эвристического материала. У него не было развивающих игрушек, с ним мало разговаривали, ему редко предоставляли право выбора, ему не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за самостоятельность и независимость. Но если креативность так зависит от внешних условий – значит, меняя эти условия, её можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями – это и в самом деле от Бога, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, наконец, просто получающими удовольствие от творчества, вышивают ли они, музицируют ли, или готовятся к уроку.

Учебно-познавательная творческая активность в объективном смысле – это творение того, чего ещё не было, а в субъективном – освоение того, что может, и было, но главное – ученику самому дойти до этого. Для достижения этой цели необходимо сочетание внешних и внутренних ресурсов личности (под внутренними ресурсами понимаю личностные структуры сознания: критичность, мотивирование, рефлексию, а под внешними – специально организованную деятельность учителя, в которой объектом учителя становится содержание, опосредованно влияющее на формирование потребностей ученика в мотивировании, критичности, рефлективности по отношению к сообщаемым знаниям).

Реализовывать творческие способности учащихся, предоставлять условия для дальнейшего развития можно не только привычными формами и способами. Над совершенствованием творческого потенциала школьников работаю как на уроках, так и во внеурочное время.

     Стараемся с детьми участвовать в  школьных, районных и Всероссийских конкурсах. Так, участвуем в фестивале творческих и исследовательских работ « Портфолио», « Мир конкурсов» и олимпиаде « Эрудит». Это способствует формированию у детей культуры умственного труда, умственных способностей, интеллектуального развития, активной жизненной позиции, осмыслению детьми общественной значимости развития своих способностей, содействию им в успешной интеграции в самостоятельную взрослую жизнь.

 Воспитательная работа так же способствует формированию основных жизненных взглядов, стойких принципов, развитию творческого потенциала школьников. В её основе лежат основные направления:

Краеведение, экологическое, гражданско- патриотическое, духовно- нравственное.

Учащиеся учатся  самостоятельно добывать знания, а затем на классном часе или предоставить отчёт в устной или письменной форме по заданной теме.

Пишем сочинения, небольшие творческие работы по краеведению, собираем сведения о семьях учеников.

Поэтому система познавательных задач, стимулирующая учебно-познавательную деятельность, развивающая гибкость и нестандартность мышления, должна, по моему мнению, отвечать следующим требованиям: возбуждать интерес к деятельности по их решению; опираться на знания и опыт учащихся; способствовать развитию психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (внимания, памяти, мышления, воображения);   строиться на междисциплинарной (интегрированной) основе; быть направлена на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности; учитывать уровни развития творчества.

Специально отобранные из методических пособий или самостоятельно конструируемые задания должны быть ориентированы на постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объёма работы, повышение уровня самостоятельности учащихся, интеграцию знаний и способов деятельности, формирование следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мысли (количество идей, возникающих за единицу времени), гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую), оригинальность (способ находить решения, отличающиеся от общепринятых); любознательность (чувственность к проблемам в окружающем мире), умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система экологического образования и воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности

Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная ц...

Представление опыта по теме "«Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Представлен опыт работы учителя по теме: «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности» на примере предмета "физик...

Формирование финансовой грамотности личности школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Воспитание нового поколения финансово грамотных людей. Из опыта работы....

Организация проектной деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности

Важнейшая задача современной школы – воспитать интеллектуально развитую личность, обладающую набором важнейших качеств: инициативностью,  способностью принимать нестандартные решения в разл...