Готовимся к ЕГЭ, часть С, русский язык
презентация к уроку (11 класс) по теме

Мустафина  Гульнур Адгамовна

Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме ЕГЭ представляет собой сочинение-рассуждение. Это сочинение пишется на основе текста, который представлен для анализа в варианте работы. В данной презентации представлены рекомендации, алгоритмы, образцы выполнения части С.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнение задания С Рекомендации, алгоритмы, образцы ЕГЭ-2013 Русский язык

Слайд 2

Особенности части С Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме ЕГЭ представляет собой сочинение - рассуждение. Это сочинение пишется на основе текста , который представлен для анализа в варианте работы. Это небольшая по объёму работа (не менее 150 слов) По своему типу это сочинение-рассуждение.

Слайд 3

Критерии К1 – К4 сочинения По первым трём критериям ( К1 – К3 ) оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом (часть С1) проверяются умения ученика анализировать текст: 1) определять тему текста ; формулировать проблему; 2) комментировать её ; 3) выявлять позицию автора ; Критерий 4 ( К4) проверяет умение выражать собственное мнение по проблеме 4) позиция пишущего («моя позиция»)

Слайд 4

АЛГОРИТМ РАБОТЫ над частью С Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Формулируем проблему. «Проблема» (греч. задача, задание) – вопрос , поставленный в тексте и требующий разрешения. Желательно, чтобы проблема была сформулирована в форме вопроса, это даст возможность не уйти от основной проблемы. Найдите в тексте абзац, в котором сформулирована основная мысль текста (основной тезис). Задайте вопрос так, чтобы этот тезис стал ответом на него. Это и есть проблема .

Слайд 5

ПРОБЛЕМА ПРОБЛЕМА (др-гр. нечто брошенное вперёд, т.е. выделенное из других сторон жизни) – важнейший для автора вопрос (круг вопросов), связанный с той или иной стороной реальной жизни или характера и поступков героев , поэтому проблему часто можно сформулировать с помощью вопросительного предложения. Часто проблема есть острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным. Итак, ПРОБЛЕМУ часто порождает жизненное противоречие: личность – общество, творец – искусство, человек - человек, человек - природа, человек - история.

Слайд 6

Способы формулировки проблемы текста: 1) в вопросно-ответной форме; 2) в виде предложения-тезиса, требующего пояснения; 3) в виде номинации (названия) темы; 4) с использованием лексических и синтаксических средств выразительности: лексического повтора, ключевых повторяющихся выражений (однотемной лексики), риторических вопросов, градации и др.; 5) в виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста.

Слайд 7

Переходим к комментарию проблемы Комментируя проблему, мы, во-первых, отмечаем либо ее новизну и злободневность, либо относим проблему к разряду “вечных”. Если автор текста задумывается над “вечной” проблемой, можно вспомнить, как до него в литературе решалась эта проблема, и отметить приверженность традиции или оригинальность автора. Если проблема нова, можно порассуждать о причинах, побудивших автора задуматься над ней.

Слайд 8

Комментарий Комментарий – 1)пояснение к тексту, его толкование, изъяснение; 2) рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо… Он может быть текстуальный (то есть должен объяснять текст, как бы прослеживать ход авторской мысли). Он может быть концепционный (то есть это должны быть интерпретация проблемы, указание и объяснение её актуальности. Здесь больше свободы, но в этом и трудность: можно уйти от текста. Лучше остановить выбор на текстуальном комментарии).

Слайд 9

Формулировка и комментарий основной проблемы текста К какой категории относится избранная автором проблема ? Насколько она злободневна ? Что делает её злободневной ? Традиционна ли эта проблема или нова ? Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу ? Если нова, то что стало причиной её появления, жизнеспособна ли она, объясни, что позволяет сделать такие выводы ? Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме ? Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего Отечества, не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции, интернационалист, глубокий знаток человеческой души ?

Слайд 10

Наиболее распространённые проблемы: Социальны е : взаимоотношение человека и общества («квартирный вопрос», право на труд, выбор профессии; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики … ); проблемы социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных; проблема национализма; проблема интеллигенции, невостребованности учёных в своём отечестве ; проблемы цивилизации…

Слайд 11

2. Нравственные: проблема нравственной сущности человека ; нравственного выбора ; внутренней культуры человека ; гуманного и антигуманного отношения к человеку ; чести и долга ; милосердия, сострадания, совести ; духовности / бездуховности.

