Роль учителя в формировании иноязычной компетенции учащихся
статья по теме

Власенко Людмила Вадимовна

В материале говорится о направлениях деятельности для формирования компетентностей учащихся, о критериях профессиональной компетентности педагога. Одной из важнейших задач в области разработки и совершенствования эффективных методик обучения языку является проблема четкого, ясного и осмысленного анализа урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Учитель английского языка

МБОУ лицей г.о.Орехово-Зуево

Власенко Людмила Вадимовна

Доклад на ПМС

 учителей иностранного языка

г.о.Орехово-Зуево

       25 августа 2011 года

Компетентностный подход в образовании

Компетентностный подход предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмыс-ления, в ходе которого и происходит становление лич-ностной позиции учащегося, его отношения к предмету своей деятельности.

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально значимых ситуациях. В связи с этим в рамках компетентностного подхода доминирующим является представление не просто о «наращивании объема» знаний, а о приобретении разностороннего опыта деятельности.

Поиск новой концепции образования обусловлен:

  1. Ускорением темпов развития общества.
  2. Новыми требованиями на рынке труда

        ( от хорошего специалиста –

        к хорошему сотруднику).

  1. Развитием процессов информатизации.

Компетентностный подход является одним из основных понятий Болонского процесса, интеграция в который представляет собой одну из насущных задач российского образования. Компетентностный формат представления результатов профессионального образования требует не только изменения методов обучения иностранным языкам, но и глобального переосмысления ценностных установок и методологической основы всего процесса и результатов лингвистического образования.

В соответствии с компетентностным подходом, знания, усвоенные в рамках учебного курса, должны послужить основой и рамкой умения решать профессиональные задачи, владеть не только знаниями лингвострановедения, но и активно действовать в качестве успешного участника кросскультурной и профессиональной коммуникации

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения

  1. целей образования
  2. отбора содержания образования
  3. организации образовательного процесса
  4. оценки образовательных результатов

Основной результат образовательной деятельности – формирование ключевых компетентностей

  1. Компетенция ( от лат.competentia – соответствие, соразмерность) –  универсальные способности для решения проблем личной или общественной значимости
  2. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Ключевые компетентности – способности учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

Ключевые компетенции

1. Компетентность

Гражданственности

2. Коммуникативная

 Компетентность

3. Информационно-

технологическая

 компетентность

4. Компетентность

 социального

 взаимодействия

5. Компетентность

 самосовершенствования

6. Компетентность

здоровъесбережения

7. Учебно –

познавательная

компетентность

8. Компетентность

культурно-

досуговой деятельности

Могут оцениваться такие компетентности как правовая, экономическая, экологическая, технологическая, профессиональная и др.

Компоненты образовательной компетенции

  1. Ключевые (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании)

  1. Общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для совокупности предметов)

  1. Предметные (формируемые в рамках отдельных предметов)

Направления деятельности для формирования компетентностей

В начальном общем образовании

1.     Познавательная деятельность.

2.     Речевая деятельность и работа с    информацией.

3.     Организация деятельности.

       В основном и среднем общем образовании

1.        Познавательная деятельность.

2.        Информационно- коммуникативная деятельность.

3.        Рефлексивная деятельность.

Направления реализации компетентностного подхода

  1. Проблемное обучение
  2. Педагогика сотрудничества
  3. Личностно-ориентированное образование
  4. Использование технологий проектной деятельности, критического мышления, портфолио, индивидуального образования
  5. Стандарты начального, основного и среднего общего образования
  6. Проведение аттестации в формате ЕГЭ

Формирование компетенций, рассмат-риваемых как единый и целостный но-вый образовательный результат, затра-гивает не только содержание, но и орга-низационные формы, методы и средст-ва обучения, а также оценку достиже-ний ученика. В этом проявляется один из основных принципов дидактики – единство процессуальной и содержа-тельной сторон обучения.

Характеристики содержания образования

  Опора на субъектный опыт учащихся при отборе заданий.

