Игра-метод обучения младших школьников иностранным языкам
методическая разработка на тему

Выступление на МО учителей иностранных языков. Игровой метод является одним из ведущих методов обучения младших школьников. Психологическая природа предмета диктует необходимость широкого применения игры. В работе представлены требования к игре, классификация игр, раскрыты особенности одной из разновидностей ролевой игры-игры с куклой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преподавание иностранного языка в начальной школе имеет свои особенности. Если для  средней школы в целом ведущей целью является практическая, в процессе которой достигаются воспитательная, образовательная и развивающая цели, то для начальных классов ведущей является развивающая. Это означает развитие у детей, поступивших в первый класс, чувства безопасности и уверенности в себе, познавательной активности, эмоционально - волевой сферы, речевых и коммуникативных способностей.

       Практической целью является « коммуникативная цель обучения, которая предполагает обучение общению на иностранном языке в единстве его функций: познавательной ( устно- речевое общение, общение через книгу, посредством письма являются средством осуществления познавательной деятельности); регулятивной (общение регулирует поведение людей, побуждает их к действию и взаимодействию); ценностно- ориентационной (общение способствует формированию взглядов и убеждений личности); этикетной ( общение предполагает соблюдение речевого этикета , культуры взаимодействия людей)» ( Бим И.Л.)

      Коммуникативная структура урока складывается из совокупности коммуникативных поступков учителя и учеников, является результатом их коммуникативного взаимодействия межличностного общения. Содержание занятия интегрирует в себе не только языковой и речевой материал, но и образцы культуры страны изучаемого языка, песенный и сказочный материал, что программирует множество видов и этапов занятия. Частая смена видов занятий не только методически целесообразна, но и оправдана физиологически, так как дети быстро утомляются от однообразного вида деятельности. Цели и содержание уроков иностранного языка предопределяет регулярное использование парных и групповых форм, а также игровых методов обучения, среди которых наиболее распространенными являются языковые и речевые игры, невербальные игры, развивающие, а также ролевые игры.

       Психологическая природа предмета диктует необходимость широкого применения игры: в искусственно создаваемых ситуациях, когда все реальные задачи общения могут быть решены учащимися на родном языке, общение на языке иностранном всегда « как будто», и чем точнее будут соблюдаться законы игры, тем эффективнее будет иноязычное общение.

Требование к игре как особому виду детской деятельности:

-наличие воображаемой ситуации, воображаемого плана, в котором будут действовать дети, а также связанных с этим других компонентов: роли, игровых предметов (например, палочка заменяет лошадку, ложку, карандаш). Воображаемые обстоятельства обязательны; обязательное осознание детьми игрового результата (что именно будет достигнуто в результате игры). Интересным результатом может быть создание при помощи слов необычных , комичных или фантастических образов: говорящие звери; лес, в котором всё необычного цвета; нелепые высказывания: У собаки есть горб.

-возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребенком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме игры.

Эти требования позволяют оценить используемые действия с точки зрения игры - не игры.

        Как метод обучения игра должна удовлетворять следующим требованиям:

1.Необходимо точно знать, какой именно навык тренируется в данной игре, что ребёнок не умел делать до проведенной игры и чему он научился в результате её. Если ребенок в игре повторяет слова и фразы, песни и стихотворения, воспроизводит заученные диалоги, то новых навыков он не приобретает. Если же в игре ребенок учится изменять слова, подбирать нужное по смыслу слово, самостоятельно строить словосочетания, фразу, необходимую для возникающей в игре задачи общения, тогда ребенок приобретает новые навыки.

2. Игра должна поставить ребенка перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы даже небольшого,- так, чтобы в игре с выбором рассказать, какого цвета воздушный шар у волшебника; необходимо сначала задумать , решить, какой цвет больше нравится, и соответственно построить фразу.

3. Формулировка игровой ситуации, правил игры, рассказ детям о том, что получится в результате,- все это происходит на родном языке. В противном случае дети не поймут, что надо делать, а самое главное – на непонятном языке нельзя вызвать у них интерес, стремление скорее включиться в игру.

 4. Игра должна проводиться в доброжелательной, творческой атмосфере. Чем свободнее чувствует себя ученик в игре, тем инициативнее он будет в общении.

5. Реквизит – любые предметы, которые  включаются в игру и приобретают знаковое, сообщающее значение.  

Во временном плане ролевая игра представляет собой относительно целый цикл управляемого взаимодействия между учителем и учениками, который состоит из подготовки ролевой игры, проведения и подведения итогов. Исходя из продолжительности подготовительного периода и продолжительности собственно игры, в методике различают « малую и большую» игру. Подготовка и проведение малой игры в младших классах могут проводиться практически на каждом уроке. Вместе с тем некоторая часть небольших ролевых игр обеспечивает подготовку больших ролевых игр, которые завершают тот или иной блок занятий по теме.  

