«Результаты ВПР в школе - это последствие пандемии или неправильного подхода к обучающимся?»
статья по английскому языку (7 класс)

В статье представлен анализ и даны дополнительные рекомендации как работать с учащимися, чтобы улучшить качество обучения. Статья заканчивается вопросительным предложением и приглашает всех заинтересованных к обсуждению этой темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Результаты ВПР в школе это  последствия пандемииили неправильного подхода к обучающимся?»

Система образования по всему миру пережила колоссальную встряску в 2020-2021г.г. Пандемия, охватившая весь мир, заставила пересмотреть весь процесс образования, ее последствия ощущаются и сейчас.

Вместе с системой стресс пережили и родители, чьи дети перешли на дистанционное обучение. Согласно исследованиям, 84% учителей, 73% детей и 68% родителей испытывали нервное напряжение от обучения в он-лаин режиме во время карантина. Поскольку ни школы, ни вузы не были готовы к нему, переход прошел в экстренном режиме, а качество обучения в большинстве случаев оставляло желать лучшего. 
         Обстоятельства вынудили выдающихся педагогов и всех учителей планеты вложить свой творческий и профессиональный потенциал в онлайн-образование. Никогда еще научное сообщество не тратило столько сил на то, чтобы придумать эффективные модели дистанционного обучения. 

Сегодня эксперты сходятся во мнении, что сравнивать онлайн и офлайн в принципе некорректно. У обоих форматов есть свои неоспоримые плюсы, а эффективность будет разной для каждого конкретного случая. Результат зависит от контекста, предмета, целей обучения, личных характеристик ученика, качества реализации учебного продукта и бесконечного множества менее очевидных факторов. 

        После первой волны пандемии подавляющее большинство ведущих университетов мира заявили о планах по внедрению комбинированного обучения (blended learning), когда классические очные занятия дополняются работой на онлайн-платформе. 

Это решение вызвано не только необходимостью подготовиться к возможному продолжению пандемии, но и объективными причинами: согласно проведенному в США опросу, 81% студентов считают, что использование вспомогательных цифровых инструментов существенно улучшает их успеваемость в вузе. 

С одной стороны очевидны положительные стороны такого обучения. Но необходимость учитывать возрастные категории учащихся, несомненна. 

Чем младше ребенок, тем выше его потребность в движении, осязании и физическом, а не виртуальном контакте с учителем и одноклассниками. Перевод младших школьников на «дистант» оказался самым проблематичным. Несмотря на то, что к повторному карантину (если он случится) школы подойдут более подготовленными, онлайн-обучение в начальной школе по-прежнему навряд ли приблизится по качеству к очному, просто потому что комфортная образовательная среда для ребенка предполагает живое общение. Мы также не должны забывать, что современное общество способствовало развитию у детей клипового мышления. Современным детям стало сложнее общаться. Не удивительно, что многие преуспели в учебе, обучаясь он-лаин. В то же время, другие, растерялись. 

Как учитель, могу точно сказать, что знания ребят, пришедших в класс после пандемии, независимо от их успешности, были значительно ниже, чем до пандемии. Об этом они и сами говорили.

Давайте остановимся на ВПР для 7-х классов, поскольку ОГЭ за 2020 г., мы не можем проанализировать за его отсутствием.

Приведу ниже вырезку из найденной мною аналитической справки:

«Из Аналитической справки по результатам Всероссийских проверочных работ 2023 по английскому языку в 7-х классах образовательных организаций, подведомственных Центральному управлению министерства образования и науки Самарской области:

« При анализе результатов последних 3 лет по Центральному управлению отмечается снижение доли неуспевающих по итогам ВПР в 2022г на 4% и рост доли участников, не преодолевших минимальный порог, в 2023 г на 3%.

Доля обучающихся, продемонстрировавших высокий уровень предметной подготовки, по Центральному управлению сохранилась на уровне 9% по итогам 2022г и повысилась на 2% по итогам 2023г (2021г – 9%, 2022г – 9%, 2023г – 11%). Показатель доли обучающихся с высоким уровнем предметной подготовки в 2023г по Центральному управлению в целом ниже регионального показателя на 4%, но выше, чем по стране на 1%.

Анализ выполнения заданий ВПР по английскому языку в 7-х классах выявил следующие образовательные дефициты (уровень выполнения ниже 50%): Наибольшее количество затруднений у всех участников ЦУ вызвало выполнение задания №3 «Говорение: монологическое высказывание на основе плана и визуальной информации».

        № 2021г.                          2022г.                             2023г.

По региону         По ЦУ         По региону           По ЦУ         По региону       По ЦУ

3К3            46%            48%                        48%           43%                      50%           45%

3К4            49%            50%                        49%           43%                      51%           44%

Учителям английского языка г.о. Жигулевск и м.р. Ставропольский:

• изучить образцы и описания проверочных работ, размещенных на сайте ФГБУ «ФИОКО» и критерии их оценивания;

• включить в проверочные работы задания в формате ВПР для диагностики уровня усвоения материала (после прохождения каждого раздела программы);

• включить задания, вызвавшие наибольшие затруднения у обучающихся, в дидактические материалы уроков;

• вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации западания тем у обучающихся;

• на основе проведенного анализа результатов ВПР администрацией ОО (школьного УМО) полученных результатов разработать индивидуальные маршруты для учащихся с низкими результатами выполнения ВПР; • на уроках особое внимание уделить развитию навыков монологической речи на основе плана и визуальной информации.

