Методика преподавания английского языка и инновационные подходы к организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС.
методическая разработка по английскому языку

Традиционные модели обучения взаимодействуют с инновационными моделями, которые способствуют раскрытию всех граней ученика и занимают активное положение в образовательном процессе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Современное общество развивается, соответственно особенностью современного мира является и новая роль учителя в контексте новых технологий, средств связи, культурных и ценностных аспектов личности, содержательных знаний. Новые условия требуют новых сфер деятельности учителя: в профессиональной деятельности,в подходах с новым взглядом на развитие сущностных сил личности, в культурном общении, в самом обучении, где традиционные модели обучения взаимодействуют с инновационными моделями, которые способствуют раскрытию всех граней самодостаточной, самообучающийся личности во всех видах деятельности. Ученик занимает активное положение в образовательном процессе, учится учиться.

Рассматривая образовательные нововведения как процесс можно выделить его основные этапы:

        1.        Авторский этап – это личностная или коллективная разработка проектного предложения или концепции по созданию и внедрению в образовательной новации. (этап открытия новшества).

        2.        Проектирование- эскизное, затем детальное. (материальный или духовный продукт – образец).

        3.        Конструирование – уточнение учебно – экономических параметров, перспектива рынка. Нововведение для практического применения.

        4.        Создание и апробация – опытной модели новшества. ( широкое внедрение новшества в новые сферы).

        5.        Технологизации (комплект технологий, обоснование методов).

        6.        Этап экспериментальной проверки – распространение новшества.

Этап первого серийного использования образовательной новации.

Педагогическая технология – это область знания, которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащихся в любых видах деятельности, организованных на основе чёткого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения. Педагогическая технология предусматривает точное инструментальное управление педагогическим процессом и гарантированное достижение поставленных целей.

Практические примеры педагогической технологии в обучении английскому языку.

ИКТ-технология современного проектного обучения, дистанционная проектная деятельность, мультимедийные презентации, фильмы песни на английском языке с субтитрами и без них, игровые технологии, тестовые технологии. Использование компьютера, интерактивные доски, планшета и так далее.

-Технология обучение сотрудничества.

-Технология исследовательской деятельности: эвристические беседы, постановка и решение проблемного характера, наблюдение, фиксация результатов.

-Технология портфолио школьника – копилка личных достижений учащегося в разнообразных видах деятельности.

(конкурсы, олимпиады, проекты и так далее).

ТРИЗ и РКМ технологии (средство

развития критического и творческого мышления учащихся на уроках английского языка).

Сущность ТРИЗ-решение открытых задач, не имеющих единственно правильного решения.

РКМ- технология развития критического мышления.

Например: РАФТ( роль, аудитория, форма, тема), «Сочиняем сказки», «Прослушивание с остановками», для лучшего формирования произносительных навыков,

яркая  и творческая коммуникативная окраска.

ТРИЗ в лексико-грамматической структуре: «Синквейн», «Мозговой штурм», «Метод фокальных объектов». и т. д.

Синквейн помогает ученику резюмировать учебный материал, информацию, что помогает рефлексировать по какому-то поводу.

Существительное        Friend

(1 строка)

Прилагательное        kind, reliable

( 2 шт.)

Глаголы              helps, supports, argues

(3 шт.)

Слово- резюме ( личное отношение.)

A friend is one before whom I may think aloud.

Пример:

Технология моделирования ситуаций и ролевые игры. (Развитие диалогической речи на уроке английского языка).

Это может быть задача с использованием постановочных таблиц, образцов, видеосюжеты  и задания к ним. Основа в таких заданиях говорение правильное произношение, повторение, обработка навыков диалогической речи.

Тема: Ways of inviting people to go to ….

(Таблица на экране). Ученик выбирает предложение из колонки A и приглашает собеседника в кино театр, музей и так далее. Другой студент выбирает из колонки B и соглашается с собеседником.

A

        1.        Shall we go to the cinema ( theatre, cafe…..)

        2.        Why not go to the…

   3.How about going to…

B

    a) Why not.

    b)Sounds great.

    c) That’s a good idea.

etc.

