выступление Развитие критического мышления учащихся в обучении иностранному языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС.docx
учебно-методический материал по французскому языку на тему

Беспамятнова Валентина Евгеньевна

в выступлении расскрываются особенности критического мышления и его отличия от других видов мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ БОЛЬШЕКАРАЙСКАЯ СОШ

Районный семинар

Доклад на тему:

Подготовила Беспамятнова В.Е.,

учитель иностранного языка

первой квалификационной категории

МОУ Большекарайская СОШ

21.11.2014

     Cogito, ergo sum” – (лат. –  “Мыслю, следовательно, существую”) философское утверждение Рене Декарта.

      Фундаментальное высказывание, в котором невозможно усомниться –  и с которого, следовательно, можно начинать отстраивать здание достоверного знания. Прошли годы, но актуальность данного изречения, остается и по сей день. С появлением новых стандартов в образовании меняется и средства, при помощи которых, учитель может достигать поставленные цели. Реалии современной жизни требуют преодоления репродуктивного стиля обучения и перехода к новой образовательной парадигме, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления учащихся –  это стратегическое направление модернизации образования. А самостоятельность мышления невозможна без его критичности. Появляется новое понятие “критическое мышление”, которое становится ведущим в реализации ФГОС.

        Критическое мышление (англ. critical thinking) –  система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам, другими словами, это готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умения ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию

Особенности критического мышления и его отличия от других видов мышления.

           Д. Клустер предостерегает от попытки некоторых учителей отождествлять критическое мышление с такими мыслительными процессами, как запоминание, понимание и творческое, интуитивное мышление. При всей значимости развития памяти запоминание не есть мышление. Развитие интеллекта в большей мере связано не с эксплуатацией памяти, а с развитием самостоятельного мышления. Как считает автор, не является мышлением и понимание, это лишь одно из предварительных условий критического мышления. Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его типов.

Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивацию, без которой человек не может мыслить критически.

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

Критическое мышление есть мышление социальное

       По технологии “Критическое мышление” используется модульный урок, состоящий из трех этапов. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

     Первая стадия – “вызов”, во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

        Вторая стадия – “осмысление” – содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие “текст” трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

        Третья стадия – “рефлексия” – размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

        Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение, письмо, аудирование выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию “Критическое мышление” на уроках, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать английский язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом. Учитель, работающий в рамках технологии критического мышления, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран: информативный материал, способствующий развитию критического мышления; метод (отдельный прием, стратегия) занятия. 

              Исходя из анализа литературы и собственного опыта, можно сказать, что современные УМК по иносранному языку направлены на развитие критического мышления у учащихся. Метапредметность заключается в извлечении информации из текста по определенной теме, а это значит, что у учителя есть огромное количество подспорий в развитии критического мышления во всех видах речевой деятельности, помимо чтения и письма, сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.

    Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического мышления является то, что она позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их мышления и креативных способностей, формирование модельных представлений).

      Работа по развитию критического мышления в процессе обучения иностранному языку позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм – все, что значимо для формирования потребностно-мотивационной и операционно-технической сфер школьника.

Литература

Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр “Академия”,2007. – 368с.

The Miniature guide to Critical Thinking. Concepts and tools. 
http://www.criticalthinking.org/files/Concepts_Tools.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС

Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС...

Статья. Перекрестная дискуссия как способ достижения метапредметных результатов в обучении

Одной из актуальных задач современного образования является развитие у учащихся определённых компетенций. Универсальные учебные действия, согласно ФГОСам нового поколения, необходимо формировать...

Обучение стратегиям смыслового чтения и работа с текстом как способ достижения метапредметных результатов

Читать – это ещё ничего не значит;что читать и как понимать читаемое –вот в чём главное дело....

Методическая разработка "Обучение стратегиям смыслового чтения и работа с текстом как способ достижения метапредметных результатов".

Методическая разработка  по формированию навыков смыслового чтения  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего об...

СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                            «Особенностью английского языка, ...

Мастер класс для педагогов "«Организация исследовательской деятельности на уроке и внеурочной деятельности как способ достижения метапредметных результатов обучения».

Распространение опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способству...

Проектная деятельность учащихся по физике как способ достижения метапредметных результатов обучения

Аннотация. Сформулированы  метапредметные результаты обучения в рамках предмета физики, показаны какие формируются УУД на этапах создания проекта. Приведен краткий пример  проектной работы....