«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
методическая разработка на тему

Ломшина Надежда Васильевна

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnoe_zadanie.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

            В современном мире акцент переносится на воспитание свободной личности, важно развить в нем способность самостоятельно мыслить, добывать и применять полученные знания. Не менее важно научить ребенка анализировать ситуацию, принимать обдуманные решения и эффективно сотрудничать в различных по профилю и составу группах.

        В последние годы метод группового обучения стал одним из наиболее популярных. Основная цель работы в группах развитие мышления учащихся. Выполняя различные задания в группах, ученики приобретают навыки организаторской работы. Происходит формирование рефлексивных способностей и создание благоприятных условий для учебного самоопределения. В результате ряда исследований отечественными учеными было выявлено, что среднестатистический ученик разговаривает на уроке по заданной теме около 5-7 минут, при условии, что урок длится 45 минут. Для урока иностранного языка такой показатель является довольно низким, поскольку конечной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции учащегося, иными словами способность ребенка понимать иностранную речь и реагировать на нее при погружении в языковую среду.  

        Существуют различные пути решения данной проблемы. Одно из них работа в группе. В группах активность учащихся возрастает, потому что они чувствуют себя комфортнее.

        Групповая работа – это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование различных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога.

        Существует множество различных моделей и методов обучения. Модели обучения подразделяются на пассивную, активную и интерактивную. В пассивной модели предполагается, что ученики усваивают материал из текста учебника и из слов учителя. При этом они не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Активные методы обучения способствуют стимулированию познавательной деятельности и самостоятельности учащихся. Особенностью активной модели является наличие обязательных творческих заданий. Интерактивная модель обучения предусматривает непосредственное активное взаимодействие учеников между собой, таким образом, в интерактивной модели обучения используются групповые технологии.

        Групповые формы работы способствуют поддержанию заинтересованности на уроке и непосредственной включенности в процесс. Групповые технологии имеют широкое применение в различных видах деятельности:

  • Решение задач
  • Обучение способам организации
  • Обучение рефлексии
  • Проектирование
  • Анализ ситуации

        По мнению А. Б. Воронцова «Модель совместной учебной деятельности в группе включает в себя 5 основных элементов»:

        1. Позитивная взаимозависимость. Данный термин означает понимание учеником, что для того, чтобы достичь успеха, выполняя какое-либо задание, необходимо осознавать, что между ним и остальными участниками группы существует связь, которая не позволяет достичь успеха одному, если остальные участники успеха не достигнут.

        2. Личное взаимодействие. При работе в группе учащиеся должны общаться между собой и оказывать взаимопомощь, вместе искать пути решения поставленных задач и обсуждать новые идеи.

        3. Индивидуальная ответственность. Несмотря на работу в группе, ученик должен осознавать ответственность за свои действия, понимать, что оценивается не только коллективный результат, но и личный вклад в работу.

        4. Навыки общения. Групповые технологии помогают ученикам приобрести необходимые навыки в общении с людьми. Учащиеся вынуждены искать компромисс и находить пути решения поставленных задач вместе, чтобы успешно выполнить задание.

        5. Совместная оценка хода работы. Группы учащихся должны анализировать ход работы и ее результаты, выявлять проблемы и подводить итоги, определяя каким образом можно добиться лучших результатов и действовать более эффективно.

                Практика показывает, что предпочтительно формировать группы по четыре человека. Такое деление позволяет организовать наиболее эффективную работу в парах внутри одной группы: каждый из участников группы может последовательно работать в трех разных парах (принцип социального взаимодействия).    

        При организации группового обучения на стадии формирования групп приходится выбирать наиболее подходящий для данного вида работы тип группы.

        Существует множество разных типов групп.        Разнородные группы обычно формируются по принципу: один “сильный”, два “средних” и один “слабый” ученик. Можно выделить следующие достоинства данного типа группы:

  • учитель сам формирует группы, обеспечивая баланс в каждой группе;
  • обеспечивается максимальное воздействие между учениками с разными способностями;
  • “слабые” ученики попадают под опеку “сильных” и при правильном построении задания приобретают максимум знаний и опыта;
  • в каждой группе есть сильный ученик, который может стать помощником учителю во многих случаях при работе в группах.

        В то же время следует отметить и некоторые недостатки: например, формирование групп в таком случае занимает достаточно много времени, поэтому рекомендуется делать это во время подготовки к уроку. Практически отсутствуют возможности взаимодействия “сильных” учеников с “сильными”, “слабых” со “слабыми”, что бывает необходимо в некоторых случаях. К тому же ученики могут привыкнуть к статусу “сильных” и “слабых”, что повлечет за собой формирование нежелательных стереотипов в классе. Именно поэтому рекомендуется периодически использовать однородные группы.

        Существуют также другие подтипы разнородных групп, например, при обсуждении какой-либо темы с целью спровоцировать дискуссию формируются тематические группы, в состав которых входят ученики с разными точками зрения.

        Еще один подтип разнородных групп - базовые группы. Базовая группа - это группа, формируемая учителем на длительный срок (например, на полугодие), участие в ней чередуется с участием в других типах групп.

        Под произвольным формированием групп подразумевается деление на группы по произвольному признаку.  Наиболее распространенным способом формирования произвольных групп является так называемая “шеренга”, когда ученики выстраиваются в один ряд по определенному признаку, например по цвету глаз, волос, по месяцам рождения (на уроках иностранного языка это хорошая возможность повторить ту или иную лексику), затем  поделить их на необходимое количество групп. Также можно подготовить набор карточек разных цветов (количество цветов определяется предположительным числом групп, количество карточек - числом учеников) и предложить ученикам лотерею: все ученики с карточками одинакового цвета становятся участниками одной группы.

