Аудирование
статья по теме

Бредихина Надежда Михайловна

Статья на тему" Аудирование.Использование песен на уроках."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon audirovanie.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

                               Аудирование

Одним из важнейших аспектов изучения иностранному языку является аудирование, так как именно умение воспринимать иноязычную речь на слух является ключом к успешному овладению иностранным языком

При обучении аудированию не всегда и не все протекает так гладко, как хотелось бы. Как и в любом другом виде обучения при обучении аудированию появляются свои трудности.

Общая трудность в аудировании, на которую раннее указывали методисты, - отсутствие четкой границы между звуками в слове. Но отсутствие такой границы является нормой, тогда как восприятие всех звуков звукового ряда невозможно уже по причине ограниченности слухового  рецептора человека: последний не воспринимает всю звуковую структуру слова.

        Важно и то, что слово не тождественно сумме составляющих его звуков. Действительное соотношение слова и его элементов в плане восприятия показали экспериментальные исследования, в ходе которых слоги, записанные на магнитную ленту и затем склеенные в отдельное слово, воспринимались не как слово, а как некоторая последовательность слогов.

        Поскольку отсутствие четкой границы между звуками в слове не препятствие, а предпосылка узнавания целого слова, то эту трудность следует считать нерелевантной  для методики обучения аудированию.

Вышеизложенное справедливо и на следующем уровне общей трудности – отсутствие четкой границы между словами в потоке речи. Как пишет Виноградов, фонетическая грань между словами в речи неустойчива и подвижна, а в некоторых языках слова «ничем фонетически не выделяются», и в звуковом потоке обособляются не слова, а «целые группы слов», выражающие в процессе речи единое смысловое целое.

Конечно, при обучении языку выделение слов и концентрация внимания на них неизбежны. Но это делается в момент введения языковой формы, когда на основе четкого, изолированного произнесения слова преподавателем учащийся получает возможность копирования или прямого переноса вводимой формы. В речи же слова выступают группами, и обучаемые не могут понят звучащий текст, поскольку для такого понимания требуется достаточно развитый речевой слух. Вместе с тем они без труда воспринимают те же слова, когда педагог произносит их изолированно, т. е. реализуют ту способность, какую дает им фонематический слух.

Сложность восприятия аудируемого текста зависит и от длительности последнего. С одной стороны, короткие сообщения легче удержать  в памяти и легче осмыслить в целом, но их труднее воспринимать, так как  сразу воспринимается не начало текста, а последующая его часть. А если учесть, что многие тексты, рекомендуемые для начального обучения аудированию, звучат около одной минуты, то все время аудирования было затрачено на «вдох».  Поэтому короткие тексты пользуются небольшой популярностью среди педагогов. Даже начальные тексты для аудирования должны быть достаточно длительными по звучанию.

        Исключительно важным фактором, определяющим успех обучения аудированию, является характер опор в процессе работы со звучащим текстом. Некоторые методисты рекомендуют программы аудирования, в основе которых лежат зрительные опоры с постепенными их снятием. Суть  данного подхода заключается в том, что освоение навыка аудирования начинается с опоры на визуальную наглядность, такую, как картина, кинофрагмент, диафильм.

        Действительно, зрительные опоры при обучении аудированию помогают  понять текст. Но, как нам представляется, достигается это по существу за счет обхода трудностей звучащего текста. Получив необходимую информацию за счет зрительных опор, обучаемый не будет испытывать необходимости в извлечении информации из звучащего  текста. Из этого следует, что опоры при обучении аудированию должны находиться в самом звучащем тексте. Тогда учащиеся будут вынуждены учиться преодолевать трудности, а не обходить их.

 Настало время сочетать различные технологии: старые и новые, традиционные и новаторские.

 Современные методисты предлагают разные способы и приёмы обучения аудированию. Один из них – использование песен на уроке иностранного языка. Этот приём имеет множество преимуществ:

  1. Многие подростки живут музыкой, поэтому использование песен на уроках существенно повышает мотивацию.Мы живём в эпоху глобализации и межкультурной коммуникации, и новое время требует от нас новых современных методов и приёмов обучения, нестандартных решений. Конечно, неправильно отказывать от того, что было раньше, от тех приёмов и методов, которые использовались в советской и постсоветской методике, но пришло время глобальной коммуникации.
  2. Количество песен настолько огромно, что несложно выбрать необходимую по изучаемой теме
  3. С помощью песен хорошо отрабатывать произношение, интонацию.
  4. В основном, песни написаны разговорным языком, с его помощью хорошо изучить

        этот стиль речи.

Мне  хотелось бы поделиться опытом работы с песнями на уроках английского языка .

Я использую этот вид работы в начале урока или в конце.. Сначала мы слушаем песню и пытаемся понять, о чем она, уловить общую идею. Далее я раздаю каждому листочки со словами этой песни, в каждой из которой пропущено по одному слову. Прослушивая песню во второй раз, дети вставляют необходимые слова.

На уроках английского языка в начальной школе кроме программных песен я успешно пользуюсь сборником песен « Sing along. Songbook” Издательство “ Планетариум.

Здесь собраны 22 детских песен, доступных к восприятию младших школьников с хорошим музыкальным сопровождением (один из любимых видов работы у детей ,после игровых ,что существенно облегчает работу  в плане аудирования).

Дети старших классов тоже  очень любят данный вид работы. Во- первых, все подростки обожают современную музыку. Во – вторых, тексты песен обычно затрагивают злободневные проблемы, которые учащиеся старших классов любят обсуждать. В – третьих, на примере песен хорошо изучать разговорный неформальный стиль. И наконец, это веселый способ изучения фонетики английского языка. Песни они подбирают сами в Интернете. Конечно, мы не слушаем песни каждый урок и не уделяем этому виду работы более 15 минут от урока. Но данный вид работы делает урок интереснее, повышает мотивацию и помогает лучше понять мир подростка, понять, чем он живёт и делает нас ближе друг к другу, к английскому языку,  к стране изучаемого языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по аудированию

Материал содержит аутентичные тексты в записи носителями языка...

дидактический материал по аудированию

Материалы для использования на уроке и для подготовки к олимпиадам...

аудирование

выступление на методсеминаре...

Использование Интернет ресурсов для развития навыков и умений аудирования.

Данная работа  предлагает 8 эффективных способов улучшения понимания английской речи на слух. Ссылка на скачивание приложений http://narod.ru/disk/19629933001/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B...

Методическая разработка. Программа "Аудирование в 5 классе. Французский язык"

Предлагаемая образовательная программа «Аудирование на французском языке» основывается на работе с аутентичными текстами песен, что способствует совершенствованию навыков понимания  разговорной р...

Развитие навыков аудирования. Игры, направленные на развитие навыков аудирования.

Методические рекомендации, помогающие учителю в осуществлении учебно-воспитательного процесса....

Трудности при обучении аудированию и психологические особенности при формировании навыков аудирования при обучении иностранному языку.

Трудности при обучении  аудированию и психологические особенности при формировании навыков аудирования при обучении иностранному языку....