Методическая разработка по теме" Разработка урока английского языка с применением технологии критического мышления".
методическая разработка по английскому языку (9, 10 класс)

Смирнова Елена Анатольевна

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОс нового поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличии от традиционного урока, который является, по сути, ретрансляцией знаний и опыта учителя, современный урок должен стать " театром " действий ученика, который становится активным участником образовательного процесса, самостоятельно планирующий свою учебную деятельность и способный к адекватной самооценке. Учителю, в свою очередь, отводится роль координатора действий ученика.Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи иноязычного основного среднего образования выделяется формирование универсальных(метапредметных) учебных действий, обеспечивающих обучающимся, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии. Одной из образовательной технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОс и способствует формированию УУД, является Технология критического мышления, целью которого является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Для успешной интеграции в современный социум молодым людям необходимо умение критически осмысливать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Человеком, способным мыслить критически, сложно манипулировать; сопоставляя информацию, полученную из различных источников, он формирует картину мира на основании собственной системы взглядов. Критическое мышление обеспечивает способность применения полученных знаний в нестандартных ситуациях, оно является обязательным условием исследовательской деятельности. Изучение английского языка играет огромную роль в развитии критического мышления подростков, определяемую спецификой его как учебного предмета и особенностями используемых технологий обучения. В связи с этим И.А. Зимняя подчёркивает, что именно в нашей стране в практике преподавания иностранного языка была впервые поставлена задача обучению мышлению на иностранном языке. Основной целью развития критического мышления подростков является расширение мыслительных компетенций для эффективного решения социальных, учебных и практических проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_raz.docx112.38 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование урока английского языка с применением технологии развития критического мышления

Я слышу, и я забываю.

Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.    

    Введение  

                                                                                                                                        Конфуций

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который  является, по сути, ретрансляцией знаний и опыта учителя, современный урок должен стать «театром»  действий ученика, который становится активный участником образовательного процесса, который самостоятельно планирует свою учебную деятельность и  который способен к адекватной самооценке. Учителю же, в свою очередь отводится роль координатора действий ученика.

Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи иноязычного основного среднего образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий обеспечивающих  обучающимся, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (сокращенно - РКМЧП или КМ) выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Таким образом. Исходя из данной проблемы. Темой моей опытно – методической разработки является « Моделирование урока английского языка с применением технологии развития критического мышления».

Предмет  исследования – изучение и анализ приёмов и методов развития критического мышления на уроках английского языка.

Объект исследования – процесс обучения английскому языку на среднем этапе обучения.

                                                          1

Гипотеза – это будет способствовать повышению  результативности образовательного процесса, его  эмоционально – мотивационному уровню.

    Целью опытно – методической разработки является разработка урока английского языка с применением технологии критического мышления.

   Для этого необходимо выделить следующие задачи :

- изучить приёмы и методы Технологии критического мышления в соответствии с требованиями ФГОС.

- проанализировать содержание Технологии критического мышления в обучении иностранным языкам.

- разработать урок английского языка с применением активных методов Технологии критического мышления.

-  описать наиболее интересные методы и приёмы Технологии критического мышления.

                                                                                2

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Для успешной интеграции в современный социум молодым людям необходимо умение критически осмысливать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Человеком, способным мыслить критически, сложно манипулировать; сопоставляя информацию, полученную из различных источников, он формирует картину мира на основании собственной системы взглядов.

Критическое мышление обеспечивает способность применения полученных знаний в нестандартных ситуациях, оно является обязательным условием исследовательской деятельности.

В России тема критического мышления изучалась в научных исследованиях Е.В. Волкова  «Критическое мышление: принципы и признаки», Г.В. Сориной «критическое мышление: история и современный статус»,  Н.Л. Московской и В.П. Муякиной «критическое мышление  как образовательная ценность», Е. И. Федотовской «Методика развития критического мышления как важного фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции в специализированных вузах». 

За рубежом известны работы Д. Клустера «Что такое критическое мышление?», Г. Линдсея, К. С. Халла, Р. Ф. Томсона «Творческое и критическое мышление, Поля Р. У. «Критическое мышление: Что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире» и Халпера «Психология критического мышления». Западная психолого-педагогическая традиция располагает целым рядом отдельных исследований (P. Facione, N. Facione, C. Giancarlo, R. Ennis, S. Norris, G. Salomon), посвящённых изучению установок на критическое мышление, методик их развития и диагностики.

К примеру, Д. Халперн в своей работе «Психология критического мышления» определяет критическое мышление как направленное мышление. По мнению ученого оно отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью. Критическое мышление отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.[1]

Мы предлагаем понимать под критическим мышлением самонаправляемое, самодисциплинируемое, самооценивающее и самокорректирующее мышление. Это предполагает соглашение со строгими стандартами, что влечет за собой эффективную коммуникацию и способность решать проблемы, и обязательство преодолевать наш природный эгоцентризм и социоцентризм.

Г.В. Сорина считает, что критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей.[2]

Критическому мышлению в целом свойственна практическая ориентация. В силу этого оно может быть проинтерпретировано как форма практической логики, рассмотренной внутри и в зависимости от контекста рассуждения и индивидуальных особенностей рассуждающего субъекта.

Вместе с тем одна из важнейших особенностей критического мышления заключается в том, что оно учит анализу и конструированию рассуждений, получению знания вне зависимости от профессиональной сферы деятельности.

Критическое мышление ориентируется на анализ «естественных» рассуждений, не стремясь подогнать их под стандартные структуры формальной логики.[3]

Изучение английского языка играет огромную роль в развитии критического мышления подростков, определяемую спецификой его как учебного предмета и особенностями используемых технологий обучения. В связи с этим И.А. Зимняя подчеркивает, что именно в нашей стране в практике преподавания иностранного языка была впервые поставлена задача обучения мышлению на иностранном языке.[4] Основной целью развития критического мышления подростков является расширение мыслительных компетенций для эффективного решения социальных, учебных и практических проблем.

Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления на уроках иностранного языка, как правило, включает в себя три стадии.

Первая стадия – стадия вызова. Основными задачами данной стадии является повышение адекватности детей, развитие интереса и учебной мотивации, обобщение имеющихся знаний по заданной проблеме.

Вторая стадия – стадия осмысления. На данной стадии выдвигаются следующие задачи: обеспечение знаниями учащихся, осмысление полученных знаний, соотношение имеющихся знаний.

Третья стадия – стадия рефлексии. На данной стадии решаются такие задачи как: осмысление и обобщение полученных знаний, присвоение (запоминание) знаний, формирование собственного отношения к проблеме.

Таким образом, в результате применения методов критического мышления в процессе обучения иностранному языку актуализируется субъектная позиция личности каждого ребенка. Данные методы способствуют организации учебной деятельности студентов в соответствии с механизмами ценностной ориентации поиск – оценка – выбор – проекция. Несмотря на то, что все компоненты представлены в методах критического мышления, однако, выбор, как соотношение внешнего и внутреннего план жизнедеятельности личности, и проекция, как прогноз, реальная конструктивная перспектива, выражены наиболее отчетливо и ярко.

В мировой практике развития и формирования критического мышления разработано множество методов, способов и программ, каждая из которых должна привести к желаемому результату. Однако, используя ту или иную методику формирования критического мышления, в конкретной ситуации мы столкнемся с рядом трудностей, заключающихся в специфических условиях возраста, предмета, на котором происходит формирование критического мышления, психологического климата и формы организации процесса обучения. Поэтому для каждого случая методы, используемые для формирования критического мышления, будут своими и в общем случае будут представлять набор заданий/приемов, являющихся частью определенного критерия сформированности критического мышления.

Большинство исследователей (А.Р. Галямова, В.Е. Бугера, Е.А. Генике, Е.А. Трифонова, И.О. Загашев, С.И. Заир_Бек, И.В. Муштавинская, В. Ружиэйро, Г.В. Сорина, А.В. Тягло, Т.С. Воропай, Е.А. Ходос, А.В. Бутенко, Е.В. Мурюкина, И.В. Челышева, Е.С. Полат, А.В. Федоров, И.А. Мороченкова, Г.Р. Биккулова и др.), занимающихся развитием и формированием критического мышления, так или иначе, опираются на технологию развития критического мышления через чтение и письмо, разработанную американскими исследователями (Ч. Темпл, К. Мередит, Дж. Стилл, Д. Огл). Понятие «технология обучения» впервые прозвучало в 1970 году на конференции ЮНЕСКО. Термин определяется как движущая сила модернизации образовательного процесса.

Говоря о вкладе российских педагогов в определение основ понятия технологии, стоит отметить, что наибольший вклад в разработку проблемы технологии обучения внесли В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, С.А. Смирнов, Ю.Г. Татур и другие. Из зарубежных исследователей, на наш взгляд, необходимо отметить Л. Андерсона, Дж. Блока, Б. Блума, Т. Гилберта, Р. Мейджера и других. При реализации технологии педагогом применяются соответствующие средства обучения. М.Я. Виленский под соответствующими средствами обучения понимает не любые средства, а те, которые имеют высокую производительность.[5] Таким образом, под средствами обучения будем понимать все те материалы, с помощью которых преподаватель воздействует на обучающегося для достижения педагогических целей в учебном процессе.

Технология развития критического мышления на уроках иностранного языка располагает огромным арсеналом средств: кластеры, написание синквейнов, инсерт, корзина идей, написание эссе, мозговые штурмы, тонкие и толстые вопросы, фишбон, чтение с остановками, бортовые журналы, «KWL Chart».

Также к методам развития критического мышления относятся так называемые «идейные сетки» (Mindmapping, Clustering),  «Mind-Map», Mindmapping, размышление над интересными цитатами и высказываниями, работа над поговорками может стать хорошей основой для развития критического мышления учащихся, творческая работа с песнями и т.д.

Рассмотрим наиболее интересные задания для развития критического мышления, которые мы используем в своей практике преподавания английского языка.

Итак, на уроках иностранного языка с целью развития критического мышления мы использовали следующие задания.

1. "Wordplay"

Учащиеся придумывают для своих одноклассников вопросы и дают им категории на любые темы: название стран, профессий, числительные, цвет, месяц, дни недели и т.д.

- Susan is a: a) surname b) first name c) boy’s name

- England is a: a) language b) nationality c) country

2. Sightseeing.

На каникулах ты с родителями поедешь в Англию, совершишь экскурсии по Лондону, что бы ты хотел увидеть, потрогать, с кем пообщаться в первую очередь и почему. Опиши на английском языке это место: историческую ценность, размер, цвет, запах и т.д. Напиши, почему с этого места начнется твоя экскурсия.

3. Penfriend

Каким ты себе представляешь друга по переписке, опиши внешность, характер, увлечения и др., заполняя пропуски предполагаемого письма, затем ответь другу используя другие выражения, глаголы, прилагательные подходящие по смыслу, так что бы он понял “What sort of person you are” и стоит ли продолжать переписку с тобой.

Dear penfriend, My name is______and I’m_____(age). I’m from ______. I’ve got_____,_______hair and _____eyes. I’m_____metre___and I’m quite______(size). I look like my________. I’m_____and _____(character). I like ___,____and____but I don’t like__________. Please write to me and tell me what you’re like.

4. «Ассоциативный куст».

Известно, что очень тяжело «раскачать» учеников в начале занятия. Для того, чтобы улучшить начало занятия, мы стали использовать «мозговую атаку» или «мозговой штурм». Конечно, что все новое воспринимается в начале отрицательно. Ученики начали задавать вопрос на манер: «Зачем это нам надо? Это неинтересно» и т.д. Но надо быть настойчивым и все будет надлежащим образом. Этот метод мы стали использовать вместо «языковой разминки», и вместо вопросов типа: « Кто очередной? Кто отсутствующий?», мы стали давать для обдумывания ключевое слово или ключевую фразу занятия.

