Речевая зарядка на уроках английского языка, как этап урока и эффективный способ подготовки к спонтанной речи обучающихся Значение речевой зарядки и ее место в уроке
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Светлана Николаевна Сизонец

Любое действие начинается со своеобразной подготовки – «разогрева», который дает старт дальнейшей деятельности. Это касается занятий спортом, где есть разминка, это же происходит на уроках английского языка, где проводится речевая зарядка. Речевая зарядка является эффективным способом настроиться на общение на английском языке и дает хороший старт на выполнение более сложных заданий в течение всего урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_zaryadka_na_urokah_aya.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая зарядка на уроках английского языка,

как этап урока и эффективный способ подготовки к спонтанной речи обучающихся

Значение речевой зарядки и его место в уроке

Любое действие начинается со своеобразной подготовки – «разогрева», который дает старт дальнейшей деятельности. Это касается занятий спортом, где есть разминка, это же происходит на уроках английского языка, где проводится речевая зарядка. Речевая зарядка является эффективным способом

настроиться на общение на английском языке и дает хороший старт на выполнение более сложных заданий в течение всего урока. Данному этапу урока отведено место в начале урока – до 5 минут.

Регулярное проведение речевой зарядки позволяет повторить и прочно усвоить лексику, предыдущих уроков, закрепить в памяти школьников грамматические структуры и речевые обороты, овладеть навыком диалога, умением задавать вопросы, кратко и лаконично отвечать на них [1, с. 1].

По-английски речевая зарядка – это warm-up, что и объясняет цель данного этапа урока – активизировать внимание обучающихся, подготовить речевой аппарат к иноязычной речи, эффективно развивать умения спонтанной речи.

«Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)» (Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин) даёт следующие определения: «Речевая разминка (англ. warm up) - этап урока, на котором осуществляется подготовка к изучению основного материала. Включает ответы на вопросы, предварительное обсуждение темы, игровые задания». «Речевая зарядка – это совокупность игровых упражнений, которые предназначаются для активизации речевого общения на уроке, создания мотива для речевой деятельности, например, активизации вопросно-ответного взаимодействия, однотипных высказываний на предъявляемые стимулы и др.» [2, с.251]  

Речевая зарядка – это интересное начало урока, обязательным условием которого станет выполнение несложного упражнения со знакомым лексическим и грамматическим материалом с небольшой частью чего-то нового. Главная цель этого этапа урока – стимулировать навык говорения у обучающихся.

Речевая зарядка на уроках английского языка в начальной школе. Примеры для использования в работе

В начальной школе игра - основное средство обучения, поэтому и начинать урок лучше всего с речевой зарядки в игровой форме. Зарядка проводится в быстром темпе. Выбранными темами для речевой зарядки выбираются темы, близкие обучающимся, изученные ранее.

Тут можно в форме игры повторить буквы английского алфавита, числительные, местоимения. Можно, встав в круг, передавая мяч, повторять лексические единицы, буквы, числительные, местоимения по очереди. Можно провести игру в слова, активизируя изученный лексический материал [4, с. 1]. Игра пинг-понг – бросая мяч обучающемуся, учитель называет слово по изучаемой теме, ребенок, получая мяч, возвращает его, назвав слово из этой же теме. Мяч можно бросать не учителю в ответ, а однокласснику.

На протяжении учебного года можно повторять темы речевых зарядок несколько раз, расширяя лексическое наполнение. Цель проводимых речевых зарядок - развитие коммуникативной, информационной и социокультурной компетенций [5, с. 2].

  1. Игра «Угадай»

Для подготовки к проведению речевой зарядки необходимо подобрать ящик с непроницаемыми стенками. Предмет, находящийся в ящике, связан с изучаемой темой. Обучающиеся должны угадать, что находится в ящике, задавая вопросы, за исключением What is it? Примерными вопросами могут быть: Is it big? Is it small? What colour is it? Can I eat it? Can I play with it? Is it a toy? Is it a…

  1. Игра «Интервью»

Для подготовки к проведению речевой зарядки необходимо подготовить мяч небольшого размера. Обучающиеся будут передавать друг другу мячик, задавая вопросы и отвечая на них. Кому передать мяч, обучающиеся решают сами. Вопросы преследуют три цели – повторить изученный лексический материал, закрепить грамматические структуры при формировании вопросительных предложений, активизировать речевое общение.

Детям предлагается тема для интервью, учитель первым задает вопрос, задавая начало речевой зарядке. Примеры вопросов:

Тема «Животные»

T-S1: Have you got a pet?

S1-S2: Have you got a hamster?

S2- S3: What can it do?

S3- S4: Do you like cats?.........

Тема «Путешествия»

T-S1: Do you like to travel?

S1-S2: Where have you been?

S2-S3: What interesting places have you seen?

S3- S4:  What city would you like to visit?

