Приемы работы с пословицами на уроках английского языка
статья по английскому языку

Кнутова Ася Леонидовна

Статья, которая поможет в работе со школьниками среднего звена на уроках английского языка при изучении пословиц

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №543 Московского района

Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Приёмы работы с пословицами на уроках английского языка»

Составитель: Кнутова А.Л.

2022, г. Санкт-Петербург

Пословица является хорошим инструментом для создания непринужденной обстановки на уроке, внедрения элементов игры в процесс овладения звуковой и смысловой стороной иноязычной речи. Используя пословицы на уроке, учитель может в непринужденной игровой форме отработать произношение отдельных согласных и гласных звуков. В средних и старших классах пословицы используются для речевой зарядки. С помощью такого подхода можно легко и логически перейти к основному этапу урока с переносом на тему, на личность ученика. 

Английские пословицы выражают понимание менталитета и национального характера англичан. Это дополнительный источник межкультурных знаний. Д. Дубровин писал: «Мудрость и дух людей проявляются в пословицах, а знание пословиц способствует лучшему пониманию пути их мышления и характера людей» [1]. При сравнении английских и русских пословиц значительно расширяют знания английского языка, ученики узнают некоторые традиции и факты из истории Англии, понимают народную мудрость и  моральные ценности. В пословицах отражается национальный характер, духовные качества, стандарты поведения и действия англичан. У англоязычных народов огромный запас пословиц. Более того, они очень любят их, и пословицы имеют определенное место в их повседневной жизни. У них часто есть поэтическая или другая литературная ценность, или они могут суммировать мудрость и философию людей.  Они могут быть порицательными или юмористическими, но они всегда выразительны и эффективны.  Соответственно, исследователи в этой области обнаружили, что пословицы «обеспечивают отличное вступление в новое сообщество» [2, ​​стр. 78]. Если новичок потрудился узнать о  ценностях перед посещением их, местные жители будут приветствовать его с большей доброжелательностью и гостеприимством. Знание знаменитых высказываний показывает интерес к ним и связывает постороннего с ними их традициями.  В общении пословица часто разряжает обстановку.  Когда человек теряется в процессе разговора или не может подобрать нужные слова или фразы, особенно это касается не носителей языка, можно употребить ту или иную пословицу с комедийным уклоном и помочь собеседнику совладать с собой и продолжить разговор. В современной школе многие учителя используют в процессе своей деятельности пословицы и поговорки.

На уроках английского языка можно выделить следующие этапы работы над пословицей:

  1. Презентация пословицы учителем на уроке, когда она произносится сначала быстро, затем проговаривается медленнее.
  2. Производится детальная работа над содержанием. На начальном этапе ученики сталкиваются с трудностями в произношении, которые необходимо устранить, после чего предлагает ученикам объяснить смысл пословицы. Если у учеников возникли трудности, можно предложить им выбрать правильный вариант из готовых шаблонов, например иллюстраций, по которым можно сравнить соответствует им или нет выбранный учениками ответ.
  3. Происходит корректировка произношения. Прежде всего, отрабатываются сложные звуки, затем слова с этим звуком, словосочетания, предложения. Проводится как хоровая работа, так и  индивидуальная. Новая пословица предлагается ученикам после повторения уже выученных вариантов. Таким образом, запас выученных пословиц постепенно увеличивается от урока к уроку. Для того, чтобы у школьников сохранялся интерес к данному виду работы, можно внедрять различного рода задания:

1. Учителем называется одно слово, которое послужит подсказкой к разгадке нужной пословицы или поговорки, в которой оно встречается.

2. Демонстрируя иллюстрации, учитель просит учеников назвать соответствующую пословицу.

3. Учителем произносится начало пословицы, для того, чтобы учащиеся хором произнесли окончание.

4. Учитель разбивает учащихся на пары или группы и предлагает им задание, в котором расположены слова в хаотичном порядке. Эти слова взяты из известных пословиц, их необходимо объединить в правильном порядке и проговорить.

5. Ученикам предлагается принять участие в игре-цепочке, в которой используются слова из пословиц и поговорок, к которым прилагается иллюстрация. Школьники поочередно произносят слова, начиная как с первого, так и с последнего.

6. Ученики рассаживаются по кругу и друг за другом произносят пословицы. Тот, кто не знает больше пословиц, выходит из игры, а тот, кто назвал больше всех, получает заработанные баллы.

7. Учителем на уроке иностранного языка устраивается конкурс '' Кто быстрее произнесет одну и ту же пословицу". Выигравший, соответственно, получает заработанную оценку.

8. Ученики принимают участие в игровой деятельности «Назови больше пословиц».

9. На доске располагается иллюстрированный материал под номерами, к которому необходимо подобрать нужный вариант пословицы, которые зачитываются учителем и также расположены на карточках.

10. На карточках, которые раздаются ученикам, написано начало одной пословицы и конец другой. К ним нужно подобрать соответствующие варианты и подойти к ученику, у которого находится нужная карточка, и проговорить пословицы, подобрав при этом, русский эквивалент.

11. Учителем устраиваются соревнования среди команд, в которых поочередно учениками называются по одной пословице. Выигрывает та команда, которая назовет пословицу последней.

