МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
учебно-методический материал по английскому языку (10 класс)

В данной статье описаны основные принципы и методы, которые способствуют развитию познавательной самостоятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihaylovskaya_e.n.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Е.Н. Михайловская

учитель английского языка

ГБОУ СОШ 184

г. Санкт-Петербург

 В настоящее время существует противоречие между потребностью общества в активной, творческой, интеллектуальной личности и реальными возможностями, умениями самой личности. Каждый будущий специалист должен найти рациональные способы усвоения новых знаний, научиться пользоваться исследовательскими методами, самостоятельно решать задачи, которые возникают, чтобы оставаться на творческом уровне в профессиональной деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы становления творческой, социальной активности личности, развития умения оперативно и рационально перерабатывать информацию, находить нестандартные способы решения различных проблем, ответственно действовать в личных и коллективных интересах. Решение данных задач неразрывно связано с развитием познавательной самостоятельности индивида.

Особое место принадлежит в решении этих задач методам обучения. Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. С.И. Петровский, Е.Я. Голант и др. подразделяют методы по источникам передачи и характеру восприятия информации: методы делятся на словесные, наглядные и практические. М.А. Данилов, П.П. Есипов методы обучения делят в зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, они подразделяют их на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний в творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений, навыков. Н.Н. Скаткин, И.Я. Лернер делят методы в соответствии с характером познавательной деятельности студентов, они выделяют такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, эвристический.

Наши исследования показывают, что наиболее эффективными методами обучения являются методы активного, проблемного и эвристического обучения. Они побуждают обучаемого к творчеству, к активной мыслительной и практической деятельности; решая нестандартные научно-учебные задачи, обучаемый овладевает учебным материалом и получает необходимые творческие навыки и умение их применять в своей дальнейшей познавательной деятельности. Все эти методы объединяет в себе инновационное обучение. Поэтому мы назовём эту группу методов инновационными. Данные методы обучения, по нашему мнению, основываются на следующих принципах:

  1. Принцип целеполагания, который заключается в том, что каждый учитель должен иметь иерархию целей: целей всего обучения, целей на каждое занятие и каждый этап учебно-познавательной деятельности обучаемых.
  2. Принцип установки. Начиная учебное занятие, преподаватель должен дать установку учащимя на определённую цель. Начальный элемент занятия играет большую роль для дальнейшего развёртывания действий, развития и саморазвития обучаемых. [2, с. 70].
  3. Принцип активности, который предполагает активное и постоянное вовлечение обучаемых в коллективную работу. По мнению Ю.К. Наумова, возрастание активности субъекта способствует наиболее точному отражению изучаемого объекта [3, с. 42].

        Как отмечает И. Бутенко, активность студента создаёт условия для более развитой внутренней мотивации, формируя благоприятные условия для того, чтобы материал был воспринят заинтересованно [1, с. 22].

  1. Принцип диалога. Диалог в процессе обучения является цепочкой к мысли и ведёт к дальнейшему разворачиванию других элементов учебно-познавательной деятельности [2, с. 71].
  2. Принцип сочетания коллективной и индивидуальной самостоятельной работы студента в учебно-познавательном процессе. Мы разделяем точку зрения К. Левина («Теория поля») о влиянии группового взаимодействия и ситуативных факторов на изменения установок индивида. Группа мотивирует и вовлекает в обсуждение проблемы других участников дискуссии. На уроке ученик занимает, как правило, нейтральную позицию по отношению к учителю и раскрываемой им теме, коллектив же формирует более определённые мнения, формирует вокруг обучаемого информационное поле, которое он анализирует и делает свои умозаключения [2, с. 72].
  3. Принцип проблемности. При соблюдении данного принципа у обучаемых формируются следующие творческие навыки: самостоятельно формулировать проблему, выдвигать гипотезу и находить способы её проверки, анализировать собранные данные и предлагать метод их обработки, обосновывать возможность практического применения полученных результатов, определять меру личного, творческого и прикладного участия в решении проблемы [4, с. 22].

Итак, к инновационным методам (методам, способствующим развитию познавательной самостоятельности студентов) мы относим метод мозгового штурма, фундаменталистский метод, метод «Сократического диалога», кейс-стади (обучение с использованием конкретных учебных ситуаций), метод проекта, метод «SWOT анализа» (S – сильные стороны проблемы; W – слабые стороны; O – возможности, которые могут помочь в решении проблемы; T – угрозы, которые может принести нерешённая проблема), метод Дельфи и др.

Литература

  1. Бутенко,  И. Что привлекает студентов в учебном процессе? / И. Бутенко  // Альма Матер. Вестник высшей школы. – М., 2000. - № 1. – С. 21 – 25.
  2. Мынбаева, А.К. Инновационные методы преподавания, или как интересно преподавать / А.К. Мынбаева, З.М. Садвакасова. – Алматы: ДОИВА, 2007. – 283 с.
  3. Наумов, Ю.К. Активность в научном познании / Ю.К. Наумов. – М.: Мысль, 1969. – 87 с.
  4. Трайнев, В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – М.: Дашков и К, 2008. – 281 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информационные технологии как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении физике».

Использование информационных технологий в обучении физике возможно по следующим направлениям:·         компьютерные демонстрации; ·...

Технологии, формы и методы обучения, способствующие развитию переноса как фактора готовности к обучению в средней школе

Технологии, формы и методы обучения, способствующие развитию переноса как фактора готовности к обучению в средней школе...

Упражнения и эстафеты на основе активных методов обучения, способствующих развитию координации движений.

Упражнения и эстафеты на основе активных методов обучения, способствующих развитию координации движений....