Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе
статья на тему

Статья, посвящённая технологиям здоровьесбережения на уроках английского языка в начальной школе. Рассматриваются основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий, гигиенические критерии рациональной организации урока, ивды работ на уроках английского языка, способствующих здоровьесбережению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе

Максимцова Елена Леонидовна

учитель

МБОУ «Гимназия №1», г Ангарск

         Главная причина, основа, успеха в обучении – это комфортность эмоциональная, физическая, интеллектуальная. Условие комфорта – отсутствие каких-либо помех и преград. Недомогание, усталость, непонимание – это огромная помеха в овладении новыми знаниями, в учёбе; это стресс, который приводит к ухудшению здоровья. Одна из главных задач учителя – не навредить своими действиями ребёнку. А это не просто, ведь в погоне   за результатами мы забываем о физиологических особенностях детей, их болезнях, особенностях восприятия и запоминания материала, не думаем об их самочувствии, не допускаем мысли о возможных проблемах в семье или коллективе.  Часовая, весовая и информационная загруженность детей  явно на лицо. Как сделать, чтобы на уроках не чувствовалась усталость, а правила запоминались сами собой, положительные эмоции преобладали над отрицательными, а от процесса обучения каждый раз получали удовлетворение и учитель, и ученик. В этом должны помочь здоровьесберегательные технологии. Внедрение  в учебный процесс здоровьесберегающих технологий способствует повышению качества обучения, мотивации, сохраняет здоровье школьников.

Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

1. создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния;

2. творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения;

3. обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью;

4. построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего,  имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным;

5. учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции;

6. предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение "по единицам, а не по элементам", принцип целостности;

7. осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени;

8. рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни;

9. обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей;

10. обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровье сберегающих технологий;

 Рекомендуется использовать гигиенические критерии рациональной организации урока, автор Смирнов Н. К.

Фактор урока

рациональный

Недостаточно

рациональный

нерациональный

Плотность урока

Не менее 60% и не более 80%

85 – 90%

Более 90%

Число видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

Средняя продолжительность разл. видов учебной деятельности

Не более 10 мин

11-15мин

Более 15 мин

Частота чередования разл.  видов учебной деятельности

Не позже чем через10 мин

Через 11-15 мин

Более 15 мин

Число видов преподавания

Не менее 3

2

1

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 мин

Через 15-20 мин

Не чередуются

Наличие эмоциональных разрядок

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением норм

В произвольной форме

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением норм

В произвольной форме

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы

Частые несоответствия позы виду работы

физкультминутки

2 за урок, состоящие из 3-5 повторений

1 за урок с недостаточной продолжительностью

отсутствуют

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Индифферентный, имеются случаи отрицательных эмоций

Преобладают отрицательные эмоции

Момент наступления утомления

Не ранее, чем через 40 мин

Не ранее, чем через 35-30

Гораздо раньше, чем через 30

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе.

На уроках учителей, работающих в начальных классах, в полной мере используются все необходимые средства, способствующие здоровьесбережению.

  • Введение и закрепление слов происходит в игровой форме с использованием движения.
  •  При изучении и драматизации диалогов дети активно используют движения, то есть, они не просто рассказывают диалоги, а показывают их.
  • Использование в практике работы подвижных игр способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, воображения, а также познавательных и языковых способностей.
  • Учителя английского языка широко используют на уроках игрушки и картинки, маски. Дети имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической.
  • Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения.
  • Разучивание и исполнение стихов и песен на английском языке играет особую роль, ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием.
  • Особенно широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы «Рабочий день», в рамках которой дети сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья. Изучая тему «Продукты» дети знакомятся с правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов и т.д. Детям такие уроки особенно нравятся.
  • Во избежание усталости учащихся обязательна смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.
  • Чтобы избежать перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объем всех видов тестов, а контрольные работы проводить строго по календарно – тематическому планированию.
  • На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку.
  • Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Критериями отслеживания результатов использования здоровьесберегающих технологи могут служить показатели качества обучения (тесты, контрольные срезы), психологические тесты на определение отношения учеников к предмету, активность учеников на уроке, их участие во внеклассных мероприятиях.  

Список литературы

  1. Смирнов  Н.  К.  Здоровьесберегающие  образовательные  технологии  в  современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 110.        
  2. Сонькин В.Д. Законы растущего организма. – Издательство «Просвещение», 2008. – с.35.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе

В статье предложены средства, которые помогут восстановить работоспособность учащихся на уроке ( физкультминутки, пальчиковые игры,смена видов деятельности) и  сохранить психологическое здор...

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе

Забота о здоровье учащихся – одна из задач процесса воспитания и обучения в школе. Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его не...

Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка в начальной школе

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе" содержит необходимую информацию для сохранения  и укрепления здоровья младших школьников. В статье так же при...

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе

В наши дни проблема здоровья детей актуальна как никогда. На сегодняшний день большинство учащихся испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению психического и физического здоровья, снижению усп...

Мастер-класс Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе

Презентация педагогического опыта, которая знакомит с типами здоровьесберегающих технологий, направленных на укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. В ней также представлены: структур...

Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка в начальной школе. Динамическая пауза.

На страницах этой статьи я хочу поделиться с коллегами опытом проведения динамических пауз на уроках английского языка в начальной школе....

"Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе".

Здоровье дарит радость. Здоровье дарит свет. Здоровье – это сила! Здоровье – это смех!         Здоровье - это самая большая драгоценность для каждого из нас. Здоровь...