Использование системно-деятельностного подхода при обучении английскому языку
статья по английскому языку

Матвийчук Людмила Александровна

В статье представлены методы и методики для реализации системно-деятельностного подхода при обучении английскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование системно-деятельностного подхода  при обучении английскому языку

Матвийчук Л.А.,

учитель английского языка

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора учебных пособий и новых технологий. Именно учитель в новых условиях должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения иностранным языкам.

Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя - организовать работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.

Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроке учитель может использовать пассивный, активный и интерактивный методы взаимодействия. Конечно, в условиях современного урока  приоритет отдается интерактивному методу.

Чтобы поддержать беседу на иностранном языке, читать новости, литературу, общаться с друзьями по всему свету, нужно знать слова и уметь их использовать.  Отрабатывая лексический  и грамматический материал, учитель в рамках интерактивного метода может построить работу по нескольким схемам взаимодействия. При введении или актуализации лексического и грамматического материала учитель организует работу в парах.

Примеры методик парной работы:

1. Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. 1 учащийся пары повторяет одно правило, 2 учащийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом учащиеся меняются ролями. Повторение видовременных форм глагола.

2. Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик – без ответов. Повторение видовременных форм глагола.

3. Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов.

Примеры методов групповой работы:

1. Метод “разрезанной информации” (Пила - Jigsaw).

Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Например, тема "Национальные парки:

  • Первые национальные парки
  • Национальные парки США
  • Национальные парки Британии.
  1. Каждый член группы находит материал по своей части.
  2. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется "встречей экспертов".
  3. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы.
  4. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме, и каждый ученик отчитывается по всей теме в отдельности.

2. Индивидуально-групповая работа. Класс разбивается на группы по 4 человека, ученики разных уровней обученности. Учитель объясняет новый материал, затем ученики отрабатывают его в группе. Группе дается задание и необходимые опоры. Оно выполняется либо по частям (для каждого ученика своя часть), либо каждое последующее задание выполняет следующий ученик (начинать можно с сильного или слабого ученика). После учитель предлагает выполнить тест по теме индивидуально каждому (задания дифференцированы). Каждый ученик приносит своей команде баллы, которые суммируются, и объявляется общая отметка группы.

3. Игра «Снежны ком» Упражнение подходит для микрогрупп 6-8 человек. Группе предлагают рассказать историю, но так, чтобы каждый ученик по очереди высказывал всего одно предложение/мысль. Тема может быть «Путешествие», «Хобби» или «Спорт».

Таким образом,  реализуя системно-деятельностный подход  при обучении английскому языку, учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ

В докладе  представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно:  повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...

Системно-деятельностный подход при обучении английскому языку в рамках ФГОС

Данный материал предлагается в качестве примера использования элементов  системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку. В данном фрагменте представлено введение темы путем п...

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.Методическая система учителя.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, с...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку по ФГОС.

В данной статье говорится об актуализации деятельного подхода, перечисляются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании. Статья соп...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку по ФГОС.

В данной статье говорится об актуализации деятельного подхода, перечисляются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании. Статья соп...

использование системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку

Использование системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку...

Использование системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку

Автор данной статьи  рассматривает системно-деятельностный подход  при обучении иностранным языкам, приводит конкретные примеры  деятельности учителей методического объединения....