    •  Использование открытых (с неопределен-ным заранее результатом) и закрытых (с за-ранее запланированным ответом) учебных заданий.
•  Использование практико-ориентированных ситуаций – как для постановки проблемы (введение в задание), так и для ее непосредственного решения.
•  Использование избыточной информации для выработки навыков работы в условиях неопределенности.

Процессуальная характеристика образования

Преобладание самостоятельной познавательной деятельности учащихся. •  Использование индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности в различных сочетаниях.
•  Возможность создания учениками собственного индивидуального образовательного продукта. Это может быть свой способ решения, свое видение проблемы и т.д. Он не обязательно будет оптимальным.

         Ученик должен иметь право на ошибку!

Целенаправленное развитие познавательной, социальной, психологической рефлексии учеников:

- познавательной – как я работал, какие методы использовал, какие из них привели к результату, какие были ошибочными и почему, как я теперь бы решил проблему…,

- социальной – как мы работали в группе, как были распределены роли, как мы с ними справились, какие мы допустили ошибки в организации работ…,
- психологической – как я себя чувствовал, понравилось мне работа (в группе, с заданием) или нет, почему, как (с кем) бы я хотел работать и почему…

•  Использование технологий, позволяющих организовать аутентичную, то есть субъектную оценку деятельности учеников.
•  Организация презентаций и защиты своих познавательных результатов, достижений.

•  Использование технологий, позволяющих организовать аутентичную, то есть субъектную оценку деятельности учеников.
•  Организация презентаций и защиты своих познавательных результатов, достижений.

•  Использование технологий, позволяющих организовать аутентичную, то есть субъектную оценку деятельности учеников.
•  Организация презентаций и защиты своих познавательных результатов, достижений.

                                    РОЛЬ УЧИТЕЛЯ

При нынешней роли учителя как организатора деятельности учащихся на уроке возрастают требования к его профессионализму, основой которого выступает методическая компетенция учителя. Умение спланировать свою педагогическую деятельность в целом, так и конкретный урок, является одним из необходимейших умений в работе учителя.

Профессиональная компетентность педагога

  1. Способность решать профессиональные проблемы в условиях профессиональной деятельности
  2. Сумма знаний и умений, определяющих результативность и эффективность труда
  3. Комбинация личностных и профессиональных качеств

Основные составляющие профессиональной компетенции

  1. Интеллектуально-педагогическая
  2. Коммуникативная
  3. Информационная
  4. Регулятивная

Планирование урока предоставляет каждому учителю возможность проявить свои творческие способности и умения, основой которых являются такие качества, как самостоятельность в принятии ответственных решений, постановке цели и выработке индивидуальной стратегии ее достижения.

Умение оптимально планировать уроки, отбирать адекватные средства обучения, вовремя реагировать на изменения в учебном процессе находятся в прямой зависимости от умения учителя анализировать свою собственную деятельность на уроке и внеурочных занятиях с учащимися с точки зрения закономерностей обучения иностранному языку и своевременно корректировать ее.

В научном самоанализе своей профессиональной деятельности заключается рефлексивная функция учителя. К этой функции относятся умения наблюдать за своей деятельностью и деятельностью каждого ученика, анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, вскрывать причины явлений, обстоятельств.

Умения провести качественный анализ и самоанализ урока выступают определенным индикатором теоретической и практической подготовки учителя. Умения анализировать урок свидетельствуют о развитии умений планирования

Отсутствие у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях создает большие трудности как для учителя, так и для них самих. Потребность может возникнуть только при условии такой организации учебной деятельности учащихся, которая способна вызывать высокую мотивацию, обеспечивающую не только их активность на уроке, но и сохраняющую свою воздейственную силу и во внеурочное время.

Важным фактором является создание положительной мотивации в изучении иностранного языка при глубоком знании учителем личности каждого школьника. Это достигается использованием приемов, которые вызывают личную заинтересованность у ребят в выполнении заданий. К ним относятся речевые задания, проблемные задания.

