АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
статья по английскому языку

Будаева Долгор Дондоковна

АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnye_metody_obucheniya.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

   АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА.

         Проблема активности личности в обучении - одна из актуальных в образовательной практике. В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация образовательного процесса  неизбежно приводит каждого педагога к осмыслению того, что необходимо искать такие современные педагогические технологии, которые вызвали бы интерес обучающихся и мотивировали их на изучение предмета.

В своей педагогической практике, любой заинтересованный преподаватель  стремиться, чтобы учащиеся хорошо учились, с интересом и желанием занимались в колледже, имели мотивацию к изучению иностранного языка. Я считаю, что важное качество преподавателя состоит в том, чтобы уметь найти свой уникальный подход в обучении к каждому из своих учащихся. Порой очень сложно, так как это умение требует огромного терпения и максимального приложения усилий, для того чтобы найти индивидуальный подход к ученику. Педагог, заинтересованный  в этом, стремится организовывать учебный процесс таким образом, чтобы ученики самостоятельно могли открывать новые знания, оценивали свой труд и, в конечном итоге, показывали  высокие результаты по предмету.  

Какие методы обучения можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Этот вопрос является актуальным на сегодняшний день, и волнуют многих педагогов и родителей.

Под активизацией познавательной деятельности И.И. Подласый предлагает считать, целенаправленную деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности [4;155]. И.И. Подласый отмечает, что познавательная (учебная) активность ученика выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе [4;155].

 Следовательно, активными методами обучения следует называть те методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.

Выделяют 3 уровня активности учащегося:

* Активность воспроизведения –  характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

* Активность интерпретации –  связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

* Творческая активность – предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов[1;127].

Безусловно, первые два уровня активности можно достичь исключительно за счёт мотивации учеников. Однако здесь важно строить урок так, и привносить в него такие формы работы, которые будут интересны школьникам соответственно их возрастной принадлежности. Третий же уровень активности учеников отлично достигается за счет использования проектной деятельности в школе[1;127]. Проекты в современных школах - один из наиболее распространённых методов активного обучения.

Активные методы обучения - это методы, которые «побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом»[1;127]. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

        А. М. Новиков рассматривает гораздо больше форм активного построения урока: 1) применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок - соревнование, урок  семинар и др.); 2)использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.); 3) использование игровых форм; 4) диалогическое взаимодействие;  5) проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.); 6) использование различных форм работы (групповые, парные); 7) интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.); 8) использование дидактических средств; 9) внедрение раз вивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа «Хочу спросить…», «Для меня сегодняшний урок…», «Я бы сделал так…» и т.д.); 10) использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.); 11) различные виды домашней работы;  12) деятельностный подход в обучении [3;310].

В своей педагогической деятельности творческий преподаватель использует следующие виды деятельности АМО: дискуссии, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, деловые игры. Для применения АМО мною выбираются две формы работы с учащимися, а именно: индивидуальная и групповая, так как есть ученики, которые любят работать в одиночку независимо от уровня их подготовки, но есть и такие, которые хотят, чтобы ими руководили, или постоянно помогали. 

Метод «мозгового штурма» помогает формировать коммуникативные умения, необходимые для общения в учебно-трудовой сфере, способствует познанию достижений национальных и общечеловеческих ценностей, развивает способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, развивает навык взаимоконтроля и самоконтроля, а также совершенствует такие нравственные качества, как взаимопомощь, толерантность, сотрудничество.

Урок по теме «Рождество» можно начать с  brain-storm (мозгового штурма). Учитель начинает фразу «Christmas time is time to …», что означает «Рождество – это … ». Дети продолжают данную фразу, рассказывают свои ассоциации по данной теме, вариантов может быть огромное количество. Затем преподаватель говорит свои варианты ответов. Свои ответы можно предложить в презентации. Ответы на задание из «мозгового штурма» сопровождаются праздничными картинками и рождественской песней.

Урок по теме «Праздники» можно начать так: Do you like celebrations?Вы любите праздники? What is your favourite one? Какой твой любимый?What is your favourite family celebration? Какой у вас любимый  семейный праздник?I suggest to name the words. We’ll construct the associative diagram about activities of people when they have celebrations. Name these words, please!Предлагаю вам написать свои ассоциации, связанные с праздниками.         

Для повышения мотивации к изучению английского языка у учащихся, активности  на уроке, практического применения  английского языка, развития речевой деятельности я использую  занятия, проводимые в форме деловой игры. Деловая игра – это педагогический прием моделирования различных ситуаций, имеющих целью обучение школьников принятию решений.

Занятия в форме деловой игры (ДИ) в значительной мере активизируют учебно-воспитательный процесс, вызывают дух соперничества, эмоциональный накал, способствуют развитию творческого мышления учащихся, учат целенаправленно применять имеющиеся знания на практике.

Организация ДИ на занятиях и подготовка к ней - процесс творческий, он требует заинтересованности и инициативы, как преподавателя, так и учащихся. Планируя деловую игру, можно прогнозировать  достижение необходимых целей и следую требованиям  деловой игры:

-игра проводится мной в атмосфере непринужденности и поиска с привлечением максимального числа участников;

-учитываются интеллектуальные способности, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их уровень знаний и  интересы;

-  довожу до сведения правила игры.

Деловая игра состоит из 3-х этапов: подготовка к игре (определение целей игры,  выработка правил игры, определение и распределение ролей с учетом индивидуальных особенностей учащихся,  продумывание критериев оценки, методическое и материальное обеспечение игры, определение заданий на самоподготовку, расчет времени, теоретическая подготовка);  проведение деловой игры,  подведение итогов.

