Система экологического образования и воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности
статья на тему

Андреева Татьяна Евгеньевна

Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная цель развития цивилизации. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование и воспитание должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon andreeva_t.e._sistema_ekologicheskogo_vospitaniya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя географии и биологии

МОУ Волосатовской средней общеобразовательной школы

Селивановского района Владимирской области

Андреевой Татьяны Евгеньевны

Экологическое образование и воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности.

       Наша школа имеет четко сформированную Программу развития, одним из приоритетных направлений программы является эколого – краеведческое воспитание и природоохранная деятельность учащихся. Несмотря на то, что отдельного предмета «Экология» в школе нет, вопросы экологического образования рассматриваются в начальной школе на уроках ознакомления с окружающим миром, в основной и старшей школе на уроках природоведения, биологии, географии, обществознания, химии, технологии. Большая часть экологического образования приходится на внеклассную и  внеурочную деятельность.

        Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная цель развития цивилизации. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование и воспитание должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ.

         Для экологического воспитания и образования в нашей школе применяются различные формы работы :

- поисково - исследовательские (экологический мониторинг: «Экологическое состояние почв вдоль железной дороги п. Новый Быт.», исследование эволюционных проявлений  в природном окружении школы, экологическое исследование «Мусор в лесу», с последующей практической деятельностью по утилизации свалок, «Экологическое  состояние воздушной среды п. Новый Быт», « Изучение санитарного состояния лесов лесопарковой зоны на территории Качаловского участка ТО Селивановского лесничества и выявление основных причин его нарушения» и др).

- конкурсные (конкурсы рисунков и плакатов «Береги свою планету, ведь другой такой нет», фото-, видео- коллекции «По родным местам», поделок из вторичного сырья «Вторая жизнь вещей» и др.);

- игровые (экологические викторины, игры, спектакли);

- познавательные (классные часы на экологическую тематику, уроки-семинары, уроки-диспуты, «круглые столы», «Урок чистой воды»);

- продуктивные (озеленение школьных рекреаций, озеленение поселка, уборка территории лесов лесопарковой зоны, окрестностей природного заказника «Колпь»,  очистка и благоустройство родников, организация трудовых десантов по уборке своих дворов от бытового мусора)

   В рамках экологических месячников, декад проводятся различные мероприятия.

         Все учащиеся и работники школы несколько раз в год принимают  участие в акции «Благотворительный бал в пользу природы». В рамках акции производится уборка мусора, благоустройство школьной территории, сада и прилегающих к ней участков.

         Для участия в природоохранной акции «Птичий дом» учащиеся на уроках технологии изготавливают  скворечники.

         Учащиеся 1- 4 классов принимают активное участие  в конкурсах «Вторая жизнь вещей». На конкурс представлялись поделки из пластиковых бутылок, пакетов, фантиков, дисков. Особого внимания заслужили модельные наряды из полиэтиленовых пакетов.

         Все классные руководители проводят классные часы на экологическую тематику.

         Учащиеся 5-11 классов вместе с классными руководителями участвовали в сборе материалов для создания рукописной книги «Чудеса природы нашей местности»,  в которую вошли очень интересные материалы не только экологической, но и краеведческой направленности. Учащиеся беседовали с местными жителями и узнали много интересной информации, легенд о природных объектах поселка, это и Волосово озеро, и «Безымянный Родник», и  «Крутые ямы».

          В 3 и 4 классах в апреле в период сокодвижения был организован праздник в познавательно – игровой форме «Березкины слезки», который прошел в березовой роще.

          Большая природоохранная работа проводится в школьном лагере.  В летний период работает отряд «Зеленый патруль». Ребята ухаживают не только за деревьями и кустарниками школьного сада, за цветником и огородом,  но и совершают экологические экспедиции в целях изучения природных памятников, сохранения и улучшения их состояния. Эколого – краеведческие экспедиции были организованы в верховья реки Колпь, на родники  в д. Большое и Малое Григорово, в д. Митяково, в бывшую деревню Васильево «Жила была деревня», в д. Матвеевка «Колпь -  река – музей», озеро Волосатое и другие.

          Важное значение для формирования экологической культуры имеет и участие детей в проектной деятельности, которая позволяет не только получать теоретические знания, но и применять эти знания на практике. Систематическое и последовательное включение обучаемых в решение экологических задач, с использованием краеведческого материала, обуславливает готовность учащихся к решению различных проблемных ситуаций, которые могут возникать в будущей профессиональной и личной жизни.

