Психолого-педагогическая характеристика учащихся подросткового возраста с точки зрения обучения иностранному языку
статья по английскому языку

Когда учащийся изучает иностранный язык, многое зависит от его темперамента и склонностей, и возрастные особенности помогают лучше понять, как выстроить преподавание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrostki.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая характеристика учащихся подросткового возраста с точки зрения обучения иностранному языку

 

Развитие возрастных особенностей школьников по-разному проявляется в их индивидуально-личностном развитии. Это зависит от того, что учащиеся в зависимости от природных задатков и условий жизни (связь биологического и социального) во многом отличаются друг от друга. Поэтому развитие каждого из них в свою очередь является значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые важно учитывать в учебно-воспитательном процессе [Шариков, 2006: 15].

При учете возрастных особенностей развития школьников педагог должен учитывать обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания разных школьников, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который накоплен в процессе профессионального изучения школьников [Дугин, 2005: 115].

При изучении иностранного языку педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Очень важно учитывать особенности познавательной деятельности школьников, свойства их памяти, склонности, интересы, а также предрасположенность для успешного изучения различных предметов в школе [Карлова, 2013: 12]. С учетом этих особенностей должен изучаться индивидуальный подход к ученикам в процессе учебной деятельности: сильные ученики нуждаются в дополнительных занятиях для того, чтобы эффективнее развивались их интеллектуальные способности; ученикам с низким уровнем знаний нужно оказывать индивидуальную помощь в обучении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д. [Бочарова, 1996: 45-50].

Огромное внимание следует уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учеников и постоянно выявлять тех, кто отличается высокой раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать доброжелательные контакты с товарищами. Не менее важным является знание типологии характера каждого из учащихся, помогающее учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении социальных поручений и корректировки отрицательных черт и качеств.

Сложным, но очень ответственным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников – их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, событиям и изменениям, которые происходят в обществе, труду, а также к учителям и коллективу товарищей [Полат, 2002: 67]. Изучение школьников должно охватывать также знакомство с условиями жизни в семье и воспитания, их внеурочные увлечения и контакты, оказывающие значительное влияние на их воспитание и развитие.

Также важное место занимает знание педагогами таких ценных вопросов, связанных с обучаемостью и воспитуемостью учеников и включающих в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамику развития различных индивидуальных качеств каждого ученика.

Что касается подросткового периода, то его как правило считают переходным, так как в этом возрасте происходит переход от детства к юности. У учеников этого возраста как бы переплетаются черты детства и черты, очень присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и формирования [Елухина, 1996: 67-70]. Вот почему подростковый возраст характеризуется как полуребенок и полувзрослый. Как полувзрослый, он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как полуребенок, он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим можно объяснить сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, дающее основание считать этот период в определенной мере трудным для воспитания и обучения [Шариков, 2006: 43].

Переход из детства и приближение подростков к взрослому состоянию ярко проявляются в тех своеобразных чертах физического и духовного развития, отличающие их от младших школьников. Прежде всего по-другому идет физическое развитие средних школьников. В детском возрасте этот процесс носит более или менее спокойный и постоянный характер [Никонова, 2005: 89]. В противовес этому физическое развитие подростков характеризуется большой интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, которые связаны с началом полового созревания.

Развитие мозга, дальнейшее структурное развитие нервах клеток и ассоциативных волокон создают предпосылки для совершенствования познавательной деятельности детей подросткового возраста. Поступление же в кровь гормонов, которые вырабатываются органами внутренней секреции, вызывающие то повышение, то понижение жизненного тонуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождаемый чередованием то хорошего настроения, то ухода во внутренние переживания, то жизнерадостности, то пассивности. В периоды снижения настроения и упадка энергии у детей-подростков может проявляться раздражительность, равнодушное отношение к учению, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а также многие недоразумения в отношениях с учениками и взрослыми [Иванова, 2011: 12]. Но и периоды подъема энергии и активности подростков приносят много беспокойств. Часто они сопровождаются озорством, шалостями, стремлением показать свое физическое и моральное превосходство. Поэтому следует всячески щадить нервную систему подростков, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в учебе в периоды понижения успеваемости с тем, чтобы случайной двойкой не снизить учебную мотивацию.

