АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья на тему

Пфейфер Елена Петровна

 

АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

       “Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо”.

       Как правило, к иностранному языку относятся как к очень трудному предмету. Такое положение можно изменить,  если создать у учащихся положительную мотивацию к обучению иностранного языка. Недостаточно вызвать первоначальный интерес, нужно его постоянно поддерживать и расширять.   Поддержать у учащихся желание работать изо дня в день, из урока в урок, продвигаясь вперед маленькими шажками, - дело нелегкое.

       Цель каждого учителя  - заинтересовать учащихся своим предметом, вызвать желание овладеть им. Потребность учащегося в изучении предмета зависит и от того, какую технологию в обучении использует учитель, т.е. как он учит.

       На мой взгляд, самой удачной технологией является технология интерактивного обучения школьников. Интерактивная методика позволяет сделать процесс обучения активным и для учителя, и для ученика. Она не конкурирует с традиционными формами преподавания. Ее цель - объединить все эти формы преподавания. Использование интерактивной технологии (обучение во взаимодействии) позволяет решить поставленные задачи для развития творческого мышления и умения аргументировать свои доводы, необходимые для решения любых проблем.

       Будущее педагогики за такой схемой: Ученик - технология - учитель. Учитель должен стать педагогом, методологом, технологом, а ученик активным участником процесса обучения.

       Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе!   Интерактивное обучение развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей

       Особенности организации: Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания.

       В традиционном обучении учитель играет роль “фильтра”, пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе,  активизирующего взаимонаправленные потоки информации.

      По сравнению с традиционными моделями обучения, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, задача учителя — создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

      Предлагаю познакомиться с некоторыми интерактивными технологиями, через которые можно внедрить интерактивную модель обучения в рамках урока:

1) Работа в малых группах - парах.

2) Ротационные (сменные) тройки.

3) Карусель.

4) Лекции с проблемным изложением;

 5) Аквариум.

6) Незаконченное предложение.

7) Мозговой штурм.

8) Броуновское движение.

9) Дерево решений.

10) Суд от своего имени.

11) Гражданские слушания.

12) Ролевая (деловая) игра.

13) Метод пресс.

14) Займи позицию.

15) Конференции

16) Уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов);

17) Эвристическая беседа;

18) Деловые игры

19) Технология моделирования, или метод проектов

      Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно  придумать новые формы работы с классом. Хочу поделиться теми, которые апробировала  на своих уроках.

      При обучении иностранному языку учебная работа учащихся в парах использовалась всегда. Обеспечение плодотворной работы в паре не сводится к психологической стороне умения обращаться и воспитанности, (например, быть терпеливым к своему собеседнику, благодарить за помощь, хотя это тоже немаловажный фактор). Технология работы в паре нужна для целенаправленной деятельности учителя по формированию общих умений коммуникации в иноязычной речи, навыков коллективного труда.

Например: работа с текстом „ DieSchuleninDeutschland“  по УМК Бим И.Л. для 8 класса  в блоке „Wirlesenundinformieren“

- оба ученика изучают схему образования в Германии

-ищут значения новых слов в словаре

-1-й читает первый абзац и переводит, пользуясь словарем

-2 –й читает второй абзац, переводит, пользуясь словарем

-сколько частей у текста

-дать заголовок к каждой части

-важную информацию выписать в тетрадь.

      Совместная работа  учащихся может проводиться и по знакомому тексту. Приёмы такой работы могут быть различ­ные. Прежде всего, ученики поочередно читают, проверяя правильность и выразительность чтения. Работа может идти над переводом текста. Ученики в паре проверяют друг у дру­га правильность чтения и перевода не одного текста, а двух  и т.д.

      Совместная работа в паре может ограничиваться толь­ко проверкой знания слов и отдельных выражений. Например по теме «Школьные принадлежности» во 2 классе по УМК Бибалетовой  М.З. Я предлагаю учащимся при этом пользоваться секундомером, что ребятам очень нравится! Между ними возникает соревнование (кто быстрее).  Такой прием активизирует их деятельность. Здесь необходимо ориентировать ребят на правильность произношения каждого слова, так как цель не в том, чтобы запомнить слово, а в том, чтобы это сло­во уметь правильно произносить, и, конечно же, правильно употреблять в речи.

