Особенности проведения мастер-класса как средства формирования универсальных учебных действий
статья по английскому языку

Анна Олеговна Шумилина
Рассмотрим особенности проведения мастер-класса, как урока, даваемого «мастером» — профессионалом в каком-либо виде искусства, науки, ремесла, медицины, педагогики и пр. В образовательном процессе «мастером» чаще всего выступает учитель. Но это не всегда так. Субъектами и объектами могут выступать все участники образовательного процесса в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_0.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности проведения мастер-класса как средства формирования универсальных учебных действий

Все дети младшего школьного возраста любят мастерить, потому что такой вид деятельности является развлечением, а элемент развлечения очень важен в процессе изучения иностранного языка для младших школьников. Кроме того, деятельностный подход соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Именно такой подход повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.Элементы ручной работы, заложенные во многих УМК, хорошо «ложатся» на форму мастер-класса, которая подразумевает практическую направленность.

Мастер-класс- это урок, даваемый «мастером» — профессионалом в каком-либо виде искусства, науки, ремесла, медицины, педагогики и пр.

В образовательном процессе «мастером» чаще всего выступает учитель.Но это не всегда так. Субъектами и объектами могут выступать все участники образовательного процесса в школе и педагогического сообщества. Мастер-класс «PostcardforInternationalChildren'sBookDay», следуя данной классификации, относится к мастер-классу «учитель-ученик».

Характерные особенности мастер-класса:

  • деятельностный подход (активная деятельность участников);
  • сочетание теории и практики;
  • смена деятельности;
  • наглядность;
  • четкий алгоритм действий;
  • творчество;
  • получение конечного продукта (практическая направленность);
  • рефлексивная деятельность.

Деятельностный подход, который является одной из характерных особенностей мастер-класса, хорошо иллюстрируется китайской пословицей и может быть девизом к данной форме урока:

“Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать это,

И это станет моим навсегда”.

Этот девиз созвучен с нашими ориентирами в области формирования УУД у учащихся в начальной школе. Умение действовать по образцу, самостоятельно выполнять действия по определенному алгоритму – вот чему способствует такая форма урочной деятельности как мастер-класс.

Каково же место мастер-класса в образовательном процессе?Данная форма уроков выбирается в рамках какой- либо определенной тематики или образовательного проекта. В таком случае, цели и задачи мастер-класса соподчинены главной цели проекта.

Проведение данного мероприятия требует предварительной подготовки. В течение определенного времени дети «проживают» проект, в котором мастер-класс является одним из логических звеньев, готовят необходимые предметы и инструменты для мастер-класса, знакомятся с детской английской литературой и фольклором. Чаще всего задействованы межпредметные связи. Работа в рамках проекта по другим предметам является теоретической и психо-эмоциональной подготовкой к мастер-классу по иностранному языку.

Мастер-класс «Postcard for International Children's Book Day» может проходить в рамках образовательного проекта «Неделя детской книги». Действуя согласно стандартам, деятельность направлена на достижение следующих результатов:

Надпредметные и личностные результаты

  • формирование высокой и устойчивой мотивации к изучению иностранного языка
  • развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей;
  • развитие эмоциональной сферы младшего школьника;
  • овладение умением работы с УМК.
  • общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
  • осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
  • знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого языка.

Предметные результаты

        В социокультурной сфере:

  • знание названий стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен);

        В ценностно-ориентированной сфере:

  • приобщение к культурным ценностям другого народа через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в туристических поездках.

        В эстетической сфере:

  • владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на английском языке;
  • развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.

        В трудовой сфере:

  • умение следовать намеченному плану (инструкции)в своем учебном труде.

        В письменной речи:

  • владеть техникой письма;
  • писать с опорой на образец поздравления с праздником и короткое личное письмо.

        Исходя из этого, были определены цель и задачи мастер-класса.

        Цель:мастер-класс проводится в целях популяризации книги и чтения (на английском языке в том числе)

        Задачи:

  • повышение мотивации к изучению английского языка;
  • обучение написанию поздравительной открытки;
  • развитие навыков чтения и аудирования;
  • формирование умения детей “слушать и слышать” и действовать по образцу(алгоритму);
  • воспитание доброжелательности в отношениях со сверстниками, умение работать сообща;
  • развитие творческих способностей детей школьного возраста;
  • развитие интереса к художественному творчеству;
  • развивать эмоциональной сферы, эстетические чувства;
  • воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе;

Остановимся на развитии умения действовать по инструкции как наиболее важной и приоритетной задаче на данном уроке. Это умение является одним из ключевых умений учиться на начальном этапе образования.Детям с сентября месяца 1-го года обучения предлагаются задания с элементами ручного труда, где они должны прочитать инструкцию и действовать, следуя ей.С таким инструкциям учащиеся знакомы со 2-го класса. Новая лексика вводится постепенно. Знакомые инструкции повторяются периодически. Опираясь на детский опыт, на  данном мастер-классе детям предлагалась 1 инструкция - Instruction: - схема изготовления открытки. Эта инструкция воспринималась на слух и сопровождалась показом. И две схемы для написания поздравительной открытки – для чтения  на печатной основе.

Instructions − схема изготовления открытки

  • Take a white sheet.
  • Fold it. This is your card.
  • Open your card. Take a pencil.
  • Draw straight lines.
  • Look at the board. Read the text.
  • It’s greetings  for International Children's Book Day.
  • Write greetings “Happy International Children's Book Day!” Examples are on the board.
  • Decorate your card - stick decorations, draw pictures.
  • Look at the picture.
  • Say - it's great!

Thank you for being attentive and hardworking!

Схема структуры открытки

  1. Обращение (имя того, кому адресовано послание).
  2. Поздравительный текст.
  3. Завершающая фраза.
  4. Подпись (имя того, кто написал).

Обучающая инструкция «Как подписывать поздравительную открытку»

1.Обращение.

Имя (или другое обращение) того, кому адресовано послание. Чаще всего начинается со слова Dear  (c большой буквы). После обращения ставится запятая.

Dear friend,

2. Поздравительный текст.

Первое слово после обращения пишется с красной строки и с большой буквы.

Happy International Children's Book Day!

Find your favourite book!

Find your favourite character!

Find your favourite writer!

3. Завершающаяфраза.

Пишется с красной строки. После фразы ставится запятая.

Best wishes,

4. Имя того, кто написал открытку.

 Пишется с красной строки. Точка после него не ставится.

Dima

Содержание поздравительной открытки способствует воспитанию ценностного отношения к чтению и к книге.Предлагаемое мероприятие имеет огромный воспитательный аспект и может стать мостиком для общения со сверстниками стран изучаемого языка, т.к. Неделя детской книги – это международный праздник.Подписанные самодельные открытки наших детей нашли своего адресата. Наши дети средней школы ездили в Лондон и взяли с собой детские открытки. При встрече с британскими школьниками наши земляки передалипослания детям-сверстникам. Это событие произошло во время праздничной недели.  И тот факт, что открытки были прочитаны в дни таких событий, очень способствует повышению мотивации изучения английского языка.

Предлагаемая форма  урока и ее тема также применима и в средней школе. В таком случае рекомендуется усложнить поздравительную часть открытки и расширить репертуар иностранной художественной литературы (на усмотрение учителя, учитывая уровень детей). Как показывает практика, предлагаемая форма урочной деятельности очень эффективна в формировании универсальных учебных действий. Отличительные признаки мастер-класса (о них говорилось выше) являются условием для освоенияУУД. А интересные темы мастер - класса и место их в образовательных общешкольных проектах обеспечивают большой интерес и повышают мотивацию изучения иностранного языка.

Литература

1. Никитенко З.Н. Создание культурной среды при обучении иностранным языкам // Иностранный язык в школе. 2018. № 4.

2. Педагогическое проектирование: культурно-ценностный подход: Методическое пособие/Авт.-сост. Кравцов А.О. − СПб:НОУ «Экспресс», 207. − 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий

Примеры формирования по ссылке http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/mify-i-realnost...

Электронные учебники и дополнительные электронные учебные материалы как средство формирования универсальных учебных действий.

Ориентация на современные технологии и прогрессивные средства обучения вызывает необходимость применения в образовательном процессе электронных учебников.Согласно Статьи 18 Закона «Об образовании в Ро...

Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

В данном материале рассмотрены формы учебного диалога, условия и способы его организации на уроке, а также способы продоления трудностей учебного диалога в работе с детьми с ограниченными возможностям...

Мастер-класс как средство формирования универсальных учебных действий

Мастер-класс- это урок, даваемый «мастером» — профессионалом в каком-либо виде искусства, науки, ремесла, медицины, педагогики и пр.В образовательном процессе «мастером» ...

Мастер-класс "Приемы и методы формирования универсальных учебных действий обучающихся".

Овладение учащимися  универсальными   учебными   действиями  создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая орган...

Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"

В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...

Мастер-класс "Практическая работа как средство формирования универсальных учебных действий"

Одним из требований к результатам освоения образовательной программы является формирование универсальных учебных действий. В ходе формирования УУД предполагается активная самостоятельная работа ученик...