ФГОС третьего поколения в рамках урока английского языка
статья по английскому языку

Статья об особенностях ФГОС третьего поколения в рамках урока английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_.doc.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательный потенциал уроков английского языка в процессе реализации ФГОС третьего поколения.

Введение

     В наше время образование становится ключевым фактором в формировании будущего гражданина и его способности справиться с современными вызовами. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения играет важную роль в организации образовательных программ в России. Изучение английского языка в рамках этой системы образования несет в себе не только учебный, но и воспитательный потенциал. В данной статье мы предлагаем более глубокий анализ воспитательного значения уроков английского языка в контексте ФГОС третьего поколения.

    Цель данной статьи состоит в исследовании и дальнейшем анализе воспитательного потенциала уроков английского языка, проводимых в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения. В рамках этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:

  1. Изучить ключевые положения ФГОС третьего поколения, связанные с обучением английскому языку.

  2. Проанализировать роль как учителя, так и ученика в образовательном процессе с учетом ФГОС.

  3. Оценить методы и подходы, способствующие формированию воспитательного потенциала уроков английского языка, и выделить их практическую значимость.

     Для достижения указанных целей и задач в процессе исследования были использованы методы анализа документов, наблюдения на уроках английского языка и опросы как учителей, так и учеников.

   

Основная часть

К.Д. Ушинский отмечал: «Учитель на уроке должен пользоваться всяким случаем, чтобы посредством обучения закинуть в душу дитяти какое-нибудь доброе семя». ФГОС третьего поколения уделяет особое внимание формированию не только языковых навыков, но и развитию личности учащихся. В силу специфики предмета английский язык имеет огромный воспитательный и развивающий потенциал: он приобщает учащихся к образцам родной и мировой культуры, включает их в диалог культур, развивает средствами языка. Обучение английскому языку осуществляется в настоящее время в широком социокультурном контексте и  имеет четко выраженную культуроведческую направленность. В ходе изучения английского языка формируется нравственный облик ребенка, так как поднимаются и обсуждаются проблемы, которые позволяют соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. Главной задачей школы на сегодняшний день является, прежде всего, воспитание личности, имеющей собственную нравственную позицию. Практика показывает, что недостаточное внимание к воспитательной функции обучения сказывается не только на негативном отношении к учебному процессу, но и к жизни в целом; у учащихся могут сформироваться отрицательные  качества личности. Именно на уроке английского языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстралингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации. Решению воспитательных задач помогают межпредметные связи учебного предмета иностранный язык с искусством, музыкой, литературой, биологией, обществознанием, историей, экологией ,которые представлены в ФГОС.

    Учитель английского языка в условиях ФГОС выступает как наставник и помощник, оказывая поддержку в развитии индивидуальных способностей каждого ученика. Ученики так же становятся активными участниками образовательного процесса, где они развивают навыки самостоятельности, критического мышления и анализа информации.

Педагогическое общение в школе выполняет более важную функцию, чем просто взаимодействие  между людьми, так как любой вид общения в связке «учитель – ученик» независимо от ситуации является воспитывающим.

 Новый государственный стандарт в области обучения иностранному языку выдвигает важную задачу- развитие духовности у учащихся, повышения гуманистического содержания обучения, поэтому учителю-предметнику важно органично соединять воспитание и обучение в едином учебно-воспитательном процессе, чтобы реализовывать социальный заказ общества. Через различные виды учебной деятельности происходит формирование ключевых компетенций и одновременно с ними формируются духовно-нравственные ценности, которые должны подготовить учащихся к жизни в обществе после окончания школы.

       ФГОС заставляет искать новые эффективные методы обучения. Использование современных образовательных  интерактивных технологий и мультимедийных ресурсов стали неотъемлемой частью уроков английского языка. Какие же методы , формы и приемы, используемые на уроке английского языка, могут помочь нравственному воспитанию учащегося?

 Прежде всего, рассмотрим  коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить парную и групповые работы. Учащиеся обсуждают, принимают решения, отстаивают свою точку зрения на ту или иную проблему. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Воспитательный аспект  ярко выражен: ученики учатся взаимодействовать в коллективе: быть терепливыми, принимая чужую точку зрения; настойчивыми, отстаивая и аргументируя свой выбор; быть добрыми, помогая друг другу построить высказывание на английском языке или перевести текст

При этом очень  важно, чтобы был создан психологический климат в группе. Это наиболее важная  и одна из сложных задач педагога при работе с детьми. 

Психологический климат–это важная составляющая сторона     межличностных    отношений,    совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной  деятельности  и  всестороннему  развитию  личности   в   группе.

Благоприятный  психологический  климат –  это  атмосфера   взаимного уважения, деликатности, дружелюбия,  создает комфорт и условия  для работы,   раскрывает   возможности    личности.