Для подросткового периода характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от учеников 1-4 классов они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, причинно – следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, «с хитринкой»), требующих от педагогов аргументированных ответов, выдвигаемых положений и веской доказательной базы. На этой основе у них формируется абстрактное (понятийное) мышление и логическая память [Гез. 1982: 235]. Закономерный характер такой особенности мышления и памяти детей подросткового возраста проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому очень важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Также важной задачей выступает формирование навыков самостоятельной учебной работы, развитие умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и креативный подход при выполнении домашних заданий.

Особое внимание в организации учебной деятельности детей подросткового возраста имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельности, т.е. формирование у них познавательных потребностей, интересов и учебных мотивов. Следует иметь в виду, что стимулы не возникают сами по себе. Они развиваются в условиях, когда педагоги обращают внимание на эту сторону работы [Маслыко, 2004: 90].

Иначе должен строиться и процесс нравственного воспитания детей подросткового возраста. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы [Размыслова, 2007: 56-58]. Вот почему четкое разъяснение моральных норм и правил и развитие у детей-подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять важную особенность нравственного воспитания. Также огромно педагогическое значение и тактично осуществляемая регламентация, и контроль за поведением учащихся как меры, которые предупреждают шалости и необдуманные поступки.

Весьма рельефными представляются личностные особенности подростков, связанные с их положением в коллективе сверстников, с отношением к учителям и взрослым, а также к самим себе. Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению [Барменкова, 2010: 20].

Существенной возрастной чертой подростков является склонность к утверждению своего совершенства и престижа внутри товарищей. Основные пути к этому - хорошее учеба, общественная инициатива, демонстрация способностей в тех или иных видах деятельности, внешнее влияние и т.д. [Сластенин, 2000: 156]. Когда же подросток не добивается достойного места в коллективе, он трудно переживает свое место. Совершенно однозначно, что учителям надлежит бережно отслеживать отношения учащихся со своими товарищами и содействовать им в укреплении своего авторитета в коллективе.

Возрастающие интеллектуальные данные и раскрытие межличностных связей стимулируют усовершенствование самосознания подростков, побуждают мечтать о своем призвании и будущем. Подростки сопоставляют себя со сверстниками, оценивают свои совершенства и недостатки. Однако если о недочетах других они судят требовательно, то по отношению к себе они не столь взыскательны. Это обусловливает неизбежность развития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию [Федоров, 2001: 108].

Существенной особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация. При ее проведении нужно принимать во внимание то, что перспектива учащимися этого возраста представляется как правило в романтически приподнятых тонах. Они мечтают о ярких профессиях и предпочитают быть космонавтами, летчиками, геологами, моряками и т.д. Производственные же профессии их привлекают слабее. Вот почему, поддерживая склонность подростков к яркой и достойной жизни, нужно открывать перед ними героику и красоту повседневного труда в промышленности и сельском хозяйстве, направлять на работу в сфере материального производства.

Что касается обучения иностранному языку, основание состоит в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. таланту и готовности выполнять иноязычные межличностные и межкультурные коммуникации с носителями языка, реальное практическое постижение иностранного языка, что должно оказывать поддержку развитию личности школьников, формированию научной картины мира, критического мышления, а также социальной адаптации выпускников школы, их конкурентоспособности на рынке труда [Гальскова, 2006: 27].  

Таким образом, развитие коммуникативной компетенции представляет

собой основную практическую стремление обучения иностранному языку в средней школе.

Воспитательная цель предполагает воспитание у учащихся мировоззрения, идейной убеждённости, патриотизма, нравственности, ответственности за себя и происходящее вокруг, а также эстетическое и духовное совершенствования личности [Соловова, 2005: 111].

Образовательная мечта предполагает получение знаний о культуре страны изучаемого языка, а также знаний о строе языка, его системе, характере, особенностях, сходстве и различии с родным; удовлетворении личных познавательных интересов в произвольной сфере своей деятельности [Старков, 1978: 56].

