Создание и использование интеллект-карт на уроках английского языка
статья по английскому языку

Степанова Елена Дашиевна

Презентация в рамках работы в Педагогической мастерской 10.04.2023 г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inteleekt_karty.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Использование Интеллект- карт на уроках английского языка.

Степанова Елена Дашиевна

Учитель английского языка

МАОУ «Мысовская СОШ №56»

МО Кабанский район, Республика Бурятия

Введение новых образовательных стандартов школьного образования, а также тенденция к переходу на единый УМК по английскому языку уточняет требования к компетенциям учеников, формируемым данным предметом. ФОП ООО определяет в качестве требований к предметным результатам сформированность у выпускников основной школы иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих на допороговом уровне.

Достижение порогового уровня владения иностранным языком позволяет выпускникам российской школы использовать его для общения в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения.

«К концу 9 класса, ученик должен владеть основными видами речевой деятельности:

говорение: вести комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог — побуждение к действию, диалог-расспрос); диалог — обмен мнениями в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения с вербальными и/или зрительными опорами или без опор, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в стране/странах изучаемого языка (до 6—8 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика; повествование/сообщение, рассуждение) с вербальными и/или зрительными опорами или без опор в рамках тематического содержания речи (объём монологического высказывания — до 10—12 фраз); излагать основное содержание прочитанного/прослушанного текста со зрительными и/или вербальными опорами (объём — 10—12 фраз); излагать результаты выполненной проектной работы; (объём — 10—12 фраз);»

Также находим требования в спецификации к ОГЭ по английскому языку:

«1.1.2 Монологическая речь 1.1.2.1 Рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее 1.1.2.2 Делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных тем) 1.1.2.3 Передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/ услышанного 1.1.2.4 Сообщать краткие сведения о своём городе/селе, своей стране и стране изучаемого языка 1.1.2.5 Выражать своё отношение к прочитанному/услышанному».

Учителям, работающим в школе, очень сложно подобрать педагогическую технологию, которая учитывала бы разноуровневость и неоднородность состава обучаемых в одном классе и достичь целей обучения в соответствии с требованиями.  В этой статье хочу предложить свой способ адаптации учебного материала для успешной реализации целей обучения иностранным языкам. Предлагаемая ниже технология учитывает мой опыт работы в школе, в которой около двух лет не было учителя английского языка, поэтому возникала необходимость изучения учебного материала в сжатые сроки. Создание и использование Интеллект-карт (далее ИК) позволит создать визуальную и вербальную опору для монологического высказывания и участия в диалоге.

Большая роль в ФГОС нового поколения, в свою очередь, отводится «возможности формирования универсальных компетенций средствами иностранного языка, таких как познавательная, коммуникативная, регулятивная компетенции». Не секрет, что уроки английского языка способствуют формированию и совершенствованию так называемых «Soft skills», неотъемлемых от навыков функциональной грамотности.

Точного списка гибких навыков не существует. Выделяют основные виды:

  • Коммуникативные навыки (эмпатия, эмоциональный интеллект, работа в команде) помогают влиться в коллектив, понимать свои и чужие эмоции, эффективно работать над командными проектами.
  • Навыки мышления: креативное мышление, критическое мышление, внимательность, проактивность, обучаемость.
  • Навыки управления: лидерские качества, принятие решений, целеполагание. Нужно уметь принимать решения и ставить достижимые цели в рамках личных компетенций.
  • Навыки адаптации: работа в условиях неопределенности, стрессоустойчивость. Мир постоянно меняется, темпы работы растут. Поэтому важно не бояться незнакомых задач, справляться с потоком информации.

Создание и использование ИК отлично развивает все навыки и позволяет отнести этот комплекс в разряд технологий обучения.

Известно, что педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом (В.М. Монахов). И по моему мнению создание и использование интеллект- карт (mind maps) удовлетворяет данным требованиям. Рассмотрим особенности данной технологии.

Интеллект-карта, ментальная карта или mindmap — это метод визуализации данных, инструмент, который помогает структурировать информацию и находить взаимосвязи между её частями.

