«Обучение английскому языку на основе реальных учебных ситуаций»
опыты и эксперименты (10 класс) на тему

Возрастающая потребность школьников в овладении иностранными языками как инструментом будущей профессиональной деятельности, открывающим доступ к престижной работе, зарубежным контактам, обязывает учителя иностранного языка выбирать технологии, которые будут способствовать созданию доброжелательной, комфортной атмосферы, стимулировать мотивацию к овладению новым языком общения и позволит раскрыть учащимся свою индивидуальность, способности и проявить активность. Совершенно очевидно что, используя только традиционные методы обучения , решить эту проблему невозможно поэтому должны быть созданы условия, способные вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_dunaeva_mariya_borisovna.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

 «Обучение английскому языку на основе реальных учебных ситуаций»

Если мы будем учить сегодня так,

 как мы учили вчера, мы украдём

 у наших детей завтра

        Джон Дьюи педагог, философ (США)

Информация об опыте

  1. Тема опыта.

«Обучение английскому языку на основе реальных учебных ситуаций»

  1. Условия возникновения, становления опыта.

Возрастающая потребность школьников в овладении иностранными языками как инструментом будущей профессиональной деятельности, открывающим доступ к престижной работе, зарубежным контактам, обязывает учителя иностранного языка выбирать технологии, которые будут способствовать созданию доброжелательной, комфортной атмосферы, стимулировать мотивацию к овладению новым языком общения и позволит раскрыть учащимся свою индивидуальность, способности и проявить активность. Совершенно очевидно что, используя только традиционные методы обучения , решить эту проблему невозможно поэтому должны быть созданы условия, способные вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс. На мой взгляд, необходимо гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием современных образовательных технологий. В практике своей работы я пользуюсь многими технологиями такими как: технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, развитие критического мышления через чтение и письмо, но я расскажу только о тех, при помощи которых достигаются наилучшие результаты, это, на мой взгляд, игровые, проектные и информационно-коммуникативные технологии.

Мы так часто говорим о тех или иных технологиях, об их применении на уроках. Так почему же тогда у выпускников школ уровень владения иностранных языком не велик? В чем же причина? Я решила разобраться в причинах это явления.

Английский на русском. Абсолютное большинство школьных уроков английского ведется на русском языке. И если в начальных классах это вполне нормально, ведь школьники только начинают учить иностранный язык, то в старшей школе это приводит лишь к тому, что ученики могут разговаривать только заученными фразами из тем, которые абсолютно не применимы в обычной жизни.

Из первого пункта следует второй -  незнание разговорного английского. Ведь «My name is…» и «London is the capital of Great Britain» -  это даже не верхушка айсберга, а самая малая крупинка того, что школьники должны уметь свободно говорить на английском. Основное внимание в школьной программе уделяется грамматике, которую, безусловно, нужно знать, но обязательно нужно уметь применять именно в разговорной практике.

Произношение. Многие учителя просто игнорируют то, что ученики неправильно произносят английские звуки, требуя лишь знания набора предложений в «топиках», которые они пересказывают. А ведь изначально задумка таких топиков заключалась в том, что ученики ведут свободный рассказ на заданную тему. Без использования тетрадей и бумажек!

Отсутствие развития одновременно всех навыков: чтение, говорение, аудирование и умение грамотно писать. При чём первые 3 навыка отлично тренируются, если учитель разговаривает с учениками именно на английском языке, задавая вопросы, обсуждая интересные темы и т.п. К сожалению, здесь мы опять с грустью можем вспомнить первый пункт. Что касается письменных навыков, то к сожалению, в большинстве школ всё ограничивается тестами, где нужно выбрать лишь варианты ответа и контрольными. Крайне малое количество детей умеет грамотно составлять письма на английском языке и писать хотя бы короткие сочинения на заданную тему.

Однообразие источников. Школьного учебника крайне мало для успешного изучения языка. Чтобы уроки были и эффективными, и интересными, обязательно необходимо подключение дополнительных источников информации -  видео, аудиозаписи. При чем просмотр фильма на английском языке в классе не должен ограничиваться простым просмотром, обязательно необходимы комментарии преподавателя, совместные обсуждения, чтобы ученики действительно усваивали материал.

