Формирование читательской грамотности обучающихся в условиях реализации обновленных ФГОС
статья по английскому языку

Ксения Васильевна Логачева

Статья посвящена формированию читательской грамотности с помощью навыка голосового помощника "Алисы" "Читаем вслух"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности обучающихся в условиях реализации обновленных ФГОС

Логачева Ксения Васильевна,

учитель английского языка

 ГБОУ №449 Пушкинского района

 г. Санкт-Петербург

Одним из важнейших показателей образовательных достижений обучающихся является уровень владения функциональной грамотностью.

В обновленном федеральном государственном образовательном стандарте указано, что в образовательных организациях должны создаваться условия, обеспечивающие возможность «формирования функциональной грамотности обучающихся, то есть способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности».

Вот почему всем учителям необходимо работать в этом направлении на своих предметах.

На сегодняшний день функциональная грамотность включает в себя шесть составляющих: математическую, читательскую, естественнонаучную, финансовую грамотность, а также глобальные компетенции и креативное мышление.

Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать свои цели, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Чтение – это сложноорганизованная деятельность. Здесь нужно учитывать множество нюансов – техника чтения, разные стили и виды текстов, разные цели и задачи самого чтения.

Способов, приемов формирования читательской грамотности огромное количество. Есть, ставшие уже традиционными, а есть не такие популярные.

Один из таких приемов, о котором пойдет речь ниже, как раз относится ко второй группе. Это   навык Алисы – «Читаем вслух». Алиса — виртуальный голосовой помощник, созданный компанией «Яндекс». Алиса работает на смартфонах и компьютерах. Необходимо лишь скачать Яндекс Браузер.

Навык «Читаем вслух» поможет ученику прочитать вслух заданный параграф учебника, и создаст отчет о прочитанном, для отправки учителю или репетитору.

Иногда у учителей возникают сомнения, а читал ли Петя Иванов дома параграф? А вот с помощью навыка «Читаем вслух» будет понятно, приступал ли Петя к чтению или нет и, что самое главное, что он понял, прочитав тот или иной абзац параграфа.

Как это работает?

Сначала учитель выбирает текст, с которым детям нужно ознакомиться дома. Это может быть текст, скопированный из документа Word или скопированный текст из интернета, не pdf! Далее он загружает его на сайт разработчика данного навыка - https://shvets.xyz/, предварительно там зарегистрировавшись. Автора зовут Андрей Швец.

В вашем личном кабинете выбираете «Записи» - «Добавить новую». Открывается поле, где вы можете скопировать текст, а можете напечатать его сами. Справа в разделе «Рубрика» не забудьте поставить галочку «Читаем вслух». Сохраняем и публикуем.

А дальше — это работа ученика! Он берет учебник, распечатку или открывает по ссылке ваш опубликованный текст и запускает навык «Читаем вслух».

От имени навыка с учеником общается персонаж Антонина Васильевна. Ученик, следуя ее инструкциям, начинает читать текст. Есть ограничения по длине вводимых фраз. Поэтому Антонина Васильевна почти после каждого предложения прерывает читающего короткой репликой. Она может иногда показаться странной, но её цель в том, чтобы придать чтению неформальный характер. Эта реплика не позволяет прочитать весь текст «залпом», не задумываясь о прочитанном.

После каждого отрывка ученику предлагается назвать несколько ключевых слов. Если у него не получилось этого сделать, Антонина Васильевна предлагает еще несколько попыток. После окончания чтения у ученика спрашивается его имя и потом формируется отчет, скриншот которого ученик может отправить своему преподавателю. В отчете сообщается о количестве отрывков, общем числе прочитанных слов, и приводятся все названные ключевые слова. После отчета Антонина Васильевна позволяет себе немного поумничать (небольшая фраза ни о чем).

Таким образом, с навыком Алисы «Читаем вслух» ученик прочитает вслух определенный текст, что, во-первых, полезно для улучшения техники чтения, а также для обогащения устной речи, во-вторых, получит возможность задуматься о смысле прочитанного, и в-третьих, необычно выполнить домашнее задание по предмету, не отходя далеко от излюбленного телефона или компьютера. Данный способ может периодически использоваться учителями под определенные тексты, цели, а также для периода дистанционного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития. Современному обществу нужны образованные, нравственные, пред...

Школьная методическая площадка «Формирование читательской грамотности как успешное условие социализации обучающихся» .

Проблемы грамотности, образования, культуры чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.Федеральный государственный образовательны...

Формирование естественно-научной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования

В статье описывается опыт формирования естественно-научной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования....

доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся

Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история  и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение яв...

Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации обновленных ФГОС ООО, СОО

Текст доклада к семинару МО воспитателей по теме "Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации обновленных  ФГОС ООО, СОО"...

Доклад по теме Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации обновленных ФГОС"

Доклад по теме  Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации обновленных  ФГОС" Преподавание, сводящееся к трансляции учителем содержания учебни­ка от пар...