ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ
статья по английскому языку

Чернышова Анастасия Андреевна

В статье рассмотрены основные виды коммуникативных заданий, преимущества каждого вида и положительное влияние заданий на развитие устной речи и повышение уровня мотивации учащихся к изучению английского языка. Также представлены результаты опроса среди школьников, которые показывают высокий уровень их заинтересованности в дальнейшем использовании коммуникативных заданий на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chernyshova_a.a.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ

Учитель английского языка Чернышова Анастасия Андреевна

Ключевые слова: коммуникативные задания, обучение английскому языку, преимущества разных видов заданий, мотивация.

Аннотация: В статье рассмотрены основные виды коммуникативных заданий, преимущества каждого вида и положительное влияние заданий на развитие устной речи и повышение уровня мотивации учащихся к изучению английского языка. Также представлены результаты опроса среди школьников, которые показывают высокий уровень их заинтересованности в дальнейшем использовании коммуникативных заданий на уроках.

В настоящее время процесс коммуникации является неотъемлемой частью обучения школьников английскому языку. Ежедневно люди вынуждены выстраивать диалогическое общение в различных ситуациях на разные темы, принимая определенные социально-детерминированные роли, а в связи с нарастающей популярностью английского языка и развитием туризма в мире, диалог на английском языке в реальной жизни становится нормой, поэтому тенденция к усилению коммуникативной направленности учебного процесса не теряет своей актуальности.

Для побуждения учащихся осуществлять иноязычное общение на уроках английского языка учителю необходимо использовать коммуникативные задания разного вида как средство оптимизации устной речи. Рассмотрим основные виды коммуникативных заданий, а также преимущества использования данных видов заданий на уроках английского языка, как для учителя, так и для учащихся.

Прежде всего, ведущие методисты отмечают необходимость создания речевых ситуаций, причем максимально приближенных к реальной жизни, для порождения и стимулирования речи обучающихся [1]. В данном случае оптимальным вариантом становится использование таких коммуникативных заданий как “role-play” (ролевая игра) и “simulation” (моделирование). Основной плюс этих заданий в том, что обучающимся не нужно действовать и говорить по шаблону, наоборот, учитель практически не может влиять на характер, содержание и способ речевого взаимодействия, участники диалога сами решают, что, кому и как говорить. Именно это позволяет раскрыть личностный потенциал каждого учащегося. Если уровень иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся пока не позволяет вести диалог самостоятельно, то предлагаются карточки с речевыми клише, которые выступают в качестве опоры при построении реплик, или можно использовать такой вид задания, как “dramatizing” (инсценирование).

Не менее важной положительной характеристикой заданий данного вида является также то, что они помогают воспроизвести нормы человеческой жизни в обществе, что способствует нравственному развитию учащихся. Что касается учителя, то, безусловно, такие задания повышают интерес учащихся к учебному процессу, мотивируют на учебную деятельность, а также повышают качество и продуктивность обучения диалогической речи на английском языке [2]. Например, по теме “Food and drinks” можно предложить следующую ситуацию: «Представьте, что вы на зимних каникулах поехали в тур по Европе, осматривая очередные достопримечательности, вы зашли в кафе пообедать. Обсудите с официантом меню и сделайте заказ». По теме «Friendship» можно предложить следующую ситуацию: «Вчера ты  рассказал своему другу секрет и был уверен, что он его никогда не выдаст. Но сегодня, придя в школу, выясняется, что уже несколько человек знают твой секрет. Что ты будешь делать?»

Следующим видом коммуникативных заданий являются задания, направленные на решение проблемы и поиск информации, например, “information-gap tasks” (выяснение недостающей информации), “opinion-gap tasks” (несоответствия во мнениях), “reasoning-gap tasks” (неравновесия в рассуждениях) и “problem-solving tasks” (проблемно-поисковые задания) [4]. Преимуществом таких заданий является то, что зачастую обучающиеся сами решают, какую информацию им необходимо выяснить для решения той или иной проблемы. Учащиеся самостоятельно формулируют и задают вопросы, обобщают информацию, исходя из ответов собеседника, делают выводы.

