ПОВЫШЕНИЕ ЛИЧНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
статья по английскому языку

Кравцова Елена Андреевна

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ ЛИЧНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

  Е. А. Кравцова,

учитель английского языка

МАОУ СОШ № 1- «Школа Сколково-Тамбов»

Ни для кого не является секретом, что большинство учащихся свое свободное от школы время проводят в сети Интернет. XXI век – это век высоких компьютерных технологий, и современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Виртуальная жизнь, которую проживают наши дети, становится их реальностью. И если несколько лет назад Интернет ассоциировался у них только с социальными сетями, то сегодня наши дети стали больше интересоваться возможностями получения образования в сети. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Вовлечь в процесс обучения «рожденного в цифре ребенка» без естественной для него среды, становится все сложнее и сложнее. Но учитель, как никто другой понимает, что самое эффективное обучение - это обучение, связанное с жизнью. Поэтому развитие современной цифровой образовательной среды, которое сегодня имеет уникальные возможности для повышения мотивации учащихся и как следствие качества обучения, стало весьма актуальным.  

Меня заинтересовала проблема повышения познавательной активности у учащихся, и как следствие этого увеличение мотивации к изучению английского языка. Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов, по моему мнению, является использование цифровой образовательной среды. Современный учитель должен уметь создать условия для практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика, как мы знаем, выступает учитель. Он требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый ученик способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной «неуспешности» школьника. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой для усвоения учеником на уроке. Поэтому можно сделать один вывод – необходимо проводить уроки с применением новых информационных технологий. Однако, хочется сказать, что внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не должно исключать традиционные методы обучения, а гармонично сочетаться.        

Почему меня заинтересовали именно информационные технологии как средство повышения мотивации? Как известно, мотивация – необходимое условие любой деятельности, в том числе и учебной. Однако нужно иметь ввиду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Чтобы определить сферу интересов учащихся, я предложила своим ученикам 6, 8 классов расположить различные виды времяпровождения (занятия спортом, музыкой, искусством, танцами, чтение книг, прогулки с друзьями, а также компьютерные игры, общение с друзьями через Интернет (соцсети –Instagram, Вконтакте, WhatsApp) в порядке их предпочтения. 80 % учащихся на первое место поставили компьютерные игры и общение с друзьями через Интернет (соцсети и WhatsApp). Предполагается, что раз новые информационные технологии привлекают учащихся и являются одним из главных их интересов, то их использование в учебном процессе может способствовать формированию положительной мотивации. Использование цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения позволяет обогатить арсенал методических средств и приемов, разнообразить формы работы, делает урок интересным и запоминающимся для обучающихся.

Если у учащихся будет сформирован познавательный интерес к изучению английского языка, то это позволит им принять участие в диалоге культур. А приобщение к материалам культуры будет содействовать пробуждению познавательной мотивации, то есть школьники познакомятся с неизвестными фактами, что, несомненно, вызовет у них устойчивый интерес к познанию нового. Процесс обучения с учетом интересов школьников станет особенно эффективным.

В практическом смысле для меня, как для учителя английского языка, ЦОС – это информационный источник, который содержит графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную информацию, направленную на достижение образовательных и воспитательных задач учебного процесса.

Цифровые образовательные ресурсы по ИЯ могут быть разделены на следующие группы согласно их содержанию и функциональному назначению:

1) информационно-справочные материалы: энциклопедии, справочники, словари, журналы, газеты;

2) электронные книги для чтения;

3) англоязычные фильмы;

4) библиотеки электронных наглядных пособий и базы данных;

5) методические материалы на электронных носителях (разработки уроков, методические рекомендации по обучению аспектам языка и видам речевой деятельности, тесты и другие контрольно-измерительные материалы);

6) Интернет-ресурсы;

7) комбинированные электронные средства обучения (обучающие программы, электронные учебники, сборники упражнений и развивающие игры);

8) учебно-методические программные средства для сопровождения уроков ИЯ (демонстрационные материалы, презентации, проекты, компьютерные разработки уроков и т. п.), созданные учителем для конкретного урока.

