Использование тестовых заданий на уроках английского языка у детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
статья по теме

Сафронова Ирина Вадимовна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Использование тестовых заданий на уроках английского языка у детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

      В наше время образование играет ключевую роль в формировании и развитии общества. Большое внимание уделяется образованности современного поколения, умения молодежи быть коммуникабельными, социально-значимыми и всесторонне-развитыми личностями.

   Школьное образование – это одна из ступеней становления такой личности, поэтому школьное образование сейчас оценивается достаточно строго, о чем говорят высокие требования к сдаче ЕГЭ. А для того, чтобы школьники успешно сдавали экзамены, нужна хорошая «база» знаний, которую может обеспечить только качественный процесс обучения. Как известно, процесс обучения состоит и 2 основных компонентов: 1 – получение  знаний и 2 – проверка качества знаний.  Проверка качества знаний является неотъемлемой часть урока на всех школьных предметах. Видов контроля знаний очень много. Но, по-моему мнению, самым оптимальным вариантом является тестирование. Тестирование, как вид  контроля  знаний  учащихся  представляет  собой «подготовленный  в  соответствии  с  определенными  требованиями  комплекс  заданий, прошедший  предварительное  опробование… и  позволяющий  выявить  у  тестируемых  степень  их  языковой…  и  речевой  компетенции, результаты  которого  поддаются  оценке  по  заранее  установленным  критериям». (Глухов, Щукин. 1993, с 114)

    Этот комплекс  заданий  существует  в  форме  совокупности вопросов, обеспечивающих  однозначность ответов  учащихся. Его  отличает  тщательность  разработки  в соответствии  с  определенными  правилами, учитывается возраст и уровень знаний учащихся. Имеющийся «ключ»  ответов  обеспечивает  объективность  результатов  тестирования.

      На уроках английского языка формирование коммуникативной компетенции осуществляется на протяжении всего процесса обучения, в то время как контроль осуществляется в специально отведенное время, следовательно, его необходимо четко организовать с тем, чтобы в максимально короткое время оценить наибольшее количество учащихся с соблюдением норм качества и объективности результатов. Тест отличается   от  контрольной  работы тем, что  он  всегда  предполагает  измерение, т.е подсчет правильных ответов. Оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов. Существует разработанная шкала оценивания в процентном соотношении.

Виды работ

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»

Контрольные тестовые задания

От 50% до 69%

От 70% до 90%

От 91% до 100%

Самостоятельные тестовые задания

От 60% до 74%

От 75% до 94%

От 95% до 100%

 

В связи с этим  отметка, выставляемая  по  результатам  тестирования, отличается  большей объективностью.

   Так как в ГБСКОУ школе №584 «Озерки» учатся особые дети, то и подходить к проверке качества знаний на уроках  нужно по-особенному. В основном это дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в частности  с заболеванием ДЦП (детский церебральный паралич). Это заболевание  проявляется в неспособности ребенка сохранять позу и выполнять нормальные произвольные движения. Чаще всего к основному заболеванию – двигательным нарушениям присоединяются различной степени выраженности нарушения со стороны нервной системы, речи, зрения, слуха, также у детей наблюдаются трудности с письмом. В процессе обучения  педагог должен учитывать  особенности  и возможности ребенка при выполнении заданий,   развивать   навыки   выполнения   самостоятельной   работы, так   как  самостоятельная  работа  является  важным  средством  развития  познавательной  деятельности  учащихся, совершенствования, закрепления  и  практического применения знаний. Самостоятельная работа способствует  формированию устойчивых  и  осознанных  знаний, дает  возможность каждому учащемуся  работать  в  доступном  ему  темпе, с  постепенным  переходом  от одного  уровня  развития  знаний  к  другому. Поэтому тестовые задания  для  самостоятельных  работ  составляются  с  учетом  разного  уровня  подготовки  учащихся. Задания  содержат  вопросы, ответы  на  которые  требуют  всестороннего  использования  приобретенных  знаний, а  также  упражнения, которые  подготовят  к  решению  новой, более сложной задачи. Облегчает  и  ускоряет  самостоятельную  работу - тестирование.