4. Актуальность опыта

 Школу делает школой учитель.

Учителя разные – ведь они вырастают из разных учеников. Художник учится смешивать краски и наносит мазок на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические приемы… Вот учитель-мастер, виртуоз. Как по нотам он играет свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока” А. Гин

На протяжении многих лет моей педагогической карьеры меня мучил этот вопрос - почему же спустя столько лет лишь единицы могут похвастаться хорошим знанием английского? Неужели за все эти годы школьного обучения невозможно освоить английский?

Однажды один ученик сказал мне: “Я вот в школе учил английский семь лет, но сейчас даже не могу сделать заказ в кафе”. Только вдумайтесь, семь лет обучения, а человек не может даже заказать еду!

Я выяснила в ходе опроса моих учеников, студентов, выпускников школ и уже состоявшихся в жизни людей о причинах трудностей в изучении иностранного языка в школе на их взгляд. Причин несколько:

- отсутствие мотивации. Детям совершенно не объясняют, зачем им учить английский. Один педагог остроумно заметил: “В школе преподается не иностранный язык, а некий предмет, рассказывающий о нем.” Весь смысл школьного образования передан одним предложением;

- усидчивость. Не секрет, что дети по своей природе очень любознательны. Им все хочется узнать, посмотреть, потрогать. Но сама система школьного образования построена таким образом, что материал постигается “сидя”. Только представьте, какое это испытание для ребенка, сидеть и механически прочитывать английское предложение, заполняя пропуски;

- вопросы. Опять вернемся к детской природе. Дети очень любят задавать вопросы, им все интересно. Родителям невозможно представить ребенка без вечных “что, зачем, почему…” Система школьного образование не приветствует вопросы. Если ребенок начинает задавать вопросы, то для большинством учителей он атоматически переносится из отличников и хорошистов в отстающие. Ведь бытует же мнение, что если человек (в нашем случае — ребенок), задает много вопросов, значит он не понял материал, а то, что это естественно для ребенка задавать вопросы, и в голову никому не приходит;

- боязнь сделать ошибки. В наших школах нас не учат, что ошибки — это часть реального мира. Нас за ошибки ругают или еще хуже высмеивают. Так, большинство детей боится и рта раскрыть — “а вдруг все начнут смеяться или учитель сделает выговор и поставит двойку”. Кстати, после такого обучения у многих из нас появляется страх говорить по -английски. Вам, должно быть, знакома ситуация, когда Вы прекрасно воспринимаете речь на слух, хорошо читаете и даже пишете, но вот сказать что-либо очень трудно.

5. Ведущая педагогическая идея опыта.

Одна из стратегических задач развития системы школьного образования состоит в решении проблемы личностно-ориентированного обучения, которое в максимальной мере учитывало бы особенности и способности каждого ученика, создавало условия для раскрытия и развития его возможностей.

Стандарты второго поколения вводят новое понятие – учебная ситуация, которая  является способом реализации деятельностного подхода.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Творчество педагога должно быть направлено на создание учебных ситуаций,  разработку способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию, целью которой является формирование  не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов.

Нужно поставить эту ситуацию в такие условия, чтобы она толкала, провоцировала детей на активное действие, создавала мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения.

Любая учебная ситуация решается через применение различных педагогических приёмов.

Поиск наиболее оптимальных педагогических приёмов привёл меня к книге А. А. Гина «Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность».

        Сущность опыта. Деятельностный подход на уроках английского языка реализуется через  построение процесса обучения на основе учебных ситуаций.

Новизна. Создание учебных ситуаций на уроках английского языка через использование педагогических приёмов для реализации метапредметных и личностных результатов.

Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества. Временная продолжительность образовательной ситуации может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии с учениками.

Наиболее «мощной» является та учебная ситуация, в которую вместе с учащимися вовлекается сам учитель. Результаты такого взаимодействия «учитель-ученики» на уроке будут наиболее продуктивными.