         Эффективность игровых ситуаций на начальном этапе обучения обусловлена рядом факторов: возрастными особенностями учащихся, психологическими особенностями игровой деятельности  как важным стимулом общения.

Возрастные особенности учащихся требуют особого внимания. Психологами отмечено,  что для поведения младших  школьников  характерны высокая активность, подвижность.  Дети с интересом относятся к игровым формам работы, любят исполнять различные роли людей и животных, сказочных персонажей.  Эту особенность необходимо учитывать и использовать при обучении устной речи. Игровые ситуации создают условия для естественного общения детей. Поскольку мотив исходит из потребности, а естественной потребности в говорении на английском языке у учащихся пока нет, мы должны обращаться к таким потребностям детей, как потребность в познании, в игре – и на этой основе создавать мотивы говорения на иностранном языке. Ролевая игра мотивирует речевую  деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что – либо сказать,  спросить,  доказать, чем – то поделиться с собеседником. Ролевая игра отвечает на вопрос почему (мотив) и зачем ( цель) нужно что- то сказать. Таким образом, центром внимания становится содержание беседы. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и преодолевать барьер неуверенности. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учениками. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствует осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма.

        В обучении иностранным языкам младших школьников игра может проводиться эпизодически, на том или ином этапе урока или пронизывать весь урок, если учитель привлекает к работе персонажей сказок или персонажей учебника. ( Урок – проект « В стране английского алфавита» в 2 классе, УМК под редакцией М.З.Биболетовой).  Необходима индивидуализация персонажей учебника, которая позволяла бы учащимся перевоплощаться в них. Речевое общение даже на начальном этапе может быть более разнообразным, содержательным и эмоциональным, что предполагает наличие нескольких персонажей. В качестве подобных индивидуализированных персонажей в учебник «Enjoy English-2»,М.З. Биболетовой включены в учебный процесс  Алиса, Том, Тим, Трикки.

          Поскольку игра с куклой представляет собой одну из разновидностей ролевой игры, она обладает всеми её свойствами и достоинствами в организации речевой деятельности на уроке. Вместе с тем игра с куклой имеет некоторые особенности. Исполнение роли куклой способствует вовлечению в игру большего числа обучаемых, активизирует их речевую деятельность. Возможны следующие функции куклы на уроке:

  1. Кукла – маска.

Кукла, особенно кукла – зверюшка, имеет ясно выраженный характер, подходящий для обучения диалогу – расспросу. Диалогу – волеизъявлению. Куклу можно поставить в ряд ситуаций, которые не всегда удобно предложить детям. Ей можно дать « отрицательную роль», в частности  избалованного ребенка. Так Незнайка утверждает, что крокодил умеет летать, собака лазать по деревьям, попугай плавать.

          2.Кукла – знак ситуации.

Перед классом появляется незнакомая кукла. Это создает стимул к диалогу – расспросу. За диалогом следует обобщение всего, что ученики узнали о кукле. Кукла, которая заявляет хвастливо: Я умею делать все,- становится стимулом для диалога – расспроса с диалогом – волеизъявлением.

3 Кукла – партнер, адресат речи.   

   « У Алисы и Тома много друзей. Они интересуются, есть ли друзья у вас. Давайте расскажем им о наших друзьях». Дети показывают рисунки с изображением своих друзей и рассказывают куклам о своих товарищах. Куклы оценивают, хвалят рассказы учащихся. Игра с куклой – партнером психологически основана на детской способности полноценно общаться, не получая никакой вербальной реакции. По отношению к кукле ребенок всегда старший, взрослый, компетентный человек. Играя во взрослого, ребенок учится быть взрослым: не ведомым, а ведущим, принимающим решения.

      4. Кукла – третье лицо, предмет разговора.

Игровое задание с куклой в этой функции могут быть такими: « Ваша кукла  (медведь, зайчик, лиса) уже большая. Она умеет прыгать, бегать, петь и танцевать. Расскажите соседу обо всём, что умеет ваша кукла, и спросите его, что умеет делать его кукла.

Как и обычная ролевая игра, игра с куклой позволяет строить сюжетные цепочки заданий. Один из примеров таких цепочек.

  1. Незнайка пришёл в магазин покупать шарики. Но так как он не знал названий цветов, он стал показывать пальцем на шарики. Продавцы не захотели разговаривать с таким невежливым мальчиком. Давайте научим Незнайку правильно называть цвета.
  2. Незнайка не всё запомнил и переспрашивает ребят:What colour is it ?
  3. Незнайка хорошо запомнил ваши ответы, а вы запомнили его вопрос? Давайте проверим! Вы задаете вопрос Незнайке, а он отвечает.
  4. Незнайка рассказывает Тому и Алисе, что научился называть цвета по – английски. Послушайте, всё ли правильно он называет.
  5. Пойдемте вместе с Незнайкой покупать воздушные шарики.