Например, если тема урока «Компьютеры», ученики говорят все слова, фразы, мысли, которые появляются у них, когда они слышат это слово. Для того, чтобы научить учеников пользоваться этим методом мне понадобилось приблизительно пять занятий. Так как мы получили первые положительные результаты, мы решили двигаться дальше. Мы  приняли решение дополнить эту работу «ассоциативным кустом». Теперь, мы пишем ключевую фразу на доске, а потом располагаем все идеи вокруг нее. Но задачи осложнилась тем, что ученики не только должны давать собственные идеи, а и объяснить, почему именно так, а не иначе. Можем констатировать тот факт, что страх ошибки постепенно отступил, вместо этого ученики стали более активно генерировать идеи, а со временем объяснение идей стало более мотивированным.

5. «Диаграмма Вена». Эта техника очень интересна потому, что мы используем не только устную информацию, но и наглядную. Эта диаграмма составляется с трех или больше кругов, которые пересекаются. В тех местах, которые являются общими, мы пишем те черты, которые присущие понятиям, которые сравниваются, а в тех, которые не пересекаются, мы пишем те черты, которые не являются общими. Чтобы было понятно, приведу пример. Например, при сравни два варианта английского языка: повседневной и технической, мы получим такую диаграмму.

6. «Доска вопросов». «Доску вопросов» надо поместить в легкодоступном месте. Когда у учителя нет времени ответить на все вопросы, ученики могут их там поместить и учитель может потом их собрать, выучить и ответить или в письменной форме, или устно на следующих уроках, или вынести их на обсуждение в классе.

7. «Линия ценностей». «Линия ценностей» является разновидностью кооперативной деятельности и рекомендуется для того, чтобы выявить мысли учеников из таких проблемных вопросов, где возможны разные ответы, то есть возможные разные степени согласия или несогласия с каким-то заявлением или утверждением. Очень полезно научить учеников признавать и уважать разные точки зрения. Полезно, чтобы ученики учились отстаивать свои убеждения, даже когда их друзья с ними не согласные. «Линия ценностей» предназначенная для того, чтобы привлечь внимание учеников к определенному проблемному вопросу, решить,

что они думают по этому поводу. Осознать, что по поводу одного могут быть разные мысли, а также занять позицию относительно вопроса и уметь сформулировать аргументы в пользу своей мысли.

Например, на одном уроке мы показывали ученикам картинки одну за другой и спрашивали, что они видят. Большинство сказали, что они видят портрет женщины (рисунок 1), несколько фигур (рисунок 2), старика в лодке (рисунок 3). Мы предложили посмотреть им на картинки по-другому: вверх ногами, вертикально; обсудить друг с другом, что увидели. Некоторые увидят: слово LIAR, слово LIFE. В белые пропуски между чёрными, большую птицу с человеком в клюве (рис. вверх ногами).

        Image1688http://festival.1september.ru/articles/411247/Image1689.jpg

        Image1690

 Ученики получили возможность обсудить на иностранном языке, что они увидели, узнать новые слова, отработать структуры в Present Continuous (e.g., “What is the man in the boat doing?”).

Также в ходе развития критического мышления учащихся на уроках иностранного языка мы используем кластеры - графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями. Соединяя различные факты и мысли в такие паутинки, дети развивают системность мышления. В центре листа пишется слово (тема, проблема) Далее вокруг этого слова записываются слова или словосочетания, которые учащиеся выбрали из текста.

8. Синквейн. Намного проще, но также эффективен прием называемый «синквейн». Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк (тема – существительное; описание темы – 2 прилагательных; описания действия – 3 глагола; фраза из 4-х слов; синоним к теме).

Данный прием используется как способ синтеза материала. Кратность и лаконичность формы позволяет развивать способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах. «Синквейны» применяются в качестве инструмента для синтезирования сложной информации; способа оценки понятийного багажа учащихся; средства развития творческой выразительности мысли.

Для того чтобы начать рефлексировать по поводу своей деятельности, необходимо создать среду для рефлексии, которая включает: 1) особое пространство («круглые столы», педагогические гостиные, клубы); 2) положительное восприятие друг друга в процессе рефлексии.

Мы предложили детям несколько тем, которые им более близки и понятны: еда, животные, работа по дому. Дети работали дома, и у них была возможность воспользоваться словарями. Родители приняли активное участие в этой работе. Ниже мы приводим несколько примеров подобного сотрудничества:

APPLES

JUICY, SWEET

BITE, EAT, ENJOY

EAT THEM EVERY DAY

HEALTH

PIZZA
WONDERFUL, TASTY
COOK, EAT, ENJOY

IT’S MY FAVOURITE FOOD
ITALY

HOUSEWORK

NECESSARY, BORING

WASHING, CLEANING, SHOPPING

I DON’T LIKE IT

                                                                   

Синквейн развивает критическое мышление. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Уровень критического мышления будет достаточно развитым, если ученик показывает способность находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.

9. Дневник. Эффективной формой развития критического мышления является ведение дневниковых записей учащихся. Главной трудностью такого вида работы является, несомненно, противоречие между достаточно богатым и разнообразным жизненным опытом учащегося, с одной стороны, и ограниченными его возможностями при описании событий и изложении фактов на иностранном языке, с другой.

Как нам представляется, выход из положения, по нашему убеждению, состоит в оптимальном применении принципа повторяемости и вариативности.

Форма заполнения дневника должна быть достаточно стабильной и единообразной. Это придает действиям повторяющийся характер, а самому школьнику - уверенность при ведении дневниковых записей. В распоряжении учащегося должен находиться достаточно обширный набор выражений и фраз, которые можно было бы привлечь для заполнения дневника, для адекватного описания своей деятельности в течение дня.