Цифры говорят сами за себя. Однозначно, живое общение в школе ведет к повышению качества знаний и к выявлению отстающих ребят. Процент неуспешности тоже растет. Ведь обучаясь он-лаин всегда можно подсмотреть, найти опору или, что совсем просто, найти готовый ответ.

А теперь давайте вспомним, что количество кинестетиков, а точнее учащихся с этим, преобладающим в них качеством, растет, вспомним, что учить их надо по-другому. Он-лаин образование здесь не поможет. Давайте вспомним все особенности кинестетика:

 - такому ребенку трудно усидеть на месте,

 - им свойственна медлительность мыслительных операций;

 - обучение происходит посредством памяти;

 - лучше воспринимает тот материал, который был записан;

 - такой ученик действует, проверяет, анализирует;

 - важна физическая нагрузка;

 - он обучается, запоминая алгоритмы,    ему нужно показать на практике область применяемого материала.

Возвращаясь к заданию №3 «Говорение: монологическое высказывание на основе плана и визуальной информации», учитывая особенности кинестетиков, предлагаю конкретный алгоритм, который был использован мною при подготовке к сдаче этого задания.

1-я рекомендация:

необходимо объяснить, зачем нам все это нужно

2-я рекомендация:

вызываем к доске и даем в руки картинку, которую видит только учащийся у доски

3-я рекомендация:

просим вспомнить или представить ситуацию на картинке  (идет снег, дождь, тепло, холодно, радостно, грустно и.т.д.)

4-я рекомендация:

просим изобразить то, что происходит на картинке так, чтобы остальные догадались и показываем картинку всем

5-я рекомендация: вспоминаем глаголы действия

6-я рекомендация: вспоминаем прилагательные и существительные

7- рекомендация: вспоминаем прилагательные, описывающие чувства, эмоции

Когда мы все это выполнили, переходим к плану и описываем картинку. Можно составить банк слов-глаголов, существительных и т.д.

Причем такой способ подготовки оказался хорош для всех ребят моего класса. Он позволил выйти из привычной рутины, внести разнообразие. Сыграла роль и здоровое сочувствие к тем, кому сложно было освоить данное задание.

К рекомендациям учителям я могу добавить следующее:

- включать в тематические контрольные работы свои задания описательного характера, начиная с пятого класса, разнообразить и усложнять в зависимости от успеваемости ребят. Т.е. подходить к заданию дифференцированно, не забывая о создании ситуации успеха на уроке для каждого.

Теперь хочу перейти к своему 7 классу, который обучается английскому три раза в неделю по общеобразовательной программе..

Для моих ребят наиболее трудным оказалось задание 6. «Навыки оперирования языковыми средствами в коммуникативно значимом контексте: лексические единицы». Сборников для подготовки к ВПР достаточно много, в том числе и цифровых ресурсов. Время, отведенное на подготовку к ВПР в школьной программе очень мало. Повторяемость лексических единиц, используемых в задании N 6, очень небольшая. Особенно это относится к предлогам места, времени, к словосочетаниям с зависимыми предлогами  и т.д. Все это требует разработки определенных заданий. Таким образом, одного изучения заданий не достаточно. Отсюда следует вторая рекомендация:

- сравнить лексический материал используемого на уроках учебника с заданиями ВПР и разработать ряд лексических, а возможно, и лексико-грамматических упражнений.

Мои учащиеся, в целом, подтвердили свои отметки. Но результаты были не утешительные.

Давайте посмотрим на чек-лист, который был предложен завучем нашей школы для анализа контрольных работ.

Чек-лист проверки контрольной работы на соответствие требованиям ФГОС –  к/р от 30.11.22 для 7-1 класса.

Учитель английского языка: Дроздова Т.Н.

Проанализируйте задания контрольной работы по следующей схеме

Проверяемый элемент содержания

Код кодификатора или словами

  1. Проверка лексики по теме «Health problems and first aid» - в задании необходимо соотнести слова из колонок А и B;

2   Лексическое задание на систематизацию лексики – записать слова в две колонки (Health problems  и At the chemist’s);

      3   Проверка знаний на умение использовать грамматическую конструкцию  To be going to в предложениях;

4 Умение использовать разговорное клише  would like/wouldn’t like в утвердительных и отрицательных предложениях;

   

Проверяемый элемент умения

Код кодификатора или словами

1 - умение распознавать слова, зная их перевод;

2 - умение распознавать слова и употреблять их в нужном контексте;

3 - умение правильного использования грамматической структуры, знание спряжения глагола to be;

4 - проверка умения употреблять разговорные клише в речи с пониманием содержания;

5. Выбрать и подчеркнуть в тексте слова и словосочетания, подходящие по смыслу

Способ представления информации

Текст 1-4

Рисунок (фото)

График

Таблица 9

Гистограмма (Диаграмма)

Карта

Уровень сложности

Базовый 1

Повышенный 2

Высокий 5

Репродуктивный 3

Продуктивный 5

Инсайт

В чем состоит трудность для обучающихся?

