Особенности использования дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку обучающихся с ограниченными возможностями.
статья по английскому языку на тему

Наталья Валерьевна Фатхиева

В статье описываются особенности использования дистанционных образовательных тезнологий в обучении английскому языку обучающихся с ограниченными возможностями

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 

                            Министерство  образования Сахалинской области                    

               

  ГБПОУ   «Южно-Сахалинский промышленно-экономический техникум»

ПЦК общих и гуманитарных дисциплин

 

                                                       

                                       ДОКЛАД  

 

Особенности использования дистанционных образовательных технологий    в обучении английскому языку обучающихся с  ограниченными возможностями.

                                       

                                 

Докладчик:        Н.В.Фатхиева, преподаватель  иностранного языка

                                                                                                         

Рассмотрено на заседании ПЦК ОГД

Протокол № ___ от «__» ___________ 20__ г.

ППЦК  ОГД        Т.В. Грехова

       

                                                        Южно-Сахалинск, 2014 г.

                                             

                                                                    “ Коль ты, мудрец, других мудрей, сто человек  учи.

                                                                       Зажечься смогут сто свечей лишь от одной свечи.”

                                                                                                                                           Катран

В настоящее время особую актуальность приобретает развитие и использование информационных технологий дистанционного обучения. Не случайно эту форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Она дает возможность выстраивания индивидуальных траекторий образования. Она предполагает тщательное и детальное планирование деятельности каждого отдельного обучаемого, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов, наличие которых позволяет обучающемуся получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию.

Дистанционная форма обучения способствует реализации одного из ключевых направлений развития образования- создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья

Дистанционная форма обучения также гармонично вписывается и в общую структуру образовательных технологий.   Это значит, что   каждый обучающийся, в том числе с ограниченными физическими возможностями, имеет равные права на получение образования. Особенность лишь в одном, что к студентам-инвалидам необходимо проявить максимальную искреннюю заботу и терпение и создать такие условия, чтобы они поверили в нас, от этого во многом зависит их успешность: они почувствуют себя полноправными членами образовательного процесса, с живым интересом окунутся в познавательную деятельность, активизируют контакт с окружающей средой . Дистанционное обучение, несомненно, расширит возможности получения детьми-инвалидами среднего профессионального образования.

1.Дистанционное обучение предполагает взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты: цели, содержание, организационные формы, средства обучения, реализация которых осуществляется средствами Интернет-технологий. Информационные технологии позволяют разнообразить формы представления информации. Это могут быть

чат-занятия (учебные занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату)

веб-занятия (дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры,  и другие формы учебных занятий, предусматривающие взаимодействие обучающегося и учителя)

телеконференции (учебные материалы рассылаются почтой)

2. Достоинства и недостатки дистанционного обучения

Достоинства ДО:

Технологичность. Информационные технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия обучающегося с обучающей системой. Развитие Интернет сетей, скоростного доступа в Интернет, использование мультимедиа технологий, звука, видео делает дистанционное обучение полноценным и интересным.

Доступность и открытость обучения. Появилась возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом. Это позволяет детям-инвалидам учиться практически всю жизнь

Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию. Обучение в любое время в любом месте позволяет ученикам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения.

Индивидуальность систем дистанционного обучения. Дистанционное обучение носит индивидуальный характер обучения. Это гибкая форма обучения: обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Обучающийся  изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период занятий, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет студента заниматься самостоятельно, развивает навыки самообразования. Процесс обучения документируется - у студента остается сам курс обучения (презентации, фрагменты урока), электронная переписка с учителем, и он может обращаться к нему позже, по мере необходимости. Использование дистанционного обучения уменьшает нервозность учеников при сдаче зачета.

Недостатки ДО:

отсутствие персонального компьютера либо отсутствие подключения к Интернету, главному источнику информации.

отсутствие целого ряда индивидуально-психологических условий. Так, для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности обучающегося.

3. Дистанционное обучение через skype

Дистанционное обучение может проходить через программу skype, и в такой форме обучения много положительного:

- Индивидуальный темп обучения: скорость изучения устанавливается самими учащимся в зависимости от его личных обстоятельств, от состояния здоровья

- Свобода и гибкость: учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.

