Методическая разработка. Программа "Аудирование в 5 классе. Французский язык"
рабочая программа (5 класс) по теме

Буенок Татьяна Ивановна

Предлагаемая образовательная программа «Аудирование на французском языке» основывается на работе с аутентичными текстами песен, что способствует совершенствованию навыков понимания  разговорной речи носителей языка. Периодическое прослушивание аудио и видеозаписей помогает «сформировать ухо» (фонематический слух) для восприятия незнакомой  иноязычной речи.

              Аутентичные аудиоматериалы и видеоматериалы давно занимают прочное место в практике преподавания  иностранного языка в виде профессиональных записей диалогов, стихов, текстов и заданий для фонетической зарядки. Иностранный язык по своей природе – средство, а не цель, поэтому он лучше усваивается не тогда, когда его специально учат, а когда им пользуются в живом общении, когда слушают аудиозаписи и смотрят фильмы  на иностранном языке. Особое место среди аудиоматериалов занимают песни. Применительно к процессу обучения иностранному языку корректнее говорить не просто о песнях, а о «песенных материалах».

              Песенные материалы разнообразны не только по содержанию, но и с точки зрения содержащейся в них лингвистической информации. Песни представляют все речевые жанры: рассказ, описание, рассуждение;  они содержат прямую и косвенную речь, они демонстрируют образцы разных функциональных стилей речи от разговорного до возвышенного. Аутентичный песенный материал можно и нужно использовать для развития слухо-произносительных навыков и умений аудирования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._Programma_K_G_5_kl_vord2003_-_kopiya.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Государственное общеобразовательное учреждение

                 гимназия № 405 Красногвардейского района

                 ( дополнительное образование учащихся )

        

                                                                                         

                               

                               Образовательная программа

                         «Аудирование на французском языке».    

                                                     5класс.

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 10 -11лет (5 класс).

Объём программы: 28-30 часов.

                                                                                                                       

                                                                                     Автор программы: Буенок Т.И.

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                             

                                             

                                               Санкт-Петербург

                                                       2009 год

                                                           

                                                       2

                                   

                                      Пояснительная записка.

           

           

                Предлагаемая образовательная программа «Аудирование на французском языке» основывается на работе с аутентичными текстами песен, что способствует совершенствованию навыков понимания  разговорной речи носителей языка. Периодическое прослушивание аудио и видеозаписей помогает «сформировать ухо» (фонематический слух) для восприятия незнакомой  иноязычной речи.

              Аутентичные аудиоматериалы и видеоматериалы давно занимают прочное место в практике преподавания  иностранного языка в виде профессиональных записей диалогов, стихов, текстов и заданий для фонетической зарядки. Иностранный язык по своей природе – средство, а не цель, поэтому он лучше усваивается не тогда, когда его специально учат, а когда им пользуются в живом общении, когда слушают аудиозаписи и смотрят фильмы  на иностранном языке. Особое место среди аудиоматериалов занимают песни. Применительно к процессу обучения иностранному языку корректнее говорить не просто о песнях, а о «песенных материалах».

              Песенные материалы разнообразны не только по содержанию, но и с точки зрения содержащейся в них лингвистической информации. Песни представляют все речевые жанры:

рассказ, описание, рассуждение;  они содержат прямую и косвенную речь, они демонстрируют

образцы разных функциональных стилей речи от разговорного до возвышенного. Аутентичный песенный материал можно и нужно использовать для развития слухо-произносительных навыков и умений аудирования.

 Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  1. Личностно – ориентированного подхода, признания самобытности и уникальности каждого ученика;
  2. Природосообразности, учитывая возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности;
  3. Сотрудничества и ответственности;
  4. Сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
  5. Систематичности, последовательности и наглядности обучения.

     Цель программы:

  1. Способствовать формированию навыков аудирования.
  2. Создание условий   для  повышения мотивации к изучению французского языка.
  3. Создание атмосферы общения на французском языке

   

 Задачи программы:

  Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с текстами песен различной тематики на французском языке;

  1.                                                               3

  1. Обеспечить усвоение учащимися ЛЕ (лексических единиц), знание которых необходимо для  понимания и выполнения заданий к текстам песен на французском языке.