Обычно, алгоритм работы следующий:

  1. На карту помещают главный блок, где фиксируется основная идея, концепция, тема или проблема (ядро ИК).
  2. Вокруг выстраивают другие блоки с идеями, которые связаны с главным блоком (ключевые слова, понятия).
  3. От этих блоков идут ответвления к другим блокам с идеями и так далее.
  4. В итоге получается большое дерево решений или ментальная карта.

На уроке, часто это обобщающий урок по пройденной теме, ученикам раздаются чистые листы, яркие маркеры и карандаши. Класс делится на группы для совместной работы. Если проводим подобное занятие впервые объясняю, что представляет собой интеллект-карта, демонстрирую примеры работ учеников. На доске или слайде выдаю центральную идею интеллект- карты. Рекомендую определить главный блок и несколько вторичных.  Важно отметить, что итог работы, конечный продукт, будет у каждой группы индивидуальный, в зависимости от степени вовлеченности в работу, творческих способностей, академических успехов, что подтверждает вышеизложенную мысль о формировании гибких навыков.

Например, опишу этапы работы по созданию интеллект-карты по микротеме «Бездомные». Учебник О.В. Афанасьевой и Д. Дули, И.В. Михеевой и др. «Spotlight», 11 класс, 5 модуль. До итогового занятия ученики проработали необходимый лексический материал, прочитали базовые тексты (упр.3 стр.84 и упр.3 стр. 96), выполнили после текстовые упражнения.  На доске предложила ядро «Homeless», определила 4 ветви «Why» (reasons), «where» (place), «problems», «solutions». Работало несколько групп.

В конце урока дала задание поменяться полученными картами между группами и коммуникативное задание подготовить монологическое высказывание (в формате заданий ОГЭ с опорой на ИК): «Give a talk on homeless people (10-12 sentences).Use the plan:

  1. Introduction
  2. Why a person can become homeless
  3. Life on the street, Problems they face
  4. Way out
  5. Conclusion (your treatment of the problem)»

Итак, в итоге работы над созданием интеллект-карты (в течении 45 минут) мы создали вербальные и зрительные опоры, актуализировали лексический материал, работали в команде, показали свой творческий потенциал, проактивность и обучаемость и вышли на монологическое высказывание нужного объема. Принципы системно-деятельностного подхода проявились в ходе нашей работы очень ярко:

- принцип системности (в выборе материала)

- принцип деятельности (в групповой работе)

- принцип минимакса (в результате получились ИК и высказывания по силам учеников)

- принцип творчества

- и, наверное, самый важный принцип психологической комфортности. Ученики работали в спокойной деловой атмосфере, без стрессового давления. Использование цветных карандашей и творческое начало добавляло положительных эмоций.

В случае, если мы хотим добавить элементы технологии электронного обучения, можно использовать специальные инструменты создания интеллект-карт в электронном виде, например на ресурсе https://www.mindmeister.com/

В заключении подчеркну, что технология создания интеллект-карт помогает упростить работу с учебным материалом:

1. Информацию проще зафиксировать и структурировать.  Идеям придается структура, с которой легче работать.

2. Человек лучше запоминает данные, представленные в отдельных блоках, чем сплошной текст.

3. Проще воспринимать сложные концепции.  Распределённые по блокам данные легче усваиваются.

Но самое важное, интеллект карты в качестве опоры стимулируют и мотивируют учеников разговаривать на английском языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка. Выступление на РМО учителей английского языка 01.11.2012

Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при об...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Современный урок английского языка в контексте ФГОС. Использование интерактивной доски на уроках английского языка.

Урок с использованием интерактивной доски способен повысить эффективность и результативность урока....

Использование игровых технологий на уроках английского языка. учитель английского языка Елькина Вера Михайловна

Происходящие в обществе глубокие преобразования всех сторон материальной и духовной жизни поставили перед полной средней школой проблему подготовки качественно новых, высокообразованных, творчески мыс...

Сорокина Г.В., учитель английского языка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ"

Сорокина Г.В., учитель английского языкаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ Образование сегодня является важнейшей ...

Индивидуальный план самообразования учителя английского языка Тема: «Использование инновационных технологий на уроках английского языка»

Индивидуальный план  самообразования  учителя английского языка  Тема:  «Использование инновационных технологий на уроках английского языка»...

использование интеллект-карт (сотворчество на уроках литературы) в 5 классе.

конспект урока с использованием  метода интеллект-карты как приёма визуализации учебного материала....