Доклад "Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка"
статья

Дорта Шораана Валерьевна

Доклад "Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор доклада: Дорта Шораана Валерьевна,

учитель английского языка I категории

МБОУ СОШ № 1 с.Мугур-Аксы

Монгун-Тайгинского кожууна

Сот.тел.89232654038

Форма участия: дистанционное

Доклад на тему: Формирование универсальных учебных действий у учащихся

 в обучении английского языка.

Задача учителя – не дать готовые знания, а дать инструмент добычи знаний, помочь ученикам найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе людьми. Чуткие, внимательные к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего.  

Основным направлением российского образования является реализация ФГОС второго поколения. Социальным запросом общества и государства является формирование модели современного выпускника школы, творческой, высоконравственной личности, конкурентно способной, свободной и ответственной, характеризующейся гражданской идентичностью.

Приоритетной целью школьного образования на современном этапе, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий. Уже при разработке программ и первых уроков стало ясно, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня это требование времени. Возникли вопросы: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия. При проектировании урока необходимо помнить, что на каждом этапе формируются определенные виды УУД, какие из методов являются наиболее целесообразными, эффективными, понять, какова роль учителя и ученика на каждом этапе урока, продумывать систему вопросов и заданий, способствующих формированию УУД.

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:

  1. Личностные УУД

Личностные УУД – позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и цитуациями; при формировании личностных УУД учитывается эмоциональное отношение ученика к изучаемым темам, событиям и явлениям, его самоопределение и нахождение личного смысла в каждой из изучаемых тем.

Цель: формирование идентичности личности, построение жизненных планов во временной перспективе.

Формирование личностных УУД начинается с самого начала урока, с положительного психологического настроя. Этому способствуют рифмовки, которые мы читаем в начале урока.

Good morning                                                                    

Good morning

Hello, and how are you?

Early in the morning

I say good morning

Подобные рифмовки настраивают учащихся на работу, придавая им уверенности в успехе предстоящей деятельности. Обучение в нашей школе осуществляется по УМК «Английский в фокусе» издательства «Просвещение», который предлагается систему упражнений для формирования всех видов УУД.

«Английский в фокусе» 5 класс, упр.1, с.33 «Как тебе нравится работать в школе?»

«Английский в фокусе» 6 класс, упр.1,с.57 «Напишите о своем однокласснике. Что ему нравится и не нравится делать».

«Английский в фокусе» 7 класс, упр.8,с.29 «Напишите абзац о вашем любимом герое книги».

Дополнительные упражнения на формирование личностных УУД

«Ромашка радости»

Цель: переживание положительных эмоций.

Каждая группа получает бумажную ромашку, в середине цветка рисует веселую мордочку. После беседы о чувстве радости, на лепестках напишите окончание предложения I am happy when…

В конце урока делается выставка цветов, и анализируются полученные результаты. Особое внимание уделяется социально-значимым ответам (порадоваться за другого человека, порадовать другого человека ит.д.)

«Моя вселенная»

Цель: осознание собственной уникальности и неповторимости.

Работа ведется в кругу. Учащимся предлагают ответить на вопросы.

1. What is your favourite subject? What is your favourite season? What is your favourite pet?

2. What is your favourite colour? Who is your best friend? I want to be…

  1. Регулятивные УУД

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;

Цель: умение ставить учебную задачу, прогнозировать, корректировать и оценивать деятельность.

В процессе проверки наличия учебников и школьных принадлежностей у учащихся формируются регулятивные УУД, такие как осуществление контроля, умение прогнозировать. Каждый урок в начальных классах начинаем с рифмовки и заполняем таблицу «Мое рабочее место». Это способствует воспитанию организованности и собранности учащихся.

I am ready for the lesson

And what about you?

I have got a book and pencils,

I have got a copybook and pens

I am ready for the lesson

And what about you?

Для формирования регулятивных УУД возможны следующие виды занятий: «Преднамеренные ошибки»; «Поиск информации в предложенных источниках»; «Взаимоконтроль»; «Взаимный диктант»; «Диспут; «Ищу ошибки».

Примеры упражнений на формирование регулятивных УУД

«Английский в фокусе» 5 класс, упр.3, с.30 «Прочитайте текст и исправьте ошибки в предложениях № 1-4»

«Английский в фокусе» 5 класс, упр.2а,с.33 «Посмотри на название картинки и скажи о чем постер?».

«Английский в фокусе» 6 класс, упр.1,с.91 «Посмотрите на заголовок и подзаголовки с картинками и догадайся, о чем пойдет речь ?».

Дополнительные упражнения на формирование регулятивных УУД

«Режим дня»

Цель: умение планировать свой день.

Для того чтобы планировать свой день, надо понять, на что уходит время. Заполните таблицу и определите эффективность расходования времени. Проанализируйте, на что потрачено больше времени, что можно изменить и за счет чего.

Хронокарта «Режим дня»

Время

(24часа)

сон

быт

школа

кружки

прогулка

Развле-чения

Дом.