      Учащиеся школы работали над проектами «Живи родник», «Благоустройство школьного двора», «Тропинка здоровья», «Здоровое питание школьников», в рамках которого старшеклассники проводили анкетирование всех учащихся школы по разработанным анкетам с целью выявления нарушений в организации ежедневного питания детей, разрабатывали рекомендации. Итоги были подведены на общешкольной конференции.

      Наиболее масштабным в 2009 году стал проект по созданию экологической тропы. Маршрут тропы выбран не случайно, он проложен на территории, где находится несколько природных и исторических памятников, сохранившихся с дохристианских  времен,  с которыми связано возможно и само появление поселка. Много легенд «витает в воздухе» связанных с Волосовым озером, «Крутыми ямами», «Родником», остатками  былых дубрав, многочисленных воронок,  поноров, фрагментов сухого русла временных потоков талых и дождевых вод, наглядно представляющих суффозионно -карстовые формы рельефа. На территории тропы имеются и современные природные объекты – молодая посадка голубых елей, которая по согласованию с Государственным лесным надзором взята под охрану учащимися 6 и 7 класса.  Наша задача - экологическое и культурное просвещение учащихся и местных жителей, воспитание чувства экологической ответственности и патриотизма по отношению к родной природе.  Важнейшим этапом создания учебной экологической тропы являлось принятие официального документа - паспорта на экологическую тропу.  В сентябре 2009 года Совет народных депутатов муниципального образования сельское поселение Волосатовское Селивановского района Владимирской области принял решение об утверждении проекта «Экологическая тропа» в области благоустройства территории МО СП Волосатовское и учебно – исследовательской деятельности. (приложение №1)

Цель экотропы: создание условий для формирования  экологической культуры и расширения естественно – научного кругозора учащихся школы и местного населения в ходе прохождения экологической тропы.

Задачи:

  1. Способствовать привлечению учащихся школы к  природоохранной деятельности;
  2. Формировать навыки экологически грамотного поведения в природе.
  3. Познакомить учащихся со сложными взаимосвязями в  природе.
  4. Развивать умения работать с различными  методиками исследования окружающей среды;
  5. Вовлечь школьников в исследовательскую деятельность и простейший мониторинг окружающей среды.

Преимущества экологической тропы

  1. Практическая деятельность способствует более эффективному формированию экологической культуры и грамотного поведения в природе.
  2. Способствует развитию социальной  деятельности подростков.
  3. Помогает активизировать интеллектуальные, организаторские,  творческие, ораторские способности учащихся.
  4. Обеспечивает взаимосвязь теоретических знаний, полученных в школе, с практической деятельностью.
  5. Служит рабочей площадкой для выполнения экологических проектов и исследовательских работ учащихся.
  6. Экологическое образование и воспитание реализуется через различные формы работы:
  • младшие классы: игра, путешествие, прогулка, театрализованное представление.
  • средние и старшие классы: экскурсии, поисковая, исследовательская, природоохранная деятельность;

                   Принципы организации работы на экологической тропе.

Образовательный процесс  строится в соответствии с технологией развивающего обучения, где ребёнок с его интересами, опытом и знаниями занимает главенствующую позицию.

                              ЭТАПЫ ПРОЕКТА

  1. Подготовительный.
  • Принятие официального документа (паспорт на экологическую тропу)
  • Исследование местности.
  • Прокладка рекомендованного маршрута.
  • Составление его карты – схемы.
  • Выявление смотровых точек, экскурсионных объектов, мест отдыха.
  • Определение общего содержания познавательных экскурсий.
  • Подготовка и защита рефератов, проектов.
  • Определение тематики научных и художественных текстов, призывов, обращений, размещение их на стендах и установка вдоль маршрута.
  1. Организация работы на экологической тропе.
  • Экскурсии
  • Внеклассные мероприятия
  • Работы по благоустройству тропы
  • Исследовательская деятельность
  • Походы
  1. Разработка плана по дальнейшему благоустройству тропы.

       На базе данного проекта была создана организация «Зеленые подмастерья» (учащиеся 6 -11 классов), которая занимается благоустройством тропы. Ребята  оформляют и устанавливают информационные щиты, лозунги. Силами учащихся была создана культурная площадка для отдыха на территории тропы на основе собственного  проекта, конкурс на который был объявлен среди классов.