Развивающая цель обеспечивает понимание средств выражения мыслей, того, как люди произносят, какие фразы употребляют для номинации предметов, уподобление и выравнивание явлений родного и иностранного языков, формирование чувства языка, языковой догадки, памяти во всех её видах, логики (анализа, синтеза, сравнения, умозаключения), уточнение сенсорного восприятия, мотивационной сферы, умения беседовать, трудолюбия, воли, целеустремлённости, активности, умения учиться [Соловова, 2006: 78].

В такой мере, исследование английского языка на средней ступени обучения выглядит следующим образом:

  1. формирование иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;
  2. усовершенствование и формирование у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности использовать его как средства общения, знания, самореализации и социальной адаптации; развитие качеств гражданина, патриота; усовершенствование национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного взаимоотношения к проявлениям другой культуры [Примерная общеобразовательная программа основного общего образования: 235].

В соответствии с современными исследованиями, уроки иностранного языка на средней ступени обучения обладают определённой спецификой, вытекаемой и из возрастных особенностей учащихся, и из задач, которые стоят перед этим периодом, и из содержания, и из того психолого-педагогического факта, что в настоящее время начинает образование. Средний этап, являясь промежуточной, с одной стороны, сохраняет черты начальной (особенно в пятом классе), а с другой - представляет собой новый этап в развитии умений и навыков учащихся по иностранному языку. Обратимся к рассмотрению возрастных индивидуальных особенностей учащихся на средней ступени обучения [Меркулова, 2001: 34].

В такой мере, В.И. Ковалёв выделяет происхождение у учащихся стойкого интереса к определённому предмету в качестве первой особенности учащихся средней ступени обучения: «Интерес к определённому предмету не проявляется внезапно, в связи с ситуацией на конкретном уроке, а возникает постепенно, по мере состояние знаний, и опирается на внутреннюю логику этого сведения. При этом чем сильнее узнаёт ученик об интересующем его предмете, тем значительнее этот предмет его привлекает» [Кодзасов, 2001: 301]. Далее автор приводит отрицательные последствия общей тенденции понижения мотивации учения на среднем этапе: «Повышение интереса к одному предмету протекает у многих подростков на фоне общего снижения мотивации учения и аморфной познавательной потребности, из-за чего они начинают разрушать дисциплину, пропускать уроки, не выполняют домашние задания. У этих учащихся меняются мотивы посещения школы: не потому что хочется, а потому что надо. Это приводит к формализму в усвоении знаний - уроки учат не для того чтобы знать, а для того чтобы приобретать отметки» [Крутецкий, 1986: 13]. В связи с этим можно отметить, что на средней ступени обучения у учащихся наблюдается спад мотивации к изучению иностранного языка, что может возбудить определённые трудности в плане организации учебного процесса.

По мнению Н.В. Берещенко, это объясняется тем, что у детей подросткового возраста, как и у школьников начальных классов, слишком мало сформировано восприятие необходимости учения для будущей профессии. Автор выявляет две тенденции, которые характеризуют учебную мотивацию на средней ступени обучения: «С одной стороны, дети подросткового возраста мечтают о том, чтобы пропустить школу, хотят гулять, играть, заявляют, что школа им надоела, что учение для них - тяжкая и неприятная необходимость, от которой они не прочь избавиться. С другой стороны, те же учащиеся, которые поставлены в ходе экспериментальной беседы перед возможностью не ходить в школу и не изучать, сопротивляются такой перспективе» [Берещенко, 2014: 129-131]. Н.В. Берещенко считает, что это возражение связано с неосознаваемой школьниками потребностью оставаться на уровне тех требований, предъявляемые школьникам социумом: «...на данном этапе борются два мотивационных образования: мотивационная установка, которая связаны с перспективой получения образования, и мотив, который отражает состояние учеников, их усталость от однообразия и постоянной необходимости выполнять домашние задание» [Там же: 129-131].  