работа

Компью-тер

Общение

с

друзьями

 

«Мой портфель»

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

1. Name the text

2. Divide the text into the paragraphs.

3. Ask 3 questions to the text

4. Give your own ending/

Christmas Day is a holiday in many, but not all, countries. Many homes have Christmas trees and other decorations in the weeks leading to Christmas Day. Some workplaces hold Christmas parties prior to December 25. Festive activities include exchanging presents, singing Christmas songs, going to parties. It is a special time when children get presents from family, friends and Santa Claus, or Father Christmas. Christmas cards are also given or sent out prior to Christmas Day/ For some, Christmas is an exclusive family affair, while others invite friends to a  Christmas buffet or pot luck meal. Churches have special services and many include a miniature Nativity scene.

  1. Познавательные УУД

Познавательные УУД – включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания; при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебных материал.

Цель: развитие умений находить информацию, структурировать, сравнивать объекты и события, проводить синтез и анализ.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: «Найди отличия» (можно задать их количество); «На что похоже?»;  “Поиск лишнего»; «Лабиринты»; «Цепочки»; «Хитроумные решения»; «Составление схем-опор»; «Работа с разного вида таблицами»; «Составление и распознавание диаграмм»; «Работа со словарями».

Примеры упражнений на формирование познавательных УУД

«Английский в фокусе» 5 класс, упр.4а, с.26-27 «Прочитай записки и найди 6 школьных предметов, 6 предметов и 5 дней недели»

«Английский в фокусе» 5 класс, упр.3, с.31 «Сделай диаграмму по образцу о системе образования в вашей стране».

«Английский в фокусе» 7 класс, упр.1, с.42 «Посмотри на программу ТВ. Какие программы ты сможешь посмотреть и какие аналогичные программы ты поможешь посмотреть в своей стране?».

Дополнительные упражнения на формирование познавательных УУД

«Найди соответствия»

Цель: установить структурно-смысловые связи.

Соедини автора и его произведение

1

W. Shakespeare

A

Robinson Crusoe

2

J. London

B

Jungle book

3

D. Defo

C

Hamlet

4

R. Kipling

D

White Fang

“Мозаика из слов»

Цель: воссоздание целостной картины происходящего

Составьте пословицу из частей

1

When in Rome

A

keeps the doctor away

2

A friend in need

B

than never

3

An apple a day

C

do as the Romans do

4

Better late

D

is a friend indeed

  1. Коммуникативные УУД

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать кА с учителем, так и со сверстниками; при формировании коммуникативных УУД обеспечивается социальная компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности.

Цель формирования коммуникативных УУД: умение слышать собеседника, работать в сотрудничестве, четко аргументировать свою точку зрения и грамотно выражать ее.

Для формирования коммуникативных УУД и их диагностики можно предложить следующие виды заданий: «Составь задание партнеру»; «Отзыв  на работу товарища»; «Групповая работа по составлению кроссворда»; Опрос; «Отгадай, о ком говорим» ; Диалоговое слушание; «Подготовь рассказ…», «Опиши устно…», «Объясни…» и т.д.

Примеры упражнений на формирование коммуникативных УУД

«Английский в фокусе» 5 класс, упр.3, с.28 «Прочитай диалог и составь свой диалог по образцу»

«Английский в фокусе» 5 класс, упр.3, с.36 «Ролевая игра. Угадай национальность по названию страны».

«Английский в фокусе» 7 класс, упр.5, с.43 «Работа в группах из 5 человек. Создай собственную радиопрограмму о школьных новостях».

Дополнительные упражнения на формирование коммуникативных УУД

«Продолжи предложение»

Такие упражнения можно придумать и использовать на каждом уроке.

I like summer because…

Dinosaurs died because…

We go to school in order to…

If I were a millionaire I would… и т. п.

«Угадай кто»

Цель: путем постановки вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет», нужно узнать, кто или что скрывается за маской.

Например; скрыт рисунок черепахи. Возможные вопросы учащихся: Это человек? – Нет. Это животное? – Да. и т. д.

Литература:

1. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г.В..Бурменская и др.; под ред.А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение,2008. – 151с.

2. Ковалева О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.

3. Осипова Н.В. и др. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся // Упрвавление начальной школой. – 2010. - №10

4. Песняева Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД школьников // Управление начальной школой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках объяснения нового материала

Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися   на уроках объяснения нового материала ...

Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках объяснения нового материала

Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися   на уроках объяснения нового материала ...

Роль универсальных учебных действий на начальном этапе обучения английскому языку

Статья «Роль универсальных учебных действий на начальном этапе обучения английскому языку»  посвящена важности  формирования универсальных учебных действий обучающихся  в процессе реали...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках немецкого языка посредством информационно-коммуникативной технологии».

Иностранный язык как предмет включает  знание родного языка и логическое мышление,  общее интеллектуальное и культурное развитие обучающегося. Существует мнение, что иностранный язык дается ...

Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке английского языка.

Предложенная концепция, положенная в основу нового ФГОС, позволяет преодолеть ряд существующих противоречий и стать ориентиром для создания современного образования в России, которое должно удовлетвор...

Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка

Формирование и развитие  «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечат учащимся  «умение учиться», разовьют их способность к саморазвитию и самосовершенствованию,  путем сознательно...