Активные методы обучения на уроке иностранного языка в начальной школе
статья по французскому языку по теме

Желонкина Татьяна Анатольевна

Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на сегодняшний день требование времени. В данной статье рассматриваются активные методы обучения на уроке иностранного языка в начальной школе, а именно: обучающие игры. Данная методика введения и активизации лексики была использована мною на практике и имела хорошие результаты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_metody_obucheniya_na_uroke_inostrannogo_yazyka.doc80 КБ
Microsoft Office document icon sudoku.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы обучения на уроке иностранного языка в начальной школе

Учитель французского языка МОУ «Сош №28» Г. Балаково Желонкина Т.А.

                Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на сегодняшний день требование времени. К сожалению, классическое педагогическое образование ни по форме, ни по содержанию уже не соответствует современным требованиям, обостряя конфликт между потребностями сегодняшних учеников, их родителей, в целом общества, и теми образовательными услугами, которые сегодня предлагает школа.В первую очередь, от учителя зависит –  каким будет школьное образование, какими будут наши выпускники, каким будет наше будущее. Освоение технологии активных методов обучения и технологии модерации  дает в руки учителя инструменты, которые позволяют реально менять ситуацию в школе. Снижение энергозатрат учителя и учеников, создание комфортной творческой обстановки на уроке, благоприятная психологическая атмосфера в классе – эти и другие положительные эффекты модерации определяют активное изучение и применение педагогами данной образовательной технологии.В основу разработки целей, принципов, содержания и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное, заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.

                 Модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.                  Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Все вышеперечисленные факторы позволяют значительно повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития.

             Активные методы обучения можно с успехом применять и на уроках иностранного языка.Хочу привести примеры использования  мною АМО на уроках иностранного языка  в начальной школе, а именно одного из разновидностей АМО – обучающих игр.

1.Обучающая игра «Радуга».

Обучающая цель: активизация лексики по теме «Цвета», формирование навыков использования в речи глагола «быть».

Развивающая цель: развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде, снятие барьеров в общении на уроке иностранного языка, формирование навыков совместной деятельности.

Оснащение: бумажные полоски различного цвета по количеству учащихся. Фигурки разного цвета и разной формы. Рекомендуемое количество цветов для  одного предъявления – 6.

Описание игры:

1.Введение лексики по теме «Цвета»

а) Представление лексики по теме «Цвета»  в режиме первичного предъявления.

Цель: прослушивание учащимися новых слов и высказывание предположений об их значении на основе звукового образа слова и его соответствия визуальным образам.

У. раздает учащимся 6 карточек различного цвета, затем произносит названия цветов, начиная с самого понятного, и просит учащихся, имеющих карточки, выйти к доске, когда они предположительно услышат название своего цвета, и прикрепить карточку к доске. При этом учитель несколько раз произносит название цвета: Qui a le bleu ? … Qui a le rouge? C’est le rouge ? Vous êtes sûrs ? Alors viens le coller au tableau ! (У кого красный цвет? Это красный? Ты  в этом уверен?) Таким образом, все 6 карточек располагаются на доске. Учитель пронумеровывает их по порядку. Цифры служат визуальной опорой для учащихся.

б) Запоминание.

Цель: позволить учащимся  запомнить новые языковые элементы и хорошо зафиксировать их фонетический образ.

У. показывает  на карточки-цвета и очень четко произносит название каждого цвета, сопровождая слово жестом, наиболее характерным для данного цвета. Например, называя синий цвет, учитель показывает рукой волну. При этом ученики  на данном этапе не повторяют  слова за учителем, так как основная цель – это правильно услышать звуковой образ слова. Особенное внимание при этом уделяется словам,  звуковой образ которых может представить затруднение для учащихся.

У. Показывает карточки и просит учащихся повторять за ним слова, продолжая сопровождать каждое слово жестом. Потом учитель по очереди снимает карточки с  доски, при этом  место каждого цвета обозначается только цифрой, и просит повторять учащихся цвета, опираясь только на цвет и жест. Таким образом, добавляется еще одна зрительная опора к  зрительной памяти, а именно, цифра.

2.Понимание на слух.

