Иностранный язык как средство развития коммуникативных навыков обучающихся во внеурочной деятельности
статья по английскому языку

Князева Анастасия Михайловна

Данный доклад был представлен в декабре 2023 года на районных методических чтениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_noyabr_2022_-_dlya_publikatsii.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Иностранный язык как средство развития коммуникативных навыков обучающихся во внеурочной деятельности.

 Одной из основных задач, стоящих перед учителем при обучении иностранному языку, является формирование коммуникативной компетенции, ведь коммуникативные компетенции – это ключ к успешной учебной деятельности и ресурс социальной адаптации в жизни. Это подразумевает расширение списка коммуникативных ситуаций и стратегий, которые могут применяться в школе.

Здесь на помощь педагогу приходят игровые педагогические технологии.

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в виде различных педагогических игр. Она отличается от обычных игр тем, что имеет четко сформулированную педагогическую цель и соответствующий педагогический результат.

В целом применение игр позволяет сделать скучную работу более интересной и увлекательной для обучающихся. Самостоятельность в решении речемыслительных задач при индивидуальных формах работы, быстрая реакция в общении при групповых формах, максимальная мобилизация речевых навыков - все эти характерные качества речевого умения проявляются во время проведения игр.

Кроме того, важен и психологический момент. В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность, а также быстрота реакции здесь оказываются, порой, более важными, чем знания по предмету. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок, благотворно сказывается на результатах обучения

В зависимости от целей и особенностей, игры на уроках английского языка принято подразделять на:

Фонетические игры применяются для отработки фонетических навыков, правильного произношения определенных звуков и слов в целом. Орфографические игры помогают запомнить правописание слов, а грамматические помогают разобраться с правилами грамматики. Лексические игры созданы для отработки лексического материала.

В начале урока целесообразно проводить фонетические игры, цель которых – постановка правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков.

Это могут быть игры с использованием рифмовок на английском языке, направленные на отработку особенно сложных звуков.

Игры с карточками с фонетическими символами и буквами на установление звукобуквенных соответствий, например, «Собери пары».

«Назови слово». Name something beginning with the sound B: … bear, ball, bed…Можно играть на скорость, или же побеждает тот ученик, кто назвал последнее слово.

Целью орфографических игр является упражнение в написании английских слов. Часть игр рассчитаны на тренировку памяти учащихся, другие основаны на некоторых закономерностях в правописании английских слов. Большинство игр можно использовать при проверке домашнего задания.

«Постройте слово». Учитель имеет два набора карточек с буквами алфавита. Класс делится на две команды. Каждая команда получает один набор карточек. Ученики выстраиваются на возможно дальнем расстоянии от доски. Когда учитель произносит слово, скажем, “pencil”, ученики с соответствующими буквами бегут к доске и составляют это слово. Команда, составившая слово первой, получает количество очков по числу букв в слове.

«Hangman». Ведущий рисует на доске клетки по числу букв задуманного им слова. Участники игры по очереди задают ему вопросы: Is there the letter А in it? Does it have letter В? Если названная буква имеется в задуманном слове, ведущий записывает ее в соответствующую клетку и ученик, назвавший ее, получает право на следующий вопрос. Если же названной буквы нет в слове, учащийся, задавший вопрос, выбывает из игры. Игру продолжают другие ребята, и побеждает тот, кто назовет задуманное слово.

Также продуктивными могут быть различные анаграммы, кроссворды, сканворды и ребусы.

Лексические игры преследуют цель тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке. Ряд игр предназначен для тренировки учащихся в употреблении отдельных частей речи, например, числительных, прилагательных. Другие игры соответствуют определенным темам «Покупки», «Внешность», «Одежда».  

В частности, отработка лексических навыков происходит через загадки.

Отдельную группу занимают грамматические игры. Цели таких игр - научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, а также создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца. В начальной школе дети порой не знают и по-русски названия частей речи и членов предложения, поэтому обучение грамматике английского языка также целесообразно проводить через игру.

Так, для объяснения грамматической темы «Глагол tobe» можно использовать игру «Дракон ToBe». Детям показывают картинку, изображающую дракона, каждая из голов которого – одна из форм глагола to be. Учитель рассказывает сказку про дракона, у которого каждая голова имела свой характер и говорила определенные предложения.   Следующая за сказкой игра может состоять в том, чтобы догадаться, какая из голов дракона произносит данную фразу.

 Такие же сказки используются для объяснения и других тем: артикли, окончание –s у глаголов в 3 лице ед.ч. и т.п. Эти истории очень нравятся ребятам, с их помощью они легко и с удовольствием осваивают азы грамматики. А полученные знания отрабатываются в том числе и в игровых упражнениях.

 “Hide-and-Seek”, направлена на отработку предлогов. На листке бумаги дети рисуют одинаковые квадраты, которые являются их комнатами. Располагают в комнате: стол, кресло, коврик, кровать, книжную полку. Обводят кружочком то место (предположим, за креслом), где они спрятали игрушку. Повернувшись друг к другу, стараются выяснить, где спрятан предмет. С помощью вопроса: Is it under the armchair? Is it behind the sofa? … Так до тех пор, пока не угадают.