Использование ЦОС позволяет:

1. Повысить мотивацию учащихся к обучению;

2.Ориентироваться на современные цели обучения;
3.Улучшить эффективность и качество образования;
4. Использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;
5.Учитывать страноведческий аспект;
6.Сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
7.Реализовать индивидуальный подход;
8.Усилить самостоятельность школьников;
9.Изменить характер взаимодействия учителя и ученика;
10.Объективно оценивать знания учащихся;
11.Повысить качество наглядности;
12. Облегчить труд учителя.

С помощью ЦОС на уроке английского языка можно решать целый ряд задач:

  • предъявлять новый учебный материал
  • повторять и закреплять пройденные лексические единицы
  • проводить промежуточный и итоговый контроль усвоения знаний
  • создать игровые учебные ситуации, максимально приближенные к реальным
  • помочь учащимся основательно подготовиться к сдаче ВПР, ОГЭ, ЕГЭ
  • приобрести навыки работы с компьютером.

Целью моей педагогической деятельности является разработать и включить в образовательный процесс интерактивные средства обучения для повышения мотивации учащихся на уроках английского языка.

Интернет предоставляет такое огромное количество программных и коммуникационных возможностей, что иногда теряешься в этом океане современных сервисов. Выделю некоторые из них, которые использую в процессе обучения английскому языку учащихся 6-8 классов.

British Council - организация , призванная развивать сотрудничество в области образования, культуры и искусства между   Великобританией   и другими странами. 

Обучающий сайт  British Council  имеет разделение на три возрастные категории, позволяет удобно и быстро найти нужный материал. Здесь можно найти актуальные видео ролики абсолютно на разную тематику, грамматические видео ролики, позволяющие ребятам лучше понять материал, а также много песен, игр и других занимательных упражнений.

Секция сайта Learn English Teens создана для подростков 13-17 лет, поэтому я использую ее в работе с учащимися 6-8 классов. На ресурсе подобраны тексты, игры, упражнения на грамматику, аудио, видео и упражнения на говорение, которые интересны подросткам. Темы разнообразны – от сокровищ в горах до пользы авокадо.

LearningApps.org - приложение для создания интерактивных заданий разных уровней сложности: викторин, кроссвордов, пазлов и игр. Сервис довольно прост для самостоятельного освоения. Имеется огромная коллекция готовых упражнений, которые классифицированы по темам и классам. Если вы зарегистрируетесь на сайте, то можете создавать и свои упражнения, подобные имеющимся. Задание проверяется автоматически. Здесь можно найти много разнообразных шаблонов, есть библиотека готовых материалов.

         Технологическая платформа компании Skyeng и образовательный контент «Просвещение» для работы в дистанционном формате создало свою уникальную бесплатную интерактивную рабочую тетрадь под названием «Skysmart».

Учитель подбирает материал в зависимости от вида деятельности, предварительно можно прорешать задания или воспользоваться предосмотром задания. Переходим на сайт, выбираем задания и отправляем ссылку в дневник.ру. Эти действия займут всего несколько минут. На странице выбора упражнений система предложит вам выбрать параметры работы: срок сдачи; время выполнения; показывать ответы ученику или нет.

• Если установить флажок на не показывать ответы ученику, после решения ответы будут скрыты. Ученик не сможет передать их одноклассникам.

• После выполнения задания учеником учителю будут видны все попытки ввода ученика и правильные ответы.

• На платформе реализована защита от копирования упражнений. Ученик не может скопировать и вставить текст слайда при выполнении любого упражнения, чтобы найти ответы.

• Если ученик завершит выполнение по истечению таймера, баллы за выполнение будут снижены.

Проверка заданий, происходит автоматически, результат выполнения заданий виден моментально в личном кабинете учителя. А значит, учитель экономит свое время.

Videouroki.net — крупнейшая образовательная онлайн-платформа в РФ, которая помогает учителям усовершенствовать все основные этапы урока: изучение нового материала, закрепление изученного и контроль знаний учащихся как в классе, так и дистанционно.

