Критерии выбора эффективных приемов работы над лексикой на уроках английского языка.
статья по английскому языку

Шайдт Ольга Юрьевна

Критерии выбора эффективных приемов работы над лексикой на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии выбора эффективных приемов работы над лексикой на уроках английского языка

Цель обучения иностранному языку заключается в формировании коммуникативной компетенции, необходимой для участия в диалоге культур и цивилизаций современного мира, поэтому владение лексикой иностранного языка в плане ее семантической точности, синонимического богатства, адекватности и уместности ее использования является неотъемлемой предпосылкой реализации этой цели.

Роль лексики для овладения языком огромна, она помогает отразить не только реальную, но и воображаемую действительность. «Слова-это имена вещей, явлений, событий, имена всего того, что есть и может быть…»[1]. Именно лексические навыки, формирование, развитие и совершенствование которых проходит во время обучения иностранному языку в средней школе создают прочную основу для развития речевых умений.

Формирование лексических навыков речи является одним из самых сложных вопросов методики преподавания иностранных языков. Перед преподавателем встают следующие вопросы: как отобрать нужную лексику в зависимости от возрастных особенностей, обучающихся и контекста их деятельности, как систематизировать огромное количество слов и выражений и обеспечить их запоминаемость, какие способы семантизации использовать и какие методы обучения применить?

Актуальность данного исследования очевидна, поскольку, как показывает практика, известные традиционные приемы обучения лексике иностранного языка не создают прочной основы для удерживания в памяти учащихся иностранных слов и не в полной мере формируют навык оперировать ими в речевой деятельности. Таким образом, актуальным становится вопрос о выборе альтернативных методических приемов с целью оптимизации процесса обучения лексической стороне речи.

Тему определения оптимальных методических приемов при работе над лексикой затрагивали в своих работах такие известные ученые и методисты, как Н.И. Гез, А.А. Миролюбов, И.А. Зимняя, Г.В. Рогова, Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко, Е.Н. Соловова и другие. Поэтому нам предоставляется возможность проанализировать научные исследования по данному вопросу с целью определения наиболее эффективных методических приемов работы над лексикой, отражающих современные тенденции педагогической мысли.

При существующем разнообразии методических приемов работы над лексикой перед современным преподавателем стоит сложная задача выбора наиболее эффективных.

Следует отметить, что вся работа системы образования и процесс обучения иностранным языкам, в частности, осуществляется в настоящее время в рамках лично-деятельностного подхода. Согласно личностно-деятельностному подходу в центре обучения находится ученик как субъект учебной деятельности. Исходя из этого, цели уроков, а, следовательно, и методы должны определяться с позиции самого ученика на основе учета его:

  • возрастных, половых, индивидуальных особенностей;
  • начальной языковой подготовки;
  • интересов, склонностей, целей, привязанностей;
  • социальной позиции и статуса в учебном коллективе.

Все перечисленные факторы важны и должны по возможности учитываться при выборе методов работы с лексикой. Однако, на наш взгляд, основным критерием являются возрастные психофизиологические различия учеников на младшем, среднем и старшем этапе обучения, в соответствии с которыми и осуществляется выбор наиболее эффективных методов.

У детей младшего школьного возраста лучше развито непроизвольное внимание, чем произвольное, поэтому они легко сосредотачиваются на красочных и подвижных предметах, но с трудом осваивают скучный (без картинок) текст. Что касается восприятия, то именно в этом возрасте происходит переход от смешанного, фрагментарного восприятия к расчлененному, осмысленному отражению вещей, событий. В силу непроизвольности памяти хорошо и быстро запоминается то, что вызывает эмоциональный отклик. «Непроизвольное усвоение материала возможно в процессе увлекательного взаимодействия детей друг с другом. Широкое использование игрушек и картинок будет способствовать развитию образной и ассоциативной памяти»[2]. Однако, в этом возрасте начинает развиваться и произвольная память, дети уже способны запоминать материал осмысленно (связь памяти и мышления). Переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению позволяет детям анализировать языковые явления, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи.

Часто младшие школьники не могут спокойно сидеть, что связано с недостатком контроля над двигательными мышцами. В связи с этим желательно давать им задания, позволяющие двигаться по классу (игры, песни с движениями, танцы). Также детей в этом возрасте отличает повышенная эмоциональность, подвижность и активное творчество. Учитывая это, учитель должен создавать психологический комфорт радостного восприятия нового, а значит помогать усвоению нового материала и развивать коммуникативные способности.

Психологами установлено, что на успех в учебной деятельности в этом возрасте оказывают влияние: эмоциональное благополучие, самооценка, статус в системе межличностных отношений, подкрепление мотивов.

Проанализировав вышеуказанные особенности младших школьников, мы предлагаем использовать следующие методы работы над лексикой.