В ходе нашей работы мы разработали следующую форму ведения дневника.

Day of the week,

date

Weather

Meals

Daily activities

Monday,

June 1st...

Tuesday

Etc.

Fair,

rather hot,

temperature about 25 degrees Centigrade,

no wind,

dry,

sunny

Breakfast:

Cup of tea,

sandwiches.

Dinner: chicken soup, meatballs. Supper: stewed fish, tea

Got up at 8.00. Rode a bicycle in the yard.

Went shopping (bought some bread and milk).

After dinner read (was reading) a detective novel. Took a walk to the park. Watched TV after supper, etc. Went to bed at 11 PM.

Дневником может стать обычная тетрадь или же листы традиционного формата, которые следует размножить с помощью ксерокса.

Для того, чтобы обеспечить школьника языковым материалом для справок, предлагаем далее нужный ему лексический материал. Однако его недостаточно для тех ситуаций, которые

школьнику захочется отразить в своих записях. Поэтому работа с дневником должна стимулировать умение и потребность работать со словарями, прежде всего с русско-английским словарем.

К сожалению, в ходе нашей работы мы пришли к заключению, что весьма скудный бюджет времени, имеющегося в распоряжении учителя английского языка, создает определенные сложности при контроле дневниковых записей учащихся. Лишь в условиях специализированного среднего учебного заведения с малой наполняемостью учебных групп и достаточно высоким уровнем подготовки школьников педагог может себе позволить просмотр всех дневников. В общеобразовательной школе просмотр дневниковых записей может носить выборочный характер, что позволит педагогу осуществить индивидуальный подход к ученикам, выделяя при этом тех, кто проявляет особый интерес к овладению иностранным языком.

Отметим также, что задание вести летний дневник (с последующей проверкой в начале нового учебного года) - это, по нашему мнению, неплохой способ свести к минимуму естественный процесс забывания уже изученного языкового материала и приобретенных речевых навыков.

В этом случае дневниковые записи можно было бы использовать на первых уроках учебного года при беседе о летних каникулах, а также при изучении других тем, связанных с деятельностью учащихся.

10. «Шесть шляп мышления». Также одним из интересных приемов в технологии критического мышления является «шесть шляп мышления», основатель которого – Э. де Боно.[6] «Шесть шляп мышления» – это возможность высказывать свои предположения независимо от предположений других: все точки зрения будут разными, так как «роли», распределенные между участниками, заведомо разные. Это дает возможность подумать об альтернативных взглядах на проблему, обсудить разные точки зрения, и если какое-то предположение окажется оспоренным, то ученик не будет чувствовать в этом ошибку, ведь он всего лишь сыграл роль. Прием хорошо проводить на начальном этапе развития рефлексии, чтобы раскрепостить детей. При такой форме организации рефлексии преподаватель получает от учеников различные точки зрения по обсуждаемому вопросу. У учащихся нет опасений высказывания ошибочных предположений.

11. Стратегия «Конспектирование» способствует формированию навыков работы с информацией, так как для сокращения текста  без потери существенной информации, установить причинно-следственные связи. необходимо выделить ключевые понятия, вычленить главную мысль  Наиболее хорошо знакомый нам вид конспекта - линейный конспект (тезисное свертывание информации) – на уроке иностранного языка приемлем в виде текста компьютерной презентации. Более хорошо подготовленные в языковом плане ученики составляют конспект в виде личного списка слов или на основе опорных сигналов: символов, схем, рисунков. Очень эффективным приемом является составление конспекта – таблицы, часто в вопросно-ответной форме, с помощью которого проблема обсуждается в парах.

12. Стратегия «Разметка текста» («INSERT)/ позволяет учащимся систематизировать и оценить информацию, делая на полях пометки с помощью условных знаков: It’s well-known (V), It’s new and interesting (+), I don’t believe it (-), I need additional information (?). Традиционное подчеркивание менее эффективно, так как не содержит оценки  информации. После систематизации маркированной информации в виде таблицы, проводится обсуждение каждого столбца в парах или группах.

Хорошо знакомые учителям упражнения типа «Say true, false or don’t know» не только решают прагматическую задачу проверки понимания текста, но и способствуют формированию критического мышления, если в самом тексте заложена ложная информация, которую необходимо выявить. КИМы по иностранному языку содержат задания такого типа.  

13. Стратегия «Дерево предсказаний» используется при работе с сюжетными текстами. На стволе записывается вопрос, обращенный в будущее: What will happen at the end? Текст разбивается на 3-4 части. После прочтения каждой части ученики записывают на листьях дерева свои прогнозы по содержанию рассказа, на ветвях аргументируя их. Каждую версию нужно обосновать и устно. Когда текст дочитан до конца, учащиеся проверяют, сбылись ли их прогнозы.

Эффективным средством формирования и развития критического мышления являются ролевые игры, конференция, телемост, ток-шоу по изучаемой теме, а также диспут и дебаты. Они способствуют развитию таких важнейших характеристик критического мышления, как умение анализировать и сопоставлять разные идеи, события, точки зрения; умение слышать аргументы оппонентов; умение доказательно отстаивать свою позицию, одновременно воспитывая толерантное отношение к различным точкам зрения. Принимая решение по обсуждаемой проблеме, участники ролевой игры должны учитывать все её аспекты. Им становится ясно, что не только в игре, но и в реальной жизни часто нет однозначно устраивающих всех решений проблемы. Необходимо внимательно относиться к чужому мнению и уметь аргументировано доказывать своё мнение.

Сформированное критическое мышление способствует адекватной рефлексивной оценке своей деятельности.  При завершении определенного этапа работы над темой дети учатся задавать себе вопрос «Что из изученного я знаю хорошо, а что еще недостаточно? Что я должен сделать для того, чтобы устранить пробелы? Могу ли я справиться самостоятельно, или мне требуется помощь?»  и планировать свои дальнейшие действия.