Педагогическая инноватика, особая отрасль педагогического знания, исследует механизмы и условия перевода педагогических систем

Из состояния функционирования в состояние развития.  С единых позиций решает проблемы педагогической неологии ( создание педагогических новшеств), педагогической аксиологии ( восприятие, оценка и интерпретация нового в педагогике), педагогической праксиологии ( применение педагогических новшеств),инновационный менеджмент ( управление инновационным процессом и др.)

Педагогические инновации затрагивают всю систему образования и её отдельные компоненты.

-специфика педагогических нововведений определяется совокупностью факторов. В первую очередь тем, что образование является искусственной, социотехнической  или социальной системой.

-социотехническая система характеризуется наличием в ней людей и коллективов интересы которых существенно связаны с её функционированием. Доминирующие связи в таких системах принадлежат не природе, а культуре и смысл любой ситуации определяется отношением к ней субъекта.

В социотехнических системах субъективное преобладает над объективным, эвристическое над формальным. Эти системы изменяются в течение времени как сами по себе, так и в результате воздействия на них. Специфика педагогического нововведения порождается также отсутствием определённых оценочных критериев эффективности процессов обучения и воспитания, в частности, обоснованных конкретных рекомендаций.

Н.В Кухарев отмечает необходимость переосмысления ставшего постулатом метода оценки, когда работу учителя квалифицируют по « эффективно» проведенному уроку.

Это касается в первую очередь критерии оценки знаний учащихся. Учителя неизбежно по-разному понимают его выполняют инструкции. Оценки получаются относительными. Оценка знаний в порядковой школе, непосредственные сравнения обладателей знаний весьма зависит от субъективных свойств учителя.

Общеизвестным фактором, свидетельствующим об этом, является то, что уровень знаний медалистов разных школ заметно отличается.

Несмотря на введение тестов, с помощью которых повышается уровень объективности, создать общее доступные стандарты, наподобие эталонов твёрдости или длины световой волны, применительно к человеку пока не представляется возможным.

В настоящее время поиск новых и инновационных средств приводит педагогов к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Я  применяю активные формы обучения, которые выявляют познавательную активность у моих учеников. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество является ведущим в определении развития личности на моих уроках английского языка. Все направлено на раскрытие способностей и нахождения себя в этом мире.

Уроки включают в себя технологии: технологию проблемного обучения, технологию проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.

Например:

Технология проектного обучения.

В средней школе ребята объединились в группы (work in groups) по теме

Let’s save the Earth, our Home.

Мы организовали международную конференцию на английском языке, где каждая группа представляла свой план с презентацией и проведенным исследованием в этой области. ( Например: кто-то затрагивал тему переработки мусора и опытным путём на нашей конференции доказал, why recycling is necessary.)

Моя роль здесь ограничивалась только наставлениями и советами. Ведущую роль выполняли ребята. Они овладели общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы и развили свое социальное сознание.

Следующий пример:

Игровая технология в процессе обучения.

У нас это была сюжетно- ролевая игра:

What, Where, When.

При этом игровой сюжет развивался параллельно основному содержанию обучению теме Mass Media, это конечно способствовало активизировать, оживить учебный процесс, усвоить ряд учебных элементов в игровом варианте. Дети были в восторге! Творческие возможности детей на английском языке были полностью раскрыты.

Ребята увлекаются замыслом самой игры и не замечают скрытой учебной задачи.

Вариативными всегда остаются лишь методы и приемы, структура занятий и решения задач не изменяются.

Использую методы: повышение познавательной активности: элементарный анализ, сравнение, экспериментирования и так далее.

Метод повышения эмоциональной активности: воображаемые ситуации, придумывание сюжетных игр и так далее.

Проблема, связанная с выделением факторов препятствующих и способствующих реальному нововведению, может быть рассмотрена на разных уровнях: социальном, региональном, межорганизационном, индивидуальном ( личностном).

Инновационность, восприимчивость к нововведением на каждом из уровней больше коррелирует с передовой, чем традиционной ориентацией организации или субъекта нового введения.

На внутриорганизационном уровне выделяют следующие факторы препятствующие и способствующие нововведением: структура организации, система статусов и социальных престижей, система интересов, стимулов и мотивов труда, стиль и методы управления, социально-психологический климат в коллективе.