В данную группу также можно включить такой вид коммуникативных заданий, как “ranking” (ранжирование). Подобные задания развивают аналитические способности и критическое мышление, а также формируют самостоятельность учащихся. Отличным примером является игра по сюжетам детективных историй ‘Sherlock Holmes”, чтобы вычислить преступника, необходимо опросить подозреваемых для выяснения всех обстоятельств преступления. По теме «Occupations» можно предложить сыграть в игру «Кто я?»: участники надевают на голову пластиковые ободки, в которые будут вставляться карточки с названием профессий. Игрок задает любые вопросы, зная правильный ответ, остальные игроки стараются помочь угадать кто он, отвечая на вопросы [3].

Для обучения учащихся запрашивать необходимую информацию на английском языке по той или иной теме, вовлекать собеседника в разговор и поддерживать его  часто используются такие задания, как “survey” и “interview” (опрос и интервью). Выполняя данные задания, обучающиеся учатся вести диалог по заданной траектории, исходя из подготовленных вопросов и планируемого результата, что важно для эффективной коммуникации. Немало важным преимуществом таких заданий является воспитание культуры общения учащихся.

Для того чтобы научить учащихся высказывать и отстаивать свою точку зрения по заданной теме на английском языке, эффективным средством обучения становятся такие коммуникативные задания, как “discussion” (дискуссия) и “debate” (дебаты). Такие задания предоставляют возможность для учащихся получить разнообразную информацию от собеседников, а также продемонстрировать свой уровень знаний по той или иной теме. Более того, данный вид заданий развивает способности обучающихся к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, а также повышает коммуникативную активность учащихся, их эмоциональную включенность в учебный процесс, что становится преимуществом, в первую очередь, для учителя [5]. Важно, чтобы  темы обсуждений были интересны и актуальны для учащихся, например, школьная форма, фастфуд, здоровый образ жизни, социальные сети и т.д.

Нами был проведен ряд уроков в 7-х классах с использованием данных видов коммуникативных заданий, после чего был проведен опрос среди учащихся в количестве 28 человек, для определения уровня заинтересованности учащихся в дальнейшем использовании данных заданий на уроках английского языка и их отношение в целом к заданиям данного типа.   В ходе опроса нами было выявлено, что 90% учащихся хотели бы в дальнейшем выполнять подобные задания на уроках английского языка. Наиболее интересными для учащихся оказались такие задания, как ролевая игра, интервью и выяснение недостающей информации (Рис. 1).

Рис. 1. Результаты опроса учащихся

Учащиеся отметили, что именно эти задания дают возможность практического применения полученных иноязычных знаний, умений и навыков, проявления творчества, а также работы в парах и группах.

В заключении, хотелось бы отметить, что систематическое включение коммуникативных заданий в работу на уроках английского языка, представленных выше, окажет положительное влияние не только на развитие смежных языковых навыков обучающихся, на их прогресс в овладении устной формой иноязычной коммуникации, но и на повышение уровня мотивации учащихся к изучению английского языка.

Список литературы:

  1. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 1986. – 103 с.
  2. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: учебное пособие для студентов пед. вузов. Москва: Просвещение, 1991. 306с.
  3. Hadfield J. Elementary communication games. UK: Nelson, 1984. 100 p.
  4. Littlewood W., William L. Communicative language teaching: An introduction. UK: Cambridge University Press, 1981. 128 p.
  5. Wallwork A. Discussions A to Z Intermediate Level. UK: Cambridge University Press, 1997. 115 p.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коммуникативных технологий на уроках английского языка

Использование коммуникативных технологий на уроках английского языкаВ  Концепции модернизации российского образования определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка подра...

«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

Аннотация.        Методическая разработка, представленная Рожковой М.А.,  учителем английского языка ГБОУ  ЦО №162 Кировского района Санкт –Пет...

Коммуникативные подходы и метод коммуникативных заданий на уроках английского языка

middot;      Учебно-методическая разработка предназначена для учителей английского языка, которые работают в новых условиях ФГОС. Коммуникативные задания актуальны, так как обязательны...

Использование коммуникативных технологий на уроках английского языка

В  Концепции модернизации российского образования определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в ...

Использование метода коммуникативных заданий на уроках английского языка

Использование метода коммуникативных заданий на уроках английского языкаНа современном этапе образование требует, чтобы обучение иностранным языкам соответствовало запросам общества. В рамках ФГОС ос...