14. Лист самооценки. Большую помощь в формировании правильной оценки своих достижений оказывает ученику  «Лист самооценки», на котором зафиксированы требования к знаниям и умениям, которые должны быть достигнуты к концу определенного периода. Оценивая достигнутый уровень, ученик ставит перед собой задачи на будущее. Рефлексия позволяет структурировать информацию, мысли и эмоции.

15. Тонкие и толстые вопросы. Стратегия «Тонкий и толстый вопросы» учит детей правильно строить общение. Важно показать детям, в каких случаях вопросы могут быть тонкими, требующими краткого однозначного ответа; а когда необходимы толстые вопросы, на которые нужно отвечать развернуто, обстоятельно. Особенно важно научить детей задавать друг другу открытые вопросы, которые побуждают размышлять, думать, воображать, творить или тщательно анализировать. Умение находить варианты ответов на открытые вопросы  и задавать такие вопросы – шаги к формированию критического мышления. Анализ прочитанного текста может быть эффективно организован при помощи приема «Три вопроса». Каждый ученик составляет три «толстых» вопроса для своего соседа по парте. Каждая пара выбирает и задает классу самый интересный вопрос.

У учащихся, проявляющих интерес к иностранному языку, особую популярность имеют задания, способствующие развитию критического мышления: напишите письмо автору книги или статьи, придумайте другое окончание рассказа, опишите то, что предшествовало событиям рассказа.

В заключение хотелось бы отметить, что уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Иностранный язык в данном случае является как целью, так и средством обучения. При выполнении какого-либо задания, учащиеся должны понять главную мысль, воссоздать логику изложения, выделить проблему, сопоставить с тем, что уже знают в этой области, и определить, какая дополнительная информация нам необходима, чтобы сделать вывод и сформулировать свою точку зрения по конкретному вопросу или проблеме. Как видим, это требует сформированности определенных интеллектуальных умений. Ученики должны уметь проанализировать собранные данные, оценить их значимость, выбрать необходимое, структурировать информацию, затем синтезировать, чтобы использовать при решении проблемы, аргументировать свою точку зрения. Все это умения критического мышления.

 

 

  • 4. Умения, необходимые для критического мышления
  • Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:
  • Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
  • Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
  • Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
  • - Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
  • Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
  • Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.

 

Д.Халперн, размышляя об интеллектуальных умениях критического мышления, останавливает внимание на следующих из них:

- анализ / выводы;

- выдвижение, формулировка, разработка гипотез;

- установление и создание, поиск аналогий, метафор;

- активизация ранее приобретенных знаний;

- активизация причинно-следственных отношений;

- анализ значимости;

- сравнение — сопоставление — противопоставление;

- применение в реальных условиях;

- контраргументация;

- оценка и ее достоверность / валидность;

- обобщение идей;

- изучение других точек зрения.

 5. Что дает использование данной технологии учащимся и учителю

Технология критического мышления дает ученику:

 - повышение эффективности восприятия информации;

 - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

 - умение критически мыслить;

 - умение ответственно относиться к собственному образованию;

 - умение работать в сотрудничестве с другими;

 - повышение качества образования учеников;

 - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает ученику:

 - повышение эффективности восприятия информации;

 - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

 - умение критически мыслить;

 - умение ответственно относиться к собственному образованию;

 - умение работать в сотрудничестве с другими;

 - повышение качества образования учеников;

 - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

- повышение эффективности восприятия информации;

 - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

 - умение критически мыслить;

- повышение эффективности восприятия информации;

 - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

 - - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю

 - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества

 - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию

 ю критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; умение создать в классе атмосферу открытости и

ответственного сотрудничества

 - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

 - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

 6. Необходимость использования технологии в современной школе

В XX –ХХIвеке изменяются цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке

учащихся, и задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который

можно использовать для получения этих знаний самостоятельно. Исходя из всего этого, меняются цели и задачи

образования.

 

Старые цели и задачи

Новые цели и задачи

 

 

 

УЧАЩИЙСЯ

приобретает знания и навык;

приобретает их как можно в большем объеме;

ориентация на объем материала;

отсутствие возможности выбора;

принятие целей образования и жизни в готовом виде;

стремление избежать контроля.

саморазвитие и самосовершенствование;

знания приобретаются в деятельностной форме с акцентом на будущую занятость;

наличие возможности выбора программ и даже предметов;

постановка и формулирование своих собственных целей и способов их достижения;

стремление к своевременному и объективному контролю.

 

 

ПРОЦЕСС

передача опыта и знаний;

обучение на основе устоявшихся знаний;

использование методов воспроизводства, натаскивания, репетиторства;

жесткость учебных и образовательных программ.

индивидуальное развитие учащихся, становление личности, самосовершенствование;

обучение на основе критического, аналитического, логического мышления;

обучение способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний;

гибкость учебных и образовательных программ.

 

 

 

                            РЕЗУЛЬТАТ

подготовка обучающихся к будущей спокойной, размеренной, планируемой жизни;

редкие нововведения сверху.

создание условий для комфортной "жизни" сейчас в данной школе, в данном коллективе;

формирование инновационных потребностей самосовершенствования и совершенствования окружающего мира;

постоянный инновационный процесс в образовательных программах, методах, технологиях, формах образовательного процесса.

 


 

 

Старые цели и задачи

Новые цели и задачи

 

 

 

                       УЧАЩИЙСЯ

приобретает знания и навык;

приобретает их как можно в большем объеме;

ориентация на объем материала;

отсутствие возможности выбора;

принятие целей образования и жизни в готовом виде;

стремление избежать контроля.

саморазвитие и самосовершенствование;

знания приобретаются в деятельностной форме с акцентом на будущую занятость;

наличие возможности выбора программ и даже предметов;

постановка и формулирование своих собственных целей и способов их достижения;

стремление к своевременному и объективному контролю.