Слайд 12

3. Философские : проблема добра и зла, жизни и смерти; поиска смысла жизни; проблема одиночества, отчуждённости, утраты веры в человечество; проблема идеального устройства мира (утопия), проблема подчинения личности государству (тоталитарное общество или антиутопия); проблема обезличенной личности, проблема сверхличности (эгоцентризма); проблема творчества (творческой личности), свободы личности.

Слайд 13

Семейные : проблема отцов и детей ; проблема старости (забота детей о своих родителях), проблемы детства, связанные со становлением личности ; проблема отчего дома ; утраты корней прошлого, семейных традиций, исторической памяти.

Слайд 14

Экологические : проблемы взаимоотношения человека и природы ; проблема загрязнения окружающей среды, уничтожения природных богатств ; равнодушного отношения к природе, утилитарного отношения к природе; проблема бережного отношения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы…

Слайд 15

Информационно-коммуникативные : проблемы развития русского языка, проблема языковой культуры или бескультурья; проблема медиапространства (СМИ) ; проблема коммерциализации культуры ; массовой культуры ; маргинальной культуры ( маргинальность - промежуточное, пограничное положение между какими-либо социальными группами, утрата прежних социальных связей и неспособность приспособиться к новым условиям жизни )

Слайд 16

Перечень проблем называется ПРОБЛЕМАТИКОЙ . В экзаменационном сочинении необходимо сформулировать и прокомментировать только ОДНУ проблему. Выпускник высказывает своё мнение по поводу поднятой в тексте проблемы и рассматривает её в контексте современности, раскрывая значимость, актуальность и выражая своё отношение к ней.

Слайд 17

Частные проблемы 1 Проблема героизма и предательства «Тарас Бульба» Н.Гоголя «Разгром» А.Фадеева «Судьба человека» М.Шолохова «Сотников» В.Быкова Любое произведение о Великой Отечественной войне

Слайд 18

Проблема нравственного долга Л.Толстой « Война и мир», «После бала» Н. Лесков «Кадетский корпус» М.Шолохов «Судьба человека» К.Г.Паустовский «Телеграмма»

Слайд 19

Проблема выбора жизненного пути «Война и мир» Л.Толстой «Отцы и дети» И.Тургенев «Горе от ума» А.Грибоедов «Тихий Дон» М.Шолохов

Слайд 20

1.Проблема человека и природы. 2.Проблема безжалостного отношения к природе 1. А.Куприн «Олеся» Л.Толстой «Война и мир» М.Пришвин «Кладовая солнца» 2. В.Распутин «Прощание с Матерой» В.Астафьев «Царь –рыба» Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

Слайд 21

Проблема сострадания и милосердия Ф.Достоевский «Преступление и наказание» Л.Толстой «Война и мир» М.Горький «На дне» М.Булгаков «Мастер и Маргарита» А. Солженицын Матренин двор»

Слайд 22

Формулируем позицию автора. Позиция автора – это отношение самого автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос, основная мысль. Перечитайте текст и найдите авторский ответ на поставленный вами вопрос. Выявляя авторскую позицию, мы должны сказать о том, как автор решает заявленную проблему (проблемы), какие аргументы в защиту своей позиции он приводит, какова цель написания этого текста и с помощью каких языковых средств автор достигает убедительности.

Слайд 23

Выражаем своё отношение к проблеме («Моя позиция»). Перечитайте ещё раз поставленный вами вопрос (сформулированную проблему). Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Даже соглашаясь с автором, сформулируйте ещё раз свою позицию иными фразами.

Слайд 24

Приводим аргументы «Аргумент» – причина, доказательство, убеждение, довод (по Далю). Смысл аргументации – показать важность, актуальность, ценность высказываемых идей. Аргументов должно быть 2: литературный и фактический . Фактический – интересные факты из общественной жизни, истории, политики, искусства, биографии известных людей, свидетельства очевидцев…

Слайд 25

Работаем над заключением Здесь необходимо ещё раз вернуться к поставленной проблеме (перечитать проблемный вопрос) и записать вывод, который должен соответствовать данной проблеме.

Слайд 26

Текст Г. Смирнов (1) Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины . (2) Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. (3) Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов, тяжело в учении - легко в бою. (4) Но ведь Суворов – великий человек , он в принципе не мог сказать такой глупости ! (5) Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идет твой смертельный враг, не может быть легко! (6) Суворов же говорил нечто иное: тяжело в учении - легко в походе! (7) В походе, а не в бою! (8) Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя! (9) Еще более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат.

Слайд 27

(10) Поняв слово “похоронен” в буквальном смысле , добровольные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11) Да задумайтесь, что вы говорите ! (12) Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13) Их невозможно похоронить! (14) И что же? (15) Не считать законченной ни одну войну в истории? (16) Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов ! (17) Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока ведет бой, пока держит в руках оружие и пока ведет бой последний солдат! (18) Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19) И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!