      Совместная работа учащихся в паре может проводиться по любому виду упражнений.  В каком порядке? Все зави­сит от дидактической задачи, которую я поставлю. Если ученикам досталось трудное упражнение, то пред­лагаю предварительно обсудить порядок его выполнения. Та­кая мера особенно бывает, полезна слабым ученикам. Если же стоит задача проверить уже выполненное задание, то вводится взаимопроверка. При взаимопроверке во многих слу­чаях ученикам следует давать ключ, так как ученики (особен­но слабые) часто не в состоянии заметить ошибку в упраж­нении, выполненном  товарищем.

      Например,  как ученики изучают изменение артиклей по падежам. Пара рассматривает таблицу, анализирует, делают вывод, записывает в тетрадь, решают примеры. Усвоив эти знания, 1 пара передаёт  другой паре, затем 2 пара передаёт первой. Далее процесс закрепления на практике. Работа в паре по карточкам. Здесь включается алгоритм работы в паре – взаимообмен заданий.

 

       Работа в малых группах: Learningstations(для повышения эффективности урока можно планировать учебную деятельность по группам и станциям). Такой вид работы я использую на заключительных уроках: 5 класс немецкий язык УМК Бим И.Л. тема «Город» Например, 1-я группа в течение 10 минут выполняет лексические упражнения, 2-я группа в эти же 10 минут занимается грамматикой, 3-я группа отчитывает текст или сразу выполняет задания по нему. Через 10 минут каждая группа переходит на другую станцию – т.е. переходит к другому столу, где лежат задания по другому аспекту урока. За урок все учащиеся побывают и поработают на всех станциях, выполнят тот же объем работы, который планируется для традиционного урока, но в малой группе работа выполняется более эффективно и результативно. Последним этапом урока может быть беседа по данной теме, интервью или игра, мультимедийная презентация.

      Ученик в роли учителя.  Этот прием — своеобразная ролевая игра. Она применяется в различных ситуациях. Учащийся может подготовить рассказ о новом материале, выступить в роли организатора интерактивного упражнения, заменив педагога. Я апробировала это прием в проведении организационных моментах. Однако прием «ученик в роли учителя» требует серьезной подготовки учащегося и определенных способностей, поэтому не все учащиеся смогут выполнить такую нагрузку. Частным и более щадящим случаем приема «ученик в роли учителя» служит метод «каждый учит каждого».

       Каждый учит каждого. Эта методика может использоваться при изучении нового материала или при обобщении основных понятий и идей. Суть данного метода состоит в том, что учащиеся учат друг друга в парах сменного состава. Обучение друг друга — это один из самых эффективных способов усвоить информацию по предмету и применить на практике важные навыки и умения объяснять трудный материал, задавать вопросы, слушать, общаться.

      Таким образом, данный метод инициирует интерес, побуждает задавать дополнительные вопросы, дает возможность ученикам принимать активное участие в процессе обучения и обмениваться своими знаниями с одноклассниками.

      Ролевая игра -   Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что наша главная задача  -  добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.

       Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном  -  овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, и вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

       Таким образом, игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближённых к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью, речевого воздействия.   В структуре ролевой игры мы выделяем такие  компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.

       Как известно, движущей силой говорения является мотив. Создание мотива говорения – самый трудный компонент деятельности учителя при организации ролевой игры. Для того, чтобы проникнуть в сферу интересов учащихся, нужно создать личностный мотив к участию в ролевой игре и тем самым правильно составить задания к ролевым играм. Ведь ролевые игры в группе детей имеют неисчерпаемые возможности воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни.

      Я полностью поддерживаю теорию М. Ф. Стронина, который в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:

1.    лексические игры;

2.    грамматические игры;

3.    фонетические игры;

4.    орфографические игры;

5.    творческие игры;

      Во время игры учащихся не следует прерывать, ибо это нарушает атмосферу общения. В. Риверс пишет по этому поводу: «Очень часто в обществе люди предпочитают молчать, если знают, что их речь вызовет отрицательную реакцию со стороны собеседника. Подобно этому ученик, каждую ошибку которого исправляет учитель, не только теряет основную мысль высказывания, но и желания продолжить беседу».