 

 

ПРОЦЕСС

передача опыта и знаний;

обучение на основе устоявшихся знаний;

использование методов воспроизводства, натаскивания, репетиторства;

жесткость учебных и образовательных программ.

индивидуальное развитие учащихся, становление личности, самосовершенствование;

обучение на основе критического, аналитического, логического мышления;

обучение способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний;

гибкость учебных и образовательных программ.

 

 

 

                    РЕЗУЛЬТАТ

подготовка обучающихся к будущей спокойной, размеренной, планируемой жизни;

редкие нововведения сверху.

создание условий для комфортной "жизни" сейчас в данной школе, в данном коллективе;

формирование инновационных потребностей самосовершенствования и совершенствования окружающего мира;

постоянный инновационный процесс в образовательных программах, методах, технологиях, формах образовательного процесса.

 7. Этапы урока с использование Критического мышления

 По технологии «Критическое мышление» используется модульный урок, состоящий из трех этапов:

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор  приемов, направленных сначала на активизацию

исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к

теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с

текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика

(маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом

понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

 Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и

фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное

переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и

фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное

переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Рассмотрим подробнее каждый из приведенных этапов.

1) Вызов

На данном этапе ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует

информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Роль учителя – в основном координирующая.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки,

схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый

 от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

 Стройная система приемов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с

парной и групповой работой.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально,

 в парах или группах.

 В процессе реализации стадии вызова важно:

  1. Давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни

          ошибиться и быть исправленным учителем.

         2)      Фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет

          «правильных» и «неправильных» высказываний.

  1. Сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои

знания и опыт; групповая – услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен

мнениями может способствовать выработке идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными;

 появлению интересных вопросов, поиск ответов которые будут стимулировать к изучению нового материала. Кроме

того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение учителю или сразу большой аудитории, поэтому занятия

в небольших группах позволяют им чувствовать себя более комфортно.

      Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают

 по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации

информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать ответы, так как любое мнение учащегося ценно.

 Подчеркнем важность данной стадии: все этапы урока не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, а, как известно,

 хорошее начало – половина дела.

2) Стадия осмысления  

Вторая стадия называется осмысление содержания (realization of meaning).Она направлена на:

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.       Данный этап нацелен на сохранение интереса к теме при

непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»         Ученик читает

(слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере

 осмысления новой информации     , используя методы активного чтения:

«инсерт»;

«фишбоун»;

«идеал»;

На фазе осмысления содержания учащиеся:

1)      осуществляют контакт с новой информацией;

2)      сопоставляют эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

3)      акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие вопросы и затруднения;

4)      обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;

5)      стремятся отследить сам процесс знакомства с повой информацией, обратить внимание на то, что именно их привлекает,

какие аспекты менее интересны и почему;

6)       готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Учитель на данном этапе:

1)      Может быть непосредственным источником новой информации, в этом случае его задача состоит в ее ясном и

          привлекательном изложении.

2)      Отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении, если школьники работают с текстом.

3)      Предлагает для организации работы с текстом различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии, целесообразно выделить время для второго

прочтения. Достаточно важно вернуться к тексту на новом «витке» его восприятия, чтобы прояснить некоторые вопросы,

 Нередко те учителя, которые используют в работе технологию РКМЧП, уменьшают долю своего участия в процессе знакомства

учеников с новым материалом. Более того, они предлагают учащимся (особенно в старших классах) альтернативные источники

информации. В любом случае, большинство учителей отмечают, что ученики со временем гораздо более вдумчиво начинают

читать, слушать, задают разнообразные вопросы и стремятся не ограничиваться только объяснением учителя, текстом учебника

или художественного произведения.

3) Стадия рефлексии

Как часто бывает, на уроке не хватает времени на то, чтобы оценить, что школьники смогли понять и усвоить по теме урока.

Учителя полагаются на то, что они смогут сделать это самостоятельно дома. На следующем уроке идет проверка знаний и умений

по пройденному материалу. Вместе с тем, третья стадия работы по методике развития критического мышления через чтение и

письмо – стадия рефлексии (reflection) необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и того,

чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства

с новым материалом проблемы и противоречия.

На стадии рефликации ученики систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а

также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом

сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной

работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т. д.) учащиеся, с одной стороны,

производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для

реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи информацию собственными

словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Этап рефлексии активно способствует развитию навыков

критического мышления.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие,

исследовательские или практические задания на основе изученной информации            Учащиеся соотносят «новую» информацию

со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.    Характерные для этого этапа виды заданий, это:

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.

Формы предъявления рефлексии

Устная форма: диалог между одним учеником и учителем, диалог между двумя учениками, отдельные реплики со стороны разных

учеников, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям полилог в виде беседы или обсуждения, игровые

методы, круглый стол.

Письменная форма: анкетирование и опросы с использованием различных методик: ответы на вопросы, открытые предложения,

выбор из предложенных вариантов, расстановка по степени важности, согласие\несогласие с утверждениями. Графические,

схематические способы представления информации в виде таблиц, графиков, диаграмм, кластеров. Творческие задания:

 синквейн, эссе, письмо, сочинение.

8. Использование технологии КМ на уроках английского языка

 Уроки ИЯ способствуют развитию КМ благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам.Технология развития

критического мышления через чтение и письмо (сокращенно - РКМЧП или КМ) выделяется среди инновационных педагогических

идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и

приемами. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в

первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование

коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и

самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать

иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.

Учитель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если

правильно выбран:

- информативный материал, способствующий развитию КМ;

- метод (отдельный прием, стратегия) занятия.

9. Конкретные приемы и стратегии для каждого из этапов

Этапы

вызов

реализация

рефлексия

Приемы

- «Мозговой штурм»

- кластеры

- концептуальное колесо

- Прогнозирование (по портрету, картине)

- Прогнозирование по ключевым словам

- таблица тонких и толстых вопросов

- Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте

- круги по воде

- Таблица «З–Х–У»

- верные и неверные утверждения

- Чтение текста с маркировкой по методу insert

- стратегия «Идеал»

- стратегия «фишбоун»

- зигзаг

- Выделение ключевых слов подчёркиванием

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

-чтение текста с остановками

-– синквейн

- Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

- Достраивание кластера из ключевых слов

- Ответы на поставленные вопросы.

- Организация устных и письменных круглых столов.

- Организация различных видов дискуссий.

- Написание творческих работ.

- Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

 Рассмотрим подробнее суть некоторых, из приведенных в таблице, приемов и стратегий.

1) Прием “ мозговой штурм”

Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается в подробном описании. Однако, поскольку он широко используется на

уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения.

 Основная цель "учебного мозгового штурма" – развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его

проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

 "Учебный мозговой штурм" обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

 Первый этап – это создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате

любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

 Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из

предложений, попытаться совместить их в целое.

 Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может

быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

2) Разбивка на кластеры

Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.

 Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи,

зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический

прием систематизации материала

 Правила очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает

большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова,

когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или

заголовков смысловых блоков.

Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных

кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей

этой работы является не Толька систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздям

 3) Концептуальное колесо

Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к

слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например:

Like

Love

to be

fond of

enjoy

To be keen on

get pleasure with

4) Круги по воде

Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова.

 Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву

подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое

исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

5) «Тонкие» и «толстые» вопросы

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим

приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы.

Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на

доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои

предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа.  В

правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не

могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается

прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На

стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для

демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса,

 занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

Who …?

What … ?

When … ?

Where … ?

Was it … ?

What was the name …?

Are you agree that … ? etc.   Why … ?

Explain why … ?

Why do you think that … ?

Was his/her choice right or wrong to your mind?

What is the most important idea of the story?

What is the difference between … ?

If you were … would you … ? etc.

6) Интерактивная стратегия «Таблица Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З-Х-У)

Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спросите, что они знают. Покажите им

картинку или предмет или обсудите то, что знаете вы сами.

 Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписывайте их на доску в первую колонку таблицы.

 Попросите учащихся записать в рабочую таблицу любые вопросы, которые у них возникли, и ответы на которые они рассчитывают

получить при чтении данной статьи. Предложите учащимся при чтении статьи помечать ответы на свои вопросы в рабочей

таблице.

Когда учащиеся прочитают статью и заполнят свои рабочие таблицы, обсудите, чтобы проверить, на всё ли получен ответ.

Предложите учащимся различные способы дальнейшего поиска информации.

Знаем

Хотим узнать

Узнаем

8) Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ 

Развитие критического мышления подразумевает умения решать проблему, т.е. умение увидеть ее, проанализировать с разных

точек зрения, выделить составляющие, рассмотреть проблему в целом, оценить различные варианты решения (как собственные,

так и чужие) и выбрать оптимальный вариант.

Понятно, что решить проблему легче, если она реальна, т.е. соотносится с собственным жизненным опытом ученика. Так что же –

решать на занятиях реально существующие проблемы? Почему бы и нет? Среди подходящих для обучения проблем те, что

связаны с изучением различных текстов, анализом ситуаций, проведением деловых игр.

 Дж. Брэмсфорд разработал стратегию решения проблем, которая может быть применима в работе с текстами и при анализе

ситуаций. Этастратегияназывается«ИДЕАЛ».

I   Identify a problem   

D   Debate a problem    

E  Essential solutions     

A   Activity                    

L   Logical conclusions  

И – Идентифицируйте проблему. Проблема определяется в самом общем виде.

Д – Доберитесь до ее сути. Школьники формулируют проблему в виде вопроса. Он           должен быть предельно точным,

конкретным, начинаться со слова «как» (How), и в нем должны отсутствовать отрициния (частица «не»).

Е – Есть варианты решения. Генерирование как можно большего числа вариантов    решения проблемы осуществляется

посредством мозговой атаки. Любая критика здесь                                             запрещена. Важно количество: чем больше решений,

тем лучше (для графической     организации идей можно использовать кластер).

А – А теперь за работу! Выбор оптимального варианта (вариантов). Теперь ученики взвесив все «за» и «против», выбирают

лучший вариант(ы) решения проблемы.

Л – Логические выводы. Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы. На последнем этапе

учащиеся анализируют проделанную ими работу.

1.Лист для решения проблем1. What is the main problem? Какую главную проблему должны решить герои?

 2. What important information have you found? Какой важной информацией снабдил нас автор?

 3. What do you know else about this problem? Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Чтоещенужнознатьгероям?

4. Find 3 main solution of the problem? Каковы три главных способа решения проблемы?

5. What is the most suitable solution? Why? Какой из выбранных вами способов наилучший и почему?

9) Фишбоун(Д. Баланка)

В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние

косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии

вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на

которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты. Факт придает проблеме ясность и реальные

очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.Возможно добавление верхних и нижних

косточек, расширение представленных сведений. При этом технология работы может варьироваться.

10) Зигзаг 

Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала

разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп.

Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

 1.В данной стратегии может не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого

объема - само по себе служит вызовом.

      2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает

со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например

"кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

    3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов".  Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались

«специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема

рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои

первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь

общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в

каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме

4.  Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят

дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.

   Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

Этот прием применяется и на текстах меньшего объема. В этом случае текст изучается всеми учениками, принцип деления на

группы - вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы

собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного

ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют

варианты ответов на свои вопросы.

11) Прием «Чтение с остановками».

 Материалом для использования приема "Чтение с остановками" служит повествовательный текст. Непременное условие для

использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по

одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна

серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иног

освоения нового. Для школьников среднего звена такими текстами могут служить неизвестные детям сказки и рассказы с сюжетной

линией.