Ведущей педагогической идеей опыта является полное внедрение учебных ситуаций в каждый урок иностранного языка каждым учителем моей школы.

6. Длительность работы над опытом.

Работа над опытом продолжалась в течение 7 лет. Чтобы повысить интерес к предмету, создать атмосферу творчества и развивать творческие способности, я пришла к выводу, что реализация деятельностного подхода является необходимостью на уроках иностранного языка и неотъемлемым  компонентом.

Работать над этой проблемой я стала в 2010 году.

7. Диапазон опыта

        Опыт работы реализуется через систему уроков английского языка в 5-10 классах, внеклассную работу (элективный курс “Страноведение” в 10 классе), участие в различных педагогических конкурсах, выступлениях на конференциях, публикациях на основе проделанной работы, издание учебных пособий.

 8. Теоретическая база опыта.

В ходе обучения иностранному языку мы должны подготовить учащихся к общению на этом языке в различных жизненных обстоятельствах.

Ориентиром в организации обучения служат естественные речевые ситуации (ЕРС), а основным средством — упражнения, закрепляющие необходимый языковой материал (конструкции, слова, выражения), и учебные речевые ситуации (УРС), т.е. задания, моделирующие жизненные обстоятельства.

Чтобы максимально приблизить условия УРС к условиям реального общения и таким путем подготовить учащихся к возможным в их последующей жизни УРС, необходимо определить основные черты реального общения. Анализ показывает, что таких черт три:

-реальные жизненные обстоятельства;

-заинтересованность говорящих в содержании разговора «в получении информации;

-необходимость вести разговор на иностранном языке — иначе информация не может быть получена.

Приведем пример такой ситуации: находясь в чужой стране, человек ищет в городе улицу, на которой расположен его отель (гулял и заблудился), ему приходится обращаться к прохожим, задавать им вопросы, выслушивать и понимать их ответы. Используются речевые клише.

Итак, первое, о чем надо позаботиться, разрабатывая УРС, это реальность ситуации. Например, можно использовать такие задания: «Расскажите о планируемой поездке» или «Разыграйте диалог между прохожим или полицейским и туристом».

От учащихся работе по таким УРС требуется умение вообразить себя в определенной роли, а также желание участвовать в своего рода игре, необходимой для того, чтобы овладеть иностранным языком. Они должны научиться придумывать содержание воображаемого разговора.

Более близки к реальному общению те УРС, в которых содержание речи не надо придумывать и не требуется воображать себя в чьей-то роли. Это такие задания, которые обращены к самому учащемуся, предполагают использование его жизненного опыта. Например, предлагается рассказать о своей семье или о своих увлечениях. Такие задания хороши тем, что они носят личностный характер и допускают некоторое разнообразие содержания — у одного есть братья и сестры, у другого их нет, один любит лыжи, другой коньки или компьютерные игры. Однако, хотя содержание речи и не придумано, ситуация не вполне отвечает условиям реального общения, так как сообщаемое известно, в нем нет новизны, которая могла бы вызвать интерес. Содержание известно не только тому, кто его сообщает, но и тем, кто слушает, - ученики в классе все знают друг о друге. Однако вызвать эмоциональное отношение в этом случае может не содержание речи, а сам факт речи на иностранном языке. Такое отношение характерно для начального этапа обучения, но не может служить стимулом для продвинутых учащихся.

Ситуацию можно повернуть так, чтобы разговор шел с новым учеником, поступившим в данный класс. Тогда вопросы о его увлечениях будут более оправданы и целесообразно поручить их учащимся. Если будет сказано, что новый ученик — иностранец, то будет соблюдено и третье условие — необходимость беседы на иностранном языке. Хотя такая ситуация в реальной жизни возможна, но в нашем случае — это все-таки не жизненная, а учебная ситуация: новичок-иностранец придуман и ответы его кто-то должен придумывать. Реальной ситуация станет в том случае, если иностранный школьник действительно попадет в нашу школу. Но в наше время существует очень много возможностей связаться иностранцами: интернет, скайп, социальные сети и если связаться с иностранным школьником по скайпу, то можно и создать среду реальной ситуации на уроке.