       Исправления следует делать тихо, не прерывая речи учащихся, или делать это в конце урока. У. Беннет вообще считает, что некоторые ошибки учитель имеет право игнорировать, чтобы не подавлять речевую активность учащихся. Игровая форма работы, проводимая в кабинете, также может вызвать интерес учащихся к иностранному языку, способствовать активизации их мыслительной деятельности, а также развитию речевой деятельности. Например, для работы с учащимися младших классов наряду с обычным алфавитом можно поместить на передвижном стенде таблицу с буквами, расположенными не в алфавитном порядке, а вразброс, и предложить ребятам произносить их в правильной последовательности. На старшей ступени мною было организовано путешествие в Вену. На уроке гиды-учащиеся рассказывают об основных достопримечательностях Вены, затем школьники выполняют задания ориентированные на отработку различных коммуникативных навыков и сами организуют и проводят ролевую игру "Экскурсия по Вене". На уроке используются раздаточный материал и компьютерная презентация.

       Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем <дереве>(лист бумаги, ватмана), потом группы меняются местами и дописывают  на деревьях соседей свои идеи. Этот метод был апробирован мною при изучении  темы  «Какой видят иностранцы Германию» в 10 классе УМК Ворониной Г.И., Карелиной В.Г.

          Я часто использую и такую форму интеракции, как «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом <ДА> или <НЕТ>. Желательно, чтобы они объяснили свою позицию. Участникам предлагаются занять позицию по той или иной проблеме. Каждому участнику выдается цветная карточка (или же шапка) и он высказывается согласно цвету карточки. Либо участник с синей карточкой выслушивает все высказанные мнения, а затем в своем отчете (ответе) суммирует все высказанной группой.   

      Метод мозгового штурма придуман Алексом Осборном (США) в 40-е годы 20-го века. Основная идея такова:  отделить генерацию идей от её критики, а точнее отделить мечтателя от критика.  Участники группы по очереди (или по мере возникновения) высказывают свои идеи по поставленной проблеме, а секретарь все эти идеи записывает. Затем из списка идей и предложений выбирается наиболее подходящая. Метод мозгового штурма предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие. К примеру, поиск нового названия продукта или компании, поиск нестандартных подходов, - одним словом, когда есть задача, и нет представления, как к ней подступиться, с чего начать. Примером тем для мозгового штурма: в 5 классе по теме «Гости в городе» поднимается вопрос «Зачем нужны деньги» или  «Яровое - город курорт: за и против» в старших классах по теме экология.

      Мозговой штурм можно прекрасно использовать при обучении иностранному языку. Очень важно для школьников то, что в таком задании не может быть неправильных ответов, все, что они скажут, вспомнят или придумают, будет изначально правильным. Также развивается творческое и ассоциативное мышление, таким образом, закрепляются в памяти слова и выражения, и убирается языковой барьер.

      Такая стратегия подходит для начала изучения новой темы или для закрепления пройденного материала за пару минут до конца урока. Для учителя такой вид деятельности не менее важен, поскольку дает понять, насколько хорошо ученик усвоил лексику по теме или, если мозговой штурм применять в начале изучения темы, он показывает, каким вокабуляром и грамматическими конструкциями школьник уже владеет, а чему еще нужно уделить внимание.

       Для вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на своих уроках я использую элементы методики Open Space «Открытое пространство».

На уроке мои  учащиеся разрабатывают свое направление работы или выбирают из предложенных мною тем ту проблему, которая им наиболее интересна.  Каждый придерживается того, что для него интересно и важно. Созывающие групп собирают группы, и группы приступают к работе. Состав групп может быть различным, учащиеся могут переходить из одной группы в другую. По завершении работы каждая группа представляет свое выполненное задание.

      Я использую данную методику при отработке навыков устной речи. Например, при работе над темой «Рождество» учащимся предлагаются следующие темы: история праздника, традиции празднования и символы праздника.  Учащимся необходимо вспомнить и записать совместными усилиями известную им на данный момент информацию по определенной теме.

В зависимости от выбранной темы учащиеся получают следующие задания:

1группа: Заполните промежутки, используя новую информацию и информацию, которую Вы уже знали.

2 группа: Вы устраиваете банкет в честь Дня благодарения. Прочитайте предложение за предложением, что Вы сделали бы. Поместите предложения в правильный заказ. Если Вы сделаете его правильно, то Вы будете знать новое слово по теме.

3 группа: Восстановите эти слова

После завершения работы учащиеся демонстрируют выполненные работы на интерактивной доске.

       Для работы над грамматическим материалом я использую прием «Учимся вместе» -Learningtogether. Например, при изучении времен я использую следующую систему  упражнений. Учащиеся, работая в группах, выполняют следующие задания:

 

 

 

      После заполнения  таблицы  у ребят  получается готовое правило для заучивания дома.

