«Создание личностно-ориентированных ситуаций на уроках английского языка»
статья

Саляхутдинова Диляра Рафаильевна

                

     Если школьники хотят овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако часто приходится слышать от учащихся  фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание. Некоторые дети не стремятся расширить запас своих знаний,  пассивны на уроках. В сельской школе учащиеся не видят для себя личностной перспективы, и многие не заинтересованы в изучении английского языка, считая, что он не нужен в будущей профессии и работе.  У части учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой и вовсе отсутствует, так как при изучении английского языка они сталкиваются со значительными трудностями.

Учитель должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребёнку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать личностно-ориентированные ситуации.

 

ФГОС вводит  понятие – учебная ситуация, которая  является  одним из основных способов  реализации личностно-деятельностного подхода.

 

       Учебная ситуация — это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его  или предлагают свое описание и т. д.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_rabota.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

                       

                           Проектная работа

слушателей в рамках образовательной программы

«Совершенствование предметной, методической, психолого-педагогической и коммуникативной компетентностей учителей английского языка в условиях реализации ФГОС»

по теме:

«Создание личностно-ориентированных ситуаций на уроках английского языка»

Автор проекта:

Саляхутдинова Диляра Рафаильевна

Руководитель проектной работы:

Л.Э. Мингалиева, зам. директора

ПМЦПКиППРОИПиО КФУ, к.ф.н.

Проектная работа допущена к защите:

 «17» апреля 2019г.

                                                       г. Казань, 2019 г.

       

Оглавление

Введение    …………………………………………………………стр. 3

Глава 1.Теоретическая часть

  1. Проблема  проекта……………………………………………...стр.4
  2.  Актуальность  проекта…………………………………………стр.4
  3. Цель  и задачи  проекта…………………………….. …………стр.5
  4. Ожидаемые результаты проекта……………………..................стр.5
  5. Сроки проекта…………………………………………………....стр.5

  1. Предмет исследования…………………………………………..стр.6

         Глава 2. Практическая часть

          2.1 Примеры использования личностно-ориентированных

                 ситуаций на уроках английского языка…...............................стр.7

        Глава 3. Заключение……………………………………………… .стр.14

        Список использованных документов и

 источников информации……………………………………..........стр.15

                                                    Введение.

      Результат образования -  это не просто знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни и  использовать в дальнейшем. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.   Следовательно, сегодня важно формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков на уроках английского  языка.

                 Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях деятельностного  подхода, в которых ученик становится не объектом, а субъектом учебной  деятельности – он сам планирует и оценивает свою работу, успешно усваивает знания не отдельного предмета, а идет к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций.  Происходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

      Учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные не только на формирование совокупности, но и систему диагностирования уровня сформированности  универсальных учебных действий.  Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.  

Глава 1.Теоретическая часть.  

1.1  Проблема  проекта

                 

     Если школьники хотят овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако часто приходится слышать от учащихся  фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание. Некоторые дети не стремятся расширить запас своих знаний,  пассивны на уроках. В сельской школе учащиеся не видят для себя личностной перспективы, и многие не заинтересованы в изучении английского языка, считая, что он не нужен в будущей профессии и работе.  У части учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой и вовсе отсутствует, так как при изучении английского языка они сталкиваются со значительными трудностями.

         1.2. Актуальность  проекта

          Учитель должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребёнку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать личностно-ориентированные ситуации.

ФГОС вводит  понятие – учебная ситуация, которая  является  одним из основных способов  реализации личностно-деятельностного подхода.

       Учебная ситуация — это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его  или предлагают свое описание и т. д.

        1.3  Цель  и задачи  проекта.

Цель  проекта:  раскрыть комплексный подход к созданию личностно-ориентированных ситуаций и выделить основные средства его реализации.

Задачи проекта:

-изучить научную и методическую литературу  по проблеме создания личностно-ориентированных ситуаций;

    - изучить  особенности, назначение и место на уроках технологии «Учебная        ситуация», а так же возможные варианты применения  учебных ситуации на уроке;

    - показать практическую значимость учебных ситуаций как способа реализации     личностно-деятельностного  подхода;

 

         1.4 Ожидаемые результаты проекта

- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 
- выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия (как после их завершения, так и по ходу);
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

           1.5  Сроки проекта.

         Один год.

         1.6 Предмет исследования.

  Цель учебной ситуации на уроке состоит в создании такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества.

   Наиболее «мощной» является та учебная ситуация, в которую вместе с учащимися вовлекается сам учитель. Результаты такого взаимодействия «учитель-ученики» на уроке будут наиболее продуктивными.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.