   На мой взгляд, тестирование  наиболее оптимальный вид проверки знаний учащихся с заболеванием ДЦП, сопровождающееся сопутствующими заболеваниями, такими как дизартрия, дислексия, алалия, при этом у многих детей наблюдаются трудности с письмом, а тестовое задание, как правило, составляется в виде вопросов с вариантами ответов, что намного облегчает работу, и позволяет, даже почти непишущим детям, выполнить самостоятельную работу.

     Я считаю, что использование тестирования на уроках английского языка позволяет быстро и качественно  выявить уровень подготовки учащихся к уроку и уровень усвоения изученного материала. К тому же тестовая форма контроля дает возможность систематизировать знания учащихся, выявить их потенциальные возможности и определить  трудности, с которыми сталкиваются учащиеся в процессе выполнения тестового задания. Существует большое количество разнообразных видов тестовых заданий.

      Тест  обычно  состоит  из  двух  частей: информационной  и  операционной. Информационная  часть  содержит  ясно  и  просто  сформулированную  инструкцию  и  приемы  правильного  выполнения  заданий. Операционная  часть  состоит  из  заданий  или  вопросов. Каждое  тестовое  задание  содержит  основу  в виде  утвердительного  предложения, вопроса  или  небольшого  текста. Основа  представлена  таким  образом, что  содержит  конкретную  частную  задачу, требующую  поиска  решения (ответа) и, как  правило, подсказывает  направление  поиска.

    Тестовое  задание  может  сопровождаться  набором  ответов.  Среди  ответов  содержится  один  правильный  ответ  и  несколько  неправильных, неподходящих. Все варианты  ответов  должны  быть  приблизительно  одной  величины  и  относиться  к  одному  уровню  языковой  трудности.

    Тесты  со  многими  заданиями  называются  комплексными  тестами  и  состоят  из частей. Существуют  тесты  различные  по  своему  содержанию. В  зависимости  от  того, какие  полученные  знания, навыки  и  умения  учащихся  необходимо  проверить  учителю,  они  могут  быть  лексические, грамматические  или  комбинированные.

  Лексические  тесты  проводятся  для  контроля  знаний  учащихся  по  изученной  лексике. Они  могут  быть  разных  видов.  Наиболее  распространенный тест  представляет  собой  несколько  предложений, в  которых  пропущены  слова, а  ниже  приводятся  варианты  ответов  слов. Учащийся  должен  подобрать  верный  вариант  ответа.

   Подобные  тесты  помогают  проверить  знание  лексики, а  также  умение  учащихся  понимать, логически  мыслить  и  употреблять  эту  лексику  в  речи.

   Грамматические  тесты  включают  в  себя  набор  заданий,  при  помощи  которых  учитель  может  выявить  уровень  знаний  по  грамматике  иностранного  языка.

   Грамматические  тесты, как  правило, основываются  на  употреблении  грамматического  времени  в  предложении. Это  группа  предложений, в  которых  пропущен  глагол. И  приводится  несколько  вариантов  ответов, в  которых  пропущенный  глагол  употреблен  в  нескольких  грамматических  временах.

    Комбинированные  тесты  сочетают  лексические  и  грамматические  задания. Подобные  тесты  проводятся  по  изучению  комплекса  уроков  по  определенной  теме  с  целью  проверки  уровня  овладения  изученного  материала  и  успеваемости  учащихся.

   Тесты  успеваемости  используются  для  осуществления  текущего, промежуточного  и  итогового  контроля  за  ходом  и  результатами  обучения  в  рамках  определенной  программы. Они  могут  быть  в  виде  лексического, грамматического  и  комбинированного  теста.