Слайд 28

Каким может быть сочинение по данному тексту

Слайд 29

Опорные записи для сочинения-рассуждения 1. Вступление ( 1-3 предложения ). 2 . Тема текста (помогут найти ключевые слова). а) Кто из нас не задумывался о... б) отрывок из ( рассказа, статьи очерка ) известного публициста посвящен теме… 3. Основная проблема: а) автор рассуждения решает ( философскую проблему, социальную… войны, мира, политики, идеологии, воспитания, взаимоотношения, человека и природы…) б) возможно ли…? Как? Что может помочь…? Эту проблему поднимает автор текста. 4. Комментарии (пояснения к статье, проблеме). а) эта проблема ( важная, сложная, актуальная, злободневная ) умы учёных, писателей во все времена… б) эта проблема актуальна в наше время, потому что… Кто из нас не сталкивался с подобным явлением? 5. Позиции автора (что хотел сказать, создавая этот текст). 1) автор считает что… 2)ваша позиция ( нельзя не согласиться с этой точкой зрения …). Два своих аргумента! 6) Заключение. Таким образом…

Слайд 30

К1 Проблема Очень часто мы сталкиваемся с неточным, поверхностным, почти абсурдным толкованием слов известных людей. Почему же эти сомнительные интерпретации укореняются в общественном сознании? Над этой проблемой задумывается Г. Смирнов , автор предложенного текста . Когда читаешь текст Г. Смирнова, понимаешь, что во многом наш кругозор, наше сознание формируют средства массовой информации и что человеку свойственно доверять телеобозревателям, журналистам и просто людям, появляющимся на телевизионных экранах. Каждый из нас не раз слышал или употреблял искаженное суворовское выражение “тяжело в учении - легко в бою”, где-то услышанное, прочитанное. А задумывались ли мы о том, действительно ли Суворов говорил именно это? Но если человек постоянно слышит одну и ту же фразу, даже нелепую, то она невольно оседает в памяти.

Слайд 31

К2 Комментарий к проблеме О новизне заявленной проблемы говорит сам автор текста. Он очень эмоционально выражает свое негодование по поводу нежелания людей, выступающих перед телезрителями, попытаться понять, что же все-таки имели в виду цитируемые авторы (“…Вы не поняли, что сказал Суворов!”). Г. Смирнов крайне удивлен, возмущен “ошеломляющими нелепостями”, которые укореняются в нашей жизни после таких выступлений. Явление массовой мнимой образованности автор определяет неологизмом “образованщина” (суффикс - щин придает слову негативно-пренебрежительный оттенок, вспомним - хлестаковщина, обломовщина).

Слайд 32

К3 Позиция автора Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что люди, не обладающие достаточными знаниями, выступая по телевидению, искажают слова великих, и поэтому в сознании зрителей и слушателей, доверяющих средствам массовой информации, укореняются ошибки. Доказывая эту мысль, Г. Смирнов приводит две фразы Суворова, одна из которых неверно цитируется, другая - неверно истолковывается. И читатель понимает, насколько абсурдны эти часто воспроизводимые интерпретации суворовских афоризмов: ведь, действительно, великий полководец не мог считать, что вести бой легко и что война не может быть закончена, пока не похоронен (в буквальном смысле слова) последний солдат.

Слайд 33

Цель автора текста – убедить нас в том, что, готовясь “оповестить о своих думах весь мир” (книжные слова “оповестить”, “думы”приобретают здесь иронический оттенок) и собираясь при этом цитировать великих, выступающие должны позаботиться о верном воспроизведении и истолковании слов знаменитых людей; и риторическое восклицание “Да задумайтесь, что вы говорите!” звучит как призыв.

Слайд 34

К4 Моя позиция С автором текста трудно не согласиться. Действительно, мнимая образованность многих выступающих публично в сочетании с желанием продемонстрировать свою эрудицию ведет к тому, что высказывания великих людей искажаются и приобретают зачастую совершенно иной смысл. И “не везет” в этом, к сожалению, не только Суворову.

Слайд 35

1 аргумент Известную фразу К. Маркса “ Религия - опиум народа ” очень часто цитируют так: “Религия - опиум для народа”. Налицо искажение смысла: К. Маркс говорил о том, что народ сам ищет утешения в религии, а толкователи этой фразы утверждают, что кто-то навязывает народу религию.

