Решение задач патриотического воспитания в современном образовании и на уроках иностранного языка.
материал по английскому языку (8 класс)

Фаттерахманова Руфина Рафкатовна

Проблема общего среднего и профессионального образования была выделена в число приоритетных направлений для таких мировых организаций мирового сообщества, камеждународная комиссия ЮНЕСКО по образованию для XXI века.

Образование – это мощнейшее средство формирования не только и столько умственных способностей, сколько духовной, эмоционально-чувственной стороны личности, в определенной мере программирующей его развитие и жизненный путь. Многие молодые люди покидают школу, не имея ни малейшего представления о тех качествах, которые им будут нужны в процессе жизни: способность работать в группе, командный дух, чувство ответственности и личная дисциплина, чувство инициативы, любознательности, творчества, чувство соревновательности, служения общему делу, патриотизм.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решение задач патриотического воспитания в современном образовании и на уроках иностранного языка.


Проблема общего среднего и профессионального образования была выделена в число приоритетных направлений для таких мировых организаций мирового сообщества, камеждународная комиссия ЮНЕСКО по образованию для XXI века.

Образование – это мощнейшее средство формирования не только и столько умственных способностей, сколько духовной, эмоционально-чувственной стороны личности, в определенной мере программирующей его развитие и жизненный путь. Многие молодые люди покидают школу, не имея ни малейшего представления о тех качествах, которые им будут нужны в процессе жизни: способность работать в группе, командный дух, чувство ответственности и личная дисциплина, чувство инициативы, любознательности, творчества, чувство соревновательности, служения общему делу, патриотизм.

Задачей работы педагогов принято считать решение следующих образовательных целей:

  1. Ознакомление со странами изучаемого языка, их традициями, культурой, установление межкультурных связей с носителями языка посредством современных информационных технологий.
  2. Повышение мотивации к изучению иностранных языков.
  3. Развитие языковых навыков.

Эти цели напрямую связаны с решением воспитательных задач современного образования:

  1. Способность работать в группе, развитие лидерских качеств.
  2. Чувство ответственности и личной дисциплины.
  3. Инициативность, активность, творчество.
  4. Стремление осваивать новые технологии.
  5. Патриотизм.

Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: “Патриотизм – это любовь к Родине, к Отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями” или “Патриотизм – это качество личности, характеризующее высшую степень его духовного развития и самосознания, выражающуюся в ценностном отношении к своему Отечеству, его истории, культуре и готовности к самопожертвованию во имя интересов Отечества”. Сущность любви к Родине определил когда-то очень хорошо М. Е. Салтыков-Щедрин: “Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчётливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать – сделал из тебя существо, способное жить…” Из этих верных определений вытекает мысль о необходимости формировать у учащихся такие направления патриотического воспитания, как любовь к Родине, к “малой” Родине, интереса к истории России, родному слову, языку, литературе и культуре.

Огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа. Среди множества учебных дисциплин предмет “иностранный язык” занимает особое место. И его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают не знания основ науки, а формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации.

Преподавание иностранного языка в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой.

В ходе учебного процесса учащиеся должны иметь возможность не только развивать навыки аудирования, но и знакомиться с реалиями жизни англоязычных стран (жизнью школьников, проблемами молодежи за рубежом). Пассивное восприятие обязательно подкрепляется активным участием, дает учащимся возможность развить свои творческие способности, создать атмосферу праздника, составлять и проводить интересные конкурсы, соревнования. Конкурсы, с применением методик, используемых для раскрепощения личности, преодоления комплексов, свойственных подростковому возрасту, особенно забавны и необычны. Они помогают ребятам почувствовать себя уверенно в новом, разновозрастном коллективе.

Одна из основных задач современного образования – готовность выпускников к решению проблем. Дело не столько в реальной эффективности принимаемых решений, сколько в психологической готовности наших учащихся брать на себя ответственность за принятые самостоятельно решения. Ни один учитель не в состоянии подготовить своих учеников к решению всех проблем, однако в ежедневной классной и внеурочной деятельности педагог должен стараться смоделировать проблемные задачи. Их решение требует от молодого человека умение и готовность работать в группе, умение брать на себя ответственность, быть лидером. Для реализации этой воспитательной задачи используется проектная методика. Проектная методика обучения иностранным языкам даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками “In Your Culture” и “All About Me”. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.

В процессе работы учащиеся действуют в качестве руководителей групп, воспитывают в себе лидерские качества, умение вырабатывать и отстаивать свое мнение, учатся брать на себя ответственность за принятые решения, становятся активны, самостоятельны, инициативны, артистичны.

Технологические и информационные изменения в мире происходят так стремительно, что однажды полученное хорошее образование сегодня уже не может стать гарантом эффективности дальнейшей работы без систематического и непрерывного личного совершенствования и развития, без постоянного обновления ранее полученных знаний.