Главным положительным результатом использования игровых ситуаций с типизированными персонажами является развитие воображения и мыслительной деятельности у школьников. Воображение у детей и рождается, и развивается в игре. Умение по сравнению с игрой в малой степени загружает воображение ребенка, почти не используя таких важных его достижений, как сформированность способности легко замещать одни предметы другими, легко менять роль и подчиняться её требованиям.

Итак, обучение иностранным языкам младших школьников – это курс на развитие ребенка в процессе обучения языку, активное включение в этот процесс мышления, памяти, воображения, эмоций, использование иноязычной речи для выражения и понимания мысли.

Игра является одной из ведущих видов деятельности ребенка. Она выполняет как  учебно – развивающие, так и воспитательные функции. Игра способствует развитию речевой инициативы и речемыслительной деятельности. В условиях игры осуществляется в значительной степени непроизвольное внимание. В процессе игры у школьников формируются такие качества, как общительность, инициативность, самостоятельность. Игра положительно влияет на формирование познавательных интересов школьников.

Приложение. Ролевые игры, которые я применяю в своей работе.

What’s your name?

1.Цель: обучение произношению, умению слушать, развитие памяти.

Учитель говорит: “ My name is…”, бросая мяч ученику, спрашивает “What’s your name?” Ученик ловит мяч и отвечает “ My name is…”, мяч другому ученику. Игра продолжается до тех пор, пока все ученики не ответят на вопрос.

Baskets of fruit and vegetables.

Два ученика выбираются водящими. Они выходят из класса, а дети распределяют между собой названия различных фруктов или овощей. После этого водящие возвращаются в класс. Первый из них говорит: “ I want an apple for my basket”. Если в классе есть ученик, получивший это название, он попадает в корзину этого водящего. Игру продолжает второй водящий “I want a pear  for my basket”. Выигрывает тот, кто больше соберёт фруктов или овощей.

What is missing?

Учитель размещает на своем столе игрушки или различные предметы, названия которых учащиеся знают. Даёт команду детям “ Sleep!” и убирает какой – либо  предмет.  Дети должны  назвать пропавший предмет.

Are you…?

Один из учеников изображает какое – либо животное. Он совершает разные действия, характеризующие этого животного. Дети стараются угадать, какое животное он загадал. “Are you a frog?” Is it …? Does it?

Игры на обучение чтению.

Postman.

Материал: карточки со словами (разрезанные предложения единого текста)

Ход игры: класс делится на группы (по 3 человека).Каждая группа получает наборы ( разрезанные предложения). За ограниченное количество времени команды должны сложить предложение и записать его на доске. Затем все вместе выстраивают текст в логической последовательности.

Telephone.

Для игры нужен нарисованный на листе телефонный диск со слогами, каждому кружочку соответствует цифра. Предлагается набрать номер телефона. Набирая номер, выписать слоги. Прочитать полученное слово.

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. « Здравствуйте, дети!» М: Просвещение, 1988.
  2. Выготский Л.С. « Игра и её роль в психическом развитии ребёнка» Вопросы психологии.
  3. Ерёмина О.П. «Технология обучению ия младших школьников» Ростов-на-Дону,1992.
  4. Завьялова А.Г. « Использование индивидуализированных персонажей для создания игровых ситуаций на начальном этапе обучения» ИЯШ №4 1983.
  5. Яцковская Г.В. « Кукла в ролевой игре» ИЯШ №5 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение младших школьников английскому языку в начальной школе

Интеграивное обучение одно из средств целостного развития личности младшего школьника...

Обучение дошкольников и младших школьников иностранному языку.

Материал содержит информацию о том, когда лучше начинать изучать иностранный язык, какие формы выбрать для эффективного усвоения детьми материала, адреса сайтов, содержащих обучающие игры для детей....

Особенности обучения младших школьников иностранному языку. Подбор методических игр.

На мой взгляд, самая важная вещь при обучении младших школьников иностранному языку – это получение удовольствия. Уроки должны быть обязательно интересными, запоминающимися. Интерес, разбуженный учите...

Создание культурной среды при обучении младших школьников иностранному языку

Создание культурной среды при обучении младших школьников иностранному языку...

« Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе обучения младших школьников иностранному языку»

Доклад на тему: «  Достижение личностных и  метапредметных результатов в процессе обучения младших школьников иностранному языку»...

Выступление на ШМО учителей ИЯ "Трудности в обучении младших школьников иностранному языку", 2020

В данном выступлении говорится о проблемах, с которыми сталкиваются учителя при обучении английскому языку в начальной школе, и путях их решения....