- Доступность: занятие не зависит от географического и временного положения обучающегося и преподавателя.

- Мобильность: наличие обратной связи между преподавателем и обучаемым, а это одно из основных требований и оснований успешности процесса обучения.

- Творчество: комфортные и привычные условия для творческого самовыражения обучаемого.

- Экономичность: затраты на обучение вдвое ниже, чем на обычных занятиях.

- Эффективность: индивидуальный подход гарантирует быстрый результат!

Учебная деятельность студентов с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных студентов, и осуществляется на протяжении всего обучения.  

        В ряде субъектов Российской Федерации ведётся работа по реализации проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Данный проект имеет выраженную социальную значимость. Перед системой образования стоит задача – обеспечить равный доступ к качественным образовательным услугам всех обучающихся независимо от уровня и особенностей их развития, социального статуса, места жительства и других обстоятельств. В том числе и тех из них, кто по состоянию здоровья не может посещать образовательное учреждение и нуждается в обучении на дому. Актуальность этого направления неоднократно подчеркивалась Президентом России.      

          Социализация у обучающихся с ограниченными возможностями затруднена. Может ли современная система образования обеспечить естественный процесс их социализации? Может ли она дать этим студентам полноценное конкурентоспособное образование наравне со здоровыми студентами?

      Совершенно очевидно, что обучение посредством компьютера снимает весьма актуальную для обучающихся -инвалидов проблему получения образования.

  Дистанционное обучение - это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных IT-технологий.

 

  Интернет-технологии стимулируют раскрытие познавательных внутренних интересов студентов, предлагают всё новые виды организации самостоятельной работы в сети, помогают извлечь много полезных для повседневной жизни фактов, связанных с английским языком, развивают информационно-поисковую самостоятельность, повышают стремление к самообразованию и т.д .

    Ресурсы Всемирной Сети, которые следует использовать при организации дистанционного обучения, можно классифицировать следующим образом:

  • Виртуальные библиотеки.
  • Программы, предназначенные для самообразования.
  • WEB-квесты различной специфики.
  • Онлайн-тесты с возможностью мгновенной проверки, в том числе для подготовки   ЕГЭ по английскому языку.
  • Обучающие олимпиады, телекоммуникационные проекты.
  • Научные объединения обучающихся.
  • Студенческие конференции.

  В нашем техникуме дистанционные занятия английским языком  проводятся посредством онлайн-уроков. С помощью новейших компьютерных программ и технологий студенты с ограниченными возможностями получают возможность изучать иностранный язык на базовом и профильном уровне, выполнять  работы, в режиме реального времени с помощью программы «Скайп» дистанционно общаться с преподавателями, которые помогают осваивать учебный материал в качественно новой образовательной среде.

        Программа «Дистанционное образование» успешно реализуется в нашем   техникуме с 2012 года. Каждый преподаватель  закончил курсы повышения квалификации по программе « Использование дистанционных образовательных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья» и является компетентным специалистом в данной сфере.

    У коллектива   отработан механизм составления индивидуальных расписаний дистанционного обучения студентов. Составление индивидуального расписания обучающегося и расписания учителя – процесс трудоёмкий, требующий терпения и уважительного отношения к коллегам, соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил внутреннего распорядка техникума.

          Я третий год  работаю по программе дистанционного обучения со  студентами специальностей ОД и ОС .  

  •  Для каждой специальности  разработаны отдельные рабочие программы на основании      федеральных образовательных стандартов, включающие тематическое планирование на весь учебный год. Темы, изучаемые на уроках, разнообразны:
  •  «Система социального обеспечения в США и Великобритании».
  • «Система социального обеспечения в России».
  • «Кино».
  • «Театр».
  • «Современные изобретения».

   После изучения каждой темы проводятся срезовые контрольные работы. У каждого обучающегося создан адрес электронной почты. Преподаватель отправляет обучающимся контрольные задания по электронной почте. Обучающиеся, выполнив их, присылают свои варианты преподавателю. Обучающиеся могут получить консультацию учителя в реальном времени по выполнению того или иного задания.