  1. Ознакомить учащихся со своеобразием речи и структурой французского языка на примере современных текстов песен.

  Развивающие:

  1. Развитие памяти, мышления, творческого воображения и языковой догадки;
  2. Развитие умений грамотно строить монологическое высказывание на французском языке;
  3. Развитие  навыков и умения работать в группе.

    Воспитательные:

  1. Воспитание  коммуникативной культуры;
  2. Воспитание мотивированности к обучению и  положительного отношения к знаниям.

Отличительные особенности образовательной  программы от уже существующих  программ.        

  1.  Данная дополнительная образовательная программа предлагает обучать французскому языку и, начиная со средней школы, постепенно готовить учащихся к пониманию аутентичных аудио и видеоматериалов, развивая навыки аудирования.

          Для  занятий по данной программе в 5-х классах предлагается использование пособия

« СЕМЬ ВОЛШЕБНЫХ НОТ караоке по французски». - Москва: «Просвещение», 2006 г.

Автор Береговская Э.М.– автор учебников по французскому языку «Синяя Птица», при участии посольства Франции в России. В книге содержатся мелодичные французские песенки, стихи французских поэтов. Пособие состоит из книги и СD диска с аудиозаписями.

       . А также предлагается использовать видеокассету (или диск) с записью караоке французских детских песен. Педагогический потенциал песенных материалов возрастает при использовании видеоклипов и систем «видеокараоке», когда добавляется весь спектр возможностей, представляемых видеорядом для процесса обучения языкам, что позволяет выполнять задания по синхронному озвучиванию текста песни, и лучше понять ее содержание.

    Тексты песен расположены в порядке возрастания сложности, что помогает учащимся постепенно подготовиться к пониманию все более сложных текстов. Аудиозапись выполнена француженкой Наташей Жаго, и дает учащимся возможность столкнуться с упражнениями по аудированию в реальных ситуациях.

    В отличии от других аудиоматериалов, предлагающих максимум трехкратное прослушивание, песни, как правило, впоследствии заучиваются обучающимися наизусть. Один и тот же песенный материал может применяться для достижения различных целей обучения в зависимости от выполняемых на его основе заданий, то есть песни обладают свойством комплексного многоцелевого использования. Песни являются средством более прочного усвоения лексического материала и расширения потенциального словаря учащихся, в них лучше усваиваются и активизируются грамматические языковые констркукции.

   

                                                                          4

             Тексты песен охватывают широкий диапазон тем. Иногда  учащимся будет недоставать словарного запаса, и они будут вынуждены прибегать к языковой догадке, что часто бывает необходимо  и в реальной жизни. В книге даны разнообразные задания и упражнения к каждому тексту песни, записанному на CD диске. Работа по данному пособию позволяет не только развить навыки аудирования, но и узнать много нового о стране изучаемого языка, а также делает    процесс обучения более интересным.

 Продолжительность реализации программы:

 Данная программа рассчитана на 1 года обучения.

 Объём программы 28-30 часов, которые распределяются следующим образом:

  5класс – 28 - 30часов ( 1 раз в неделю по 1 часу – работа с каждым текстом рассчитана на 2часа)

 Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы с обучающимися

Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.

Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать его развитию.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:

Типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение) собеседование, дискуссии, практические упражнения под руководством педагога, конкурсы, концерты.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля и подведения итогов:

  1. Контроль фонетический (в том числе монологические высказывания) - конкурс на лучшее чтение.
  2. Контроль правильности интонаций. Конкурс на лучшее исполнение песни.
  3. Выставление оценок за  выполнение тестовых упражнений и др. заданий к текстам песен.

      Ожидаемые результаты.