    Тесты  текущего  и  промежуточного  контроля  успеваемости  измеряют  прирост  знаний, навыков  и  умений  по  английскому  языку  за  определенный  отрезок  времени. Такие  тесты, привязанные, в  первую  очередь, к  текущему  учебному  материалу  и  конкретным  задачам  этапа  обучения, должны  составляться  с учетом  более  общих  учебных  задач, достижение  которых  ожидается  к  концу  курса  обучения. Так проявляется  преемственность  между  тестами  текущего  и  промежуточного  контроля  успеваемости  и  реализуются  такие  важные  требования  контроля, как  его  систематичность, поэтапность  и  объективность.

  Тесты  итогового  контроля  успеваемости  проводится  в  конце  курса  обучения  с  целью  проверки  усвоения  учебного  материала  и  овладения  речевыми  умениями  за  весь  курс. Главная  отличительная  особенность  итоговых  тестов  успеваемости  по  сравнению  с тестами  общего  владения  английским  языком  заключается  в  том, что  они  обязательно  связаны  с  предыдущим  курсом  обучения. Тест  может  непосредственно  опираться  на  содержание  учебной  программы  и  включать  в  себя  образцы  пройденного  учебного  материала, таким  образом  его  результаты  будут  показывать, насколько  успешно  пройден  этот  материал.  

      При помощи теста можно проверить выполнение домашней работы. Если учащемуся было задано прочесть и перевести текст, то тестовые задания  могут  быть  в  виде  теста  восстановления  или  дополнения. Учащимся  предъявляется  связный  текст, в  котором  преднамеренно  пропущены  отдельные  слова. Испытуемые  должны  вставить  слова, подходящие  по  смыслу,  восстанавливая  таким  образом  текст. Или  тесты  могут  быть  другого  вида. Дается  начало  предложения  и  учащимся  предлагает  продолжить  их.

  При  помощи  таких  тестов  достаточно  легко  установить  степень  сформированности  лексико-грамматических  навыков  чтения  и  уровень  понимания  прочитанного.

   Существует  еще  одна  разновидность  тестового задания, которая  заключается  в  том, что  при  его  подготовке  из  текста  удаляется  вторая  часть  каждого  второго  слова. Представленная  первая  часть  каждого  второго  слова  служит  подсказкой  для  учащихся  при  заполнении  пропусков  подходящих  по  смыслу  словами.

    Достоинствами  такого  теста  считается  его  экономичность. Проверка  теста  занимает  мало  времени  и  является  объективной  в  силу  однозначности  ответов.

    Еще  один  вид  тестового  контроля – это  так  называемый  тест «множественного  выбора». Психологической  основой  работы   учащихся  с  подобными  тестами  является  узнавание, сравнение  и  выбор, а  отличительный  внешний  конструктивный  признак  этого  теста – это ряд  выборочных  ответов, следующих  за  основой  тестового  задания. В  которой  преднамеренно  пропущена  одна  языковая  единица.  Задача  учащихся – выбрать  один  правильный  ответ  из  нескольких  вариантов. Подобные тесты применяются в старших классах и позволяют выявить уровень владения  языковым  материалом и  оценку  сформированности  навыков  и  умений у учащихся.

  Главным  преимуществом  таких  тестовых заданий  является  надежность  измерения, экономичность  и  быстрота, в тоже время выполнение тестовых заданий способствует развитию аналитического и логического мышления, развитию внимания, формированию навыков установления причинно-следственных связей. Но  также  есть и  недостатки – это  трудность  составления  методически  грамотного  теста  и  большая  вероятность  догадки  при  выборе  правильного  ответа. Поэтому, я  считаю, что  оптимальных  вариантов  ответов  должно  быть  не  менее  четырех.  Самая  значительная  трудность  при  составлении  тестов  множественного  выбора  заключается  в  поиске  неправильных ответов.