На уровне индивида( личности) значимыми являются: ценности, установки, мотивы роли участников нововведения; возможности, которые открывают это участие для их социального продвижения и творческого развития личности в целом. Препятствия на пути нововведения могут быть обусловлены: характер предлагаемого нововведения (относительная выгодностью, совместимостью, сложностью, этапностью, коммуникабельностью); подходом к возникновению и реализации нововведения (если реципиентам неизвестны способы создания, разработки и реализации нововведения, то это может детерминировать препятствия на его пути, поэтому они должны активно участвовать на всех этапах нововведения); взаимоотношениями инноваторов и руководителей между собой и другими участниками нововведения.

-Силы, способствующие нововведением:

Увеличение заработной платы, расширение прав, улучшение возможности для самоутверждения и увеличение шансов на будущее; повышение престижа, полное использование знаний и способностей; улучшение отношений с руководством и коллегами; нововведение соответствует коллективным ценностям, целям и нормам; интересная, менее утомительная и  более важная  работа в лучших условиях с возможностью повышения квалификации; субъект объекта нововведения имел возможность включиться в процесс возникновения разработки и реализации нововведения.; Хорошее отношение между инноватором, коллегами, и руководством; высокий формальный и неформальный авторитет инноватора и руководителя.

-Силы, удерживающие нынешнее состояние:

Уменьшение заработной платы, сокращение прав, ухудшение возможности для самоутверждения и уменьшение шансов на будущее; неполное использование знаний и способностей; снижение престижа; нововведение противоречит коллективным ценностям, целям, нормам; менее интересная, утомительная и менее важная  работа в худших условиях с меньшими возможностями для повышения квалификации; субъект объекта нововведения не имел возможности участвовать в этих процессах; плохие отношения между инноватором, коллегами, руководством.; Низкий формальный и неформальный авторитет инноватора и руководителя.

Пример: область соприкосновения с неизвестным = область новых знаний.

Если в школу приходит учитель с новым взглядом, с нововведениями, активный, деятельный, то часто рядом с ним в среде нововведения возникает «психологический барьер», зона отчуждения, представляющие собой совокупность суждений, настроение, умозаключений, недовольств его коллег, выражающих отрицательное социально-психологическое состояние и отношение по поводу нововведения и успехов нового коллеги.

          Многие не понимают, что инновационный процесс невозможен без движущей силы субъекта - инноватора.

Типы новаторов:

1. Антрепренер – руководитель поддерживающий и продвигающий идею, возможно собственную.

2.Генератор идей – выдает в сжатые сроки большое число оригинальных идей, стремится решать сложные проблемы.

3.Привратник – улавливает и перерабатывает свежие идеи, накапливает и передает прогрессивный опыт.

4.Модератор идей- критик новой научной информации.

5. Аниматор идей – подмечает сильные стороны новой идеи, поддерживает генератора идей.

Новаторы характеризуются космополитарной ориентацией, авантюристической жилкой, склонностью к риску. Стремятся опробовать любое новшество.

Континиум реципиентов делится: новаторы, ранние реципиенты(РР),

раннее большинство(РБ), позднее большинство(ПБ), поздние реципиенты(ПР).

Суть технологического подхода состоит в том, чтобы чётко ставить конкретизированные цели и последовательно соотносить их с соответствующими учебными заданиями, выполнение которых служит реализации поставленных целей.

Конструирующая деятельность-этот вид деятельности педагога, который сыграл неоценимую роль в рождении технологического подхода к организации учебно-воспитательных мероприятий. Конструирование представляет собой совокупность и последовательность процедур, в результате осуществления которых производится разработка педагогом дидактической модели сценария предстоящего

учебно-воспитательного мероприятия.

Под «конструированием» в дидактическом смысле будем понимать процесс разработки педагогом дидактической модели сценария предстоящего учебно-воспитательного мероприятия.

Технологический подход тесно связан с разработкой процедур конструирование сценария учебного воспитательного мероприятия, которые по своему существу имеют творческий характер. В основе технологий развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И.Г Песталоцци, К.Д Ушинского и др.