По окончании I-го года обучения ребенок  будет:

- знать тексты песен, предусмотренных учебно-методическим планом (см. приложение №1);

-знать ЛЕ (лексические единицы) к текстам песен, предусмотренным учебно-методическим планом

- владеть как диалогическим, так и монологическим видом речевой деятельностью на французском языке;

                                                                           5

-  стремиться повысить уровень знаний и словарный запас французского языка;

-  способен работать творчески и  самостоятельно;

-  владеть навыками чтения и  навыками произношения;

-  иметь представление о своеобразии речи и структуре французского языка на примере   изученных текстов песен;

-  стремиться применять знания на практике;

 СОДЕРЖАНИЕ   ОБУЧЕНИЯ:

Работа с каждым текстом песни рассчитана на 2 часа (всего 14-15 песен).

      Первый этап – предварительное знакомство с методикой овладения техникой аудирования.

      Далее с каждым текстом ведется работа по следующему плану:

                                             1 час

  1. Работа по ознакомлению с новой лексикой, необходимой для работы с текстом.

  1. Прослушивание песни, выполнение вариантов заданий к ней и, не делая записей, для определения общего смысла текста (при учебной необходимости, по желанию учителя работа с аудиотекстами песен может быть заменена на работу с  видеозаписями караоке песен  на французском языке).
  2. Фонетический анализ: подсчет количества  употреблений определенного звука, запись слов, содержащих определенный звук.
  3. Анализ и закрепление трудных грамматических и стилистических конструкций.

  1. Разучивание текста песни.

  1. Запись текста песни на слух.

                                       2 час

  1.  Повторное прослушивание.

  1. Выполнение упражнений на понимание прослушанного текста:

                 -выбрать правильный ответ из нескольких предложенных,

                 -ответить на вопросы устно или письменно,

                 -заменить слова, выделенные курсивом, на их синонимы,

                 -дополнить предложения,

                  -упражнения на повторение грамматики

                  -изложение содержания песни (проблемы, о которой идет речь)

                 - описание увиденного в видеоклипе-караоке.

  1. Монологические высказывания по содержанию текста, пересказ от 3 лица.              
  2. Конкурс на лучшее исполнение песни.

 Примечание: Обучающимся, имеющим слабую подготовку, для облегчения работы, могут быть предложены видеоматериалы караоке.

                   

                                                                              6

Методическое обеспечение программы.

  1. Прослушивание аудиозаписей текстов песен, выполнение различных  упражнений на понимание их содержания.

 2.  Чтение вслух, работа  над голосом, интонацией, произношением.

 3.  Конкурсы на лучшее чтение, произношение, с соблюдением правильной интонации и на лучшее исполнение песни.

                                                                   

  Техническое оснащение занятий:                                                                                                                                 кабинет,  столы, стулья, шкафы для хранения документации,  видеомагнитофон или DVD для прослушивания текстов песен и просмотра вариантов караоке.

   

Дидактические материалы:

 аудиокассеты, видеокассеты и CD диски  с текстами, песнями, стихами и фильмами на французском языке.

 

  Список учебно-методической  литературы:

  1.  Береговская Э.М « СЕМЬ ВОЛШЕБНЫХ НОТ караоке по французски». -Москва: «Просвещение», 2006 г.

.

 

  Список литературы для обучающихся:

  1. Береговская Э.М. «Французский для малышей» -Москва: «Просвещение», 1992г.

  1. Франк И.М.-  учебное пособие по чтению «Французский язык с Маленьким принцем», ДРОФА:

Москва, 2003г.

 

                         

     

   

                                                                                     7

 Приложение:       УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН  5 класс                                           

                             

Тема занятия, название текста

Страницы и № упражнений

Примечание:

Дополнительная тема

1

Текст « На Авиньонском мосту»

Введение и автоматизация НЛЕ по тексту песни.

Первичное прослушивание песни и восприятие

на слух основного содержания. Разучивание слов песни

Упр.        Видеокассета или аудиоозапись

   

2

Вторичное  аудирование текста песни с дальнейшим выполнением упражнений для контроля понимания текста.

Изложение текста песни своими словами.

