Профессиональная компетентность учителя английского языка в условиях реализации введения ФГОС НОО, ООО и введении ФГОС СОО
статья

Павлюк Надежда Аркадьевна

Переход на новые стандарты поставил перед всеми субъектами образования серьезные задачи.  

И какие бы реформы не происходили в системе образования в итоге они так или иначе замыкаются на конкретном исполнителе - школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций.В современных условиях образования, радикально меняются функции педагога, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма, личностного роста.

   Развитие профессиональных компетенций – это процесс, ведущий к развитию индивидуальных, профессиональных качеств, а также накоплению опыта, предполагающие непрерывное развитие и самосовершенствование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная компетентность учителя английского  языка в условиях реализации введения ФГОС НОО, ООО и введении ФГОС СОО

"Нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях это - прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления у учеников. Это умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменам. "

Президент РФ В. В. Путин

Переход на новые стандарты поставил перед всеми субъектами образования серьезные задачи.        

И какие бы реформы не происходили в системе образования в итоге они так или иначе замыкаются на конкретном исполнителе - школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, т.к.  формирование личности ученика, признание ее важности, ценности и необходимости происходит под влиянием личности педагога. Для успешной реализации поставленных перед ним задач, он должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, т.е. с учетом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуацией в системе образования уметь:

  • выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса;
  • прогнозировать результаты;
  • создавать собственную концепцию, основу которой составляет вера в себя, в реальную возможность развития личности каждого школьника.

   В современных условиях образования, радикально меняются функции педагога, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма, личностного роста.

   Развитие профессиональных компетенций – это процесс, ведущий к развитию индивидуальных, профессиональных качеств, а также накоплению опыта, предполагающие непрерывное развитие и самосовершенствование.

    Говоря о профессиональной компетенции учителя иностранного языка необходимо сказать, что коммуникативная компетенция является самой важной, а основными задачами преподавателей английского языка являются оптимизация учебного процесса под требования государственного образовательного стандарта, максимально эффективное использование интерактивных методов при проектировании и проведении занятий с учетом возраста обучающихся и их степени подготовленности. правильно оценивать свою подготовку и результаты изучения иностранного языка.

    Формирование иноязычной коммуникативной компетенции, готовности к реальному общению на иностранном языке является основной целью обучения иностранному языку на современном этапе.

   Достижение школьниками основной цели обучения английскому языку способствует их воспитанию. Участвуя в диалоге культур, учащиеся развивают свою способность к общению, пониманию важности изучения иностранного языка в современном мире. Они вырабатывают толерантность к иным воззрениям, становятся более терпимыми и коммуникабельными. У них появляется способность к анализу, пониманию иных ценностей и норм поведения.

   С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

   Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ученика.

Требования, предъявляемые к современному уроку иностранного языка:

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять их на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока – учащиеся;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • планирование обратной связи.

   Список компетенций, которыми должен обладать современный учитель, достаточно велик. Чтобы овладеть ими, учителю необходимо заниматься самообразованием. Самообразование учителя является естественным и логичным требованием в контексте требований ФГОС. Одним из ключевых требований ФГОС является уход от фронтального обучения к обучению в сотрудничестве. Главная его идея- работать вместе. Каждый член группы несет ответственность за успех всей группы, увеличивается плотность общения, так как в процессе обучения ребята обмениваются информацией, идеями, мнениями, учатся друг у друга.   В естественных коммуникативных ситуациях человек чаще сталкивается с диалогической и полилогической формами общения.  Поэтому в своей работе я значительное место отвожу работе в парах и группах. Благодаря таким формам работы ученики добиваются поставленной цели, сотрудничая друг с другом.

   В копилке каждого учителя имеется по меньшей мере несколько интересных приемов деления учащихся на группы. Выбор такого приема зависит от типа урока, целей учебного занятия и времени, которым располагает учитель. Группы можно образовать по желанию учеников, по их предпочтениям, случайным образом или заранее продуманным учителем. Я хочу заметить, что на уроках с применением парной работы и работы в малых группах ребята учатся слушать и слышать. Ученик получает возможность реализовываться там, где он силен и получить помощь, если он в чем-то слабее. Мои ребята учатся работать без моего контроля, каждый ребенок чувствует себя свободно, раскованно.

   Практика показала, что самыми удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален, другой обладает личным опытом, но успевает слабо, третий мало знает, но интересуется данным вопросом. Однако, в ходе работы возникает чувство сотрудничества и взаимной поддержки. Таким образом, можно прийти к заключению, что работа в группах и парах  делает урок разнообразнее; во-вторых, учит реально оценивать себя и других детей; в-третьих, способствует повышению мотивации к учению и повышает положение ученика в классном коллективе.

    Работа в группах, согласно Стандарту, организуется с целью обучения взаимодействию в разных коллективах и с разными людьми. Умение слышать и принимать другого, умение ребят вырабатывать совместные решения также зависит от компетентности и педагогической зоркости учителя.

    Деятельностный подход, составляющий основу современного образования предполагает, что во время учебных и внеучебных занятий не только ученик научится планировать и проектировать свою деятельность, но и сам учитель для успешного построения процесса обучения будет постоянно совершенствовать свое образование (задавая сам себе вопрос: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?»). Чтобы быть готовым к этому, учителю следует не просто осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС, но и научиться выстраивать учебную и внеурочную деятельность  в рамках этой технологии, проектировать обучение на основе учебных ситуаций, проблемных задач, проектных методов обучения.

     Самой популярной на сегодняшний день методикой, рекомендованной новым стандартом и отвечающей его требованиям является проектная технология. Последние годы метод проектов находит все больше сторонников среди учителей и учеников. Его главной целью является: развить самостоятельное мышление ребенка; научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, но и уметь применить их на практике, в реальной жизни.