        9. Технология опыта.

Учебной ситуацией может стать задание составить:

таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста сильным учеником слабому в паре или практическая работа и т.д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия. Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Давайте разберем виды ситуаций:

Выбор. Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.

Неопределенность. Неоднозначные решения ввиду недостатка данных

Неожиданность. Вызывает удивление необычностью, парадоксальность.

Конфликт. Ситуация, рассматривающая противоположности.

Несоответствие. Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.

Можно ли обойтись на уроке без создания учебной  ситуации? Конечно, можно прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о единственном и множественном числе имен существительных или об образовании какого-то времени,  но будет ли урок интересным?  Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать ребенка, включить в познавательный поиск?

Для создания учебной ситуации в начале урока можно использовать различные  приемы входа в урок: прием «привлекательная цель». Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Например для освоения вопросной  формы английского предложения разыгрывается ситуация поиска потерявшегося питомца, в которой дети примеряют различные роли:

прием «удивляй». Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным

прием «отсроченная отгадка». Иногда удивительное не просто привлекает внимание "здесь и сейчас", но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

прием «фантастическая добавка». Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; придумать фантастическое растение/животное; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека...

прием «лови ошибку». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Можно научить детей  мгновенно пресекать ошибки условным знаком, сигнальными карточками или пояснением, когда оно требуется.

Необходимо приучать детей мгновенно реагировать на ошибки. Нужно поощрять внимание и готовность вмешаться. Ученик получает текст  со специально допущенными ошибками — есть возможность "порабо­тать учителем". Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками.

Для повторения пройденного материала можно использовать следующие приемы для создания учебной ситуации:

пресс-конференция. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.

Бывает на уроке и так, что ученикам необходимо поработать с текстом учебника самостоятельно. Создать ситуацию, мотивирующую работу с текстом можно, применив

Прием вопрос к тексту.  Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих.

Домашнее задание тоже может стать ситуацией, мотивирующей ребенка к изучению материала.  С этой целью можно использовать такие приемы, как:

особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особого задания. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению ученика воспользоваться этим правом.

творческое домашнее задание. Составить кроссворд для одноклассников, сочинить стихотворение, песню, презентацию.

обсуждаем домашнее задание. Вместе с учащимися обсуждаем вопрос, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен. При этом, естественно, изученный материал еще раз просматривается.

идеальное задание. Задания никакого нет, но функция домашней работы выполняется. Детям предлагается выполнить работу по их собственному выбору и пониманию. Одни просто выполнят упражнения из рабочей тетради, другие  подберут пример или нарисуют иллюстрацию к изучаемой теме.

Для приобщения детей к коллективному сотворчеству, необходимо создавать ситуации, в которых детям было бы необходимо работать сообща, на общий результат. В этом случае можно предложить следующие  приемы организации работы в группах

группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку учителю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают. Дети могут придумывать загадки о животных, роботах и т. д.

группы получают разные задания. Тогда группы (или их спикеры) отчитываются перед классом. Или, поочередно меняясь, спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой.  Результаты заносятся  результат в таблицу, которая затем обсуждается сообща. Так можно выяснить предпочтения детей в игрушках, действиях с игрушками, предпочтениях в играх.

группы получают разные, но работающие на один результат задания. Каждая группа получает свой небольшой рассказ, который нужно перевести и инсценировать.

Прием «лови ошибку», но технология его использования меняется. Дети спорят, обсуждают, вместе ищут ошибки и заменяют их верными вариантами. Так можно проверять и закреплять лексику и грамматику.

Создавать учебные ситуации помогают игры – тренинги. Например, представь, что ты редактор, в текст закрались ошибки, их нужно найти и исправить.

Игра «логическая цепочка» - это игра в слова, когда нужно назвать слово на последнюю букву слова, предложенного предыдущим ребенком.

Игры в случайность, когда отвечающего выбирает не учитель, а подбрасываемые кубики.

Игра «да-нетка». Ученики находят ответ на загадку, задавая учителю вопросы о цвете, размере, месторасположении, умениях  объекта и т. д. Учитель отвечает только»да» или «нет». Хорошо работает на создание учебной ситуации прием введения ролей.