        Существует большое количество вариантов обучения в группе. Рассмотрим наиболее известные методы группового обучения.

        Метод учебного турнира.  Суть данного метода состоит в том, что после изучения новой темы проводится турнир, в котором встречаются учащиеся из команд, сформированных по одинаковому уровню знаний.

        Метод командной поддержки индивидуального обучения. Основная характеристика данного метода – предоставление группам возможности изучать учебную программу в индивидуальном темпе. Ученики работают над заданиями, выполняя которые они могут помогать друг другу, объяснять материал и давать советы, а также учащиеся могут исправлять ошибки своих партнеров по работе. Учитель наблюдает за работой групп и корректирует ошибки, если ученики не могут справиться с определенным заданием.

        Метод группового взаимообучения. Учащиеся помогают и поддерживают друг друга на различных этапах обучения. Они совместно выполняют домашние задания, пересказывают учебный материал, готовятся к контрольным работам и тестам, проверяют самостоятельные работы друг друга и исправляют ошибки.        

        Метод группового исследования. Суть данного метода состоит в том, что группы, сформированные по неформальному признаку (ученики сидят за одной партой; по признаку симпатии и т.д.) изучают какую-либо тему с целью выступления с сообщением или докладом по этой теме перед всем классом. Внутри группы каждый учащийся исследует свой вопрос, а затем предоставляет информацию для всей группы. Далее по такому же принципу, после презентации материала всех участников группы формируется общий доклад.         

        Поисковый метод. Особенность данного метода заключается в том, что формирование групп учащихся происходит для реализации проекта или решения практически направленной учебной задачи. Цель группы – провести исследование. Данное задание требует творческого, изобретательского подхода.

        Во многих странах известна и с успехом практикуется структура, получившая название “пила”, или “американская мозаика” (jigsaw). Такая структура используется в основном на этапе введения нового дополнительного материала. Необходимо приготовить материалы в печатном виде, при этом поделив их на четыре более или менее равные части (по количеству учеников в группе). Каждый из участников группы получает часть заготовленного материала и в течение определенного времени его прорабатывает. По истечении времени учащиеся из разных групп, работавшие с одинаковым материалом, формируют пары или новые группы и обсуждают прочитанное, выделяют наиболее важные моменты и готовятся представить материал остальным ученикам своей группы. По возвращении в свою группу они представляют свою часть материала, выступая, таким образом, в роли учителя. К концу работы в группе каждый ученик получит информацию по всему материалу.

        Структура, которая может быть с успехом использована как на этапе закрепления материала, так и на этапе текущего контроля получила название “круглый стол”. Каждый участник группы получает “рабочий листок” - лист бумаги под определенным номером, на котором сверху помещен вопрос, а также пять граф (четыре в случае, если группа состоит из трех человек) для ответов. Набор рабочих листков для каждой группы одинаковый. В течение определенного периода времени ученик в письменном виде отвечает на поставленный вопрос в отведённой для этого графе. По истечении времени листок передается по кругу следующему ученику, который также отвечает на помещенный там вопрос. Таким образом, когда рабочий листок вернется к своему владельцу, на нем уже будут даны четыре (три) ответа на вопрос. Ученик внимательно изучает все ответы на вопрос и, в случае необходимости, вносит изменения или дополнения в свой первоначальный ответ в последнюю графу. На следующем этапе ученики из разных групп с одинаковыми номерами на рабочих листках формируют новые группы, обсуждают полученные ответы и в случае необходимости вносят коррективы в формулировку своего ответа.

        Если использовать данную структуру на этапе текущего контроля, можно оценить как первоначальный ответ ученика, данный им в первой графе, так и его работу в группе.

         Все исследователи проблемы группового обучения приходят к выводу о том, что такой вид деятельности приносит положительные результаты лишь в комбинации с традиционными методами. Представляется целесообразным использование групповых форм и методов работы примерно в 25% учебного времени. К тому же нельзя забывать о том, что работа в группе - не развлечение в учебное время, ученики прежде всего учатся сотрудничать и повышают свой уровень знаний.

        Обучение в коллективе можно назвать обучением на своем опыте или приобретением опыта. Все виды групповой деятельности дают возможность раскрыть в ребенке скрытые ценности, возможности, способности, творческую личность. Единственное, что, на мой взгляд, не стоит забывать, основным звеном этой деятельности является ребенок с его личностными особенностями. Очень верно об этом сказал когда-то К. Роджерс: «Я буду рядом с тобой, но я не буду вторгаться в твой внутренний мир. Я буду поддерживать и подбадривать тебя, чтобы ты пробовал что-то новое, чтобы ты рисковал на пути к познанию, но я никогда не буду толкать тебя силой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения на уроке иностранного языка в начальной школе

Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на сегодняшний день требование времени. В ...

Методическая разработка на тему: «Игровые методы обучения на уроках иностранного языка»

В наше время современное обучение направлено на поиск различной методики, новых форм и приемов обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личнос...

Применение методов группового обучения на уроке английского языка

СодержаниеВведениеГлава I. Теоретические основы группового обучения.1.1.  Основные тенденции развития  группового метода обучения в мировой  педагогической  практике. 1.2. Ви...

Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках иностранного языка в старшей школе

1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения).2. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к де...

Опыт работы "Применение методов группового обучения на уроке английского языка"

Наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия учащихся в группах. Групповые формы работы на уроке спосо...

Применение методов группового обучения на уроках иностранного языка.

В статье рассмотрены основные принципы, цели и организация групповой работы на уроках. Также указаны основные этапы работы с группами и типы групп. В заключительной части статьи я делюсь опытом, указы...

Применение метода группового обучения на уроках английского языка

Применение метода группового обучения на уроках английского языка в начальной школе...