Игра «Самый быстрый»

Карточки, обозначающие  цвета, прикреплены на доске.  (Можно поменять их порядок). Учащиеся   делятся на две команды и выстраиваются в две шеренги  перед доской на расстоянии одного метра. На доске определяется место, где будет отмечаться счет игры.

У. называет цвет,  первый участник каждой команды должен выбрать карточку с названным цветом и прикрепить ее на место своей команды.  Кто быстрее, тот и берет карточку и приносит команде очко. В конце игры учитель подсчитывает  очки  и поздравляет победителей.

3.Устное воспроизведение: «Какого это цвета?»

Загадка на чувствительность.

У. кладет на стол 6 предметов разного цвета, но разных по форме. Один из учащихся по просьбе учителя садится за стол. У.  просит ученика  потрогать каждый предмет и назвать его цвет. Затем У. завязывает глаза ученику, дает ему в руки один из предметов и просит назвать его цвет. Затем такая же игра проводится в группах по 3-4 учащихся. Учащиеся играют самостоятельно. (Нужно приготовить материал для нескольких групп)  

4.Устное воспроизведение. Музыкальная комедия «Радуга».

Цель: устное взаимодействие учащихся, сопровождающееся жестами и движениями и перемещениями.

Дети встают  вкруг лицом,  держа руки за спиной,  и закрывают глаза. Учитель проходит по внешней стороне круга и дает каждому ученику  в руку полоску бумаги так, чтобы не видели другие. Ученик закрывает ее в руках. У. говорит ученикам, что все ученики превратились в цвета и потеряли свои семьи, но они сейчас найдут новую семью. Учащиеся расходятся по классу и ищут членов своей семьи, спрашивая по-французски: Tu es rouge (bleu, vert, jaune)? Другие отвечают: оui  или non в зависимости от ситуации. (Перемещение).  Пропуском в семью является полоска соответствующего цвета.  Когда дети таким образом разбились на команды, то они опять встают в круг, но уже семьями. У. спрашивает: Où est la famille bleue… Où est la famille rouge ? Затем показывает учащимся радугу и просит их выстроиться в порядке цветов радуги (Второе перемещение).

Теперь заучивается предложение-припев: Nous sommes un arc-en-ciel. Повторяется трижды всеми хором.

У.: мы с вами подготовились к премьере мюзикла « Arc-en-ciel ». Но для этого надо, чтобы каждая семья придумала ритм и танец  в стиле мюзикла для представления. Вам дается одна минута, чтобы вы придумали и прорепетировали движения для вашего выступления. А сейчас будет премьера.

1. Все команды трижды хором произносят: Nous sommes un arc-en-ciel.

2.Каждая команда трижды произносит хором свой цвет: Nous sommes rouges выполняя придуманные движения.

3.После представления  каждой команды все воспроизводят припев. Nous sommes un arc-en-ciel.

Возможное продолжение.

Эта учебная ситуация, которая сопровождается жестами,  ритмом и творчеством, очень нравится детям. Как правило, они требуют продолжения. Обязательно воспользуйтесь этим для продолжения изучения языка. Введите структуру: vous êtes jaunes!  или ils sont jaunes!  Но обязательно соедините  этот речевой образец с соответствующим ему жестом.

Из практики работы могу сказать, что это занятие очень нравится ученикам. Они находятся в состоянии привычном для данного возраста, в состоянии игры и  в то же время учатся.

2.Обучающая игра  «Знакомство».

Обучающая цель: развитие навыков диалогической речи по теме «Знакомство».

Развивающая цель: снятие барьеров в общении, развитие навыков совместной деятельности.

Описание игры.

Эта игра проводится после введения лексики по теме «Знакомство». Дети садятся на стулья, стоящие в два ряда, лицом друг к другу. Можно использовать вариант, когда дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу.

Каждая пара задает друг другу вопрос: Comment t’appelles-tu ?  и отвечает на него. Затем участники меняются, перейдя к следующему участнику игры. Теперь этот вопрос задается друг другу  парой следующих участников. Смена пар происходит до тех пор, пока участники первой пары не встретятся. Все ученики в парах говорят одновременно. По такой же схеме отрабатываются следующие вопросы по теме: Quel âge as-tu ? Où habites-tu ? На следующий урок можно по такой же схеме отработать весь диалог полностью,  т.е. каждая пара задает друг другу сразу все отработанные вопросы, затем пары меняются.