      На мой взгляд, такой метод изучения грамматики является осознанным, происходит тесное взаимодействие учащихся  на всех стадиях работы над темой.  Я считаю, что данный подход ориентирован на личность учащегося и даёт возможность каждому ребёнку проявить себя, вступать в отношения с другими людьми, делать выводы на основе полученного опыта, преодолеть внутренний страх,  что приводит к созданию ситуации успеха на уроке.

Чаще всего на уроках я применяю обучение в команде - «StudentTeamLearning». Этот прием прекрасно подходит для отработки новой лексики на уроке.

      После ознакомления с новыми словами  учащиеся делятся на группы и выполняют задания, направленные на запоминание данной лексики: перевод слов и словосочетаний, употребление слов в предложении, практика в написании новых слов

       После проделанной работы учащиеся выполняют задания, подготовленные в программе для интерактивной доски. Учащиеся из других групп могут корректировать и исправлять работы своих товарищей.

       Возможен и другой вариант: Все задания выполняются в группах, затем выходят по одному человеку и проводят взаимопроверку, после того как они вернулись в группу и рассказали своим партнерам по группе о своих результатах и ошибках, проводится контроль учителем с использованием ИД.

В рамках информатизации образования на базе МБОУ СОШ №12 г. Яровое Алтайского края в 2009-2010 учебном году был проведен школьный фестиваль по теме «Современный учитель: использование ИКТ в образовательном процессе». Целью, которого  являетсясовершенствование и повышение профессионального уровня, творческой активности педагогов, выявление затруднений использования ИКТ дидактического и методического характера в образовательном процессе, формирование ИКТ компетенции участников образовательного процесса.

       Я представляла свою творческую группу по теме «Организация интерактивного обучения  на уроках иностранного языка с целью повышения мотивации». Одним из направлений работы нашей творческой группы является внедрение интерактивного обучения в образовательный процесс. Мною проведен открытый урок для коллег школы в 4 классе по теме « Школьники 4а идут в цирк».

      Мне бы хотелось, чтобы как можно больше учителей могли применять на практике интерактивные технологии, придумывать свои, так как я считаю, что использование данной методики способствует развитию  творческих возможностей и способностей учащихся, а также созданию условий, которые помогают современному школьнику  творчески применять полученные им знания на практике. Следует заметить и то, что использование интерактивной методики с использованием ИКТ требует не только  серьезной подготовки, но и хороших навыков работы с компьютером, а  на это всегда требуется много времени.

      Но как говорится Есть желание – есть тысяча                                                  возможностей,   нет желания – есть тысяча причин“.    Мне кажется, что потраченные усилия и время обязательно приводят к желаемому результату.

Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для  достижения поставленных учебных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_microsoft_powerpoint.ppt1.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме:"Активизация познавательной деятельности учащихся через синтез педагогических технологий"

Данный опыт предоставляет конкретные пути реализации основополагающих документов в области образования:•         Концепция модернизации российского образо...

"Современные педагогические технологии урока: основа активизации деятельности учащихся"

Для использования на уроках технологии современных педагогических технологий....

Современные педагогические технологии урока: основы активизации деятельности учащихся. И. И. Соколова, учитель технологии ГБОУ лицей № 82

Современные педагогические технологии урока: основа активизации деятельности учащихся И.И. Соколова, учитель технологии ГБОУ лицей № 82 Петроградского района Санкт-Петербурга Учит...

2016 год. Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий»

В концепции модернизации российского образования поставлена важная задача – повышение качества учебно-воспитательного процесса. Решение этой задачи предполагает совершенствование содержания, фор...

Эссе на тему: «Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся». (На примере проектной технологии)

XXI век, бесспорно, можно считать веком высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. Недаром слово «технология» является сегодня одним из самых часто употребляемых. Без техн...

Обобщение педагогического опыта «Использование интерактивной доски на уроках русского языка в 7 классе как средство активизации деятельности учащихся»

Материал представляет обобщение опыта использования интерактивной доски на уроках русского языка в 7 классе....

Статья "Развитие познавательной деятельности учащихся с применением интерактивных технологий обучения"

В статье дается понятие интерактивного обучения. Перечислены формы совместной деятельности учащихся, признаки интерактивных методов обучения. Рассмотрены правила организации интерактивного обучения, е...