Задание 5 требует высокого уровня мыслительных операций, понимания лексики в связном тексте (диалоге) и умении употребить грамматические структуры верно, в зависимости от смысла.

Задания 2 требуют знания лексики темы и умения анализировать.

К.Р. была предложена из сборника С,В, Тетина, С.В. Лескина «Тесты по английскому языку (лексика, грамматика)

В целом, задания контрольной работы соответствуют требованиям подготовки к ВПР. Сложность выполнения к.р. совпадает со сложностью выполнения ВПР – лексика и лексические сочетания слов, понимание грамматических структур предложении. Тема «Здоровый образ жизни», также отражена в контрольно-измерительных материалах. Так в чем же дело? Почему результаты ВПР оставляют желать лучшего?

В моем классе13 человек. Две трети не имеют постоянных тетрадей, ручка также часто отсутствует. Приходится прибегать к помощи родителей. Объяснять материал приходится по многу раз. Все это требует титанических усилий. «Такие дети за 45-тиминутный урок меняют позу не менее тридцати раз и могут сгрызть за неделю пять карандашей…» - я всегда проверяю карандаши. Если карандаши грызут – силу воли надо воспитывать. У меня таких в седьмом классе хватает, целых семь человек. «Проявляет склонность к молчанию. Иногда такие дети кажутся робкими и застенчивыми. Это мнение ошибочно, просто ребята теряются на общем фоне. Таким детям трудно сосредоточиться. Они отвлекаются по любому поводу» - это тоже о моих детях.

«Память включается во время движения»! – наверно надо плакат с этой надписью повесить в классе и помнить об этом всегда.

А теперь посмотрим на выдержку из аналитической справки об ошибках, допущенных при выполнении заданий за 2023 г.

-  В задании на осмысленное чтение текста, произносительные навыки у учащихся развиты слабо;

-  В задании на монологическое высказывание навыки оперирования лексическими и грамматическими единицами в коммуникативно значимом контексте и произносительные навыки сформированы недостаточно хорошо;

-  Уровень сформированности навыков использования языкового материала в коммуникативно-ориентированном контексте в заданиях на грамматику и лексику ниже среднего. Учащиеся испытывают определенные трудности при применении видовременных форм глагола, словообразовании, употреблении фразовых глаголов.

И рекомендация старшего методиста по английскому языку МБОУ «ЦПМСС» Гатчинского района: Учителям следует обратить внимание на указанные выше проблемы и в последующем на уроках чаще практиковать и развивать эти навыки по всем видам речевой деятельности.

Вывод: Безусловно, пандемия сделала свое дело. Но отрицать тот факт , что мы ,действительно,  не учитываем то, что наши дети по-разному воспринимают информацию тоже неуместно. Здесь есть над чем подумать и что придумать.

Источники URL:

 https://education.forbes.ru/authors/online-education-vs-covid#popupnews

http://www.zhg-zresurs.ru/ - Аналитическая справка по результатам Всероссийских проверочных работ 2023 по английскому языку в 7-х классах образовательных организаций, подведомственных Центральному управлению министерства образования и науки Самарской области

https://pedsovet.su/metodika/5842_deti_kinestetiki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к международному экзамену и достижение более высоких образовательных результатов в общеобразовательной школе.

В статье показана взаимосвязь между подготовкой и успешной сдачей учащимися 5-11 классов общеобразовательной школы международного экзамена City&Guilds и повышением образовательных результатов по анг...

Справка по результатам участия обучающихся школы в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2012 - 2013 учебном году

Предлагаю образец справки по результатам участия обучающихся школы в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. В приложении к справке содержатся статистические данные по школе в сравнени...

Презентация выступления на конференции "Оценка метапредметных результатов в основной школе"

Одной из целей изучения математики в основной школе в метепредметном направлении является сорздание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования....

Контроль и оценка результатов обучения в школе

В виде презентации.Актуальность темы обусловлена тем, что оценка  и проверка достижений школьников является одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя....

Доклад на августовское районное совещание по теме «Результаты деятельности МБОУ «Шугуровская СОШ» по вопросу обновления подходов к организации учебной деятельности к предметной области технология»

Доклад на августовское районное совещание по теме «Результаты деятельности МБОУ  «Шугуровская СОШ» по вопросу  обновления подходов к организации учебной  деятельности ...

Презентация к докладу на августовское районное совещание по теме «Результаты деятельности МБОУ «Шугуровская СОШ» по вопросу обновления подходов к организации учебной деятельности к предметной области технология»

Презентация к докладу на августовское районное совещание по теме «Результаты деятельности МБОУ «Шугуровская СОШ» по вопросу обновления подходов к организации учебной деятельности к п...