    Также проводится промежуточная аттестация и предэкзаменационные контрольные работы. Это способствует социальной адаптации обучающихся, особенно выпускников.

 

  Разумеется, каждый дистанционный урок, согласно нормам САНПИН, чётко регламентирован по времени. Ведь обучающиеся, особенно  студенты-инвалиды должны находиться перед компьютером строго ограниченное время.

 

 Положительные результаты уроков дистанционного обучения.

  • Прямой диалог «преподаватель- студент».
  • Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
  • Визуальный контакт посредством веб-камеры.
  • Повышение мотивации к обучению и изучению английского языка в частности.
  • Стремление освоить современные технологии.
  • Обеспечение необходимого уровня социализации, поиск оптимального для себя способа успешно адаптироваться в жизни.
  • Актуализация познавательных, творческих и личностных возможностей обучающихся.
  • Реализация прав человека на непрерывное образование и получение информации.

 Трудности и проблемы уроков дистанционного обучения.

    Учебная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья содержит в своей структуре те же элементы (мотивы учения, учебные действия, контроль и оценка), однако формирование их протекает с задержкой и отличаются некоторым своеобразием, что должно преодолеваться в процессе специально организованного обучения.

    Основные трудности и проблемы в учебной деятельности можно представить в виде таблицы:

Наименование и содержание компонента учебной деятельности.

                 Задачи.

Приемы, используемые в дистанционном обучении.

Мотивы учения. Неумение обучающегося выделить цели действия.
Для студентов-инвалидов наиболее значимой является мотивация, связанная с получением высоких отметок. На втором месте находится  мотивация престижа — желание достичь цели, учиться не хуже других, а может быть и лучше.

Формирование познавательных мотивов:
- создание проблемных учебных ситуаций;
- стимулирование активности студента на занятии.

В процессе работы необходимо отмечать любые успехи обучающегося с большой осторожностью. Иначе у него возникнет переоценка своих возможностей, особенно, если задача, поставленная перед обучающимся не составила для него большой трудности.

Учебные действия. В связи с особенностями развития детей-инвалидов у них наблюдаются значительные трудности в формировании всех учебных действий. Они часто выполняют учебные действия, которые диктуются не самой задачей, а стремлением удовлетворить требования учителя. Наблюдается неумение планировать свою деятельность по времени и содержанию

Обучение обучающегося планированию деятельности во времени.

Тренировка усвоения последовательности событий с помощью следующих формулировок:
- Как называется раздел, который мы изучим сначала?
- Как вы думаете, о чем говорится в этом разделе?

Контроль и оценка. Неумение обучающегося контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.

Обучение контролю по результатам деятельности.

Проверка выполненного теста, использование функции «показать правильные ответы», сравнение своих ответов с правильными, внесение коррективов: поиск ответов в тексте урока. Очень важна систематичность контроля.

В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд трудностей и проблем, с которыми сталкиваются и преподаватель, и обучающийся при организации и проведении дистанционных уроков, дистанционное обучение необходимо для студентов с ограниченными возможностями передвижения. Оно обеспечивает их социализацию, даёт возможность получить образование и выбрать дальнейший жизненный маршрут.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности использования дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку студентов с ограниченными возможностями “ Коль ты, мудрец, других мудрей, сто человек учи. Зажечься смогут сто свечей лишь от одной свечи .” Катран

Слайд 2

Дистанционная форма обучения создаёт условия для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 3

Дистанционное обучение предполагает взаимодействие преподавателя и обучающегося между собой на расстоянии и отражает все компоненты учебного процесса: цели, содержание, организационные формы, средства обучения, реализация которых осуществляется средствами Интернет-технологий.

Слайд 4

Информационные технологии позволяют разнообразить формы представления информации. Это могут быть: Ч ат-занятия (учебные занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату ); В еб-занятия (дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, предусматривающие взаимодействие обучающегося и учителя ); Т елеконференции (учебные материалы рассылаются почтой ).

Слайд 5

Достоинства ДО : Технологичность; Доступность и открытость обучения ; Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию; Индивидуальность систем дистанционного обучения ; Процесс обучения документируется.

Слайд 6

Недостатки ДО : О тсутствие персонального компьютера либо отсутствие подключения к Интернету, главному источнику информации ; О тсутствие целого ряда индивидуально-психологических условий.

