ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
статья по французскому языку на тему

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА-статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pobozhakova_e.v._statya.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Побожакова Е.В.

МБОУ «Лицей №17», г. Берёзовский

           

 Неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности – такие проблемы возникают уже в начальной школе. Начиная  работать с новой группой детей, просто необходимо узнать о состоянии их здоровья у классного руководителя или школьного врача. Работая часто в классах с низким уровнем обученности, я заметила, что одной из проблем в этих классах является быстрая потеря или отсутствие внимания у детей. Высокая эмоциональность, гиперактивность, низкая устойчивость внимания ведут к двигательному беспокойству и потере внимания уже после первых 10-15 минут занятий.

На своих уроках для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации использую элементы здоровьесберегающих технологий: физкультпаузу, различные игры, песни, зарядки-релаксации, шутливые истории на уроке, аутогенные тренировки. По времени это занимает от 3х до 5 минут на уроке. Физкультпауза оказывает наиболее благоприятное влияние, когда проводится на 20-25 минуте урока. Это момент, предшествующий развитию утомления. А в начальной школе – 2 паузы  на 15-й и 30-й минутах урока. Всё это позволяет:

  1. Снять умственное напряжение.
  2. Дать детям небольшой отдых.
  3. Вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.
  4. Ускорить течение окислительно-восстановительных процессов и способствовать поддержанию на высоком уровне рабочего темпа и  концентрации внимания.

На начальном этапе и в 5-6 классах включаю в урок зарядку с использованием различного рода движений, песен, танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят.

Существует целый ряд простейших упражнений, которые можно выполнять как на уроке, так и дома. Так, после продолжительного зрительного напряжения, очень хорошо переводить взгляд с близкого объекта на удалённый (карандаш, ручка). В качестве дальнего объекта может быть сам учитель, стоящий перед классом. Это упражнение способствует улучшению функционального состояния зрения, очень благоприятно действуя на глаза при близорукости слабой степени.

После письменных упражнений эффективно такое упражнение: в быстром темпе поочерёдно перебираются пальцы рук, соединяются в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется сначала в одном порядке, затем в обратном. Сначала одной рукой, затем двумя вместе.

Дети очень любят весёлое, но достаточно сложное упражнение «Ухо-нос». Левой рукой дети берутся за кончик носа, а правой  - за  левое ухо. Одновременно отпускают ухо и нос, хлопают в ладоши и меняют положение рук. Помимо снятия усталости это упражнение может помочь повторить числительные на французском языке.

          Упражнение «Слушай» помогает развивать умение учащихся слушать. С закрытыми глазами они прислушиваются к звукам на улице, затем в классе, в коридоре.

         Упражнение «Съедобное-несъедобное» развивает концентрацию внимания. Учителем или дежурным учеником произносятся существительные, обозначающие съедобные и несъедобные предметы. Если предмет «съедобный», дети поднимают руки, если нет – руки опущены. Данная игра помогает без труда запомнить лексику по изучаемой теме.

Перед выполнением контрольных работ полезно делать упражнение на дыхание, которое способствует снятию напряжения у детей и настраивает на важную работу: дыхание глубокое, медленное, сначала только через левую, а затем только через правую ноздрю. Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария, что способствует решению рациональных задач.

         Игра – одна из важнейших форм релаксации.

Игра – пантомима:

  • При изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнёром).
  • Ученик у доски выполняет у доски это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита.
  • При изучении темы «Животные» изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.
  • При изучении темы «Мой день» изобразить действия, которые выполняются обычно в течении дня.
  • Ролевая игра – пантомима «В магазине». Ситуация: В магазине Парижа ты хочешь купить какую-либо вещь. Недостаточно владея французским языком, ты пытаешься объясниться с продавцом жестами, мимикой.       

Песня на уроке – хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков.

Целесообразно использовать для отдыха задорные, весёлые, шуточные песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппарата, повышает интерес к предмету, снижает утомляемость за счёт эмоционального настроя.

                                        Аутогенная тренировка (АТ).

Особенно сложны проблемы основной школы: большая перегрузка учащихся, многопредметность, снижение мотивации учения, что ведёт к снижению интереса к получению образования. Очень трудно настроить ребят на урок в середине или в конце учебного дня, когда многие ещё не «могут» отойти от предыдущего урока, а некоторым нужна психологическая поддержка. В таких случаях можно провести аутогенную тренировку.

АТ позволяет активно управлять высшими психическими функциями, укреплять силу воли, улучшать внимание, регулировать частоту сокращений сердца, нормализовать дыхательный ритм. Проводя АТ, можно включить спокойную музыку. Сидя на стуле нужно максимально расслабиться, принять позу «кучера»: слегка наклонить туловище вперёд, голову чуть-чуть опустить, глаза закрыть, ноги поставить на полную ступню, кисти  свободно свесить,  колени не должны касаться   друг друга.

                                           Расслабление.

Тихим голосом говорю ученикам: расслабить мышцы лица и рук, затем затылка, шеи, плеч, рук, грудной клетки, живота и ног. Всё тело погружается в покой. Дыхание спокойное. Не отвлекаться на посторонние мысли.

                                          Чувство тяжести.

    Расслабление мышц воспринимается как чувство тяжести. Со временем можно сменить приятным ощущением невесомости, лёгкости.

                                          Чувство тепла.

    Ощущение тепла обеспечивает лучший отдых, успокаивает нервную систему.

Большая роль в сбережении здоровья учеников отводится учителю. Необходимо  вести урок без лишней авторитарности, создавать и сохранять положительный настрой и не отбивать желания учиться. Очень  важно в любых ситуациях стараться быть терпеливым, сохранять спокойный тон, ни в коем случае не оскорблять ребёнка и чаще улыбаться на уроке. Юмор  должен быть постоянным спутником и помощником учителя.

     Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника. Позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В данном материале рассматриваются разные способы применения данной технологии на уроках иностранного языка....

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.    Здоровье человека —  достаточно актуаль­ная тема для разговора  для всех времен и народов, а в XXI веке он...

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей. Поэтому, одной из приоритетных задач образован...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка. Работа составлена на основе УМК Кузоовлева В. П. , но, без всякого сомнения, может использоваться и при работе с другими УМК....

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка.Из опыта работы.

В настоящей работе автор представляет систему работы по технологии здоровьясбережения на уроках немецкого и английского языка....

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Материал доклада может быть использован на различных уроках немецкого языка в разных группах классов. Позволяет организовать отдых детей на уроке, повторяя при этом материал прошлых уроков, тем самым ...


 

Комментарии

Зиневская Лариса Николаевна

Серьёзный и достойный материал для публикации. Взяла себе на заметку, Елена!!! СПАСИБО!!!