Классификация учебных ситуаций:

(авторский коллектив преподавателей РУДН (Богданов И. В.,  Лазарев С. В. и

др.)  в рамках курса «Педагогика и психология»)

 ситуации стимулирования;

 ситуации успеха;

 проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных

задач;

 ситуации выбора;

 ситуации критики и самокритики;

 ситуации помощи и взаимопомощи;

 ситуации самооценки;

 ситуации общения;

 ситуации быстрого переключения в работе и общении;

 ситуации соревнования и соперничества;

 ситуации сопереживания;

 игровые ситуации;

 ситуации освоения новых способов деятельности и т.д.

Для создания учебных ситуаций используются:

  • реальные ситуации общения в классе;
  • различные средства наглядности;
  • презентации;
  • вербальные средства;
  • ролевые игры и т.д.

Глава 2. Практическая часть.

2.1 Примеры личностно-ориентированных ситуаций на уроках английского языка.

Учебная ситуация может занимать часть урока, урок либо несколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии с учениками. При этом роль учителя сводится не к передаче готовых знаний, а к координации действий обучающихся.

    Учебная ситуация на уроке мотивирует ребенка к обучению. С помощью учебной ситуации учитель может искусно превратить обычный урок в увлекательное занятие.

  1. Для создания учебной ситуации в начале урока можно использовать различные  приемы входа в урок:

  -----прием «привлекательная цель». Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Например для освоения вопросной  формы английского предложения разыгрывается ситуация поиска потерявшегося питомца, в которой дети примеряют различные роли;

   -----прием «удивляй». Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

   -----прием «отсроченная отгадка». Иногда удивительное не просто привлекает внимание "здесь и сейчас", но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт),отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

   -----прием «фантастическая добавка». Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; придумать фантастическое растение/животное; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека...

 -----прием «лови ошибку». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.  Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Можно научить детей  мгновенно пресекать ошибки условным знаком, сигнальными карточками или пояснением, когда оно требуется. Необходимо приучать детей мгновенно реагировать на ошибки. Нужно поощрять внимание и готовность вмешаться. Ученик получает текст  со специально допущенными ошибками — есть возможность "поработать учителем". Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками.

  1. Для повторения пройденного материала можно использовать следующие приемы для создания учебной ситуации:

 ------пресс-конференция. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.

Например, при изучении темы "Животные". Можно вести разговор от имени семьи животных. Или при изучении темы «Вечеринка у дракона» ввести игровой сюжет: пресс-конференцию неизвестного героя, "маски", по ответам которой можно ее "рассекретить".

------Бывает на уроке и так, что ученикам необходимо поработать с текстом учебника самостоятельно. Создать ситуацию, мотивирующую работу с текстом можно, применив прием вопрос к тексту.  Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих.

  1. Домашнее задание тоже может стать ситуацией, мотивирующей ребенка к изучению материала.  С этой целью можно использовать такие приемы, как:

----- прием «особое задание». Продвинутые ученики получают право на выполнение особого задания. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению ученика воспользоваться этим правом.

------прием творческое домашнее задание. Составить кроссворд для одноклассников, сочинить стихотворение, песню, презентацию.

----- прием идеальное задание. Задания никакого нет, но функция домашней работы выполняется. Детям предлагается выполнить работу по их собственному выбору и пониманию. Одни просто выполнят упражнения из рабочей тетради, другие  подберут пример или нарисуют иллюстрацию к изучаемой теме.

Для приобщения детей к коллективному сотворчеству, необходимо создавать ситуации, в которых детям было бы необходимо работать сообща, на общий результат. В этом случае можно предложить следующие  приемы организации работы в группах

-------группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку учителю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают. Дети могут придумывать загадки о животных, роботах и т. д.

--------группы получают разные задания. Тогда группы (или их спикеры) отчитываются перед классом. Или, поочередно меняясь, спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой.  Результаты заносятся  результат в таблицу, которая затем обсуждается сообща. Так можно выяснить предпочтения детей в игрушках, действиях с игрушками, предпочтениях в играх.

---------группы получают разные задания , но работающие на один результат задания. Каждая группа получает свой небольшой рассказ, который нужно перевести и инсценировать.

----------Прием «лови ошибку», но технология его использования меняется. Дети спорят, обсуждают, вместе ищут ошибки и заменяют их верными вариантами. Так можно проверять и закреплять лексику и грамматику.

