Интеграция основного и дополнительного образования через интернационализацию учебного процесса
статья на тему

Ташлыкова Елена Владимировна

В статье разбирается понятие интеграции. Интеграция в образовании - закономерный процесс. Интеграция основного и дополнительного образования через интернационализацию учебно-воспитательного процесса - это путь к успешному изучению иностранных языков. В статье рассматривается опыт работы Клуба Интернациональной Дружбы "Глобус" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция  основного и дополнительного образования через интернационализацию учебно-воспитательного процесса - путь к успешному изучению иностранных языков.

Ташлыкова Е. В., учитель немецкого языка высшей категории                                         МАОУ «Гимназия № 67» г. Нижний Новгород, руководитель районного методического объединения учителей иностранного языка,  тел. 8 (831) 270-03-69, 8 9101478734

Характерной особенностью образовательной системы как живого социального организма является устойчивая тенденция к саморазвитию, которая реализуется лишь в том случае, если отношения образующих ее структуру субъектов осуществляются в виде созидательного взаимодействия. Образовательная система есть, прежде всего, совокупность субъектных взаимодействий, обладающая потенциалом качественного изменения взаимосвязей между структурными составляющими.

Взаимодействие учебных дисциплин реализуется, как известно, в межпредметных связях. В гимназии № 67 ведется углубленное изучение английского языка, преподавание ряда предметов на английском языке (страноведение, зарубежная литература), изучение второго иностранного языка (немецкий, французский, итальянский) с опорой на первый язык.

Актуализация взаимосвязи родного и иностранного языков базируется на взаимодействии. В педагогику введены такие понятия, как “педагогическое взаимодействие” (Г.И. Щукина, Л.А. Витвицкая, Е.В. Коротаева); “продуктивное учебное взаимодействие” (В.Я. Ляудис); “ценностное взаимодействие” (А.В. Кирьякова).

В ряде исследований даются психолого-педагогические основания для специального выделения таких видов взаимодействия, как: деструктивный (авторитарно – разрушительный), рестриктивный (сохраняющий), реструктивный (поддерживающий) и конструктивный (развивающий) виды взаимодействия (О.С. Анисимов, П. Вацлавик, Д. Джексон, Е.В. Коротаева, А. Маслоу).

Для актуализации взаимосвязи родного и иностранного языков особое значение имеет способность/готовность субъектов образовательного процесса к конструктивному взаимодействию. Готовность к конструктивному взаимодействию – это интегративное качество, выражающее личностное отношение и деятельность: педагогически ориентированные ценности и мотивы; знания о человеке, социуме, сущности конструктивного взаимодействия; комплекс организационно-коммуникативных умений и эмоционально-волевой настрой на продуктивное диалогическое общение в учебно-познавательной деятельности (С.А. Царев, В.Г. Рындак).

Речь идет об интеграции знаний, особенностей структур, построения, специфики изучения и т.п. родного и иностранного языков, литературы и других гуманитарных дисциплин.

Большинством исследователей интеграция определяется как понятие, означающее состояние связанности отдельных частей в единое целое и сам процесс, ведущий к такому единству (В.Каган, А.С.Кравец, Н.Чебышев, А.Д.Урсул и др.), достигаемому не формально, механически, а путем взаимопроникновения, взаимодействия, взаимовидения, взаимодополнения, взаимосочетаемости, взаимозависимости (А.А.Ятайкина), вследствие чего возрастают объем, частота, интенсивность взаимодействия между элементами системы; укрепляется ее целостность, устойчивость, автономия, повышается эффективность действия (интеграция как процесс), что в итоге приводит к состоянию гармонической уравновешенности совместного упорядоченного функционирования (интеграция как результат).

Усилие интеграционных процессов ведет к повышению результативности любой деятельности.

 Сущность педагогической интеграции определяется как формирование единства познавательной, эмоционально-оценочной и духовно-нравственной сфер личности учащихся в условиях образовательного процесса. В соответствии с данной методологической установкой особенность дидактической интеграции состоит в установлении взаимосвязи и взаимодействия элементов процесса обучения, направленного на развитие целостной личности учащихся.