  1. Игра «Цепочка»

Для проведения игры «Цепочка» учитель продумывает вопросы по определенной, ранее изученной теме. Условие проведения игры – услышав вопрос, обучающийся отвечает на него. Следующий ученик отвечает на вопрос, но при этом повторяет ответ предыдущего ребенка.

T – What’s your favourite sport?

S1 – My favorite sport is volleyball.

S2 – Peter’s favourite sport is volleyball and my favourite sport is jogging.

S3 – Peter’s favourite sport is volleyball. Svetlana’s favourite sport is jogging. And my favourite sport is tennis…

  1. Игра «Алфавит»

Для подготовки к проведению данной речевой зарядки учителю необходимо подготовить написанные слова на карточках, либо, если уровень знания букв алфавита высок, предметные картинки.

Учитель показывает ребятам слово и просит назвать его по буквам. Если обучающимся демонстрируется предметная картинка, ребенок вспоминает наименование предмета, изображенного на картинке, на английском языке, а затем называет его по буквам.

  1. Игра «Знакомство»

Для подготовки и проведения речевой зарядки в форме знакомства учителю необходимо провести предварительную работу. Если тема позволяет, обучающиеся приносят в класс любимые игрушки, изображения своих питомцев, членов семьи, чтобы познакомить одноклассников с ними, рассказать о них [6, с. 2].

Речевая зарядка на уроках английского языка в средней и старшей школе. Примеры для использования в работе

Обучение английскому языку в средней и старшей школе характеризуется увеличением роли обучающегося в процессе обучения, а это предъявляет к нему большие требования. Уровень владения английским языком у каждого обучающегося разный. Справляются с учебными задачами обучающиеся в соответствии с рядом факторов: физическое здоровье, психоэмоциональное состояние, особенности личности, возрастные особенности.

  Подростковый период характеризуется развитием абстрактного мышления, ребята имеют внутренние резервы для запоминания достаточного количества новых лексических единиц, грамматических конструкций.  При этом у подростка ввиду его психоэмоциональных особенностей развития во главу угла ставятся внутренние переживания, самостоятельность, желание стать отдельной личностью, самовыразиться. Речевая зарядка может стать эффективным способом создать ситуацию успеха у подростка, помочь ему максимально эффективно выразить свое мнение, выделиться среди одноклассников [7, с. 3].

  1. Упражнение «Объясни своими словами»

Для подготовки и проведения речевой зарядки в форме данного упражнения учителю необходимо продумать то утверждение, которое будет обсуждаться. Это может быть фразеологизм, американизм, крылатое выражение или поговорка.

Обучающимся предлагается объяснить значение предложенных утверждения своими словами. Это поможет развить не только речевые умения, но и активизировать мыслительные процессы.

  1.  Упражнение «Составь паззл»

Для подготовки и проведения речевой зарядки учитель готовит карточки с отдельными словами. Обучающимся необходимо составить предложения из разрозненных слов. Данное упражнение – возможность не только повторить лексические единицы, но и закрепить умения и навыки построения различного типа предложений, грамматических конструкций.

  1. Упражнение «Что я вижу»

Для подготовки к данной речевой зарядки учитель готовит сюжетную картинку. Картинка может изображать абсолютно любую ситуацию, близкую с той темой, которая изучается в данный момент на уроках английского языка. Обучающимся предлагается описать все, что они видят на картинке, во что одеты те, кто изображен на картинке, что они делают и тд.

Для того, чтобы сделать описание картинки более содержательным, учитель предлагает структуру описания

The place - описание места, где происходит действие

The action - описание действий, которые выполняют изображенные на картинке персонажи

The person's appearance - описание внешности персонажей, изображенных на картинке

Whether you like the picture or not - нравится ли обучающимся картинка или нет

Why - обоснование мнения (почему картинка нравится или не нравится)

  1. Упражнение «Найди отличия»

Для подготовки и проведения речевой зарядки в форме данного упражнения учитель подбирает пару картинок, отличающихся несколькими деталями. Обучающимся необходимо найти отличия. Отличия описываются обучающимися в формате предложений. Контролируют правильность составления предложений сами обучающиеся.

Благодаря речевой зарядке «Найди отличия» обучающиеся активизируют использование в речи лексико-грамматических структур, расширить словарный запас.

  1. Упражнение «Хочу сказать»

Для проведения данной речевой зарядки учитель готовит листки бумаги. На данных листках бумаги обучающиеся пишут то, на что дает установку учитель: пожелания на урок, на день, описание внешности одноклассника, которого в дальнейшем нужно будет угадать и тд. Листки скручиваются, раздаются в произвольном порядке. Разворачивая листки, обучающиеся, угадывают, кто это мог написать, выражают сомнение, уверенность, отрицание в соответствии с тем, что прочитали.

Ценность речевой зарядки, как эффективного способа подготовки к спонтанной речи обучающихся

Существует огромное разнообразие речевых зарядок, которые преследуют разные цели в рамках урока английского языка, учитель может видоизменять их, адаптирую под соответствующие темы урока, возможности обучающихся.