      В курсе иностранного языка метод проектов можно использовать в рамках программного материала по любой теме. Главное – это сформулировать проблему, которую учащиеся будут изучать, подыскивать материал и представлять ее на защите проектов.

     Во время работы над проектом строятся новые отношения учащегося и учителя. Учитель перестает быть единственным источником информации для своих учеников. Во время работы он становится помощником и консультантом.

     Весь процесс работы над проектом стимулирует ребят быть деятельными, развивает у них интерес к английскому языку, творческое мышление и воображение, а наличие элементов поисковой деятельности создает условия для взаимообогащающего общения как на родном, так и на иностранном языке.

     Проектная методика предполагает активное участие в исследовательской работе. Исследовательская работа по иностранному языку способствует расширению лексического запаса, закреплению грамматического материала, совершенствованию навыков и умений по основным видам речевой деятельности. Как правило работа над проектом, планирование и организация учебного процесса невозможны в современных условиях без применения ИКТ.  Сегодня учитель должен осваивать новые актуальные для деятельностного подхода и выделенные стандартом информационно-коммуникационные технологии.

      Отдельные элементы проектной технологии можно использовать уже в первом году обучения. Например, по теме «Знакомство». Целью такого проекта является формирование умения и навыка речевого общения применительно к данной теме (умение рассказывать о себе (о друзьях, персонажах), называя свое имя, возраст, страну, номер телефона; умение задавать соответствующие вопросы, знание речевых образцов приветствия, прощания и т.д.). На мотивационном этапе проектной работы, используя Интернет-ресурсы, дети знакомятся с другими детьми, далее им предлагается отправить видеописьмо – ответ в виде рассказа о каждом ученике. На подготовительном этапе с детьми обсуждается сценарий письма, актуализируются лексико-грамматические единицы, четко определяется порядок и текст выступлений, необходимое оформление. На операционном этапе дети прорабатывают свое выступление и оформляют его. Далее проводят презентацию и обсуждают результаты своей работы.

      В дальнейшем можно организовать проектную работу по темам «Моя семья», «Мои игрушки», «ABC», «Мое любимое животное», «Красная книга ХМАО», «Мое любимое время года», «Дом моей мечты» и т.п. В 3-4 классах проекты продолжают оставаться краткосрочными, не выходящими за рамки одной лексической темы, но они могут быть усложнены по форме и по содержанию. Оформление проектной материалов деятельности можно выполнять при помощи информационно-компьютерных технологий (программ Microsoft Word, Paint и Power Point). Таким образом, ребята смогут активно использовать знания, полученные на уроках информатики.

     В основной и старшей школе могут быть организованы более сложные проекты: соц.опрос, анкетирование товарищей, обработка данных, представление диаграммы, оформление коллажей, информационных листков, презентаций.

   Как правило,  работа над проектом, равно как и планирование и организация учебного процесса невозможны  в современных условиях без применения ИКТ.  Сегодня учитель должен осваивать новые актуальные для деятельностного подхода и выделенные Стандартом информационно-коммуникационные технологии. Самообразование в этом направлении является в условиях модернизации не менее важной задачей. Современный учитель должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в информационном пространстве. Являясь активным пользователем интернет ресурсов, учитель имеет возможность повышать свою профессиональную компетентность

   Профессиональный педагог – это учитель, знающий свое дело не только в рамках школьной программы; человек, который постоянно стремится к получению новых знаний в своей области, и не останавливается на достигнутом. Это учитель, который осознает свою роль в обучении.

   Профессиональный педагог – это учитель, который учит не только сознательному предмету, но и жизни, духовный учитель.

Согласитесь, что такой собирательный портрет профессионального педагога глазами выпускников полностью отвечает тем требованиям, которые предъявляются к педагогу не только новым образовательным стандартом, но и временем. И перед каждым учителем стоит сложная, но решаемая задача – «успеть». Очень важно помнить  слова русского учителя, основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского:

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном ничто не может быть улучшено без головы учителя. Учитель живет, пока учится. Как только он перерастает, учитель в нем умирает».

        ЛИТЕРАТУРА:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации. — М.: Просвещение, 2022. — 31 с. — (Стандарты третьего  поколения).
  2. Юсупова Н.В. Освоение стандартов нового поколения как условие повышения качества образования по английскому языку.// Социальная сеть работников образования.  nsportal.ru.
  3. Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) / Л.В. Кудрявцева // Иностранный язык в школе. – 2007. – № 4. – С. 49-53.
  4. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003.
  5. Халзакова Л. А. Модель формирования самообразовательной компетентности учителя английского языка / Л. А. Халзакова // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 423-427.
  6. Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС

В данной работе рассмотрено понятие профессиональной компетентности педагога, определены основные группы профессионально-педагогических компетенций и рассмотрены механизмы развития профессиональной ко...

Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса

Итоговый  исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по  предмету "Музыка" 5 класса...

Статья "Возможности УМК по английскому языку серии "Форвард" для профессионального развития учителя английского языка в условиях введения ФГОС

Проблема качественного преподавания иностранного языка в начальной школе была и остается одним из актуальных направлений развития иноязычного образования в школе.  Особое значение она приобретает...

Профессиональная компетентность учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Переход на новые стандарты обучения поставил перед всеми субъектами образования серьезные задачи....

«Профессиональная компетентность учителя математики в условиях реализации ФГОС ООО»

Данная статья - осмысление педагогом сути реформ образования, в частности введения ФГОС. Осмысление взаимоотношений учитель-ученика в новой системе образования....

Профессиональная компетентность учителя химии в условиях введения ФГОС ООО

Позиции, которые определяют профессиональную компетентность учителя химии в условиях введения ФГОС ООО...