Научное обоснование теории она получила в трудах Л. С. Выготского, который выдвинул идею обучения идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. То есть знания не являются конечной целью обучения, а всего лишь средой развития учащихся.

Сегодня разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания методиками обучения.

Л. В Занков – технология направлена на общее, целостное развитие личности.(целостное развитие ребёнка – ум, воля, чувство, нравственность при сохранении здоровья).

Развивающее обучение в начальной школе должно строиться не на основе познания отдельных предметов, а как целостная дидактическая система, охватывающая все начальное обучение.

В 60-70 гг. двадцатого века разработана новая целостная дидактическая система обучения. Процесс познания строился так, что более быстрое продвижение вперёд шло одновременно с возвращением к пройденному. Изучение нового переслаивалось с повторением ранее изученного, ранее изученное  выступало в иных связях с происхождением нового и сопровождалось открытием в нём не изученных сторон и новых граней.

В. В Давыдов и Д. Б Эльконин делали акцент на развитие умственных действий.( Научить учащихся самостоятельно ориентироваться в научной и любой информации).

И. П Волков, Г.С Альтшуллер-обучение с направленностью творческих качеств личности. ( Эстетические, нравственные).

И.С Якиманский развивает действенно – практическую сферу личности.

Технология саморазвивающего обучения

(Г.К Селевко)-основа потребности самосовершенствования.

1996 г.- Министерство Образования России официально признала существование систем: Д. Б Эльконина- В.В Давыдова, Л.В Занкова.

Технологии развивающего обучения, которые могут быть использованы в практике на уроках английского языка.

Примеры:

Технологии проблемного обучения в обучении грамматике.

Проблемная задача поможет ребятам разобраться в употреблении предлогов

of и from с глаголом make.

                            To make

Of

From

  • This table is made of wood.
  • Cheese is made from milk.
  • The watch is made of gold.         
  • Sour cream is made from milk.

Догадаться в зависимости от каких условий употребляются эти два предлога.(Если вещество, материал из которого изготовлен предмет, изменил свои физические свойства, используется  предлог from, если нет-of)

Технология интегративного обучения, например, организовать выставку любимых книг ребят, где каждый расскажет о книге, авторе на английском языке. Погружение каждого ребёнка в активную, творческую работу, способствующую повышению мотивации ребёнка и его познавательной деятельности ( кругозора).

ИКТ-использование электронных ресурсов( мультимедиа).

Проектная деятельность – предоставлять ребятам выбирать любую тему, позволять экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать коммуникативные навыки и так далее.

Например у меня ученик представил великолепный проект –junk food, там было столько наглядности, что многие задумались о вреде и пользе такой еды.

Для меня важно сотворчество, сотрудничество с учеником. То есть я иду рядом по этой креативной, необыкновенной, захватывающей дороге под названием- Английский язык.

В современной методике иностранным языкам противопоставляются: традиционный метод преподавания и коммуникативные интенсивные методы обучения, основанные на сознательном подходе, осознание и ознакомление с правилом происходит до тренировки.

Особенность сознательно – коммуникативного метода заключается в расширении содержание базисного принципа сознательности.

Существуют два различных подхода к формированию навыков (способность пользоваться конкретным языком) и умений ( способность совершать конкретные речевые поступки в говорении и письме при выражении мысли).

                                                                               Снизу и сверху. Навыки и умения:

1. Сверху- осознание правил- тренировка в употреблении.

2.Снизу- овладение путём имитации, метод «проб и ошибок».

Основная особенность сознательно – коммуникативного метода заключается в том, что расширяется содержание базисного принципа сознательности.

4 уровня осознания:

        ⁃        актуальное осознание

        ⁃        сознательный контроль

        ⁃        бессознательный контроль

        ⁃        неосознанность

Существует следующая цепочка ступеней речепорождения:

Мотив, мысль, внутреннее программирование. Смысловая структура и грамматическое структурирование – кинетическая программа – внешняя речь.

Коммуникативная ориентированность является стержнем пронизывающим весь процесс обучения, а осознанность структуры языковых и речевых действий, целей, способов их достижений и результатов учебной деятельности делает учащегося субъектом учебного процесса, создает предпосылки для сотрудничества учителя и для дальнейшего самообучения ученика.