Видеокассета

или аудиозапись

3.

Текст  песни «Здравствуй, как дела? »

Введение и автоматизация НЛЕ по тексту песни.

Первичное прослушивание песни и восприятие

на слух основного содержания. Разучивание слов песни

 Видеокассета

или аудиозапись

стр.6,7

4.

 Вторичное  аудирование текста песни с дальнейшим выполнением упражнений для контроля понимания текста.

Изложение текста песни своими словами.

Видеокассета

или аудиозапись

Стр6,7

Особенности употребления гл. aller

5.

Текст  песни «Я- это Я», «Аннабель»

Введение и автоматизация НЛЕ по тексту песни.

Первичное прослушивание песни и восприятие

на слух основного содержания. Разучивание слов песни

Видеокассета

или аудиозапись

Стр.8-9

Стр70-71

6

Вторичное  аудирование текста песни с дальнейшим выполнением упражнений для контроля понимания текста.

Изложение текста песни своими словами.

Видеокассета

или аудиозапись

Особенности употребления гл. avoir

7.

Текст  песни « Жаворонок»

Введение и автоматизация НЛЕ по тексту песни.

Первичное прослушивание песни и восприятие

на слух основного содержания. Разучивание слов песни

Видеокассета

или аудиозапись

8

Вторичное  аудирование текста песни с дальнейшим выполнением упражнений для контроля понимания текста.

Изложение текста песни своими словами.

Видеокассета

или аудиозапись

9

Текст  песни «Яблоко»

Введение и автоматизация НЛЕ по тексту песни.

Первичное прослушивание песни и восприятие

на слух основного содержания. Разучивание слов песни

Видеокассета

или аудиозапись

 стр.16-17

10

Вторичное  аудирование текста песни с дальнейшим выполнением упражнений для контроля понимания текста.

Изложение текста песни своими словами.

Видеокассета

или аудиозапись

 р.16-17

11

Текст песни  « Приятного аппетита», « Мидии»

Введение и автоматизация НЛЕ по тексту песни.

Первичное прослушивание песни и восприятие

на слух основного содержания. Разучивание слов песни

Видеокассета

или аудиозапись

 р.18-19

12

Вторичное  аудирование текста песни с дальнейшим выполнением упражнений для контроля понимания текста.

Изложение текста песни своими словами.

Видеокассета

или аудиозапись

стр.20-22

13

Текст « Дорогой папа»

Введение и автоматизация НЛЕ по тексту песни.

Первичное прослушивание песни и восприятие

на слух основного содержания. Разучивание слов песни

Видеокассета

или аудиоозапись

стр. 26-27

14

Вторичное  аудирование текста песни с дальнейшим выполнением упражнений для контроля понимания текста.

Изложение текста песни своими словами.

Видеокассета

или аудиоозапись стр.23

15

Текст  песни « 3 барабанщика»

Введение и автоматизация НЛЕ по тексту песни.

Первичное прослушивание песни и восприятие

на слух основного содержания. Разучивание слов песни

Видеокассета

или аудиоозапись

16

Вторичное  аудирование текста песни с дальнейшим выполнением упражнений для контроля понимания текста.

Изложение текста песни своими словами.

Видеокассета

или аудиоозапись

17

Текст  песни « Моя шапка», «Брат Жак»

Введение и автоматизация НЛЕ по тексту песни.

Первичное прослушивание песни и восприятие

на слух основного содержания. Разучивание слов песни 

Видеокассета

или аудиозапись

стр.32-33

18

Вторичное  аудирование текста песни с дальнейшим выполнением упражнений для контроля понимания текста.

Изложение текста песни своими словами.

Видеокассета

или аудиозапись

 стр.32-33

19

Текст  песни «Живет крыса»

Введение и автоматизация НЛЕ по тексту песни.

Первичное прослушивание песни и восприятие

на слух основного содержания. Разучивание слов песни

Видеокассета

или аудиозапись

 стр.38

20

Вторичное  аудирование текста песни с дальнейшим выполнением упражнений для контроля понимания текста.