Тщательная подготовка к уроку иностранного языка - это другая возможность повысить его действенность.

   Овладение языком осуществляется прежде всего на уроке. Современный урок иностранного языка это сложное образование. Подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил.

На уроке решаются многоплановые задачи. На каждом уроке учащиеся непременно должны получить «прибавку» к практическому владению изучаемым языком. Она может выразиться в лучшем понимании речи на слух за счет усвоения новых слов, новой грамматической формы, структуры; в приобретении знаний о культуре страны изучаемого языка в области литературы, музыки, истории, то есть учащиеся погружаются в национальную культуру и национальную психологию страны изучаемого языка.

На уроке используются различные организационные формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого нужно развивать и совершенствовать свои организаторские способности для подготовки своего рода сценария урока.

Урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующими решаемым задачам.

Использование учителем на уроке компонентов УМК и других средств обучения должно быть доведено до степени свободного манипулирования ими.

Урок как сложное образование играет решающую роль в овладении учащимися иностранным языком. Урок иностранного языка требует особенно тщательной подготовки. На нем формируются и развиваются речевые навыки и умения.

В глазах школьников учитель - прежде всего носитель преподаваемого им иностранного языка. Следовательно, первое, что от учителя ожидают учащиеся – это хорошее практическое владение преподаваемым языком.

Ученик воспринимает учителя иностранного языка как филологически образованного человека, знакомого с иноязычной культурой, интересного собеседника на родном языке. Учитель "представляет" школьникам культуру народов стран изучаемого языка, знакомит их с традициями, памятниками культуры, выдающимися деятелями, писателями, художниками и т.д.

Учитель образовывает, воспитывает и развивает учащихся. Он вдохновляет школьников на изучение иностранного языка, организует процесс овладения им. Учитель создает атмосферу иностранного языка, условия для овладения им, обеспечивая ощутимое продвижение школьников вперед.

Анализ урока иностранного языка как компонент профессиональной компетентности учителя иностранного языка

Одной из важнейших задач в области разработки и совершенствования эффективных методик обучения английскому (да и любому другому) языку является проблема четкого, внятного и осмысленного анализа урока английского языка.

Основные показатели профессиональной компетентности учителя английского языка включают в себя необходимость умения развивать у учащихся коммуникативное и межличностное общение, компонентами которого являются лингвистическая, тематическая, социокультурная, учебно-познавательная компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает не только формирование таких личностных качеств как общительность, открытость во взаимодействии с другими людьми, но и развитие у учащихся практических умений, способности управлять своей учебной деятельностью.

Учителю необходимо создать условия для проявления самостоятельности и творчества учащихся в решении коммуникативных задач, тем самым позволяя учащимся увидеть свой рост, свои достижения. В совокупном единстве учитель иностранного языка решает не только коммуникативные, но и познавательные, духовно-нравственные, развивающие и другие задачи.

В трудовой деятельности профессионально компетентного учителя английского языка необходимо присутствие рефлексивного компонента. Показатели этой компетенции характеристика реальных учебных возможностей ученика, способность определить тип урока в соответствии с поставленными задачами и содержанием учебного материала, обосновать отбор его содержания и оптимальность выбранных методов и приемов обучения, т.е. умело соотнести теорию обучения с практикой, способность проецировать полученные данные на индивидуальные возможности конкретной личности учащегося и конкретные условия обучения.

Таким образом, одним из инструментов компетенции самосовершенствования учителя иностранного языка является самоанализ урока. Именно он дает возможность формировать и развивать творческую сознательность, которая проявляется в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников.

Планирование урока иностранного языка как компонент профессиональной компетентности учителя иностранного языка

  1. Планирование - «это деятельность, направленная на определение целей и задач организации урока».
  2. Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с определением конкретных результатов.

Достичь успеха при планировании  можно при соблюдении трех главных условий:

  1. знание того уровня, на котором находится коллектив к началу планирования;
  2. четкое представление о том уровне, на который должна быть поднята работа до конца планируемого периода;
  3.  выбор эффективных путей и средств планируемой деятельности.

