Персонифицированный подход в работе с одаренными детьми. Английский язык.
статья по английскому языку

Статья, содержащая обощение опята  работы с одаренными и мотивированными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Персонифицированный подход в работе с одаренными детьми. Английский язык.

Во все времена в любой стане для ее благополучного и прогрессивного развития существовала потребность в людях мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Это не кто иной, как люди, обладающие выдающимися способностями в том или ином виде деятельности, т.е. одаренные люди. Исследования доказывают, что 10% детей одарены от природы, а 80% обладают некими способностями, которые могут раскрыться в определённых ситуациях, при определённых методах работы педагога. Таким образом, значимость работы школы, и в частности учителя, направленной на выявление, развитие и поддержку детей, проявляющих выдающиеся способности, трудно переоценить. Большое количество государственных программ и проектов, направленных на развитие детской одаренности, только подтверждают это.

Процесс раскрытия и реализации детских талантов должен быть постоянным, системным и методически грамотным, поэтому, в образовательных организациях существуют специально разработанные под условия конкретной школы, программы работы с одаренными детьми. Данная программа позволяет систематизировать, анализировать, корректировать и совершенствовать работу педагогического коллектива  в области развития детской одаренности. Как правило, данная программа имеет стандартные компоненты:

  • цель;
  • направления одаренности, на которые ориентирована школа;
  • процесс (формы, методы, средства работы);
  • ресурсы (кадровые, информационные, материально-технические);
  • планируемый результат.

Основополагающей идеей Программы работы с одаренными детьми в нашей школе является интеграция учебной, внеклассной, внеурочной, внешкольной и воспитательной видов деятельности. Таким образом, основными формами работы школы с высокомотивированными и одаренными обучающимся являются:

- нестандартные уроки;

- дополнительные занятия и консультации;

- психологические исследования, тренинги;

- предметные олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры, соревнования и др.;

- предметные и другие кружки, секции.

Все согласятся, что каждый ребенок уникален, а каждый одаренный ребенок уникален по-своему. И здесь проявляется первостепенная роль учителя – разглядеть, поддержать и развить способности ребенка в той или иной области. Чтобы это сделать необходимо найти индивидуальный подход, мотивировать ребенка к деятельности, т.е. можно сказать персонифицировать работу с детьми.

Каким образом я, как учитель английского языка, реализую персонифицированный подход в работе с одаренными детьми?

1. Наша образовательная организация много лет практикует профильное обучение физико-математической направленности на ступени среднего общего образования (с 1994г. ).  С 2017г. мы успешно реализуем и предпрофильное обучение в 7-9 классах. При переходе из 6 в 7 класс происходит перераспределение обучающихся: на конкурсной основе формируется предпрофильный класс, куда поступают мотивированные к учебе дети, дети с определенными способностями в различных видах деятельности. Образовательная программа в данном классе не отличается от программ других классов, но за счет того, что отсутствуют трудности с дисциплиной, присутствует высокая познавательная мотивация,  учителям удается не только качественно обучать, но и расширять, углублять знания в предметных областях, заниматься проектной деятельностью и мн.др. Таким образом, работая в одном из предпрофильных классов, с детьми, чьи способности уже в некотором смысле выявлены, я имею возможность успешно проводить нестандартные уроки (урок-экскурсия, урок вне стен класса и даже школы, урок-викторина, интегрированный урок, урок-проект и др.). Также, персонифицированный подход к обучению эффективно реализуется через использование  элементов следующих педагогических технологий: дифференцированное обучение, уровневое обучение, творческие задания, проектная деятельность, проблемное обучение, технология развития критического мышления. Системное применение вышеуказанных технологий в обычных классах зачастую осложняется недостаточным уровнем языковой компетенции обучающихся. Более того, осознавая, что мотивированные и талантливые дети, в процессе обучения не хотят быть ограниченными рамками конкретного предмета, стараюсь свои уроки делать не только предметными, но и межпредметными, и метапредметными. Наиболее часто использую информацию из таких предметов как: география, обществознание, история, литература. Наконец, насыщенность урока. Работая в группах одаренных детей, нужно всегда выдерживать интенсивный темп урока, материала для работы должно быть достаточно на весь урок, чтобы внимание обучающихся не переключилось от темы к чему-то постороннему. Следуя давней привычке, в конспекте урока у меня всегда есть пункт «На запас».

2. Система кружковой работы – обязательный помощник в развитии и сопровождении одаренности учащихся. Много лет работаю в системе дополнительного образования детей – веду предметный кружок по английскому языку. Занятия в рамках кружка отличаются занимательностью, уровнем сложности, отличной от школьной лексикой, коммуникативной направленностью, демократичным, иногда неформальным, стилем. Обучение английскому языку через кружок начинается в начальной школе. Группа на уровне «Starter», как правило, достаточно большая (15-20 человек). К 7-8 классу количество человек существенно уменьшается: одна часть детей находят себя в другом виде деятельности, другая - теряет интерес из-за усложняющегося материала. Остаются обучающиеся действительно способные к изучению иностранных языков, достигшие определенного уровня языковой компетенции, желающие проявлять себя в этой области знаний и, может быть, связать свою будущую профессию с иностранными языками. Вот еще один пример реализации персонифицированного подхода в работе с одаренными детьми.

3. Последнее из моих направлений работы с одаренными детьми – это подготовка и участие в Олимпиадном движении, участие в конференциях, интеллектуальных конкурсах, проектах. Нет необходимости доказывать важность самого участия в данных мероприятиях для саморазвития обучающихся,  их самоопределения и повышения мотивации к познанию. Реализация персонифицированного подхода в данном случае заключается именно в качестве процесса подготовки к конкурсам и Олимпиадам. Учитель должен тратить время на каждого ученика, продумывать систему заданий с учетом особенностей в уровне и области знаний каждого. Он также должен подбирать и предлагать детям участие не в одном событии в год, а в целом ряде мероприятий (Олимпиады, проекты, научно-исследовательские конференции, творческие конкурсы). Все это для собственной тренировки и самосовершенствования обучающихся. Таким образом, уровень квалификации самого учителя должен быть достаточен для написания исследовательской работы, проекта или участия в олимпиадном тестировании повышенного уровня сложности.

Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости? Это зависит от широкого спектра причин и факторов. Важную роль в этом играет школа: будут ли созданы максимально благоприятные, комфортные условия для всестороннего развития ученика, для формирования ситуации успеха.  Но еще более важную роль играет личность учителя: постоянно развивающегося, обучающегося, горящего своим делом и заражающего  других любовью к своему предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Системный подход в работе с одаренными детьми на всех ступенях обучения"

Модернизация школьного образования в свете основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует организации системного подхода в работе с одаренными детьми  на вс...

Проектный подход в работе с одаренными детьми

Работа  с ОД диктует определенные требования к личности педагога: - желание работать нестандартно;- поисковая активность, любознательность;- знание психологии подростка и психологи...

Персонифицированный коучинг в работе с одаренными детьми и в инклюзивном образовании.

Коучинг-это целая жизненная система. Она касается не только образования, но и все жизни в целом. Один из лзунгов коучинга : " Здесь вы удивитесь своим возможностям" Для одаренного ребенка ко...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Работа с одаренными детьми считается одной из приоритетных задач любого учителя. Для развития одаренности и творческого потенциала личности школьника создает возможности реализация ФГОС второго поколе...

Современные подходы к работе с одаренными детьми в ДОО (из опыта работы инструктора по физической культуре)

Наблюдения, свидетельствующие о том, что способности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не толь...

Подходы в работа с одаренными детьми на уроках английского языка

Подходы в работа с одаренными детьми на уроках английского языка...