Специфика преподавания второго иностранного языка в современной гимназии
статья по теме

Публикация  об особенностях преподавания  2ИЯ немецкого после английского в современной гимназии в период внедрения ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности преподавания второго иностранного языка в гимназии №209

Технология интеграции  предмета 2ИЯ и предмета «Технология» как средство  формирования метапредметных компетенций.

(Из опыта работы .)

Учитель немецкого языка 2ИЯ Сутягина Н.Л.

Специфика  преподавания 2ИЯ в гимназии осуществляется в условиях многоязычия и ориентировано на универсальное коммуникативное поведение, поликультурное сотрудничество ,открытость и толерантность, что определяется изменением языковой образовательной среды и. необходимостью выполнения нового социального заказа общества,  

 

Феномен многоязычия определяется не фактом многообразия языков и последовательным их овладением(родной язык,1ИЯ,2ИЯ) а способностью ученика под руководством учителя осознать взаимосвязь языков в их филологическом триединстве и использовать свой языковой опыт на уровне универсальных  коммуникативных стратегий для решения познавательных задач разного уровня, в т ч исследовательских и проектных работах, активно используя речевые и языковые компетенции всех языков, включая и родной.

Обучение 2ИЯ не может быть приравнено к преподаванию 1ИЯ английского в условиях его глобальности

1.Обучение 2ИЯ в гимназии начинается с 5класса ..Весь курс рассчитан всего на 490 часов

2Преподавание 2ИЯ  должно опираться на  определенные  психологические принципы. лежащие в основе формирования  языковой личности.

-мотивацию как личную значимость предмета обучения

-самоактуализацию и самоутверждение посредством языка

-активную коммуникативно-деятельностную позицию, открытость, творческое начало

-регулятивные  способности: рефлексию, самоконтроль, самокоррекцию, самооценку

-личностные качества: целеустремленность, дисциплинированность, эмпатия и воля как сохранение устойчивой работоспособности при преодолении препятствий

3.Урок второго иностранного языка не должен быть формальным. Он будет успешным, когда  ему  способствует внутренняя и внешняя мотивация к обучению иностранного языка. Развитие интереса к изучению 2ИЯ зависит и от родителей, проявляющих интерес к тому, что делает ребенок на занятиях

В связи с этим выставки для родителей, презентации полилингвальных проектов, результатов исследовательской деятельности в том числе на родном языке вызывают и поддерживают у школьников  интерес к изучению 2ИЯ,стимулитуют его творческую работу и приносят эстетическое удовольствие владения языком и формируют успешность.

.

4.Урок 2ИЯ в гимназии- должен воспитать такую языковую личность, которая обладала бы комплексом способностей на стыке нескольких предметных областей, в том числе точных и гуманитарных наук.

 5.Урок 2ИЯ должен быть метапредметным. Интеграция предметов 2ИЯ и  «Технология»,в основе которой лежат информационно - компьютерные технологии занимают в гимназии особое место. Следует отметить, что возможности предмета «Технология» в связке с преподаванием 2ИЯ  в гимназии предоставляют учителю 2ИЯ широкие возможности по развитию познавательного интереса учащихся сразу к нескольким предметам :2ИЯ и литература,  2ИЯ и история,2ИЯ и география и т.д., что определяется содержательной стороной предмета. Именно уроки технологии предоставляют возможности для  формирования не только базовых но и метапредметных компетенций. Предмет «Технология» позволяет учащимся получить представление о культуре переводческой деятельности, обучает их владению современными технологическими приемами извлечения обработки, хранения и передачи информации.  

На уроках “Технология перевода” учащиеся осваивают технологию ведения и использования двуязычного  и электронных словарей, знакомятся с видами перевода и сферами его применения и т.д. При этом особое место занимают интерактивные, компьюторные  и проектные технологии. 

Так в 2013-14 учебном году с учащимися 5а класса гимназии

была проведена исследовательская работа в рамках предметов  «Технология» и 2ИЯ на русском и частично немецком языке(опыт изучения 2ИЯ- полгода)  по теме «Немецкая дорога сказок» и «Мое путешествие по музыкальной улице Германии»,а с учащимися 7а класса  исследовательская работа-проект «Российские немцы» в рамках международного конкурса  «Дороги юных по Европе. Контакты восток-запад» на немецком и русском языке. Проектно-исследовательская деятельность с использованием 2И способствует развитию таких компетенций учащихс.как

компетенции социального взаимодействия (учитель-ученик, ученик-учитель)

 коммуникативной компетенции (развитие специальных языковых и речевых учебных

компетенций: владение устной и письменной речью работа с тектом,чтение с полным пониманием прочитанного)

компетенция УУД(восприятие текстовой информации как с электронного носителя,так и с бумажного

компетенция целеполагания, умения планировать свои действия, работать в группе, рефлексировать

компетенция проектирования, моделирования, компетенция использования информационных компьютерных технологий

Таким образом  речь может идти о создании  новой технологии интеграции предмета2ИЯ  и «Технология» как средство формирования метапредметных компетенций  учащихся гимназии, что является отличительной чертой преподавания 2ИЯ в гимназии и способствует его успешности.

Используемые источники:

1.НикитинаЛ.К. «Обучение второму иностранному языку в школе.Реальность и перспективы»,АППО,СПб 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преимущества и недостатки компаративного подхода в методике преподавания иностранных языков при изучении второго иностранного языка с ориентацией на первый.

Статья на тему: Преимущества и недостатки компаративного подхода в методике преподавания иностранных языков при изучении второго иностранного языка с ориентацией на первый....

Из опыта преподавания второго иностранного языка

В статье представлены материалы семинара "Преподавание второго иностранного языка (немецкого после английского)"...

Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык (второй иностранный язык)» для преподавания в 5В классе

Рабочая программаучебного предмета «Немецкий язык (второй иностранный язык)» для преподавания в  5В классе...

Статья "Специфика обучения второму иностранному языку в современной школе"

Статья "Специфика обучения второму иностранному языку в современной школе" посвящена особенностям преподавания второго иностранного языка...

Особенности преподавания второго иностранного языка (немецкий).

Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира– общепризнанно, что в информационно-технологическом обществе XXI века– определяющим в конкуренции государств будет у...

«Преподавание второго иностранного языка (французского): обучение грамматическим аспектам языка в 8-9 классах (программа 2-х лет)»

Выступление на тему «Преподавание второго иностранного языка (французского): обучение грамматическим аспектам языка в 8-9 классах  (программа 2-х лет)»...