Дежурный по словарю, который может повторять с детьми лексику по уроку.

Почемучка, который по сигналу учителя может задать свое «Почему?», на которое дети попытаются ответить. При необходимости, учитель приходит на помощь. Изучая части тела, встречаемся с существительным feet и узнаем, что правило об образовании множественного числа распространяется не на все существительные.  Фома неверующий, по сигналу учителя выскажет свое недоверие, и дети будут приводить свои аргументы в защиту утверждения. Например, задание, прослушать чант и отыскать среди нескольких собак ту, о которой говорится. Дети должны будут привести доказательства из текста.

Для создания учебной ситуации в структуру  урока вводятся элементы ручного труда. Для снятия трудностей в общении учитель работает над поделкой вместе с детьми, обращаясь к ним с просьбами на английском языке, и, побуждая их обращаться в случае необходимости, друг к другу по-английски.  При этом развивается умение вести диалог – побуждение к действию: уметь обращаться с просьбой, выражать готовность или отказ ее исполнить. Включаются задания на построение монологического высказывания с описанием своей поделки по образцу, предложенному учителем. Язык, который используют ученики для описания поделки, становится важным персонально для них, потому что теперь он имеет непосредственное отношение к их жизни. Для мотивированности, включения в совместно-распределительную учебную деятельность и  установки на успешность  каждого ребенка устраиваются выставки работ и коллективное обсуждение для выбора номинантов на звания изготовителя: самой аккуратной поделки/ самой необычной /самой яркой/ за самый красивый фон/ за самое четкое описание поделки

/за самый выразительный монолог/ за самое быстрое изготовление

/за самое интересное сочетание красок и т.д.

Можно отметить сильную мотивирующую функцию изготовления поделок. Основной причиной этого является то, что каждая поделка уникальна, потому что каждый ребёнок вложил в неё то, что ему нравится, свой творческий потенциал, своё видение и восприятие мира.

Максимальное развитие коммуникативных способностей — вот основная, перспективная, но очень нелегкая задача, стоящая перед преподавателями английского языка. Деятельностный подход в обучении дает возможность творчески решать эту задачу.

Перечисляю основные характеристики урока английского языка с использованием учебных ситуаций:

-урок проходит на эмоциональном и интеллектуальном подъѐме, что даѐт выход творческой энергии его участников; царит атмосфера сотрудничества и сотворчества;

-мыслительная деятельность учащихся стимулируется различными

средствами и приѐмами: используются метод проектов, творческие задания,

-подразумевающие самостоятельную работу (творческие сочинения,эссе, письма), ролевые игры;

-на уроке для учащихся создаются возможности проявить себя в различныхвидах и формах учебной деятельности (индивидуальная, групповая);

-учитель и учащиеся заботятся об этике взаимоотношений, осваивают нравственные нормы, возникает желание продолжить общение и совместную учебную деятельность.

Возвращаясь к вопросу о естественности УРС, отметим, что приближать их к условиям реального общения мы можем не только за счет жизненности ситуации, но и повышая новизну информации, возбуждая интерес к ней. Так, организуя обсуждение на уроке каких-либо волнующих школьников событий, мы можем рассчитывать на их интерес к содержанию беседы. Например, 10 сентября  прошли выборы губернатора белгородской области, а погода на улице установилась июльская. Я начинаю урок не с текущего материала, а с того, что высказываю свое мнение и предлагаю желающим высказаться или даже поспорить друг с другом. Если в пылу обсуждения кто-то переходит на родной язык, я напоминаю, что они находятся на уроке ИЯ и надо говорить на этом языке; подсказываю им недостающие им слова и выражения. Попутно напомню, что при выполнении речевых заданий не следует останавливаться для разбора языковых ошибок, их надо просто исправлять. Если какая-либо ошибка повторяется, следует взять ее на заметку и на последующих уроках провести необходимые упражнения.