В своей практике я использую электронную тетрадь Spotlight 6, Spotlight 8, которая мне помогает эффективно и комфортно проверять знания моих учеников. Я даю задания на отработку грамматических, лексических навыков, провожу онлайн тесты по модулю. Больше не надо тратить время на подготовку к практической части урока. С помощью тетради я легко провожу практическую часть, закрепляю материал и мгновенно задания проверяются. Но к сожалению, это платный сервис.

Google Forms - это инструмент для создания тестов, опросов, голосования, викторин, онлайн-квестов. Тесты имеют автоматическую проверку. Задания можно создавать на основе иллюстраций и видео. В тестах используются варианты с разными типами ответов. Учитель получает подробную информацию о выполнении заданий школьниками. Но учителю и ученику нужны собственные аккаунты Google (gmail). Нет готовых материалов.

Карты Google – прекрасное средство познакомить учащихся с достопримечательностями страны изучаемого языка. Режим просмотра улиц позволяет путешествовать по улицам больших городов повсеместно в Европе и Северной Америке, Австралии и других местах. Здесь же можно просмотреть фотографии, сделанные пользователями, причем в разных плоскостях.

Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что дополнительные образовательные ресурсы являются неотъемлемой частью информационно-образовательной среды. Внедрение компьютерных технологий на уроках английского языка способствует развитию творческих возможностей учащихся, приводит к деловому сотрудничеству учителя с учениками, предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность электронных ресурсов вызывает огромный интерес у учащихся. Использование новых технологий – назревшая необходимость в образовательном процессе, закономерный этап развития педагогических технологий и неотъемлемая часть современной школы. Таким образом, использование ЭОР позволяет сделать структуру современных уроков динамичной с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. И все же, как бы ни было заманчиво применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, необходимо учитывать, что ничто не может заменить слово самого учителя.

Список литературы

 1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М. : Академия, 2000 – С. 43-45.

2. Сысоев П.В. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США)/ П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Интернет-журнал "Эйдос". – 2008. – 1 февраля.http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm

3. Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку / Н.В. Нестерова// Иностранный язык в школе. – 2005. – № 8. – С. 102-103.

4.Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) / Л.В. Кудрявцева // Иностранный язык в школе. – 2007. – № 4. – С. 49-53.

5. Корпорация Российский учебник, https://rosuchebnik.ru/ 

6. Ресурсы Интернет.



Предварительный просмотр:

        Е. А. Кравцова

(МАОУ СОШ № 1- «Школа Сколково-Тамбов»)

 ПОВЫШЕНИЕ ЛИЧНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Ни для кого не является секретом, что большинство учащихся свое свободное от школы время проводят в сети Интернет. XXI век – это век высоких компьютерных технологий, и современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Виртуальная жизнь, которую проживают наши дети, становится их реальностью. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Вовлечь в процесс обучения «рожденного в цифре ребенка» без естественной для него среды, становится все сложнее и сложнее. Но учитель, как никто другой понимает, что самое эффективное обучение - это обучение, связанное с жизнью. Поэтому развитие современной цифровой образовательной среды, которое сегодня имеет уникальные возможности для повышения мотивации учащихся и как следствие качества обучения, стало весьма актуальным.  

В практическом смысле для меня, как для учителя английского языка, ЦОС – это информационный источник, который содержит графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную информацию, направленную на достижение образовательных и воспитательных задач учебного процесса.

Цифровые образовательные ресурсы по ИЯ могут быть разделены на следующие группы согласно их содержанию и функциональному назначению:

1) информационно-справочные материалы: энциклопедии, справочники, словари, журналы, газеты;

2) электронные книги для чтения;

3) англоязычные фильмы;

4) библиотеки электронных наглядных пособий и базы данных;

5) методические материалы на электронных носителях (разработки уроков, методические рекомендации по обучению аспектам языка и видам речевой деятельности, тесты и другие контрольно-измерительные материалы);

6) Интернет-ресурсы;

7) комбинированные электронные средства обучения (обучающие программы, электронные учебники, сборники упражнений и развивающие игры);

8) учебно-методические программные средства для сопровождения уроков ИЯ (демонстрационные материалы, презентации, проекты, компьютерные разработки уроков и т. п.), созданные учителем для конкретного урока.

Использование ЦОС позволяет:

1. Повысить мотивацию учащихся к обучению;

2.Ориентироваться на современные цели обучения;
3.Улучшить эффективность и качество образования;
4. Использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;
5.Учитывать страноведческий аспект;
6.Сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
7.Реализовать индивидуальный подход;
8.Усилить самостоятельность школьников;
9.Изменить характер взаимодействия учителя и ученика;
10.Объективно оценивать знания учащихся;
11.Повысить качество наглядности;
12. Облегчить труд учителя.

С помощью ЦОС на уроке английского языка можно решать целый ряд задач:

  • предъявлять новый учебный материал
  • повторять и закреплять пройденные лексические единицы
  • проводить промежуточный и итоговый контроль усвоения знаний
  • создать игровые учебные ситуации, максимально приближенные к реальным
  • помочь учащимся основательно подготовиться к сдаче ВПР, ОГЭ, ЕГЭ
  • приобрести навыки работы с компьютером.

Интернет предоставляет такое огромное количество программных и коммуникационных возможностей, что иногда теряешься в этом океане современных сервисов. Выделю некоторые из них, которые использую в процессе обучения английскому языку учащихся 6-8 классов.

На обучающем сайте  British Council можно найти учебные материалы на любой вкус. Это видео ролики абсолютно на разную тематику, грамматические видео ролики, позволяющие ребятам лучше понять материал, а также много песен, игр и других занимательных упражнений.

LearningApps.org - приложение для создания интерактивных заданий разных уровней сложности: викторин, кроссвордов, пазлов и игр.

Бесплатная интерактивная рабочая тетрадь под названием «Skymart».

Videouroki.net — крупнейшая образовательная онлайн-платформа в РФ, которая помогает учителям усовершенствовать все основные этапы урока: изучение нового материала, закрепление изученного и контроль знаний учащихся как в классе, так и дистанционно.

Google Forms - это инструмент для создания тестов, опросов, голосования, викторин, онлайн-квестов.

Карты Google – прекрасное средство познакомить учащихся с достопримечательностями страны изучаемого языка.

Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что использование ЭОС позволяет сделать структуру современных уроков динамичной с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. И все же, как бы ни было заманчиво применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, необходимо учитывать, что ничто не может заменить слово самого учителя.

Список литературы

1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М. : Академия, 2000 – С. 43-45.

2. Сысоев П.В. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США)/ П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Интернет-журнал "Эйдос". – 2008. – 1 февраля.http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm

3. Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку / Н.В. Нестерова// Иностранный язык в школе. – 2005. – № 8. – С. 102-103.

4.Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) / Л.В. Кудрявцева // Иностранный язык в школе. – 2007. – № 4. – С. 49-53.

5. Корпорация Российский учебник, https://rosuchebnik.ru/ 

6. Ресурсы Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повышение мотивации учащихся к изучению английского языка посредством использования лингвистического материала"

Уважаемые коллеги!Представляю Вашему вниманию текст выступления  из опыта работы и презентацию.Не секрет, что мотивация школьников с каждым годом снижается. Если в начальной школе практически все...

Использование ИКТ для повышения мотивации учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Что такое ИКТ? Цели применения ИКТ на уроках английского языка и во  внеурочной деятельности. Лингводидактические задачи, которые можно решать с помощью ИКТ....

Использование активных методов обучения для повышения мотивации учащихся на уроках английского языка

Данный материал является выступлением на семинаре для учителей иностранного языка ОУ Высокогорского муниципального района РТ по теме "Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС н...

Методический семинар "Повышение мотивации учащихся на уроках английского языка

Методический семинар "Повышение мотивации учащихся на уроках английского языка...

Средства повышения мотивации учащихся на уроках английского языка

Средства повышения мотивации учащихся на уроках английского языка...

Средства повышения мотивации учащихся на уроках английского языка

В статье дается определение термину " мотивация", приводится классификация видов мотивации, описаны средства повышения мотивации учащихся на уроках английского языка....