Эту схему можно использовать при активизации лексики и речевых оборотов по любой теме. Например, по теме «Семья».

Особые указания: Учитель до начала игры нацеливает сильных учащихся на то, чтобы они помогали слабым учащимся во время общения. Если ученики забыли какое-то слово, они могут послушать своих соседей. Учитель во время этой игры находится вначале шеренги. Он, таким образом, имеет возможность прослушать  и проконтролировать или исправить каждую пару. Эта игра интересна учащимся, так как происходит постоянная смена пар, кроме того, они находятся в движении. Одно из преимуществ - выигрыш во времени, так как говорят сразу все учащиеся. По окончании игры учитель может прослушать каждую пару на оценку.

Данная игра может быть организована и для учащихся среднего и старшего  школьного возраста по соответствующим темам.

                   Современному преподавателю необходимо не только знать, но и владеть новыми педагогическими технологиями, эффективно применять их в своей педагогической деятельности. Учитель – знаковая фигура в обществе и, несмотря на все трудности, учитель остается важнейшим специалистом, определяющим ход и развитие общества, экономики, страны. Соответствие форм и методов работы учителя сегодняшним и завтрашним потребностям – задача не только государства, но и самого учителя. От его активности, нацеленности на поиск, овладение и внедрение в практику образовательных инноваций зависит, как быстро будут происходить изменения в школе. Готовность учителя меняться самому и менять ситуацию в школе – главное условие эффективного внедрения активных методов обучения в образовательный процесс.

3.Обучающая игра «Судоку»

Обучающая цель: Закрепление лексики по теме «Фрукты».

Развивающая цель: снятие барьеров в общении, развитие навыков совместной деятельности. Развитие навыков логического мышления.

Оснащение :  4 карточки  в каждой из которых  6 клеток. Из них три клетки заполнены рисунками, а три пустые.

Описание игры.

Игра проводится на этапе активизации лексики по теме «Фрукты». Принцип игры похож на принцип игры в лото. Учащиеся делятся на несколько команд, по 3-4 человека в команде. Для этого можно использовать считалку:  Детям раздаются 4 карточки по 6 клеток, в которых три клетки заполнены картинками с фруктами, а 3 пустых. Принцип игры заключается в том, чтобы дети заполнили пропуски недостающими  фруктами, которые можно просто нарисовать в пустых клетках. Можно раздать детям фишки с рисунками фруктов, которыми они закроют пустые клетки. Но нужно располагать фрукты так, чтобы фрукты на всех 4 карточках не повторялись ни по горизонтали, ни по вертикали. Выигрывает тот, кто первый закроет все пропуски. При этом дети называют слова вслух. Потом можно попросить учащихся проговорить каждую карточку. Такие же карточки можно самостоятельно приготовить по другим темам. Советую сайт, на котором можно найти различные картинки: CLIC IMAGES

Карточку для игры смотрите в приложении.

Литература

1.GARDNER, H., Les Intelligences multiples, Retz, 2001.

2.VANTHIER, H., L’enseignement aux enfants en classe de langue, Coll. Techniques et pratiques de classe, CLE International, 2009

3.Сайт http://www.moi-universitet.ru/effective-school2/ Дистанционный курс «Активные методы обучения».

Приложение



Предварительный просмотр:

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения на уроках иностранного языка

Методы обучения – один из важнейших компонентов учебного процесса. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью....

Активные методы обучения на уроках иностранного языка

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и спосо...

Презентация к выступлению на педсовете "Активные методы обучения на уроках иностранного языка"

Активные методы обучения позволяют в несколько раз повысить эффективность уроков и внеклассной деятельности....

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Активные методы обучения английскому языку для получения метапредметных результатов...

Использование активных методов обучения на уроках иностранного языка

Выступление «Использование активных методов обучения на уроках иностранного языка»...

Использование активных методов обучения на уроках иностранного языка.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие    познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на    диалоге, предполагающем свободный обмен мнени...

Активные методы обучения на уроках иностранного языка

Активные методы обучения на уроках иностранного языка, различные определения и классификации активных методов обучения...