Задания для среднего и старшего уровней могут носить следующий характер:

1. Учитель читает пословицу, смысл которой необходимо обсудить и затем выразить свое обдуманное согласие или несогласие.

2. На уроке иностранного языка можно предложить прослушать аудио рассказ, но не до конца, так как ученики должны будут сами предложить варианты пословиц, которые послужат окончанием истории.

3. Учитель произносит пословицу и располагает ее на доске, для того, чтобы ученики составили ситуацию, в которой будет отражен смысл данной пословицы.

4. Наоборот, учитель зачитывает какую-либо ситуацию, к которой необходимо прикрепить подходящую пословицу.

5. Учителем раздаются готовые шаблоны с пословицами, к которым нужно изобразить иллюстрацию и составить по ней рассказ с использованием данной пословицы.

Работа в группах на данном этапе обучения является важной составляющей. На уроках, в разных классах можно образовывать группы по  4 человека и более  и предлагать задания следующего характера:

  1. Участники первой группы вовлекаются в процесс составления рассказа или стихотворения на любую тему, в котором должна прозвучать хотя бы одна пословица, Наличие нескольких пословиц дает возможность заработать дополнительные баллы.
  2. Участники второй группы проявляют себя в составлении  и проигрывании диалога с пословицами.
  3. Участники третьей группы подбирают иллюстрацию к предложенной пословице и составляют рассказ
  4. Участники четвертой группы изображают иллюстрацию, подбирают к ней пословицу и составляют рассказ.

Таким образом, приобщение к культуре страны изучаемого языка через элементы фольклора, пословиц, поговорок, скороговорок даёт учащимся ощущение сопричастности к другому народу. В процессе использования пословиц на уроках иностранного языка происходит лучшее овладение этим предметом, расширяются знания о языке и его функционирования. Пословицы и поговорки обладают функциональными возможностями, которые позволяют использовать их в практике преподавания английского языка. Учащиеся в непринужденной игровой форме отрабатывают произношение отдельных звуков, совершенствуют ритмико-интонационные навыки, в процессе которых происходит автоматизация и активизация многих грамматических явлений. Пословицы и поговорки являются мощным стимулом для дальнейшего овладения различными средствами и приемами иностранного языка, а предложенные упражнения с ними приобретают новый, интересный и увлекательный характер. Пословицы полезны в школьных дискуссиях о культурных идеях, когда они приводятся в пример эквиваленты пословиц на разных языках. Пословицы встречаются как в устной форме, так и в письменном сообщении, например: в лекциях, газетах, книгах, баснях и стихах. Школьникам необходимо также предлагать творческие задания с использование поговорок, которые помогут раскрыться, проявить свои способности, в какой-то степени и театральные, если вовлекать учеников в различные сценки, драматизированные ситуации и иную игровую деятельность [3]. Пословицы и поговорки служат отличным инструментом, в процессе использования которого происходит развитие творческой инициативы, обогащение словарного запаса учащихся, усвоение строя языка, развитие памяти и эмоциональной выразительности речи [4].

Преимущества в языковом обучении, перечисленные выше, не являются исключительной деятельностью только пословиц, но должны иметь место, когда фразы и тексты, больше, чем отдельные слова, являются основными единицами обучения. Такая литературная форма будет особенно полезна, поскольку она являются легко доступной в идиоматических текстах, которые обращаются к воображению, запоминаются с относительно небольшим усилием и чье содержание имеет внутреннюю ценность. В реальных контактах с носителями языка они могут обеспечить легкое общение, поскольку знание пословиц и поговорок говорит об уважении иностранца гостем. Как говорят англичане: the proverb has never told a lie, пословица никогда не лжет.

Список литературы:

  1. Кунин. А.В. Англо-русский фразеологический словарь. - М.: Просвещение, 2001.
  2. Дубровин. М.И. Английские и русские пословицы и поговорки в иллюстрациях. - М.: Просвещение, 2000. - 179 с.
  3. Рейдаут. Р., Уиттинг, К. Толковый словарь английских пословиц. - СПб.: Лань, 2002.
  4. Стефанович. Т.А., Швыдкая Л.И. и др. Английский язык в пословицах и поговорках. Сборник упражнений для учащихся 8-10 классов средней школы. - М.: Просвещение, 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы работы с поговорками и пословицами на уроках английского языка.

Способы работы с поговорками и пословицамина уроках английского языка....

Способы работы с поговорками и пословицами на уроках английского языка

Способы работы с поговорками и пословицамина уроках английского языка...

Приёмы работы с пословицами на уроках английского языка.

Использование на занятиях поговорок, скороговорок, пословиц, которые наиболее ярко характеризуют национальную особенность народа, помогает учащимся глубже познакомиться с культурой страны изучае...

Работа с пословицами на уроке английского языка в 6-8 классах

Работа с пословицами на уроке английского языка в 6-8 классах...

Формы работы с пословицами на уроках английского языка

Пословицы хранят в языке крупицы народной мудрости. Знание английских пословиц обогащает словарный запас учащихся, развивает память, приобщает к народной мудрости. Данная работа предназначена для учащ...

Критерии выбора эффективных приемов работы над лексикой на уроках английского языка.

Критерии выбора эффективных приемов работы над лексикой на уроках английского языка....