Интеграция языков как межкультурное взаимодействие обеспечивает поиск и нахождение инварианта значения, общего смысла языков как субъектов культур, воспитывает чувство связи знаний и законов мироздания.

Интеграция ведет к углублению знания родного языка и культуры. При этом знания родного и иностранного языков взаимодействует на уровне лингвистической, социальной, культурной, терминологической, образно-понятийной, смысловой, деятельностно-операциональной и т.д. связи.

Педагогическое содержание интеграции определяют следующие принципы: 

  • целенаправленность взаимосвязи;
  • целостность педагогического процесса как понимание общих свойств системы предметных взаимодействий, ее предназначения;
  • лингводеятельностный характер процесса обучения языкам;
  • креативность/творчество как на уровне процесса, так и на уровне личности;
  • адаптируемость как синтез теоретических положений, определяющих способы, пути и средства взаимосвязи в теории к требованиям и закономерностям практики;
  • плюрализм и толерантность, множественность интерпретаций;
  • широкая опора на знания родного языка, литературы и гуманитарные знания в целом;
  • межпредметный характер связей образовательного процесса;
  • сотрудничество субъектов образовательного процесса и диалог культур.

Итак, конструктивное взаимодействие субъектов образовательного процесса при обучении языковым дисциплинам демонстрирует условность границ родного и иностранного языков как учебных дисциплин, отражает общие лингвистические закономерности, всеобщую связь и их объемность. Один из результатов интеграции - формирование у школьников таких глобальных ценностей, как язык и речь, культура, взаимоотношения людей.

Образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы каждый ученик, воспитанник нашел свою нишу, в которой он не только бы получал, добывал знания, но и соприкасался с явлениями культуры, активно проживая их в собственном творчестве. При этом каждый может проявить познавательную активность, навыки самопознания, самопрезентации. В этом плане продуктивной моделью культуротворческого образования и является дополнительное образование.

Дополнительное образование тесно связано с каждой ступенью обучения. Главная его цель выявить зависимость познавательного интереса, творческих способностей, интеллектуального развития учащихся от умения педагога организовать воспитательную деятельность на основе индивидуального подхода в соответствии с возможностями и потребностями школьников.

Взаимопроникновение основного и дополнительного образования ставит целью создание единого педагогического пространства, в котором происходит духовно-нравственное развитие, образование и оздоровление через художественное творчество самих детей.

Взаимодействие основного и дополнительного образования в гимназии № 67 г. Нижнего Новгорода осуществляется через интернационализацию образовательного процесса в рамках коммуникативной программы гимназии.

Проблема интернационализации образования всегда будет связана с преподаванием иностранных языков в школе. И успех решения первой проблемы во многом зависит от качества обучения детей иностранным языкам. На языке жестов и мимики по-настоящему дружить с иностранными друзьями невозможно даже при огромном стремлении к этому. Да и мотивация к изучению того или иного языка становится личной, когда знаешь, что на этом языке ты сможешь не просто читать и переводить, а общаться с тем, кто тебе интересен.

Применительно к школьной системе образования речь может идти об интернационализации как образовательного, так и воспитательного процессов.

Интернациональную деятельностью гимназии можно считать уникальной. Клуб Интернациональной Дружбы осуществляет свою деятельность с 1957 года и является старейшей школьной организацией дополнительного образования, основной задачей которой является интернациональное воспитание школьников.

20 иностранных студентов из 17 стран обучались в разные годы в нашей гимназии по программе AFS и Youth Share International. География наших друзей весьма обширна: Америка, Германия, Франция, Канада, Италия, Тайланд, Бразилия, Норвегия … Ученики гимназии тоже не отстают от своих зарубежных сверстников: среди членов Клуба Интернациональной Дружбы  победители международного конкурса «Акт в поддержку свободы», и конкурсов Британского Совета; Лауреаты конкурса «Добровольцы»,  победители конкурса FLEX.