       В осенний период прошли первые экскурсии. Младшие школьники знакомились с жизнью растений осенью, сравнивали особенности осенней окраски листьев различных деревьев, собирали гербарий из листьев. Шестиклассники, в ходе экскурсии по биологии знакомились с многообразием растений, самостоятельно исследовали жизнь растений осенью.

       В 8 классе была организована экскурсия при изучении темы «Рельеф». Ребята с помощью краеведческого материала изучали различные формы  рельефа и наглядно познакомились с суффозионно – карстовой формой. Они узнали, что в результате растворения известняков и доломитов подземными водами в земле образуются пустоты, называемые карстовыми. При постепенном проседании вышележащих слоев грунта появляются воронки, ложбины, которые мы наблюдали на своем пути. Вот мы и на берегу Волосова озера, где когда -то наши предки славили своего духа – покровителя Волеса (в христианские времена – Леший).  Здесь мы видим еще один карстовый провал, в который провалилась часовня.

       Несмотря на зимний сезон и погодные условия, которые ограничивают доступ к тропе, и в настоящее время ведется активная работа. Сейчас объявлен конкурс на лучший проект благоустройства «Родника», т. к. бревенчатый сруб давно обветшал. Реализация проекта начнется весной 2010 года.

      Группа экскурсоводов (учащиеся 7и 9 классов), разрабатывают экскурсии. Группы краеведов и «научных сотрудников» изучают исторические и природные особенности данной местности, знакомятся с методиками исследований. На основе полученных данных готовится экскурсионный материал. Подготовить экскурсию сложно. Выбрав какой  либо природный объект, его нужно тщательно исследовать, собрать о нем интересные сведения. Для проведения экскурсии необходимо подготовить рассказ, создать эмоциональный фон с помощью пословиц, поговорок, легенд, которые ученики узнают из бесед со старожилами, адаптировать его для различных возрастных групп учащихся. Для каждой экскурсионной программы создается папка с материалами, дополненная  информационными схемами, рисунками, фотографиями. Большим подспорьем для создания экскурсионных программ оказала книга Альберта Николаевича Соловьева «Селивановское приколпье». Для зимнего периода подготовлена экскурсия «Следы на снегу», где учащиеся младших классов и среднего звена имеют возможность познакомиться с жизнью животных в холодный период времени, научиться отличать следы некоторых зверей нашей местности и  «Жизнь растений зимой». При разработке экскурсий использовался материал учебного пособия под редакцией Е.С. Цикало «Экскурсии в природу  Подмосковья», а также собственные фотографии  рисунки и наблюдения.

       Группа ребят 7 класса проводят паспортизацию посадки голубых елей, выполняют простейшие исследования, готовясь к серьезной научно – исследовательской экологической работе.

         В рамках акции «Кормушка» ребята изготовили многочисленные подкормочные  площадки для птиц, которые развесили также и на деревьях экологической тропы. Сейчас кормушки регулярно заполняются кормом для зимующих птиц.

         С наступлением весеннее-летнего периода ребят ожидает очень большая деятельность, где каждый сможет найти себе работу по душе.

          Количество ребят, желающих изучать свой край, участвовать в исследовательских проектах, с каждым годом увеличивается.

           Все собранные и отобранные краеведческие материалы систематически используются в работе, что является большим стимулом к дальнейшей деятельности. Используются различные формы гласности:

  • Оформление выставок (фотографий, газет, поделок) как постоянных, так и временных (в кабинете географии, рекреации школы)
  • Выступление с докладами, презентациями работ на классных часах, конференциях.
  • Проведение бесед, викторин, экологических игр с ребятами младших классов
  • Оформление собранного материала в музее кабинета географии.
  • Вручение грамот, благодарностей и призов на общешкольных линейках.

     

      Перспективу своей дальнейшей работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся видим в создании условий для внедрения обучающих компьютерных программ по экологическим проблемам и решении конкретных экологических задач с помощью ЭВМ, а так же создание экологической тропы на базе пришкольного учебно – опытного участка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье представлены вопросы обэкологическом образовании и воспитании школьников-подростков в процессе краеведческой деятельности....

Представление опыта по теме "«Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Представлен опыт работы учителя по теме: «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности» на примере предмета "физик...

Экологическое воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности

Выступление на  методическом объединении учителей...

«Патриотическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Доклад на тему «Патриотическое воспитание младших школьников в урочной  и внеурочной деятельности»...

Организация проектной деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности

Важнейшая задача современной школы – воспитать интеллектуально развитую личность, обладающую набором важнейших качеств: инициативностью,  способностью принимать нестандартные решения в разл...