Для решения этой задачи следует развить у учащихся:

1) Желание и стремление извлекать нужную информацию с помощью интернета.

2) Умение пользоваться учебными сайтами для отработки навыков аудирования, грамматических и лексических умений, способность проверить уровень своей языковой подготовки.

3) Принципиально важным для современного образования является то, что любой специалист должен иметь высокий уровень владения не только устной, но и письменной речи. Это необходимо для карьерного роста в любой профессии. Например, в процессе переписки с зарубежными сверстниками ученики рассказывают о своей жизни, о жизни своего поселка, своей Республики. Они подсознательно начинают испытывать гордость за свою Родину. Таким образом, осуществляется и решение задачи – воспитание патриотизма в детях.

Школа должна быть учреждением, зарождающим в молодом поколении чувство державности, возвышающим юную душу гордостью за Отечество, за деяния предков, воспитывающим национальное достоинство, готовящим гражданина и патриота. Это необходимо уже потому, что по меткому выражению одного известного русского публициста и историка Михаила Меньшикова, будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм. Само нынешнее время, сама ситуация требует цельной, глубоко продуманной системы воспитательной работы с молодежью, т.к. с недавнего прошлого, т.е. с конца 80-х годов в российском обществе сформировались факторы, оказывающие влияние на молодёжь:

  • началось резкое снижение ценностей духовной культуры.
  • принижение значения народного и духовного искусства, художественных произведений, традиционных промыслов и ремесел, отечественной классики и реализма.
  • негативный лидер” - эгоистичный, циничный, но преуспевающий и добивающийся успеха - герой нашего времени и, в определенной степени, образец для подражания.
  • утрата целостности отечественной культуры - “Происходит тотальное выкорчевывание из культурного обихода не только отдельных имен, а целых пластов культуры, искусства, науки, образования, которые якобы не вписываются в общественно-политическую парадигму нынешнего режима”.
  • народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т.п.) воспринимается большей частью молодежи как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной преемственности. В силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно формирование и развитие у подрастающего поколения глубоких позитивных чувств к истории, традициям своего народа и, в конечном счете, истинной любви к Отечеству.

Нравственные и исторические начала неразделимы. Следовательно, формируя историческое сознание, мы одновременно укрепляем нравственные идеалы, патриотические чувства учащихся и любовь к нашей Родине. Воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеурочной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотических чувств, стимулированию их активности по выработке у себя этих моральных качеств.

Для достижения этих целей используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. В нашей школе (МБОУ «ООШ №103» города Новокузнецка) работает Народный музей боевой и трудовой славы «Память» им. П. Д. Климова (открыт в 1973 г.). Музей ведет героико-патриотическую работу и содержит 300 экземпляров основного и 300 экспонатов вспомогательного фонда, куда входят предметы, бывшие в воинском обращении как в период Великой Отечественной войны, так и принадлежавшие российским воинам, выполнявших интернациональный долг в Афганистане, а затем в Чечне. В витринах экспонируются предметы основного фонда. Временные экспозиции представлены в альбомах, раскладушках. Музей также содержит материалы о героях труда, о вкладе в индустрию нашей родины, города. Второе направление в работе музея – это сохранить для истории школы имена учителей, посвятивших свою жизнь воспитанию подрастающего поколения.

Каждый год лучшие школьники стоят в Почетном карауле у Вечного огня. Музей был неоднократно призером смотров, конкурсов в г. Кемерово и Новокузнецке. И, конечно, есть глубокий нравственный смысл в неразрывной преемственности поколений.

Музей и сегодня выступает как хранитель святой памяти и ищет новые горизонты в своей деятельности. Экскурсионно-массовая работа строится в разных формах. Регулярно проводятся обзорные экскурсии  по теме   «Наши земляки-участники ВОВ» и др. Экспозиционный материал подается в доступной форме. В год музей посещают не менее 500 человек. Интересно проводится работа с младшими школьниками: игра на воображение с музейными предметами или увлекательное путешествие в прошлое.

Проводятся уроки Мужества, праздничные встречи, посвященные Дню Артиллерии и ракетных войск, Дню защитника Отечества «Мы внуки твои, Победа!» с приглашением ветеранов войны и труда; Дню Учителя, «Никто не знает, но помнят все» (подлинная история создания мемориала Могилы неизвестного солдата); “И помнит мир спасенный…”, классные часы: «Поклонимся великим тем годам!», «У войны – не женское лицо», «День, когда над взорванным рейхстагом Стяг Победы полыхнул огнем». Школьники готовят публикации в сборник материалов в Кузбасской ярмарке, создают проекты («Кузбассовцы - ветераны ВОВ о войне»), («Имена героев ВОВ в названиях улиц Новокузнецка» на английском языке).

Школьный музей тесно сотрудничает с детско-юношескими центрами, проводит выставки стенгазет «По следам военных походов», рисунков и семейных фотографий «Ветеран в каждой семье».