Чтобы заинтересовать учащихся, учитель должен время от времени рассказывать им что-то занимательное (иногда даже интригующее). Он начинает рассказ и останавливается на самом интересном месте. Учащиеся вынуждены задавать ему вопросы, чтобы узнать, что было дальше. Примерные начала такого рассказа: «Сегодня ко мне влетела птичка…» Возможные вопросы: «Какая птичка?», «Вы ее поймали?», «Что случилось потом?» и т.д. Живой диалог возможен, однако, лишь в том случае, если учитель всегда отвечает на вопросы учащихся, поощряет вопросы, если в классе создана непринужденная обстановка. Неожиданные рассказы учителя о себе способствуют созданию такой обстановки. Но не надо превращать это в трафарет, необходимо также учитывать возрастные особенности учащихся.

Приведу еще примеры:

Мимы. Интересная и забавная игра, которая поможет развеять атмосферу в классе. Она не похожа на классические фонетические игры на уроках английского языка, однако игра хорошо развивает Speaking. Ведь участники постоянно произносят свои варианты слов на английском и общаются между собой (все кроме мима).

В «мимов» играть очень просто. Для этого одному ученику задается слово и он должен символами и жестами показать его остальным ученикам. При этом миму нельзя произносить какие-либо фразы, а другие студенты могут говорить только на английском.

Hot Seat. Интересный прием, он помогает развить навык Speaking и фонетику английского. Такие лексические игры на уроках английского языка пользуются огромной популярностью среди учеников.

Ученики делятся на две команды. Причем один садится лицом к классу и спиной к доске; На доске записывается группа слов для каждой команды; Затем ученики по одному садятся напротив студента на Hot Seat и пытаются ему помочь отгадать слово на доске; Можно описывать слово и предлагать синонимы, но нельзя называть его или же рисовать на бумаге; На каждого студента отведено время. Выигрывает та команда, которая первой отгадала все слова на доске.

Интервью. Задача: опросить как можно больше присутствующих на уроке учащихся, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для этого школьники, работая одновременно, свободно перемещаются по классу, выбирают ученика, которому адресуют свои вопросы, фиксируют ответы в записной книжке, выбирают другого ученика и т.д. Общие итоги такого опроса записываются на классной доске и используются для дальнейшего обсуждения.Данный прием не имеет возрастных или тематических ограничений. Этот прием является средством интенсивной речевой тренировки, т.к.,

если в группе, например, пятнадцать учащихся, каждый из них четырнадцать раз формулирует свой вопрос и дает четырнадцать ответов на обращенные к нему вопросы.

Групповые решения. Этот прием имеет чаще всего такую форму: класс делится на несколько групп школьников, которые вместе готовят ответы на поставленные вопросы, принимают решения и докладывают о них. Используются вопросы, проверяющие эрудицию, сообразительность, чувство юмора. «Вы плывете на лодке. Вдруг через отверстие в дне начинает литься вода. Что делать? У вас есть топорик, термос, весла». Suddenly, through the hole in the bottom of  the waterbegins to flow. What should I do? Do you have a hatchet, a thermos, the oars. "

Банк информации.Каждый ученик сначала владеет небольшим фрагментом информации, затем в результате речевого взаимодействия с другими школьниками получает информацию из коллективного банка и приобретает всю сумму знаний.

Одной из форм такой работы является обмен информацией об актуальных событиях. Каждый ученик получает на карточке краткую информацию о тех или иных событиях в нашей стране и за рубежом. Его задача – за ограниченное количество времени расспросить об этих событиях как можно большее число одноклассников, а также сообщить каждому свою информацию. После этого слово предоставляется ученику, который сумел собрать наибольшее количество сообщений.

Дискуссионная игра. В 10-11 классах я использую дискуссионная игру, организованную с помощью ролевых карточек. Например, при обсуждении проблемы, «Каким должен быть современный молодой человек?» учащимся раздаются следующие карточки. В соответствии с ролевой карточкой каждый ученик имеет возможность открыть дискуссию, т.е. высказать свое первое мнение («Ты считаешь…»), затем, внимательно слушая одноклассников, вступить в открываемую ими дискуссию («Согласись…», «Возрази…»). Такое «запрограммированное» общение постепенно переходит в естественное, в ходе которого каждый высказывает собственные мысли и мнения.