Таким образом, главным мотивом поведения и деятельности учеников средних классов в школе является, по мнению Н.В. Берещенко, стремление найти своё место среди одноклассников, поэтому иногда недисциплинированность в этом возрасте означает стремление противопоставить себя классу, желание доказать свою неисправимость. Главной особенностью детей подросткового возраста является стремление всячески избегать критики сверстников и наличие страха быть ими отвергнутыми.

По мнению М.В. Евстифеева, неумение найти своё место среди одноклассников вызывает характерное для детей подросткового возраста стремление во что бы то ни стало добиться отличных отметок, даже в том случае, если имеются знания или не соответствуют им: «Фетишизация отметки свидетельствует о том большом значении, приобретаемое для подростка положение хорошего ученика: оно определяет его общественный статус в классе. Ни до этого возраста, ни после отметка такой мотивационной роли не играла профессиональная деятельность: у младших школьников она является показателем признания педагогом их стараний, а у старших учеников - показателем знаний» [Евстифеева, 2012: 76].

Хайнц Хекхаузен полагает, что особенностью поведения учеников средних классов является наличие у них «подростковых установок» (моральных взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих с таковыми у взрослых и обладающих большей «генетической» устойчивостью, которые передаются из года в год от старших подростков к младшим и почти не поддающиеся педагогическому воздействию). К таким установкам, например, относится осуждение тех учеников, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке, и с другой стороны - поощрительное отношение к тем, кто списывает и пользуется подсказкой [Рогова,1991: 245]. В то же время, автор отмечает, что моральные установки детей подросткового возраста не имеют опоры в подлинных моральных убеждениях, поэтому они легко их меняют при переходе в другой коллектив, где существуют традиции, требования, иное социальное мнение.

Современный подросток, по единодушному мнению, всех психологов и педагогов - личность. Так, О.Ю. Орлова выделяет четыре важные черты учеников средних классов, которые характеризуют его как полноценного индивидуума: «Во-первых, чувство «взрослости», стремление к равноправию во взаимоотношениях со взрослыми. Во-вторых, влияние его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками на успехи подростка, повышение значимости мнения одноклассников по сравнению с мнением учителя. В-третьих, стремление утвердить себя в коллективе любыми средствами, иногда и не очень достойными. В-четвёртых, увеличение самосознания: ребёнок начинает задумываться над вопросом: «Какой я?» Эти особенности оказывают решающее влияние на контекст деятельности пятиклассника, его собственный опыт, на его развитие и желания, эмоции, мировоззрение, на его положение в коллективе» [Орлова, 2013: 7].  

Таким образом, подводя итого выше сказанному, можно сказать о том, что особенности учащихся подросткового возраста – это новая ступень развития в плане изучения иностранного языка, они должны владеть навыками чтения и перевода, но не у всех этот навык развит в полном объеме, поэтому возникают трудности, отсюда следует, что учителя иностранных языков необходимо при подготовке к уроку учитывать возрастные и индивидуальные особенности класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая карта развития воспитанника подросткового возраста.

Карта наблюдений поможет отследить динамику в психическом развитии и социальной адаптации учащихся подросткового возраста....

Методическая разработка. Развитие коммуникативных умений учащихся с применением рифмовок как средства обучения иностранным языкам

Актуальность методической разработкиМетод рифмованных уроков является составной частью обучения английскому языку, как на начальном этапе, так и при дальнейшем совершенствовании владения им. Этот мето...

Методическая разработка. Развитие коммуникативных умений учащихся с применением рифмовок как средства обучения иностранным языкам

Актуальность методической разработкиМетод рифмованных уроков является составной частью обучения английскому языку, как на начальном этапе, так и при дальнейшем совершенствовании владения им. Этот мето...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Метод исследовательских проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информ...

Психолого-педагогические особенности развития обучающихся подросткового возраста и их влияние на организацию проектной деятельности на уроках музыки

Теория и практика проектного обучения показывает, что творческая проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и воспит...

Исправление ошибок учащихся и способы их коррекции в обучении иностранным языкам

Аннотация: В статье рассматривают вопросы исправления ошибок при обучении иностранным языкам. Успешное овладение устной и письменной речью невозможно без систематической работы по коррекции ошибок. В ...