Слайд 36

2 аргумент Знаменитое пушкинское “народ безмолвствует” часто звучит из уст журналистов, когда речь идет о равнодушии, безынициативности людей, об их нежелании принять самостоятельное решение. Но у Пушкина в “Борисе Годунове” народ безмолвствует не из-за равнодушия к происходящему, у Пушкина народ безмолвствует от ужаса, понимая, что на престол взошел убийца.

Слайд 37

Заключение (вывод) Таким образом, в том, что “в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости”, отчасти виноваты выступающие перед широкой аудиторией люди. Многие из них, надеясь на свою образованность и память, сообщают зрителям и слушателям искаженные факты. Однако, на мой взгляд, начитанному и образованному человеку никто не навяжет неверное толкование чего-либо. И если мы сами будем сомневаться, читать, сами искать ответы на вопросы, то ни один самонадеянный оратор не заставит нас поверить очевидной глупости.

Слайд 38

ТЕМА ТЕКСТА ТЕМА (др-гр., буквально означает нечто, положенное в основу) – это предмет изображения, круг событий и явлений, лежащий в основе текста, область отражения реальности, или основное содержание текста. Очень часто тема обозначена в названии художественного произведения, публицистической статьи, научного текста. В публицистических и научных текстах тема воплощается открыто, прямо, декларативно.

Слайд 39

ТЕМЫ широкие и узкие. Вечные темы -- это общие для всех времён и народов темы, интересные и актуальные на протяжении веков: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ ; ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ ; ВОЙНЫ И МИРА ; НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА ; ВЕРЫ И БЕЗВЕРИЯ, ГРЕХА И СВЯТОСТИ ; ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ ПРИРОДЫ ; НАУКА, ОТКРЫТИЯ И ЛЮДИ НАУКИ…

Слайд 40

Темы, касающиеся литературы, искусства вообще ЭТО ТЕМЫ : ТВОРЧЕСКИХ ИСКАНИЙ ПОЭТА И ПОЭЗИИ ; ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, САМОПОЗНАНИЯ ХУДОЖНИКА ; РОЛИ ЛИТЕРАТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА ; ВЛИЯНИЯ НА ЗРИТЕЛЕЙ АРТИСТОВ, ПЕВЦОВ ; ВЛИЯНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЧЕЛОВЕКА

Слайд 41

Тематические блоки Опорные схемы в помощь учащимся

Слайд 42

Наука и научные открытия Природа и человек Общество и политика Язык и общество Литера- тура, книга, чтение Философия Искусство Темати- ческие блоки

Слайд 43

наука, научные открытия

Слайд 44

Как сохранить богатство и выразитель- ность языка? Почему не соблюдаются языковые нормы? Проблема засорения русского языка Каково назначение языка: служить миру или вражде? Как соотносятся речь человека и его мысли? Каковы пути развития языка? Каково состояние современного языка Язык и общество

Слайд 45

При желании каждый учитель может изменить, добавить свои материалы и идеи. Удачи всем! Презентацию подготовила Мустафина Гульнур Адгамовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Новокишитская ООШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАССУЖДАЙ! АРГУМЕНТИРУЙ! ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

АННОТАЦИЯ РАБОТЫДанная разработка представляет собой план-конспект урока русского языка по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ) и включает в себя перечень целей, сформулир...

"Готовимся к ОГЭ. Тренажер по русскому языку"

Тренажёр можно использовать при подготовке к ОГЭ по русскому языку по части 2 (задания с выбором ответа и задания с кратким ответом). Предназначен для обучающихся 9 класса....

Готовимся к ВПР. Тест по русскому языку, 7 класс.

Готовимся к ВПР по русскому языку, 7 класс....

Материалы для классного информационного стенда "Готовимся к устному экзамену по русскому языку"

Данные наглядные материалы позволяют учащимся опираться на основные положения требований и критериев устного экзамена-допуска к ОГЭ п русскому языку при подготовке...

ГОТОВИМСЯ к ЕГЭ. Грамматические нормы русского языка. Теория и практика.

ГОТОВИМСЯ к ЕГЭ. Грамматические нормы русского языка. Теория и практика к заданию № 8...

Методическая разработка "Готовимся к устному собеседованию по русскому языку"

Методическая разработка в форме методических рекомендаций включает анализ методов и приемов подготовки к устному собеседованию по русскому языку. Особое внимание я уделила обучению правилам устной реч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ «ГОТОВИМСЯ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» ДЛЯ 9 КЛАССА НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ПО ВЫБОРУ«ГОТОВИМСЯ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» ДЛЯ 9 КЛАССАНА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД...