Доклад на педагогическом совете "Домашние задания в английском языке"
статья по английскому языку

Байбулатова Лилия Ильшатовна

В данном материале описываются виды домашних заданий по предмету "Английский язык", их значимость, способы проверки, допустимый обьем,  плюсы и минусы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zadaniya_v_angliyskom_yazyke.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Домашние задания по английскому языку»

Учитель: Байбулатова Лилия Ильшатовна, МБОУ СШ №16

г. Новый Уренгой

Нет никаких сомнений относительно ценности домашних заданий при изучении иностранного языка. Мы - учителя, как правило, имеем смешанные чувства по поводу заданий для домашней работы. Признавая преимущества, нам приходится наблюдать и  негативное отношение, и плохую работу учащихся.

Ценность домашней работы по иностранным языкам заключается в том, что она:

  • Дополняет обучение в классе, особенно если учащиеся только два или три часа в неделю изучают язык.
  • Развивает привычки исследования и самостоятельного обучения. Ученики могут использовать дополнительные ресурсы — словари и справочники по грамматике. Исследования показывают, что домашние задания развивают самодисциплину, мотивированное отношение к обучению и навыки решения проблем.
  • Обеспечивает преемственность между уроками. Домашние занятия могут быть использованы не только для повторения классной работы, но и для подготовки к следующему занятию.
  • Позволяет перенести повторяющиеся, механические упражнения из класса в домашние условия.
  • Ликвидирует разрыв между школой и домом. Ученики, учителя и родители могут следить за прогрессом изучения языка. Учитель может вовлечь родителей в процесс обучения.
  • Может быть полезным инструментом оценки.

Ученики часто жалуются, что домашние задания для них скучные или бессмысленные. Ссылаются на упражнения из рабочей тетради, на длинные списки лексики и на сочинения и эссе, которые их заставляют писать. То есть негативные последствия домашнего задания выражаются потерей интереса к изучению языка и тем, что дети считают домашнюю работу наказанием.

Так как же преодолеть негатив и сделать домашнее задание эффективным?

  • Ученики должны понимать полезность домашних заданий. Для этого учитель должен объяснить как цель домашней работы в целом, так и отдельных упражнений.
  • Упражнения должны быть актуальными, интересными и разнообразными.
  • Необходимо учитывать индивидуальные особенности учеников.
  • Учитель должен помнить, что детям даются домашние задания и по другим предметам. Поэтому объемные упражнения давать не следует.
  • Необходимо обязательно проверять выполнение домашних заданий. Проверку нужно включить в общую схему работы и учитывать при планировании урока.
  • Домашние задания должны обобщать классную работу, но не должны повторять ее.

Виды домашних заданий

Есть несколько категорий полезных и практичных домашних заданий:

  1. Самое очевидное домашнее задание – это, конечно, рабочая тетрадь,
  2. она же workbook. Рабочая тетрадь входит в комплект любого учебника по английскому языку. Workbook обычно повторяет основной учебник (Student’s Book) в плане организации. Каждый урок (или unit) в рабочей тетради соответствует уроку в Student’s Book. А задания предназначены для отработки, повторения и консолидации пройденного. Принцип обычно такой: прошли урок в Student’s Book, закрепили домашним заданием из Workbook. Правда есть один большой минус, практически ко всем печатным изданиям есть ответы в интернете.
  3. Большинство учителей иностранных языков (в том числе и я)  настаивают на ведении учениками словаря, особенно в начальных классах. Конечно, это не новая идея. Но она замечательно подходит для самостоятельной работы учащихся дома. В специальной тетради записываются новые слова, транскрипции, определения. Многие рисуют или наклеивают картинки, поясняющие какие-либо слова или словосочетания.  Исследования утверждают, что большую часть новой информации (80%) человек забывает в течение 24 часов с момента первоначального знакомства. Словари помогают учащимся повторять новые слова и перемещать их в долговременную память.

Работа с текстом:

Чтение и перевод;

Ответы на вопросы по прочитанному тексту ;

Пересказ текста и т.д.;  

  1. Работа с поэтическими произведениями и песнями:
  • Выразительное чтение;
  • Заучивание наизусть;
  • Художественный перевод; 
  1. Работа с грамматическими упражнениями.
  2. Работа с лексикой:
  • Устный зачет по лексике; 
  • Словарный диктант;
  • Лексические упражнения;
  1. Реальные задачи:
  • Чтение журналов, просмотр телевизионных программ, кинофильмов или прослушивание песен на иностранном языке являются очевидными примерами реальных задач. Можно предложить написать резюме или обзор книги, нарисовать сюжет или главного героя. Важно, чтобы ученик мог поделиться своим опытом перед классом.

  1. Творческие задания:
  • Сочинение, письмо, открытка, кроссворды, пазлы и т.д.;

  1. Работа над проектом

Во многих учебниках работе над проектами отводится достаточно много времени. Проекты могут опираться на темы из учебника, на интересы и хобби, подбираться индивидуально. Проектные работы эффективны в конце изучения какой-либо темы, так как помогают обобщить и применить полученные знания.

Важно помнить, какими бы интересными и оригинальными не были домашние задания, их роль практически обесценивается, если не налажена их проверка. В результате систематической проверки заданий учащиеся своевременно получают необходимые советы и оценку выполненных заданий, что в воспитательном значении является весьма важным. Учитель же имеет возможность выяснить, насколько глубоко усвоен материал и в какой степени учащиеся готовы к приобретению новых знаний.

При проверке домашнего задания, мной практикуются следующие способы (приемы):

  1. Сбор тетрадей;
  2. Косвенный опрос (тестирование);
  3. Взаимо- и самопроверка;
  4. Фронтальный опрос. Фронтальная, выборочная проверка письменного задания;
  5. Постановка неожиданных вопросов;
  6. «Блиц - опрос по цепочке;
  7. Опрос по индивидуальным карточкам;
  8. Опрос с вызовом к доске.

Таким образом, проверка домашнего задания может быть фронтальной и индивидуальной. На мой взгляд, нельзя допускать универсализации способов проверки, используя изо дня в день одни и те же.

Из своего опыта:

- в основном стараюсь доходчиво объяснить детям, что им предстоит выполнить дома. В течение урока могу неоднократно обратить внимание учащихся на ДЗ, например, при отработке грамматического материала говорю, что дома вы будете использовать это правило, или при выполнении какого-то упражнения говорю, что дома вы будете выполнять подобное;

- стараюсь не объяснять ДЗ во время того, когда его записывают ученики, иначе они сосредоточены лишь на переписывании, а не на содержании и алгоритме выполнения. Поэтому часто объясняю ДЗ в начале, либо по логике урока на любом этапе;

- часто даю памятки, опорные схемы, конструкции, примеры, которые помогают учащимся выполнить задание правильно, т.к. хорошо понимаю, что даже самые внимательные ученики с прекрасной памятью не всегда могут дома с легкостью вспомнить все, что проходили на уроке, т.к. с урока проходит уже не малое время, и в голове у наших детей может все перемешаться и наслоиться после 6 разных уроков и других событий жизни;

- даю дифференцированные, разноуровневые задания или задания на выбор: стих или песню либо выразительно прочитать, либо выучить. Чаще всего задания повышенного уровня направлены на развитие творческих способностей учащихся, например, не просто выучить диалог, а инсценировать его, не просто выучить текст песни, а спеть ее;

 - Всегда стараюсь особо оценить артистические способности учащихся, например, если диалог или стих рассказан с выражением, но с некоторыми ошибками, могу поставить 5, а не 5-, либо 4, или, если есть серьезная ошибка, 4+;

- Творческие работы с оформлением задаю часто, т.к. в начальной школе многие дети любят рисовать. Такие работы у меня бывают 2 видов: обязательные и по желанию (чаще всего). Это могут быть иллюстрации к словам, к рассказам, к стихам, кроссворды, пригласительные на ДР, расписание уроков.

Если работа обязательная, всегда говорю – для тех, кто не любит и не очень хорошо рисует – (чтобы такое задание не было пыткой и не пришлось подключать родителей) можно нарисовать схематично, в тетради, простым карандашом (иллюстрации к словам по теме «Природа») или, например, расписание уроков, в виде простой таблицы.

Творческие задания по желанию никогда не оцениваю ниже 4. Если ошибок много, просто не ставлю отметку. Оформление оцениваю на 5 либо на 5+. Многие дети сами спрашивают: «А можно это задание оформить?» Некоторые идеи таких заданий подавали мне сами дети. Идеи новых творческих заданий приходят каждый год.

Особо хочу выделить творческие работы, затрагивающие тему «Семья» - оформление семейного древа, рассказ о семье с фото, рассказ о проведенных вместе каникулах, праздниках, путешествии, совместных занятиях спортом. Такие задания очень важны, т.к. способствуют сплочению семьи, воспитанию семейных ценностей.

- Проектные работы в 4 классах в конце каждого раздела в виде главы книги – обязательны для всех.

При оценивании заданий повышенного уровня я активно применяю оценку 5+. Конечно, в журнал плюсы и минусы не ставят, я это детям объясняю, но для них пока главнее дневник. Например, оцениваю так выразительное декламирование стихотворения, инсценировку диалога, написание диктанта без помарок и каллиграфическим почерком, написание в диктанте дополнительных слов или форм слова, написание наибольшего числа примеров или предложений по картинке. Конечно, 5+ ставится при условии отсутствия ошибок. Дети очень радуются такой отметке.

Закончить хотелось бы высказыванием Льва Толстого:

 «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок информатика и английский язык "Компетентностно - ориентированное задание по английскому языку «День Святого Валентина» 5 класс".

Интегрированный урок информатика и английский язык 5 класс. (создать открытку-презентацию, выполнив компетентностно - ориентированное задание)Компетентность:  КоммуникативнаяАспект: пи...

Доклад по теме "Современные педагогические технологии на уроках английского языка"

Применение  современных технологии на уроках английского языка...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л. «Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие формирования ключевых компетенций уч

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направле...

Пояснительная записка педагогического опыта работы учителя английского языка о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образов...

Доклад "Простые разговорные задания на английском языке для практики с подростками и взрослыми"

Каждый современный учитель знает, что разговорная речь — это основной навык, который нужно практиковать, но иногда бывает сложно придумать творческие и увлекательные задания. Особенно, если ты п...

Выступление на районной конференции педагогических работников с докладом «Проектно-исследовательская деятельность на уроке английского языка в начальной школе»

В работе рассматривается использование современной проектно-исследовательской деятельности, способствующей повышению мотивации в изучении иностранного языка в начальной школе....