Речевые зарядки – это возможность сделать начало урока увлекательным, давая обучающимся включиться в урок, заинтересоваться темой, снимут неловкость перед началом урока.

Никакой учебник английского языка не может отражать актуальные события. Так что новости последних дней, местные и внутришкольные темы являются прекрасным материалом для речевой зарядки. Подобные темы мотивируют учеников к активной речевой деятельности, самостоятельным высказываниям, которые, в зависимости от этапа обучения, могут включать в себя не только мнения и суждения учащихся, но и отражать их нравственные ценностные ориентиры [8, с. 3].

Речевая зарядка создаёт комфортную атмосферу спонтанного общения на уроке, готовит переход к основной части урока.

Чтобы урок английского языка был проведен максимально эффективно, был интересным для обучающихся, развивая при этом речевые навыки, знакомя с новым лексическим и грамматическим материалом, закрепляя изученный материал, важно правильно его начать. Сила мотивации или непроизвольного внимания обучающихся не имеет цены. Именно она способствует эффективности усвоения учебного материала урока английского языка и его активному использованию на следующих этапах изучения иностранного языка.

Регулярная, целенаправленная, продуманная подготовка и проведение речевой зарядки без особых усилий и больших затрат времени позволяет:

- повторить и прочно усвоить лексический материал, связанный с темами, изучаемыми на данном этапе проведения урока;

- закрепить в памяти обучающихся новые грамматические структуры и речевые обороты, которые ещё недостаточно прочно усвоены в процессе обучения;

- лучше овладеть навыком диалога, умением задавать общие, специальные, альтернативные вопросы, кратко, полно, лаконично отвечать на них, развить навык спонтанного общения на английском языке,

Речевая зарядка – это вклад в успех ребенка на каждом уроке.

Использованные источники

  1. Кравченко, А. А. WARMING UP идеи и упражнения для разминки на уроке английского языка / А. А. Кравченко. — Текст : электронный // Открытый урок. Первое сентября : [сайт]. — URL: https://urok.1sept.ru/articles/675822 (дата обращения: 26.08.2023).
  2. Э, Г,Азимов,А,Н НОВЫЙ СЛОВАРЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ (теория и практика обучения языкам)  / Г,Азимов,А,Н Э. — Текст : электронный //  : [сайт]. — URL: http://learnteachweb.ru/articles/azimov.pdf (дата обращения: 26.08.2023).
  3. Где учиться. — Текст : электронный // Наставница.by : [сайт]. — URL: https://nastavnica.by/category/gde-uchit-sya/u-repetitora/ (дата обращения: 26.08.2023).
  4. Агеева, А. С. Речевая зарядка на уроках английского языка / А. С. Агеева. — Текст : электронный // Мультиурок : [сайт]. — URL: https://multiurok.ru/files/rechevaia-zariadka-na-urokakh-angliiskogo-iazyka.html (дата обращения: 26.08.2023).
  5. Панкова, И. М. Речевая зарядка  / И. М. Панкова. — Текст : электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru : [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/12/02/rechevaya-zaryadka  (дата обращения: 26.08.2023).
  6. Бабичева, И. А. Речевая зарядка  / И. А. Бабичева. — Текст : электронный // Учебно-методический кабинет : [сайт]. — URL: https://ped-kopilka.ru/blogs/irina-andrevna-babicheva/rechevaja-razminka-na-urokah-angliiskogo-jazyka-v-nachalnoi-shkole.html (дата обращения: 26.08.2023).
  7. Гайнанова, С. Р. Речевая зарядка как средство активизации учебного процесса на уроках иностранного языка / С. Р. Гайнанова. — Текст : электронный // Открытый урок. Первое сентября : [сайт]. — URL: https://urok.1sept.ru/articles/522418 (дата обращения: 26.08.2023).
  8. Печерица, Н. Н. Речевая разминка на уроке английского языка как средство обучения спонтанной речи учащихся / Н. Н. Печерица. — Текст : электронный // Мультиурок : [сайт]. — URL: https://multiurok.ru/index.php/files/riechievaia-razminka-na-urokie-anghliiskogho-iazyk.html (дата обращения: 26.08.2023).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в 6 классе по теме "Развитие диалогической и монологической речи. Путешествие по США"

Урок был подготовлен с помощью наших друзей по переписке, которые прислали нам видео со своими советами для путешественников....

Урок английского языка в 6 классе по теме "Развитие диалогической и монологической речи. Путешествие по США"

Урок был подготовлен с помощью наших друзей по переписке, которые прислали нам видео со своими советами для путешественников....

Эффективная подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ. Организация самостоятельной деятельности на уроках английского языка.

Доклад затрагивает вопросы эффективной подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ,организации самостоятельной деятельности на уроках английского языка, работы с лексико-грамматическим материалом. Об информаци...

Доклад Эффективная подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ. Организация самостоятельной деятельности на уроках английского языка.

Эффективная подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ по английскому языку.» Подготовила: Черняева И.Г. учитель английского языка  Эффективная...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального

Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...