Результативность опыта. Я рекомендуя различные приемы усиления реальности общения на уроке, я выделила такие, которые предполагают наличие собеседника-иностранца. Но ясно, что такой собеседник, если и  появиться, то только эпизодически или очень редко. Непосредственная необходимость говорить на иностранном языке, как правило, отсутствует. Ее создает учитель, заменяющий носителя языка. Для того, чтобы учащиеся видели в нем такого представителя носителей иностранном языке, учителю необходимо постоянно поддерживать свой имидж: вести урок на иностранном языке (используя родной язык только при объяснении языковых явлений), разговаривать с учащимися о повседневных делах (кто пропустил занятия, кому пришлось уехать на несколько дней и т. п.). Речь учителя, построенная на знакомом учащимся языковом материале, должна быть вместе с тем достаточно идиоматичной, эмоциональной, с естественной интонацией. Говорить надо четко, не слишком громко, так как постоянная громкая речь утомляет слушателей и притупляет их восприятие.

Я внедряю в свою практику методические приемы, которые обеспечивают необходимое речевое взаимодействие школьников на английском языке. Для непрерывного повышения своей педагогической квалификации я участвую в конкурсах профессионального мастерства, принимаю активное участие в педагогических конференциях, регулярно прохожу курсы повышения квалификации, публикую статьи и издаю учебные пособия, а самое главное люблю свою работу, и желаю всем сердцем, чтобы мои ученики влюбились в английский язык, как сделала это я много лет назад.

Свои «профессиональные часы» я завела чуть более 7 лет назад и всѐ это время стараюсь создавать условия для того, чтобы мои ученики искали своѐ место в жизни и доказывали себе, что они могут сделать всѐ, за что берутся.


Используемая литература

  • Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку; ТетраСистемс - Москва, 2011. - 304 c.
  • Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку; Л.: Просвещение - Москва, 2014. - 312 c.
  • Современная матодика обучения иностранным языкам. Н.Д. Гальская. Издательство Аркти-Глосса, Москва 2000.
  • Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий; Феникс, Глосса-Пресс - Москва, 2010. - 180 c.
  • Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учебн. пособие / Наталия Дмитриевна Гальскова, Надежда Ивановна Гез.- 6-е изд.– М. : Academia, 2007. – 334 с.
  • Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учебное пособие / Наталия Федоровна Коряковцева.- М.: Академия, 2010
  • Jeremy Harmer - The Practice of English Language Teaching 4th edition [Pearson Longman, 2008].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг качества обученности английскому языку и формы организации учебной деятельности по повышению качества обучения учащихся на уроке

Проблема повышения качества является одной из важнейших проблем современного образования. Принципиально важную роль в процессе управления качеством образования играет полнота и достоверность информаци...

презентация "Применение современных информационных технологий в обучении английскому языку" на основе обучающей технологии Вебквест

презентируемый материал - подробное исследование применения обучающей технологии  Вебквест для решения коммуникативной задачи в обучении иностранным языкам с теорией, доказательствами,выводами и ...

Обобщение педагогического опыта «Обучение английскому языку на основе учебных ситуаций »

(1)Я – учитель английского языка Излучинской первой школы Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Якимов Андрей Григорьевич, представлю свой опыт работы по теме «Обучение ...

Концепция обучения английскому языку на основе творческого взаимодействия

Мой взгляд на методику преподавания  английского языка....

статья: "Реализация деятельностного подхода в обучении английскому языку на основе модульной программы"

Основная идея, заложенная во ФГОС нового поколения – идея развития ребенка. Цель педагогической деятельности учителя английского языка – дать учащемуся, осваивающему иностранный язык, возможность прим...

Обучение английскому языку на основе «учебных ситуаций»

Основной целью обучения на основе учебных ситуаций является формирование познавательных и творческих  способностей учащихся, которые позволяют быть компетентными в различных сферах иноязычно...

Использование новых методов обучения английскому языку на основе опыта зарубежных школ

Обучение английскому языку, основываясь на методы и технологии американской системы полного вовлечения....