Функции общения
и иноязычные компетенции

  1. Информационная (познавательная, когнитивная) функция: запросить информацию
  2. сообщить информацию
  3. объяснить информацию
  4. воспринять и понять воспринятую информацию  

  1. Регулятивная (побудительная) функция: побудить к чему-либо
  2. попросить о чем-либо
  3. предложить что-либо
  4. посоветовать
  5. договориться о чем-либо
  6. воспринять побуждение и отреагировать на него

  1. Эмоционально-оценочная (ценностно-ориентационная) функция: выразить мнение, оценку
  2. выразить чувства, эмоции
  3. доказывать, убеждать
  4. ощутить удовольствие/неудовольствие и другие чувства от воспринятой информации

  1. Этикетная функция: обратиться, начать разговор,
  2. выразить интерес к собеседнику, внимательно слушать и слышать,
  3. поддержать разговор,
  4.  закончить его,
  5. поздравить с праздником,
  6. поблагодарить,
  7. выразить сочувствие/соболезнование

Компонентный состав коммуникативной компетенции

  1. Коммуникативная компетенция
  2. Лингвистическая компетенция (в том числе социолингвистическая) (владение языковыми средствами, процессами порождения и распознавания текста)
  3. Тематическая компетенция (владение экстралингвистической информацией, в том числе страноведческой)
  4. Социокультурная компетенция (поведенческая, в том числе этикетная, знания социокультурного контекста)
  5. Компенсаторная компетенция (умение добиться взаимопонимания, выйти из затруднительного в языковом отношении положения)
  6. Учебная компетенция (умение учиться)

Взаимосвязанное формирование всех составляющих коммуникативной компетенции обеспечивает:

1.  Развитие коммуникативных умений (наряду с развитием языковых знаний и навыков), а именно:

  1. - умение читать и понимать (полностью и/или в основном) содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и видов;
  2. - умение устно осуществлять диалогическое общение в стандартных ситуациях в рамках учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения;
  3. - умения делать краткие устные монологические сообщения о себе, своем окружении, передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст;
  4. - умения письменно оформить и передать элементарную информацию, в частности, написать письмо.

2. Развитие общеучебных и специальных учебных умений (умения учиться – работать с книгой, учебником, справочной литературой, использовать перевод).

   3. Развитие компенсаторных умений (умение при дефиците языковых средств выходить из трудного положения за счет, например, перифраза, использования синонима).

4. Воспитание школьников, осуществляемое через развитие личностных отношений к постигаемой культуре и процессу овладения этой культурой.

 5. Развитие учащихся, осуществляемое в процессе освоения ими опыта творческой, поисковой деятельности.

6. Образование средствами иностранного языка. 

Компетентность учителя - это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка и планирование) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Роль диалога на уроке истории в формировании коммуникативной компетенции учащихся».

Данный проект поможет активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать их речь и логическое мышление....

Программа школьной экспериментальной площадки "Формирование социокультурной иноязычной компетенции учащихся средствами информационно- коммуникационных технологий"

ПРОГРАММАшкольной экспериментальной площадкиТема:«Метапредметные проекты как средство формирования проектной компетентности учащихсяв урочной и внеурочной деятельности предметов гуманитарного ци...

«РОЛЬ СТРАНОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

Формирование социокультурных знаний и умений означает расширение объема лингвострановедческих и страноведческих знаний, что может осуществляться  за счет новой тематики и проблематики речевого об...

Публикация на тему "Роль внеурочной деятельности в формировании социокультурной компетенции учащихся"

В данной статье рассматривается понятие "социокультурная компетенция", а также способы ее формирования на уроках немецкого языка...

ВКР Роль аутентичного материала в целях формирования социокультурной компетенции учащихся

В этой дипломной работе описаны виды аутентичного материала, этапы и способы формирования социокультурной компетенции и т.д....