Образовательная музейная среда, являясь столь же активным средством воспитания, как и школьная, обладает особой эстетической аурой и историческим содержанием, а значит – могучим духовным потенциалом, гармонично воздействующим на формирующуюся личность. Структура музейно-педагогического процесса обусловлена внутренней взаимосвязью элементов, обеспечивающих превращение исторического опыта в личные качества формируемого человека. Работая по теме “Меняются времена, меняются стили”, учащимся предлагается посещение местного краеведческого музея, отзывы о котором они предоставляют на изучаемом языке.

Учащиеся могут участвовать в создании и работе КИД, моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”. На уроках иностранного языка в конце изучения темы “Не хотели бы вы отправиться в Великобританию?” в 8 классе, учащимся предлагается “пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие”. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Москвы, Санкт-Петербурга, воспитательный аспект – осознание понятия “Родина”, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры.

Работая по теме “Моя семья” в 5 классе, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев вплоть до пятого поколения.

При изучении темы “Герои и гордость твоей страны” мы знакомимся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и нашей Родины, также и при изучении таких тем как “Достопримечательности Британии, Америки и России”, “Образование” и др. Здесь имеет место культурологический аспект обучения, сравнение национальных культур разных народов.

Большую роль в патриотическом воспитании школьников играет использование краеведческого материала. Обращение к материалам краеведческого характера приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают её с родной культурой. Поэтому, чем обширнее та область знания фактов родной культуры, которой оперируют учащиеся, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой.

В обучении иностранному языку используется в основном материал географического характера (природа, достопримечательности, внешний вид города и т.д.). Материалы, связанные с историческими, экономическими, социальными фактами, находят применение гораздо реже и в основном на старшей ступени обучения. Однако значимость краеведческих материалов такой направленности гораздо выше при использовании их в среднем звене, когда происходит активное становление личности учащегося, формируется его мировоззрение, вырабатывается социальная позиция. В подростковом возрасте учащиеся обладают массой гуманитарных и социокультурных знаний, что позволяет им:

  • устанавливать и применять различные межъязыковые и межпредметные связи, используя свои знания и опыт;
  • переходить от простого усвоения учебного материала, предлагаемого или рекомендуемого учителем, к активному приобретению знаний, к самостоятельному определению своих языковых потребностей и целенаправленному поиску необходимого материала.

Работа с подобными материалами часто проходит в виде проектов, которые позволяют учащимся выразить свои идеи в удобной для них форме.

При выборе краеведческого материала учитываются:

  • реальность материалов для учащихся, т.е. учащиеся должны точно представлять, о чем идёт речь;
  • заинтересованность учащихся в данном материале;
  • привязанность данного материала к программной теме;
  • социализирующая ценность данного материала.

Таким образом, формирование разносторонне развитой поликультурной личности, её мировоззрения, чувства патриотизма и национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры через урочные и внеклассные формы работы с учащимися. Включение этнокультурного материала в содержание занятий иностранного языка будет способствовать реализации воспитания российского патриотизма. По окончании школы учителя хотели бы видеть своих воспитанников готовыми решать любые жизненные проблемы, стремящимися к саморазвитию и самосовершенствованию, грамотными пользователями всех новых средств информационных технологий, людьми, желающими и способными достичь самых высоких результатов в своей профессиональной деятельности и готовыми представлять нашу страну на всех уровнях.

Литература:

  1. Вартанов А.В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур//Иностранные языки в школе.-2003.-№2.-с.22.
  2. Курманаева Д.К. К вопросу об использовании материалов местной этнокультуры на занятиях иностранного языка неязыковых специальностей.
  3. Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам// Иностранные языки в школе.-2001.-№5.-с.11-15.
  4. Перкас С.В. Некоторые принципы использования краеведческого материала на уроке//Иностранные языки в школе.-1990.-№5.-с.101.

      5. Соловова Е.Н., Апальков В.Г. Развитие и контроль коммуникативных умений.

      6. Европейское образование к обучающему обществу- Брюссель. 1994г.

      7. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  СОВРЕМЕННЫХ  ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА....

Современные подходы к анализу урока иностранного языка

Работа содержит подробное описание слвременных подходов к анализу урока инстранного языка, описывает виды анализов урока....

Современные технологии обучения на уроке иностранного языка

Специфика современного подхода к организации системы образования во многих странах мира обусловлена своеобразием развития информационного общества, общества высоких технологий. Умение работать с инфор...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

СТАТЬЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА....

Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка

Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка...

Решение задач патриотического воспитания в современном образовании и на уроках иностранного языка.

Решение задач патриотического воспитания в современном образовании и на уроках иностранного языка....

Решение задач патриотического воспитания на уроках английского языка

Патриотизм – это любовь к своей Родине, своему народу; это чувство гордости за успехи страны, за её культуру. В современных условиях воспитывать патриотические чувства необходимо с ранних лет, п...