Изложение текста песни своими словами.

Видеокассета

или аудиозапись

стр. 39

Особенности употр. Гл. в повелительном накл.

21

Текст песни  «Милый Мак »

Введение и автоматизация НЛЕ по тексту песни.

Первичное прослушивание песни и восприятие

на слух основного содержания. Разучивание слов песни

Видеокассета

или аудиозапись

22

Вторичное  аудирование текста песни с дальнейшим выполнением упражнений для контроля понимания текста.

Изложение текста песни своими словами.

Видеокассета

или аудиозапись

23

Текст  песни « Дождь»

Введение и автоматизация НЛЕ по тексту песни.

Первичное прослушивание песни и восприятие

на слух основного содержания. Разучивание слов песни

Видеокассета

или аудиозапись

 стр.44-45

24

Вторичное  аудирование текста песни с дальнейшим выполнением упражнений для контроля понимания текста.

Изложение текста песни своими словами.

Видеокассета

или аудиозапись стр.44-46

25

Текст песни  «Маленькие караблики»

Введение и автоматизация НЛЕ по тексту песни.

Первичное прослушивание песни и восприятие

на слух основного содержания. Разучивание слов песни.

Видеокассета

или аудиозапись

26

Вторичное  аудирование текста песни с дальнейшим выполнением упражнений для контроля понимания текста.

Изложение текста песни своими словами.

Видеокассета

или аудиозапись

27

Текст  песни « Мертвые листья», «Когда я работаю»

Введение и автоматизация НЛЕ по тексту песни.

Первичное прослушивание песни и восприятие

на слух основного содержания. Разучивание слов песни

Видеокассета

или аудиозапись

стр.50-51

стр 58

28

Вторичное  аудирование текста песни с дальнейшим выполнением упражнений для контроля понимания текста.

Изложение текста песни своими словами.

Видеокассета

или аудиозапись стр.50-51, 58

29

Текст  песни « Мой кот »

Введение и автоматизация НЛЕ по тексту песни.

Первичное прослушивание песни и восприятие

на слух основного содержания. Разучивание слов песни

Видеокассета

или аудиозапись стр.62-63

30

 Вторичное  аудирование текста песни с дальнейшим выполнением упражнений для контроля понимания текста.

Изложение текста песни своими словами.

Видеокассета

или аудиозапись стр62-63

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Программа «Аудирование на французским языке».

Предлагаемая образовательная программа «Аудирование на французском языке» основывается на работе с аутентичными док...

Методическая разработка. Программа "Аудирование в 7 классе. Французский язык"

   Для  занятий по данной программе в 7-х классах предлагается использование пособия « 100 текстов с заданиями для аудирования на французском языке». -СПб.: КАРО, 2006. Авто...

Методическая разработка. Программа "Аудирование в 8 классе. Французский язык"

Аутентичные аудиоматериалы и видеоматериалы давно занимают прочное место в практике преподавания  иностранного языка в виде профессиональных записей диалогов, стихов, текстов и заданий дл...

Методическая разработка. Программа "Аудирование в 9 классе. Французский язык"

               Предлагаемая образовательная программа «Аудирование на французском языке» основывается на работе с аутентич...

Методическая разработка. ПРОГРАММА ОДОД. Театр на французском языке.

Исторически театр стоял в преддверии школы и воспитание во многом представляет собой вид театрального искусства. Использование театрализации и театральных форм  в обучении как метод известен и во...

Методическая разработка семинара для молодых учителей французского языка

Слушатели активно вовлечены в процесс, работают с рабочей тетрадью, выполняя задания. Эти материалы могут в дальнейшем помочь молодым педагогам при подготовке к урокам....

Методическая разработка в виде презентации на французском языке по теме "Регионы Франции" для 8 класса (для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением французского языка)

Презентация посвящена одному из самых известных регионов Франции под названием "Прованс-Альпы-Лазурный берег". Описание этого региона представлено по основным аспектам его жизнедеятельности:...