1. Для введения новой лексики планомерно будет использовать беспереводной метод с использованием ярких раздаточных средств или метод физических операций. Например, при изучении темы “My toys” введение новых слов сопровождается красочными картинками, изображающими игрушки (teddy bear, ballerina, toy soldier). Яркие образы способствуют лучшему запоминанию. При изучении глаголов действия, введение новых слов сопровождается соответствующими движениями (run, jump, fly, swim), дети без труда догадываются о значении слова и одновременно повторяют движения за учителем. Данный метод, являясь своего рода физминуткой, способствует созданию благоприятного эмоционального фона, а, следовательно, и запоминанию лексики.

2. Для закрепления пройденной лексики и рецептивного усвоения новой могут быть использованы лексические игры.

Игра «Съедобные-несъедобные» позволяет отработать лексику по теме «My favourite food».  Одновременно можно вводить новые слова по теме «Еда» для пополнения потенциального словаря.

Простая игра «Show me» также позволяет отработать лексику. Здесь возможны вариации: либо учитель называет слово, а ученик показывает соответствующую картинку (карточку с написанием слова), либо учитель поднимает картинку, а ученик говорит слово, одновременно показывая карточку с его написанием. Многократное повторение таких операций приводит к прочному закреплению лексики.  

3. Использование компьютерных программ и игр способствует мотивации младшего школьника, оставляет эмоциональный отклик, способствуя закреплению лексического материала. Предлагаем использовать игры, содержащиеся в рубрике “Let’s play” УМК «Spotlight» Н.И. Быковой, М.Д. Поспеловой, для отработки материалов по модулям.

Для отработки тем «Face» и «Colours» предлагаем интерактивную раскраску «Clown»[3], где ученику даются команды: «Colour the nose red» и т.д. Там же есть интересная онлайн раскраска на тему «My pets».

Недостатком этих методов является неоснащенность классов компьютерами, отсутствие сети Интернет.

4. Для знакомства детей с английскими песенками могут быть использованы интернет-сайты, содержащие занимательные детские песни в видеоформате, каждая из которых в том или ином случае может быть применима для отработки лексики по теме. Например, песня «My teddy bear has two eyes…» способствует закреплению материала по теме «My body»[4].

5. Метод проекта также может быть использован на этой ступени обучения. Проектные задания представлены в УМК «Spotlight» 3[5]. Например, «Нарисуй свое генеалогическое древо и опиши его». Подобные задания развивают самостоятельность мышления, творческую активность, умение применять изученную лексику, а главное, с удовольствием выполняются детьми.

6. Наряду с предложенными альтернативными методами стандартные лексические упражнения всегда имеют право на существование.

Средний этап обучения соответствует младшему подростковому возрасту. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является общение со сверстниками, для которого характерно установление эмоциональных контактов подростков с целью удовлетворения информационных, эмоциональных и других потребностей. У подростков развивается логическое, теоретическое, рефлексивное мышление, начинают проявляться творческие способности.

В учебе подросток характеризуется стремлением доказать свою исключительность и индивидуальность. Все это может усилить познавательную мотивацию. «Стремление к исключительности входит в мотивацию достижения, проявляясь в таких ее составляющих, как «награда», «успех»…Именно поэтому педагогическая психология подчеркивает важность реализации всех активизирующих интеллектуальную деятельность подростка принципов обучения: его проблематизацию, диалогизацию; индивидуализацию, активно-действенные формы организации усвоения. Содержание учебной деятельности должно включаться в общий социокультурный контекст современной литературы, музыки, живописи, танца, как и в современные условия общественно-экономических, жизненно-бытовых отношений»[6].

В соответствии с психофизиологическими особенностями учеников на среднем этапе обучения могут быть предложены следующие методы.

1. При введении лексики можно использовать беспереводные методы, такие как контекстуальная догадка, самостоятельная работа со словарем, употребление синонимов/антонимов, а также введение новых слов в словосочетаниях, что способствует развитию парадигматических связей.

2. Для систематизации и закрепления лексики мы предлагаем использовать метод «Mind maps», что способствует развитию логического и абстрактного мышления (новообразование этого возраста). Например, ученики 5-го класса, обучающиеся по УМК «Spotlight», параллельно проходят две темы «Времена года» и «Одежда». Для наилучшего запоминания изученной лексики по темам может быть предложено задание составить интеллектуальную карту, ключевым словом которой будет слово «Seasons».

3. Также для отработки и закрепления лексики могут быть использованы ролевые игры, разыгрывание диалогов, игры-конкурсы, игры-соревнования. Данные методы позволяют ученикам реализовать свою потребность в исключительности и индивидуальности.

4. Метод проектов может быть применен для активизации мыслительных процессов, развития самостоятельной работы с использованием изученной лексики, создания проблемной ситуации, которая решается в творческом процессе. Например, ученикам 6-го класса может быть предложен проект на тему «История английских праздников». Ученикам 8-го класса, обучающимся по учебнику Биболетовой М.З., при изучении темы «Средства массовой информации» может бать предложен проект по созданию школьной газеты[7].

Результаты проектной работы могут бать представлены в виде презентаций, что в свою очередь является применением компьютерных технологий, либо в виде оформления стенда с фотографиями.