Работа в клубе осуществляется по нескольким  направлениям и секциям: секция страноведения  знакомит учащихся с культурой и традициями зарубежных стран, условиями жизни и учебы своих сверстников, молодежными организациями; пресс-центр выпускает бюллетени, оформляет стенгазеты, посвященные отдельным событиям, ведет летопись работы КИДа; почтамт „Дружба”  помогает установить дружескую переписку, активисты помогают правильно оформлять письма ( ведется электронная переписка со школами-партнерами гимназии в Италии и Китае, Казахстане и Татарстане); лекторская группа – проводит лекции и беседы об истории, культуре различных стран, о международном молодежном движении; поисковая группа – занимается сбором информации об истории развития интернационального движения в гимназии.

 Наряду с традиционными формами  работы (тематические беседы,  занятия в Интернет-клубе,  исследовательская и поисковая работа,  выпуск стенгазет) осуществляются телекоммуникационные проекты. В гимназии накоплен большой опыт участия в Интернет-проектах «Глобальные демократические диалоги»,  уже традиционными стали телемосты со школами – партнерами гимназии в рамках проведения Международной научно-практической конференции «Вместе в будущее»

Международные телекоммуникационные проекты уникальны в том отношении, что они дают возможность создать реальную языковую среду. Никакие другие методы и технические средства не позволяют создавать такие условия. Международные проекты, организуемые в сети Интернет на основе исследования и решения какой-либо общей проблемы, одинаково интересны и значимы для партнеров разных стран. Отметим, что язык при этом выступает в своей прямой функции: как средство формирования и формулирования мыслей. Это и является подлинной обучающей средой, настоящим погружением не только в исследуемую проблему, но и в саму иноязычную деятельность, в другую культуру.

Таким образом, КИД – это школа общения. Осуществляя это общение, мы решаем следующие задачи: актуализация изучения иностранных языковсоздание условий для самореализации личности, формирование гражданской активности, установление новых международных связей.

Задачи Клуба Интернациональной Дружбы продиктованы современной ситуацией в обществе, которое требует от школы включения учащихся в обсуждение социальных проблем, участия в их решении. Обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности. Именно от этих качеств во многом зависит конкурентоспособность человека на рынке труда

        Это позволяет нацелить школьный коллектив на достижение таких результатов образования, как информационная и коммуникативная компетентности учащихся и на пути решения проблем, без которых невозможна  успешная социализация личности в обществе, что в настоящее время является приоритетным направлением в обучении и воспитании.

Таким образом, деятельность Клуба Интернациональной Дружбы является наглядным примером успешной интеграции в изучении родного и иностранных языков, продуктивного взаимодействия  основного и дополнительного образования в рамках коммуникативной модели гимназии.  

Список использованной литературы

  1. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. В. Байбородова. – М. : Просвещение, 2013. – 177 с.
  2. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС. – Липецк : ЛИРО, 2012.
  3. Нагайцев, А. Н. Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития одаренности [Электронный ресурс] / А. Н. Нагайцев. – Режим доступа : http://festival.nic-snail.ru/index.
  4. Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности : метод. рекомендации / под ред. А. В. Золоторевой. – Ярославль : ЯГПУ, 2011. – 312 с.
  5. Степанов, П. В. Развитие школы как воспитательной системы / П. В. Степанов. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция основного и дополнительного образования

Формирование целостногообразовательного пространства на основе интеграции основного и дополнительного образования...

«Школьный музей в образовательном пространстве школы полного дня (интеграция основного и дополнительного образования школьников)»

Музей сотрудничает с различными организациями – дошкольным учреждением, советом ветеранов, воскресной школой, другими музеями....

«Интеграция общего и дополнительного образования через уроки технологии и кружковую работу»

Доклад к онференции «Дополнительное образование детей как важный компонент социокультурного пространства муниципалитета»...

Пути интеграции основного и дополнительного образования через реализацию проектной деятельности.

Статья "Пути интерграции основного и дополнительного образования" через реализацию проектной деятельности...

Образование: скрытое сокровище» (из опыта работы по интеграции основного и дополнительного образования)

Материал выступления на Международной Российско-Белорусской конференции...