Слайд 7

Дистанционное обучение через « S kype » Индивидуальный темп обучения ; Свобода и гибкость; Доступность; Мобильность; Творчество; Экономичность; Эффективность.

Слайд 8

Учебная деятельность студентов с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных студентов, и осуществляется на протяжении всего обучения.

Слайд 9

Ресурсы Всемирной Сети, которые следует использовать при организации дистанционного обучения, можно классифицировать следующим образом : Виртуальные библиотеки; Программы, предназначенные для самообразования; WEB- квесты различной специфики; Онлайн-тесты с возможностью мгновенной проверки, в том числе для подготовки к ЕГЭ по английскому языку; Обучающие олимпиады, телекоммуникационные проекты; Научные объединения студентов; Студенческие конференции.

Слайд 10

Положительные результаты уроков дистанционного обучения: Прямой диалог «преподаватель- студент »; Индивидуальный подход к каждому обучающемуся; Визуальный контакт посредством веб-камеры; Повышение мотивации к обучению и изучению английского языка в частности; Стремление освоить современные технологии; Обеспечение необходимого уровня социализации, поиск оптимального для себя способа успешно адаптироваться в жизни; Актуализация познавательных, творческих и личностных возможностей обучающихся; Реализация прав человека на непрерывное образование и получение информации.

Слайд 11

Наименование и содержание компонента учебной деятельности Задачи Приемы, используемые в дистанционном обучении Мотивы учения. Неумение обучающегося выделить цели действия. Формирование познавательных мотивов: - создание проблемных учебных ситуаций; - стимулирование активности студента на занятии. В процессе работы необходимо отмечать любые успехи обучающегося с большой осторожностью. Иначе у него возникнет переоценка своих возможностей, особенно, если задача, поставленная перед обучающимся не составила для него большой трудности. Трудности и проблемы уроков дистанционного обучения

Слайд 12

Наименование и содержание компонента учебной деятельности Задачи Приемы, используемые в дистанционном обучении Учебные действия. Наблюдается неумение планировать свою деятельность по времени и содержанию Обучение обучающегося планированию деятельности во времени. Тренировка усвоения последовательности событий с помощью следующих формулировок: - Как называется раздел, который мы изучим сначала? - Как вы думаете, о чем говорится в этом разделе?

Слайд 13

Наименование и содержание компонента учебной деятельности Задачи Приемы, используемые в дистанционном обучении Контроль и оценка. Неумение обучающегося контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы. Обучение контролю по результатам деятельности. Проверка выполненного теста, использование функции «показать правильные ответы», сравнение своих ответов с правильными, внесение коррективов: поиск ответов в тексте урока. Очень важна систематичность контроля.

Слайд 14

Автор презентации: Преподаватель английского языка Фатхиева Н.В. Южно-Сахалинск 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная разработка "Использование метода проектов при обучении английскому языку как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся"

Пояснительная записка, паспорт, публикации по теме проекта. Методические рекомендации по внедрению метода проектов в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку в основной школе....

Современные образовательные технологии. Использование социальных сетей при обучении английскому языку

В данной статье рассматриваются преимущества использования социальных сетей при изучении английского языка. Интеграция социальных сетей в преподавание иностранных языков сегодня позволяет оптимизирова...

статья Тема. Особенности использования дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями.

Особенности использования дистанционных образовательных технологий  в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями....

Статья Особенности использования дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями.

Дистанционное образование позволяет реализовать важнейший принцип современного образования - «образование для всех». «Закон об образовании в РФ» ориентирован на образовательные потребности каждо...

Особенности использования дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями.

Дистанционное образование позволяет реализовать важнейший принцип современного образования - «образование для всех». «Закон об образовании в РФ» ориентирован на образовательные потребности каждо...

Презентация " Особенности использования дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку обучающихся с ограниченными возможностями"

Дистанционная форма обучения способствует созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство студентов с ограниченными возможностями здоровья....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Примеры использования информационных технологий на уроках английского языкаВ процессе обучения иностранным языкам, и английскому языку (АЯ) в частности, в классной работе могут использоваться мультиме...