5. В качестве дополнительно метода мы предлагаем использовать метод Ильи Франка. Данный метод помогает знакомству с классическими произведениями авторов изучаемого языка без особых усилий, что важно, так как зачастую именно боязнь столкнуться с большим количеством незнакомых слов и нежелание монотонной работы со словарем является причиной отказа от чтения.

6. Для отработки и контроля усвоения лексического материала могут быть использованы словарные, текстовые и творческие диктанты с определенными лексическими упражнениями.

Старший этап обучения соответствует позднему подростковому и раннему юношескому возрасту. Это решающий этап становления мировоззрения, возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Наиболее важной сферой проявления самостоятельности старшие школьники считают собственные взгляды, оценки, мнения.

«Основным предметом учебной деятельности старшеклассника, то есть тем, на что она направлена, является структурная организация, комплексирование, систематизация индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации. Развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умение принимать такие решения, анализировать существующие и критически конструктивно их осмысливать также составляет содержание учебной деятельности старшеклассника»[8].

Определим основные методы работы с лексикой на данном этапе обучения.

1. Для введения новой лексики может быть использован метод дефиниции слова, а также самостоятельная работа с англоязычными словарями.

2. Составление интеллектуальных карт также является хорошим методом систематизации лексики, пополнения потенциального словаря и развития творческого мышления и ассоциативной памяти. Например, задание: составить Mind map с ключевым словом «Future profession».

3. Деловые игры могут быть использованы для совершенствования навыков говорения. Например, разыграть ситуацию «Собеседование при приеме на работу». Достоинством таких игр является элемент неожиданности при разворачивании событий, что позволяет ученику показать индивидуальность мышления и поведения.

4. Метод Ильи Франка также применим для ознакомления с новыми произведениями, для знакомства с новой лексикой, с языковыми приемами, свойственными тому или иному автору.

5. Большую роль на старшем этапе играют такие проблемные методы, как реферирование статей, написание сочинений, комментирование по темам. Например, может быть предложено задание: «Comment on the phrase: Anyone who lives within their means suffers from a lack of imagination (Оскар Уайльд)».

Данные методы позволяют работать с разными стилями текстов, фигурами речи, выражать свою точку зрения, согласие или несогласие с автором, выделять основные мысли, делать выводы и аргументировать их.

6. Учитывая возрастные особенности старших школьников, мы считаем, что одним из основных методов работы должен быть метод проектов.

Проект может быть исследовательским («Сравнительный анализ народного творчества Англии и России»), сценарным («Организация вечера английского языка»), проектом социологического исследования и т.д.

Данный метод учит старшеклассников выделению проблем и постановке задач, целеполаганию и планированию, самоанализу и рефлексии, представлению результатов своей деятельности в различных формах, анализу, синтезу, детализации и обобщению, поиску и отбору необходимой информации, то есть является методом, соответствующим требованиям современной концепции обучения иностранному языку.

В заключении следует сказать, что в результате данной работы были определены основные методы работы над лексическим материалом, которые учитывают возрастные особенности учащихся и соответствуют современной концепции обучения иностранным языкам. Мы полагаем, что грамотное использование предложенной системы работы над лексикой может помочь преподавателям иностранного языка в средней школе повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, а также оптимизировать процесс формирования у них лексических навыков, а следовательно, и формирования коммуникативной компетенции, что, в свою очередь, и является основной целью обучения иностранному языку.


[1] Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.-М.:Наука,1982.-159с., - с.95.

[2] Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. – М.: Айрис Пресс, 2004. – 240с.

[3] http://www.kenglish.ru

[4] http://supersimplelearning.com

[5] Быкова Н.И., Д. Дули, Поспелова М.Д., В.Эванс. Английский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. – 2-е издание. -М.: Просвещение, 2013. – 178с.-с.31.

[6] Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2004. – 384с.-с.178.

[7] Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений. – Обнинск.: Титул, 2013. – 168с.-с.74.

[8] Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2004. – 384с.-с.181.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка".

Статья методах и приемах обучения лексике на уроках английского языка....

Методы работы с лексикой на уроках английского языка.

Методическая разработка предлагает различные скороговорки для формирования базовых звуков английского языка и некоторые виды игр для развития речевой компетенции учащихся на уроках иностранного языка....

Методы развития ассоциативного мышления и восприятия в работе с лексикой на уроках английского языка»

На мой взгляд, чтобы заинтересовать учащихся, сделать процесс обучения простым, доступным и интересным, помогут активные методы обучения, а также обучение в сотрудничестве, т.е. коллективная работа....

Презентация на тему: "Эффективные приемы закрепления новой лексики на уроках английского языка"

Данная презентация демонстрирует различные приемы, которые позволят не только отработать лексический материал, но и помогут в речевом и коммуникативном развитии учащихся, в развитии логического мышлен...

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Актуальность заключается в том, что важным в процессе обучения английскому языку является выбор эффективных приёмов изучения лексики. Цель выбранных приемов и методов состоит в максимальной резу...

Приемы работы с пословицами на уроках английского языка

Статья, которая поможет в работе со школьниками среднего звена на уроках английского языка при изучении пословиц...