Создавать учебные ситуации помогают игры – тренинги. Например, представь, что ты редактор, в текст закрались ошибки, их нужно найти и исправить. Игра «логическая цепочка» - это игра в слова, когда нужно назвать слово на последнюю букву слова, предложенного предыдущим ребенком. Игры в случайность, когда отвечающего выбирает не учитель, а подбрасываемые кубики. Игра «да-нетка». Ученики находят ответ на загадку, задавая учителю вопросы о цвете, размере, месторасположении, умениях  объекта и т. д. Учитель отвечает только» да» или «нет».

          Целью обучения иностранным языкам является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Вовлечение учащихся в активный процесс учения по овладению устной  речью является проблемой для многих школьников, от её решения во многом будет зависеть успешность изучения иностранного языка.   Учебная ситуация по возможности должна быть адекватной реальной ситуации общения, в которой употребляется осваиваемое языковое явление. Развитие диалогической речи с помощью серии подобных упражнений предполагает овладение навыками и умениями, нужными для реализации ситуации общения в соответствии с коммуникативными задачами общающихся, с учётом конкретных условий общения, а также с опорой на разные типы межличностного взаимодействия. В таких упражнениях предусматривается тренировка ситуативного употребления разнообразного языкового материала, разных функциональных типов речевых высказываний

Постановка учебной проблемы.

Пример 1

 Этап мотивации к учебной деятельности.

  Тема праздники.  

Название учебной ситуации

Приѐм педагогической техники

Описание ситуации

              Формируемые УУД

метапредметные результаты

личностные результаты

Ситуация

стимули-

рования

«Подводящий диалог»

На данном этапе ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

регулятивные, коммуникативные

смысло

образование

 T:  Dear children, today I have gone to you with some things. How do you think, why? What have I brought?

 ( Ребята, сегодня к вам на урок я пришла не с пустыми руками. Как вы думаете, почему? Какие предметы я принесла?)  (ответы учащихся о приближении Нового года и Рождества).

T: Yes, you are right.  We celebrate Christmas soon. (Действительно, приближается Рождество и Новый год)

 T:  But why have I brought this thing? (Но почему я принесла вам именно этот предмет (указывает на ель)).  Учащиеся отвечают, что существует традиция на Рождество и Новый год украшать ель.

Пример 2

Этап мотивации к учебной деятельности.

  Тема праздники.   6 класс

(В начале урока стучат в дверь и дают пригласительную открытку)

Oh, what’s this?

S:    It’s a card.  It’s an invitation card to the birthday party.  But there some missing words.

T:  Yes. You are right. What should we do today?

S: Write an invitation card.

T: So, we should know how to say the time, date and place for writing the card.

Пример 3

Этап мотивации к учебной деятельности.

  Можно открыть свою почту (все это показать на проекторе)  и сказать детям, что пришло письмо и нужно срочно ответить. Ученики сами того не замечая начинают читать. Предлагается написать письмо.

Пример 4.

Этап-Включение в систему знаний и повторение.

Тема  «Путешествие» в 8 классе. Можно использовать прием 6 шляп.

 

                                       Глава 3.  Заключение.

      Таким образом, можно ли обойтись на уроке без создания учебной  ситуации? Конечно, можно прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о единственном и множественном числе имен существительных или об образовании какого-то времени,  но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать ребенка, включить в познавательный поиск?

Я считаю, что нужно создавать такую  ситуацию,  чтобы она толкала, провоцировала детей на активное действие, создавала мотивацию учения, причем не вынуждения, а побуждения.

Список использованных документов и источников информации.

1. Закон РФ от  29 декабря 2012  г. № 273  «Об образовании»

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).

3. В.В. Краевский, А.В. Хуторской.  Основы обучения. Дидактика и методика.

4. А.А. Гин.  Приемы педагогической техники.

5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М. Сентябрь 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СТИМУЛА РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ

В статье раскрываются теоретические и практические основы игрового метода обучения и его влияние на  коммуникативно-речевую активность учащихся....

Создание проблемных ситуаций на уроке английского языка как способ реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

Современная школа должна научить ребенка самостоятельно мыслить, учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе систе...

"Способы создания проблемных ситуаций на уроках английского языка"

quot;Способы создания проблемных ситуаций на уроках ангийского языка"...

Презентация "Создание проблемных ситуаций на уроках английского языка"

Презентация  "Создание проблемных ситуаций на уроках английского языка"...

Статья "Личностно-ориентированная учебная ситуация на уроках литературы как средство воспитания

В статье рассматривается личностно-ориентированный подход к обучению на уроках литературы....

«Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка»

Данная статья предназначена  для использования классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка...

Формирование коммуникативных навыков старших школьников средствами личностно-ориентированных педагогические технологии на уроках английского языка

Автор рассказывает о современных интерактивных технологиях на уроках пнглийского языка способствующих формированию коммуникативных навыков старших школьников...