 Данный прием содержит все стадии технологии:

 1 стадия - вызов. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем

будет текст.

 2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале.

Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмыслении) одновременно является и стадией

вызова для знакомства со следующим фрагментом. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватить все уровни вопросов Б.

Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с

учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы

выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

 Прием «Чтение с остановками» развивает у учащихся следующие умения: анализировать текст; задавать вопросы; доказывать

свою точку зрения; выделять главную мысль текста.

 12) Творческая форма рефлексии – Синквейн

 Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн

происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

 В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

 Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).

 Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

 Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

 Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Например:

Spaghetti

Messy, spicy

Slurping, sliding, falling

Between my plate and mouth

Delicious

(by Cindy Barden)

13) Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками

Этот прием эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же  при работе с аудиальными и

визуальными пособиями. Прием «Чтение с остановками» помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся

имеют возможность пофантазировать, оценить  факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение

как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии

прогнозирования событий. Все имеющиеся лексико – грамматические навыки востребованы, поскольку от учащихся требуется

связное монологическое высказывание. Если таковая цель имеется, то можно направить речевую деятельность учащихся в

конкретном грамматическом русле, например, на стадии прогнозирования, активизировать структуры будущего времени и

сослагательного наклонения.

14) Дискуссия

Одним из наиболее успешно и широко применяющихся приемов работы учителя по обучению общению является дискуссия.

 Это особая форма коллективного сотрудничества, вызывающую активную напряженную мыслительную деятельность.

 С помощью дискуссии учитель умело включает учащихся в значимые для них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие

у них желание говорить и общаться и предоставляет возможность высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого

вопроса.

Заключение

Учителю, который хочет научить уч-ся мыслить, следует следить за тем, как ученики получают знания, а не за тем как они их

просто воспроизводят. Получение знаний требует определённых мыслительных навыков, таких как аналитическое, проблемное,

критическое, творческое, рефлексивное мышление. Как критическое мышление (КМ) можно применить в обучении ИЯ?

 Навыки критического мышления нельзя развить спонтанно. Учитель должен управлять этим процессом. Уроки ИЯ способствуют

развитию КМ благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Важную роль в этом процессе играет

самосознание. Благодаря КМ и самосознанию можно понять связь между мыслями и эмоциями. Хотя принято считать, что они

независимы друг от друга, но на самом деле чувства основаны на определённом уровне мысли и мысли появляются на

определённом уровне чувств.

 Учитель ИЯ может способствовать КМ на уроке, помогая ученикам разобраться в себе и окружающем их мире: разобраться с

восприятием, предположением, предубеждениями, ценностями, разрушить старые привычки, чтобы создать новую точку зрения

Учителя иностранных языков должны обучать учащихся не только языковым навыкам. Необходимо также развить критический

подход к обучению; повышать их стремление к получению новых знаний.

 В процессе применения технологии развития критического мышления 

  происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

 появляется возможность объединения отдельных дисциплин;

 создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;

 формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения

Выводы:

 Главной особенностью технологии развития критического мышления, «является "конструирование" собственного знания в рамках

своей собственной поисковой деятельности».

  Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка позволяют  сделать работу на уроках

более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.

 Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы

и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным,

независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.

 Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического мышления является то, что она позволяет сделать

процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи

(формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их

мышления и креативных способностей, формирование модельных представлений).

 Работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся

социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и

рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм – все, что значимо для формирования потребностно-

мотивационной и операционно-технической сфер школьника.

Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы

и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным,

 независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.

 Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического мышления является то, что она позволяет сделать

процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи

(формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их

мышления и креативных способностей, формирование модельных представлений).

 Работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся

социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и

 рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм – все, что значимо для формирования потребностно-

мотивационной и операционно-технической сфер школьника.

 Таким образом, использование технологии критического мышления на уроках английского языка позволяют значительно

увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы,

решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором

самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности

для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.

 

 

  

 

  

 

 

  

 

 

 


7


[1] Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Питер, 2006.

                                                                                                3

[2] Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус. Вестник Московского университета. - Серия 7. Философия. - 2003. - № 6. С. 97-110.

[3] Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус. Вестник Московского университета. - Серия 7. Философия. - 2003. - № 6. С. 97-110.

[4] Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.:  ЭКСМО, 2008. С. 45.

                                                                                                    4

[5] Цит. по Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление - ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы. – 2009. - № 4. C. 67-73.                                              5

                                                                                                  6

[6] Миньяр-Белоручев, Р.К. О принципах обучения иностранным языкам // Общая методика обучения иностранным языкам / Р.К. Миньяр-Белоручев. - М.: Новое Просвещение, 2008. - С. 43-53.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по английскому языку с использованием технологии критического мышления

Тема: TravellingЦель: Развитие навыков чтения, регулятивных умений.Задачи:1. Образовательная:   научиься читать тексты с извлечением детальной информации.2. Воспитательная: - ...

Урок английского языка (с использованием технологии критического мышления), учитель Фарафонова А.П. УМК: Английский в фокусе, 5 класс. Авторы: Ю.В. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, Просвещение, 2014.

Тема: «Школы России и школы Британии».Тип урока: комбинированный. Представленный урок относится к комбинированному типу, предполагающий решение нескольких дидактических задач: повторение п...

Технологическая карта урока английского языка с использованием технологий критического мышления по УМК Биболетова М.З., Денисенко О.А, Английский с удовольствием /Enjoy English: 4 класс

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе с использованием технологии критического мышления. Тема урока "Город и село"....

Методическая разработка занимательного урока английского языка с применением технологии обучения по теме "Рождество"

Методическая разработка урока английского языка с применением технологии обучения.Класс: 7Тема урока «Christmas Day»Иванкова Наталья АлексеевнаУчитель первой квалификационной кат...