Вспомним, что речевое общение-это мотивированный живой процесс взаимодействия, который направлен на реализацию конкретной,  жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

Основные закономерности речего общения:

-Речевая ситуация, которая диктует правила речевого этикета и составляющими которой являются говорящие, слушающий, время и место.

-Речевое событие, то есть основная единица речевого общения, некое законченное  целое со своей формой, структурой, границами.(Например: школьный урок, лекция, заседание).

-Речевое взаимодействие, то есть говорение, восприятие речи адресатом( декодирование содержания чужой речи), Оценка полученной информации и реагирования

невербальными средствами.

Основные принципы речевой коммуникации:

Принцип последовательности (вопрос-ответ), принцип предпочтительной структуры (согласие, отказ, пауза), принцип кооперации (уважение интересов других), принцип вежливости.

Необходимому условием эффективного речевого общения является умение слушать.(Слушание, аудирование).

Этапы урока.

Основными этапами урока являются – ознакомление, тренировка и речевая практика. Звено– это единица учебного процесса, более мелкая, чем этап, которая позволяет показать градацию усложнения заданий внутри этапа и на стыках между этапами.

Первые два звена – осмысление нового понятия и овладение способами пользования языковым материалом.

3,4,5 звенья (этапы тренировки) направлены на решение чисто учебных а не речевых задач.

В заданиях пятого звена мотив деятельности тоже остается учебным. В шестом звене можно говорить об

учебно – речевой мотивации.

Теория звеньев – удобный инструмент для определения последовательности заданий на занятии.

Задание – минимальная  целостная единица учебного процесса, соединяющая в себе активность обучающего и обучаемого.

Методически существенно, чтобы форма занятия отражало принципы последовательности и доступности.

Задания одного и того же уровня могут иметь между собой два типа связи:

1.Пересечение и 2.Констелляция.

Если задания находятся на разных уровнях сложности, то выделяют три типа связи:

1)Детерминация( подчинение).

Пример: произношение отдельных звуков помогает произнести их же в словосочетаниях, произнесение словосочетаний – предпосылка для отработки интонации предложений и так далее.

2)Объединение.

Пример: прослушайте предложения на родном языке и скажите, какой артикль вы бы употребили при переводе на английский язык, определённый, неопределённый или вообще не использовали бы артикль.

3)Включение.

Пример: поисковое чтение.

Систематизация новых лексических единиц: ответы на вопросы, произношение и запись новых слов, чтение и перевод текста, обсуждение текста.

Любой школьный урок подчинён одной основной цели. Однако одновременно существуют ряд дополнительных целей, тесно связанных с основной.

Поэтому крайне важно применять технологичные, современные, согласованные приемы и ритуалы в педагогическом общении с учениками и друг с другом на уроках английского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализация как составляющая учебного процесса в условиях реализации ФГОС

Эта статья поможет учителям английского языка разнообразить свою работу, включив в нее творческий метод театрализации....

Статья. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФГОС

В статье рассмотрены факторы, механизм и модели реализации тнформационных технологий в изучении иностранного языка. Обоснована эффективность дистанционной формы обучения....

Статья "Образовательное событие как форма организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Образовательное событие – прекрасный способ, интересно организовать школьную,  интеллектуальную и творческую жизнь учащихся.Например,  учащиеся 6-х  классов приняли участие в одно...

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И МЕТОДИКАМ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО»

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе.  Тема: "Сатирические образы человека"...

Выступление на педсовете "Инновационные подходы к организации учебного процесса в дополнительном образовании"

laquo;Инновации улучшают делолишь в том случае, если они появляются не на голом месте, а на почве, возделаннойусилиями науки»(В.В. Краевский) В последнее время в обществе наблюда...

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации обновленных ФГОС.

Презентационный материал для РМО учителей музыки (норамтивно-правовое сопровождение, ключевые  изменения и возможности)...

Сценарий педагогического совета по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации обновленных ФГОС»

Представленный материал может быть использован при подготовке к проведению педагогического совета по теме " Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС...