Метод проектов как один из видов обучения в сотрудничестве.
статья по теме

В данной статье размещён материал, обобщающий мой многолетний опыт работы с учащимися по созданию мультимедийных презентаций.  Основные принципы личностно-ориентированного подхода к обучению.

Излагаются этапы работы над проектами, психологические и технические трудности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод проектов как один из видов обучения в сотрудничестве.

Учитель Английского языка ГБОУ Гимназия №227 Санкт-Петербурга

                                          Потапова Ирина Евгеньевна

Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами некоторым опытом исследовательской работы с учащимися, а именно: разработки мультимедийных презентаций, сайтов, проектов.

В Национальном проекте << Образование>>  в качестве самой большой ценности провозглашается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.

Выпускник школы должен обладать нужными для этого знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять различные виды деятельности (учебную, трудовую, эстетическую), и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству, как внутри своей страны, так и на международном уровне.

Всё это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе (ЛОП) к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. ЛОП делает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представить её средствами иностранного языка, включение школьников  в диалог культур.

Как влияет (ЛОП)  на выбор технологии обучения?

Необходимость поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие  с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность заставляет отдавать предпочтение таким технологиям обучения как “Обучение в сотрудничестве” и "Метод Проектов” (который может включать в себя обучение в сотрудничестве).

Всё вышесказанное и даёт нам основание считать ”Метод Проектов” одним из самых эффективных в обучении, воспитании и образовании.

А начинается всё с мотивации. Учащиеся начальной и 5-х – 8-х классов мотивированы на творческую деятельность всегда. Они легко увлекаются просмотрев презентации других. И учителя привлекают к работе всех желающих.

 В нашей Гимназии учащиеся 10-х классов, участвуя в работе УНИО, должны  подготовить проект по любому предмету. В конце учебного года проводится  сессия, в которую ученики сдают один экзамен по выбору и  по информационным технологиям (ИТ): защищают свой проект.  Задача учителя – заинтересовать своим предметом и привлечь к работе над проектом. Как показывает практика ( а проектной деятельностью я занимаюсь с 2003 года) учащиеся с любым уровнем знаний работают с удовольствием и справляются с данным видом деятельности.

 

Как вы понимаете, за работу по руководству проектом   учитель  не получает материального вознаграждения, но мотивация у учителя всё-таки есть:

  1. Возможность профессионального роста;
  2. Расширение кругозора;
  3. Освоение новых информационных технологий;
  4. Моральное удовлетворение результатом.

Работа над проектом ведётся поэтапно. Она начинается с того, что в начале сентября учащиеся информируются о том, что возможно сдать интегрированный экзамен по ИТ и  интересующему их предмету. К концу сентября они должны уже определиться с предметом. В октябре они начинают работу непосредственно над проектом и заканчивают её в середине марта. В конце марта проводятся несколько конференций: по ИТ – “ Профи “, по всем предметам - “ Купчинские Чтения“ и Городские Гимназические Чтения. Те учащиеся, которые не успевают закончить работу к этому сроку продолжают работу до конца мая и сдают экзамен. Те же, которые выступали на конференции от экзамена освобождаются.

Реферат (бумажная версия) должен быть готов и сдан на проверку учителю в середине февраля. Потом могут быть мелкие доработки и исправления. С конца января начинается работа над электронной версией: презентацией или сайтом. Теперь мы работаем в тесном контакте с учителями информатики, которые помогают облечь текст, иллюстрации и всю представленную информацию в форму, интересную для просмотра. Я обычно напоминаю учащимся про конфету в обёртке: внутри – вкусно (содержание – интересно), а снаружи – красиво (презентация – привлекает внимание). Конечно,  учащиеся должны владеть информационными технологиями, например, уметь делать презентации в Power Point . Учителя ИТ оказывают нам неоценимую помощь – без этого результат был бы не такой впечатляющий.

Этапы работы над проектом.

I этап – Целеполагание.                                                                                                                                          По моему мнению – самый важный. Выбор темы, выявление одной или нескольких проблем. В теме должна быть “изюминка”, то, что заинтересует большинство и о чём мы не имеем достаточно информации. Как правило, я предлагаю тему сама, но она должна нравиться и ученику, чтобы он работал с удовольствиям. Ученик может выбрать тему сам, но формулировка обсуждается с учителем. Иногда приходится намекать: какую информацию искать и о чём нужно обязательно написать.

Самые удачные презентации, которые были разработаны учащимися под моим руководством.  ”What the Romans left in Britain”,                                                                                                                  “Diana, The Princess of Wales”,                                                                                                                                    ”Winny - the Pooh-familiar and unfamiliar”,                                                                                                               ”The Royal London- the parks and palaces”,                                                                                                                       ”The Parliamentary London – history and traditions”,                                                                                   ”Queen Victoria and the rising of the British Empire”,                                                                                                    ”Cowboys: myths and reality”…                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Сейчас идёт работа над двумя проектами, но какими они будут говорить ещё преждевременно.

II. Планирование.                                                                                                                                                                     1. Предварительное составление плана содержания с определением конечной цели.                                             2. План работы над проектом (установка чётких сроков работы).                                                                             3. Установка сроков отчётности (число - примерно 1 раз в две недели, время).                                                                                                           4. Расписание консультаций (день, время).                                                                                                                                                            

В процессе работы происходит корректировка планирования содержания, в результате которой        появляется развёрнутое планирование.

III.Работа над проектом.  

А.  Библиографический поиск.                                                                                                                                      

1. Знакомство с библиотеками Санкт-Петербурга:                                                                                                         а. публичной библиотекой,                                                                                                                                                      б. библиотекой им .В. В. Маяковского,                                                                                                                            в. библиотекой литературы на иностранных языках,                                                                                                  г. районными библиотеками.                                                                                                                                          

2. Знакомство с типами каталогов.                                                                                                                                  а. алфавитный,                                                                                                                                                                          б. систематический.

 Б. Поиск в СМИ: в сети Интернет и др.                                                                                                                  

Естественно, если у меня имеются какие-либо материалы ( литература, фото, видео материалы), я предоставляю их ученикам.                                                                                                                                                      

  В. Работа над проектом.                                                                                                                                                     Это самый трудный этап, т.к. учащиеся не в полной мере могут организовать самостоятельную работу в течение такого длительного срока как 3-4 месяца. В течение этого периода приходится и напоминать о работе, и указывать на ошибки, и даже исправлять их самой (в зависимости от уровня владения английским языком).                                                                                                                              Это самый длительный и монотонный этап. Происходит систематическая корректировка по ходу работы, шаг за шагом. В это время очень важна поддержка со стороны учителя и родителей. Как в любой исследовательской работе может наступить кризисная или тупиковая ситуация. Были и слёзы , и желание всё бросить при незначительных трудностях. Постоянно надо поддерживать и воодушевлять.

IV. Защита проекта.                                                                                                                                                                     В середине марта происходит предзащита перед выходом на районную конференцию                                     “ Купчинские чтения“ и городские конференции ”Профи“ и Гимназические Чтения.                                          В конце мая учащиеся сдают интегрированный экзамен по ИКТ и выбранному предмету.

Учителя гимназии пользуются презентациями в своей работе по темам: Лондон, Парламент, История Великобритании, Литературные персонажи и пр. А также при подготовке поездок в Лондон и разработке маршрутов экскурсий.

В заключение хочу сказать,  несмотря на то, что эта работа занимает очень много времени, т.к. по сути является внеурочной, она приносит огромное удовлетворение  видеть то, насколько выросла самооценка учащихся и повысилась их мотивация к изучению английского языка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов, как один из видов самостоятельной работы

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменения ни одну сторону обучения. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного обра...

Метод проектов при организации различных видов деятельности учащихся в процессе обучения

Это иновационный педагогический проект может пригодиться вам для выступления на семинарах, педагогических советах и т.д....

метод проектов- как один из факторов личностно - ориентированного обучения

Цели ,задачи проектной деятельности.Требования к проектам....

Презентация "Метод проектов как один из видов развивающего обучения в процессе преподавания спецпредметов."

В данной презентации вы найдете все, что надо знать об образовательных проектах....

Метод проектов как один из наиболее эффективных для развития познавательных УУД в обучении иностранным языкам.

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации ФГОС общего образования. Учителя иностранного языка давно работают по проектной ...

Мастер-класс по теме: «Метод проектов как один из интерактивных методов обучения»

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению методом проектов, как одним из интерактивных методов обучения. Задачи:- осмыслить педагогами понятие «интерактивное обучение&raq...