На занятии преподавателем используются различные варианты организации и проведения деловых игр: аукцион знаний, «Счастливый случай», «КВН» (разминка команд, вопросы капитанам, вопросы командам, «домашнее задание» и т.п.), «Что? Где? Когда?»(викторина с учетом интеллектуальных способностей), имитационные игры (дебаты, ток-шоу, либеральный клуб и другие)  

Таким образом, деловые  игры изменяют привычную обстановку на занятиях, развивают творческие способности, формируют практические навыки и умения необходимые для формирования умений адаптироваться в меняющихся жизненных реалиях, создают условия для самореализации личности.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

В зависимости от темы урока и особенностей содержания материала на занятиях я применяю различные виды ситуаций.

1. Ситуации - иллюстрации. Я привожу пример из школьной практики или личного опыта. Например, показываю работы других школьников, которые добились значительных успехов в учебе.

2. Ситуация - оценка. Учащимся предлагается описание конкретного поступка. Задача учеников: оценить значение ситуации и правильность действий школьников. Например, предлагаю для анализа описание конкретного случая (конфликтная ситуация между одноклассниками в столовой и соответствующие меры со стороны  дежурного по столовой).  Дети анализируют ситуацию, дают оценку правильности действий и предлагают свой вариант.

3. Ситуация - упражнение. Учащиеся проводят на занятии небольшое исследование. Например, каждый ученик  получает задание – провести исследование в группе (сколько времени проводят у телевизора, какие любимые программы и т.д.), опросить других учеников, заполнить таблицу, проанализировать результаты, сделать вывод и дать совет или поделиться своим опытом

Проблемное обучение - такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Существуют различные формы организации активного обучения.

Все приёмы являются методами интерактивного обучения.

Цикл интерактивного обучения включает в себя:

- переживание и осмысление полученного опыта, основанное на  взаимодействии с преподавателем, с одногруппниками, изучаемым материалом. 
- рефлексия, целью которой является определение личного уровня продвижения каждого обучающегося; 

- применение на практике.

Подобные занятия позволяют обучающимся выйти из привычной роли наблюдателя; создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

Введение проблемной ситуации побуждает учащихся искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной деятельности.

Например, при изучении темы «Традиции празднования Хэллоуина », я использовала такую постановку учебной  проблемы:  T: Children, today I have gone to you with some things. How do you think, why? What have I brought? ( Ребята, сегодня к вам на урок я пришла не с пустыми руками. Как вы думаете, почему? Какие предметы я принесла?  (ответы учащихся о приближении Хэллоуина). Yes, you are right.  We celebrate Halloween soon. (Действительно,  приближается Хэллоуин.  But why have I brought  this thing? (Но почему я принесла вам именно этот предмет(указывает на тыкву)).  Учащиеся отвечают, что существует традиция на Хэллоуин вырезать фонарик из тыквы.

На этапе актуализации  знаний:

T:  And  how do you understand the word  «tradition»? Speak Russian.

Что вы понимаете под словом «традиция»? (ответы на русском языке). OK! Look, you have some work sheets on your desks. Please, write your name, form and this task on it.

Task № 1.  Find the equivalents between English and  Russian definitions of the word «tradition ».(Установите соответствие между  русскими и английскими определениями понятия «традиция»). Задание № 1 выполняется индивидуально  на рабочих листах  (Work sheets).

Учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями необходимо использовать эту возможность в качестве инструмента развития мотивации на уроках английского языка. Компьютерные технологии прекрасно вплетаются в различные темы урока.

Активные методы обучения дают возможность не только повышать интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. В процессе проведения таких уроках складываются благоприятные условия для разностороннего развития личности.

Библиография:

1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. –Тула: ТГУ, 2012. –127с.

2. Ительсон Е.И. «Об отношении учащихся к иностранному языку как учебному предмету»// Ияш.  2011.  №7. С. 73-77.

3. Новиков А.М. Методология образования  М.: Эгвес, 2006. – 310с.

4..Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. /И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 155с.

5.Самойлова, Т.А.  Игры на уроках английского языка: Метод. пособие /Т.А. Самойлова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. – 92с.

6.Смолкин, А.М. Формирование мотивации учения: КН. Для учителя /А.М. Смолкин. – М.: Просвещение, 1990. – 242с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы и методы работы как средство повышения профессиональной компетенции студентов колледжа

Рассматривается понятие интеактивного обучения, его такие формы как дискуссия, деловые игры....

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентами колледжа по дисциплине ОБД. 02. Иностранный (английский язык)

Данные методические рекомендации предназначены для студентов колледжа при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОБД. 02. Иностранный (английский язык). В методических рекоменда...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентами колледжа по дисциплине ОГСЭ. 03. Иностранный (английский язык) для специальности 23.02.04

Данные методические рекомендации предназначены для студентов колледжа при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.03. Иностранный (английский язык) для обучающихся по специа...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентами колледжа по дисциплине ОГСЭ. 03. Иностранный (английский язык) для специальности: 08.02.05

Данные методические рекомендации предназначены для студентов колледжа при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.03. Иностранный (английский язык) для обучающихся по специа...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентами колледжа по дисциплине ОГСЭ. 03. Иностранный (английский язык) для специальности: 21.02.05

Данные методические рекомендации предназначены для студентов колледжа при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.03. Иностранный (английский язык) для специальности:21.02.0...

«Реализация компетентностного подхода в процессе обучения иностранным языкам студентов колледжа через аудирование лнгвострановедческих текстов».

  Умение слушать – одно из основных умений, которое необходимо для эффективной коммуникации. Оно является одним из основных критериев коммуникабельности человека и его успешной деяте...

"КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА"- Выступление с докладом на конференции. Публикация в сборнике. И.Р. Шабуров, преподаватель ГАПОУ «Нижнекамский многопрофильный колледж»

quot;КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА"- Выступление с докладом на конференции. Публикация в сборнике.   И.Р....