Игровые технологии в обучении иностранному языку, как средство формирования коммуникативной компетенции
статья по теме

В докладе рассмотрены игровые технологии в обучении иностранному языку, представлена более подробно технология  ролевой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii_v_obuchenii_inostrannomu_yazyku.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в обучении иностранному языку, как средство формирования коммуникативной компетенции.

Компетентностный подход, продекларированный в  современной системе образования на всех уровнях, предполагает формирование способности человека  использовать имеющиеся знания и умения для решения конкретных практических задач.

Организация учебного процесса на основе  компетентностного подхода предполагает:

  1. использование знаний, умений, навыков работы с  текстами, полученными учащимися в ходе изучения других дисциплин, и их личного жизненного опыта.
  2. приобретение в ходе обучения иностранным языком таких навыков и умений, которые  могут быть использованы в разных сферах деятельности.

Изучению компонентной структуры коммуникативной компетенции посвящено немало исследований, авторы которых выделяют:

  1. лингвистическую компетенцию, подразумевающую знания словарных единиц и грамматических правил;
  2. социолингвистическую компетенцию, т.е. способность выбирать и использовать языковые формы и  средства в зависимости от цели и ситуации общения, социальных ролей участников  коммуникации;
  3. дискурсивную компетенцию, а именно способность понимать различные виды коммуникативных высказываний, строить связные и логические высказывания;
  4. социокультурную  компетенцию, т.е. знание культурных особенностей носителей языка, их традиций,  норм поведения и этикета;
  5. социальную компетенцию, а именно умение и желание взаимодействовать  с другими, уверенность в себе и своих силах.

Коммуникативная компетенция может быть сформирована только при условии сбалансированного,  равномерного функционирования абсолютно всех ее  структурных компонентов. На уроках иностранного  языка, формируя коммуникативную компетенцию, преподаватели создают учебные ситуации, помогающие учащимся приобретать знания, умения и  навыки в различных видах речевой деятельности.

 Для того, чтобы обучение носило коммуникативный характер, учитель использует игровые технологии. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода.

По определению А.Н. Леонтьева, «Игра – свобода личности и  воображения, иллюзорная реализация нереализуемых интересов».

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

  1. развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес).
  2. коммуникативную (освоение диалектики общения).
  3. диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения)
  4. игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности).
  5. самореализации (проявление способностей и скрытых возможностей).

Игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Ученики, естественно, об этом не задумываются. Для них игра – прежде всего увлекательное занятие. Но значение игры невозможно оценить развлекательно – рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, она способна перерасти в обучение, в творчество.

Особенностью игрового метода является то, что в  игре все равны. Она  посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных  знаний в языке. Более того, слабый по  языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность оказываются порой более важными, чем знания в предмете.

Использование игрового метода обучения способствуют выполнению важных методических задач:

  1. создание психологической готовности учащихся к  речевому общению;
  2. обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  3. тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Для развития коммуникативной компетенции на  уроках английского языка важную функцию выполняют ролевые игры.

Ролевая игра часто носит характер уподобления, т.е. разыгрываются ситуации, типичные для окружающей среды (врач и пациент), а иногда она может быть театрализованной: с конфликтом, кульминацией и развязкой, где каждый учащийся играет собственную роль.

Ролевая игра – речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. С точки зрения учащегося, ролевая игра – игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся.

Что касается видов ролевых игр, то их можно условно разделить на 2 основные группы:

  1. контролируемая ролевая игра
  2. свободная ролевая игра

Контролируемая ролевая игра является более простым видом и может быть построена на основе диалога или текста. В первом случае учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем совместно с учителем обсуждают содержание диалога и отрабатывают необходимую лексику. Затем учащиеся составляют собственный диалог, опираясь на базовый, используя написанные на доске опоры.

После работы с текстом учитель может предложить одному из учащихся сыграть роль персонажа из текста, а другим ученикам – взять у него интервью. Как и в первом случае,  учитель может давать инструкции, помогать учащимся по ходу ролевой игры.

Что касается свободной ролевой игры, то при ее проведении сами учащиеся будут решать, какую лексику им использовать и как будет развиваться действие.  Учитель дает тему ролевой игры, а затем просит учащихся составить различные ситуации,  затрагивающие разные аспекты темы. При этом, если потребуется, он помогает учащимся распределить роли, обсудить, что может быть сказано по ситуации, или оказать другую помощь.

Технология ролевой игры состоит из следующих этапов:

  1. Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц.
  2. Этап объяснения. На данном этапе идет  ввод в игру, ориентация участников, формулировка главной цели урока. Выдаются заранее подготовленный  материал, инструкции, правила.
  3. Этап проведения – процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают  предложенную им ситуацию, выполнения определенные роли.
  4. Этап анализа и обобщения. По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует  окончательный итог урока.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что игра является очень перспективной формой обучения, так как она:

  1. способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке;
  2. усиливает мотивацию и активизирует деятельность учащихся;
  3. дает возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в различных ситуациях.

Поэтому  использование игр на уроках повышает эффективность учебного  процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"

В данной статье описаны современные методы и педагогические технологии, используемые  учителем Зуботаревой Е.Н.в обучении английскому языку...

Социокультурный компонент в процессе обучения иностранному языку как аспект формирования коммуникативной компетенции

Данная статья поможет учителям иностранного языка при разработке плана урока и во внеурочной деятельности...

Использование видео на уроках иностранного языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Использование аутентичных видеоматериалов в процессе обучения иностранному языку действительно способствует повышению уровня знаний учащихся, развивает их интерес к изучению иностранного  языка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕО НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕО НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ...

Использование кейс-технологий на уроках английского языка как средство формирования коммуникативных компетенций

В презентации рассматривается применение кейс-технологий при обучении иностранным языкам....

Курсовая работа слушателя курсов по немецкому языку Колабкиной В.В. на тему:"Использование современных педагогических технологий на уроке немецкого языка как средство формирования коммуникативных компетенций»

В работе  рассказывается: о использовании игровых технологий и метода проектов в учебной деятельности ;приводятся примеры конкретного применения методов и приемов на уроках немецкого языка....

Доклад. "Использование социокультурного материала в содержании обучения английскому языку как средства формирования коммуникативной компетенции у учащихся средней школы".

Центральными проблемами модернизации обучения  иностранному языку  в школе являются вопросы определения целей, а также содержания обучения, адекватного им, при разработке которых наиболее эф...