Следующим эффективным приемом  и методом организации учебно-познавательной деятельности учащихся в урочное время является применение дидактических игр на уроках английского языка. Придерживаясь мнения известных педагогов, таких как И.Н Верещагина, Е.И. Негневицкая, Т.Б. Климентьева можно выделить игру в качестве одного из перспективных средств реализации воспитательного потенциала учащихся на уроке английского языка. "Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который нельзя изменить" (М. Горький). Игра вызывает у детей наибольший интерес: приближает речевую деятельность к естественным нормам, помогает развивать навыки общения, способствует эффективной отработке языкового материала, обеспечивает практическую направленность обучения.

Коммуникации и одновременно воспитанию  учащихся способствует использование проектной методики, которая позволяет сочетать самостоятельную, индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации; развивает творческую фантазию. Метод проектов активизирует все стороны личности школьника: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: любознательность целеустремлённость, настойчивость, , трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции. Кроме того, в группе, работающей над проектом, есть сильные ученики, которые при необходимости оказывают помощь другим учащимся. Очень часто при подготовке проекта школьники используют словари, справочники, дополнительную литературу. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. ФГОС предполагают вариативность выбора тем. Проектная деятельность, основанная на культурологическом подходе, помогает учащимся  расширить кругозор, обогатить свои социокультурные знания, помогает в подготовке учащихся к сдаче ОГЭ, ЕГЭ, и олимпиадам, и разнообразным конкурсам. Самостоятельная деятельность учащихся при подготовке проектов формирует навык поиска иноязычной информации, расширяет возможности их интерактивного общения, закладывает фундамент для дальнейшей самостоятельной познавательной деятельности.

Все выше приведенные формы работы отвечают основным воспитательным требованиям к уроку, заложенных в ФГОС третьего поколения:

1. Постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала.

2. Формирование жизненно необходимых качеств: внимательности,  усидчивости,  честности, коллективизма, самостоятельности, ответственности

3. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей.

4. Внимание к личности ученика

  Иностранный язык как предмет охватывает многие стороны  жизни людей. Содержание действующих учебников английского языка и единая « Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Иностранный (английский) язык» дает возможность заострить внимание учеников по всей России  на многие нравственно-этические аспекты жизни, воспитывать у них оценочно-эмоциональное отношение к миру, положительное отношение к английскому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке, гордость за свою страну, свой народ.

Заключение

Воспитательный потенциал уроков английского языка в рамках ФГОС третьего поколения огромен. Они не только способствуют приобретению языковых навыков, но и формируют ценности, развивают критическое мышление и способствуют адаптации в современном глобальном мире. Учителя и ученики играют важную роль в этом процессе, а использование современных методов и подходов делает уроки английского языка более эффективными и интересными.

        Обучение иностранному языку, организованное путем    межличностного общения на этом языке,  помогает формированию  личности в коллективе и через коллектив, способствует развитию ее самопознания, проявлению разных склонностей и способностей, превращает учение в радость.

        Таким образом, с помощью иностранного языка как общеобразовательного предмета в средней школе осуществляется комплексный подход к нравственному  воспитанию школьников, к их всестороннему гармоническому развитию.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 287; с изм. от 18.07.2022). Электронный ресурс. – URL: https://docs.cntd.ru/document/607175848#6540IN.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022), Статья 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.

3. Биболетова М. З., Габеева К. А., Трубанева , Н. Н. Источники содержания образования по иностранному языку как инструменту диалога культур в информационную эпоху // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – № 4 (69). – С. 138–150

4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2009.

5. Ушинский К. Д. «Родное слово» : избр. пед. соч.: В 2 т., Т. 2. – М., 1954. – С. 541–556.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение новых ФГОСов через комплекс технологий на уроках английского языка.

В данной работе представлены кратко основные технологии, применяя которые, учитель решает задачи урока вместе с учениками.Ученик становится олноправным соавтором урока....

Внедрение новых ФГОСов через комплекс технологий на уроках английского языка.

В данной работе представлены кратко основные технологии, применяя которые, учитель решает задачи урока вместе с учениками.Ученик становится полноправным соавтором урока....

Условия эффективной реализации коммуникативного задания в рамках урока английского языка

Данная статья содержит  информацию о различных  коммуникативных заданиях, и о способах их реализации в рамках коммуникативного подхода....

Роль ИКТ в эффективной реализации ФГОС в современной школе на уроках английского языка.

Данный материал представляет собой статью на тему  "Роль ИКТ в эффективной реализации ФГОС в современной школе на уроках английского языка". В нем представлена актуальность проблемы использования...

Современный урок английского языка в контексте ФГОС. Использование интерактивной доски на уроках английского языка.

Урок с использованием интерактивной доски способен повысить эффективность и результативность урока....

Выявление и педагогическое сопровождение одаренных детей в рамках уроков английского языка в школе

Материал (статья) подготовлен в помощь учителям, работающим  с одаренными детьми....