Отдельно следует сказать о коммуникативных играх, которые напрямую способствуют развитию коммуникативной компетенции.

Прежде всего, это ролевые игры.

Ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной речи, связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач. Участники игры должны быть поставлены в такие условия, при которых необходимо выяснить стороны межличностных отношений. Для ролевой игры необходимо наличие единого сюжета, соответствующего коммуникативной ситуации и ролевых отношений между участниками общения. Когда ученик принимает роль, он играет самого себя или какого-либо героя в специфической ситуации.

Например: «Famous people». Каждый ученик выбирает себе знаменитость, о которой может рассказать от первого лица, не называя его фамилию. Остальные задают ему вопросы:

- Are you a man or a woman? – What do you do? – What is the colour of your hair?

Задача “знаменитости” - отвечать на вопросы несколько неконкретно, чтобы его роль не так быстро разгадали. Если ученики догадываются, о ком идет речь, они пишут фамилию на листочке и отдают учителю. Когда дано несколько правильных ответов, учитель останавливает игру и называет фамилию ученика, который первый дал правильный ответ.

Еще одна разновидность этой игры – «Who am I?». Каждый игрок получает карточку и крепит ее себе на лоб; на карточке написана профессия или имя известной личности. Цель игры – выяснить, кто ты, задавая вопросы другим играющим. Вопросы задаются по кругу до того момента, как все ученики отгадают свою роль.

Также существуют Коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объеме информации  у обучающихся, то есть основываются на принципе информатизационного пробела (пробела в информации). Этот прием предполагает неравномерное распределение определенной информации между партнерами по общению, что стимулирует их речевую активность и желание выяснить неизвестные факты. Обмен информацией может быть односторонним или двусторонним. В первом случае один из партнеров имеет доступ к определенной информации, которой не обладает второй. Задача второго участника состоит в получении недостающей информации, чтобы успешно завершить выполнение полученного задания. Во втором случае речевое взаимодействие учащихся заключается в том, что оба участника игры имеют частичную информацию, которую они должны объединить для решения общей проблемы.

Игры, предполагающие группирование или подбор подходящих вариантов. В этом случае каждый учащийся получает одну часть информации и должен найти у партнера по общению недостающую. Данный прием может быть использован при составлении предложений, рассказов, диалогов из разрозненных реплик на основе заданных частей.

Например: «Jokers in the pack» (Шуточные карты) Для проведения этой игры необходимо напечатать инициативные и ответные реплики на отдельных карточках и раздать их учащимся. Например:

1. Mum, will the pancakes be long?

A. It is swimming.

2. Which is faster, heat or cold?

В. No, dear, round.

3. What is fly doing in my soup?

С. Heat, because you can catch cold.

Задача участников игры - найти вторую реплику шутки и разыграть ее. Можно дать дополнительное задание: определить самую остроумную шутку или лучшую пару, инсценировавшую свою шутку.

18 Интервью. Цель данного приема - опросить как можно больше участников с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Проведению интервью предшествует составление вопросника в виде таблицы, в которой фиксируются ответы. Например:

Name

Favourite books?

Favourite activities?

Kate

Books about animals

swimming

Olga

Fairy tales

Playing the piano

Задача - выяснить, что твои одноклассники любят читать и заниматься в свободное время. Чтобы максимально опросить своих одноклассников, следует организовать игру в кругу. Участники образовывают внешний и внутренний круги, находят себе пару и опрашивают друг друга. Затем учащиеся внешнего круга переходят к следующему участнику по часовой стрелке. И так происходит до тех пор, пока не будут опрошены все участники игры.

Таким образом, коммуникативные игры дают возможность ученику больше и свободнее говорить. Ребенок усваивает сам смысл коммуникации - быть понятым и понимать самому. Ошибки воспринимаются не как угроза плохой оценки, а как нормальное явление, которое можно отработать и исправить.

Игровые методы часто очень просты по своей организации и не требуют специального оборудования. Игровые методы могут быть использованы на каждом уроке иностранного языка, главное, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения.

Тем не менее, следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо иметь чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"

В данной статье описаны современные методы и педагогические технологии, используемые  учителем Зуботаревой Е.Н.в обучении английскому языку...

Из опыта работы на тему "Развитие коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного языка посредством технологии коллективного способа обучения (на основе краеведческого материала)"

Известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться...

Статья на тему « Изучение и освоение современных педагогических технологии в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся».

  В процессе обучения английскому языку использую следующие современные технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, коллективную систему обучения, ...

Статья «Творческий предметный выезд на иностранном языке» как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

Эта статья может быть полезна тем, кто считает, что развитие коммуникативной компетенции -это важнейший фактор в обучении иностранных языков. В материалах предлагается один из способов нестандартного ...

«Создание ситуации успеха на уроке иностранного языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся»

Название проекта«Создание ситуации успеха на уроке иностранного языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся» Цель проектаСоздать условия для формирования коммуникативн...

Иностранный язык как средство развития коммуникативных навыков обучающихся во внеурочной деятельности.

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного (английского) языка...

Проектная деятельность по иностранному языку как средство развития метапредметных навыков учащихся и повышения качества образования

Проектная деятельность - неотъемлемая часть урочной и внеурочной деятельности при обучении иностранному языку...