   Так  как  тест  является  наиболее  оптимальной  формой  проверки  знаний  учащихся,  то  использовать  его  можно  уже  начиная  с  детьми   второго класса.

     Как  правило, это  небольшие  тесты,  включающие  5 – 6 вопросов. Зато  подобные  тесты  дают  четкую  картину  успеваемости, подготовки  учащихся  к  уроку  и  усвоение  изученного  материала.  А  также  дают  объективную  оценку  каждому  учащемуся.

    Для  учащихся  3 класса тест,  в  основном  основан   на  понимании  прочитанного  текста  и  проверке  грамматических  навыков  и  умений.

    С  каждым  годом  тестовые  задания  становятся  больше  и, соответственно, труднее, но  они  уже  не  пугают  детей, так  как  дети  привыкли  к  подобному  роду  работы  и  легко  с  ними  справляются.

    В  старших  классах  тест  может  включать  в  себя  как  грамматические, так  и  лексические  задания, а  также  вопросы  к  тексту  для  аудирования  или  чтения. Так  например, в  7  классах  учащимся  предлагается  «страноведческий»  тест  по  прочитанному  тексту. А   в  9 – 11  классах  учащиеся  уже  выполняют  комплексные  итоговые  тесты    по  изучению  данного  урока,  куда  входят  задания  по  грамматике и  лексике.

      Выпускной  экзамен  по  английскому  языку учащимся  предстоит  сдавать  в  форме    выполнения  языкового  теста, письменной части и говорения.  Подобные  тесты  включают   в  себя  такие  виды  заданий,  как  тест  по  аудированию,  тесты  по  чтению, по лексике и грамматике. Главной  задачей  для  учащихся  при  выполнении  этих  тестовых  заданий  является  общее  понимание  смысла  текста, даже  если  некоторые  слова  им  не  знакомы. Поэтому очень важно развивать языковую догадку и логическое мышление, учить детей говорить,  рассуждать и делать выводы  на уроках, не только английского языка, но и на всех  школьных предметах.

     Таким образом, использование тестовых заданий на уроках является наиболее экономичной  и доступной формой контроля и объективным показателем уровня усвоения учащимися того или иного языкового материала, а также содействует развитию мыслительных операций учащихся.

     Применение заданий в тестовой форме, в сочетании с новыми образовательными технологиями позволяет обеспечить  кардинальное улучшение учебного процесса по всем школьным дисциплинам за счёт активизации обучающей, контролирующей, организующей, диагностирующей, воспитательной  и мотивирующей функции таких заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование тестовых заданий на уроках информатики.

Тесты заставляют учащихся мыслить логически, использовать зрительное внимание, укреплять память. Для организации тестов не требуется много времени урока, но они выполняют определенную роль в процессе ...

Итоговые тестовые задания по грамматике английского языка 4 класс

Данные тестовые задания помогут проверить уровень овладения основными грамматическими правилами по английскому языку  за курс начальной школы: артикли, глаголы-связки, Present Simple, Present Co...

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ на уроках английского языка

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ на уроках английского языка в 4-5 классах (УМК IV - V,  Верещагина И.Н.)...

Методическая разработка на тему: «Использование тестовых заданий на уроках информатики».

Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков учащихся на уроках информатики, позволяет педагогу скорректировать учебный процесс....

Особенности преподавания английского языка для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья посвящена особенностям организации учебного процесса на уроках  английского языка в условиях школы для детей с НОДА. Рассмотрены некоторые методические и организационные приёмы, применяемы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ

В статье рассмотрены основные виды коммуникативных заданий, преимущества каждого вида и положительное влияние заданий на развитие устной речи и повышение уровня мотивации учащихся к изучению английско...

Методы и приемы активизации устной речи на уроках русского языка у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Развитие устной и письменной речи занимает значительное место. Почти треть уроков по русскому языку отводится на уроки развития речи. Это объясняется  более или менее выраженными отклонениями в р...