Региональный компонент на уроках английского языка
статья (10 класс) на тему

Статья о формировании знаний о родной и иноязычной культур, развитию мышления детей средствами языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon regionalnyy_komponet_statya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный компонент на уроках английского языка

На современном этапе повысился интерес к развитию человека в конкретной социокультурной и национальной среде. При этом формируются новые тенденции, отражающие, с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой - национально-региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами, менталитетом народа. 

Так, смысл преподавания иностранного языка склонился к введению учеников в мир родной и иноязычной культур, развитию мышления детей средствами языка. Речь идёт не только об усвоении иной культуры, но и об осмысленном понимании менталитета родного народа, что считается чрезвычайно важным в процессе становления личности, формирования мировоззрения в культурном развитии детей, расширении их кругозора[1].

Таким образом, мы говорим о формировании социокультурной компетенции, т.е. знаний учащимися национально-культурных особенностей стран изучаемого языка, умений осуществлять речевое поведение в соответствии с этими знаниями, а также готовности и способности жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире [4].

Важным фактором формирования социокультурной компетенции является применение новых технологий обучения. Остановимся по подробнее на основных методах и приемах.

Проектную методику в данном случае считают  продуктивной,  так  как  она  создает  уникальную  возможность  для  личностного  роста  учащихся,  ориентирует  их  на  раскрытие    творческого  потенциала  и  развитие  познавательных интересов. Проектная методика это личностно  ориентированный  вид   деятельности,  который  обеспечивает  условия  самопознания, самовыражения и самоутверждения [2].

Тематика проектных работ имеет социокультурное и культуроведческое звучание в аспекте контрастно-сопоставительного характера. Так, в своей педагогической деятельности я использую следующие темы: «Мой город», «Досуг и увлечения молодежи», «Мордовия – столица спорта », «А. И. Полежаев и наша школа», «Проблемы экологии региона», «Технический прогресс в регионе». Проектная работа в рамках НРК также дает учащимся возможность больше узнавать о своей малой родине, активнее вникать в процесс общения на английском языке.

Учащиеся с удовольствием занимаются проектной деятельностью. Презентация проектов зависит от выбора и интересов учащихся и может быть в виде газетной статьи, репортажа, экскурсии на английском языке,  плаката, видеоролика и так далее.

Технология  обучения  в  сотрудничестве  помогает  создать условия  для  активной  совместной  учебной  деятельности  учащихся   различных  учебных  ситуациях.  Продуктивен  метод сравнения,  позволяющий  сопоставить  факт родной культуры и культуры изучаемого языка, а также провести параллель сравнения  традиций,  обычаев,  манер,  праздников  и  достижений [3]. Сопоставление  и оценивание, как правило, происходит в ситуациях речевого общения. На основе краеведческого материала можно моделировать вполне реальные коммуникативные ситуации: беседа о родной стране, о ее столице, о родном городе с гостем из-за рубежа, проведение экскурсии для гостей на английском языке и т.п. Учащиеся не только с азартом ведут диалог о родном крае, но и легко преодолевают «языковой барьер».

 Для развития и формирования  социокультурной  направленности,  как  составляющей  коммуникативной компетенции, наиболее  эффективными  считаются  уроки,  имитирующие какие-либо  занятия  или  виды  работ: путешествие,  экскурсия,  защита туристических  проектов,  урок – (ролевая)  игра,  урок-конкурс,  урок-викторина и другие.

Материалом  для  обучения  аудированию  служат  аутентичные  тексты – аудио и видео- тексты. Наиболее интересным вариантом такого метода является просмотр ролика «Mordovia. Strategy of Success». Учащиеся не только совершенствуют умение воспринимать информацию на иностранном языке, но и лучше познать свою малую Родину. Данный вид работы характерен для старшеклассников. Варианты заданий после просмотра могут быть: рассказать о географическом положение Республики Мордовия, составить рассказ о достопримечательностях региона и т.д.

Использование на уроках ролевых игр также способствует развитию  социокультурной и коммуникативной компетенций.

В качестве примера можно привести ролевую игру «Литература Республики Мордовии».

Цель данной игры является развитие навыков общения друг с другом в пределах изучения материала «Литература и писатели Мордовии».

Ситуация общения: специалисты в области литературы и слушатели собрались для проведения ток – шоу. Учащиеся объединяются в группы и получают ролевые карточки с заданиями.

Группа 1. «Вы – журналисты. Сделайте обзор основных моментов литературного развития в Республики Мордовия».

 

Группа 2. «Вы – знатоки мордовских писателей. Сообщите интересные факты из их жизни. Расскажите о А.И. Полежаеве».

Группа 3. «Вы – слушатели. Задайте уточняющие, интересующие вас вопросы, на основе прослушанной информации» (используйте выражения просьбы: Could you…?  Would you…? Do you mind…? Would you be so kind as to…?)

Таким образом, реализация регионального компонента на уроках английского языка становится не только средством формирования  разных видов компетенций, но и имеет также большое воспитательное значение.

Итак, овладение иностранным языком неразрывно связано с овладением национальной культурой, которая предполагает не только усвоение культурологических знаний, но и формирование способности и готовности понимать ментальность носителей изучаемого языка, а также умение представлять свою страну, свой регион.

Литература

  1. Белякова, Е.Г., Захарова И.Г. Социокультурное информационное пространство в контексте проблемы формирования личности // Вестник ТюмГУ. Серия «Педагогика. Психология. Философия». 2010. № 5. С. 11-17.
  2. Милосердова, Е.В. Национально – культурные стереотипы и проблемы межкультурной компетенции // ИЯШ, 2004, №3. – С.80 – 84.
  3. Самкова, Л.Н. Национально-региональный компонент как средство формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка// Л.Н. Самкова/ Интернет и образование, 2011. - № 32.  
  4. Сафонова, В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам/ В.В. Сафонова. - М.: Высш. Шк.: Амскорт Интернэшнл, 1991. -311 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование регионального компонента на уроках английского языка»

В течение многих лет нами, учителями английского языка  МОУ СОШ № 5 Фроловой Г.М. и Горевой Т.В. собирается материал о родном городе, крае. Ежегодно материал дополняется и совершенствуется. К каж...

Использование региональных компонентов на уроках английского языка

Цель данной работы – представить интересные краеведческие моменты: история казачества, культура и традиция народов проживающих на Кубани, природа и защита окружающей среды. Актуальность работы состои...

Региональный компонент на уроках английского языка как важнейшая составляющая образовательного процесса

Обощение опыта работы по проблеме "Использование регионального компонента на уроках английского языка"...

Региональный компонент на уроках английского языка по теме "Семья" , 6 кл

Развитие навыков устной и письменной речи на основе творчества П.П.Бажова, приобщение к культуре родного края "Семья. Урал. Сказы"...

Национально-региональный компонент на уроках английского языка

Работа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование НРК по классам...

Региональный компонент на уроке английского языка. Авторы: Ерофеева А.А., Покасова С.В. – учителя МБНОУ «ГКЛ» г.Кемерово

Данный материал по регионоведению может быть использован при изучении программных тем основной школы в 8–9 классах «Моя страна. Знаменательные даты. Известные люди» для развития таких видов рече...

Региональный компонент на уроке английского языка в 10 классе. Текст для самостоятельного изучения с последующими заданиями.

Текст для самостоятельного чтения "Аркаим" с 5 вопросами (4 из которых на проверку понимания прочитанного, 5ый вопрос - выделение основных мыслей и краткий пересказ).Возможно включение данного фрагмен...