Статья "Личностно-ориентированная учебная ситуация на уроках литературы как средство воспитания
статья по литературе (10, 11 класс)

Корельская Вера Геннадьевна

В статье рассматривается личностно-ориентированный подход к обучению на уроках литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно   ориентированная  учебная ситуация на уроках литературы как средство воспитания .

                                « Урок – та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся»

                                                      И.Якиманская

Характерные черты  л.о.у.

В  последние  годы  личностно  ориентированный  подход  стремительно  завоёвывает образовательное  пространство  России. Он крайне необходим для преобразования преобладающего в учебных заведениях авторитарного по характеру процесса обучения и воспитания обучающихся. Личностно- ориентированный подход к образованию предполагает новое понимание таких неотрывных от педагогики терминов , как НОРМЫ, НОРМАТИВНОСТЬ,КРИТЕРИИ и т.д. Традиционный подход в известной степени характеризовался стремлением к догматизму, нормативным мышлением, желанием во что бы то ни стало добиться достижения некогй провозглашаемой нормы. Особенность  нового представления заключается  в том, чтобы признать ценностью динамику позитивных изменений в личностном развитии ученика и стремление к ним, а «норму» рассматривать как промежуточную, а не конечную цель.. образовательного процесса.

Можно считать, что цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного  личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией».

Личностно- ориентированная система обучения предполагает:

 - признание обучающегоя основным субъектом  процесса обучения;

-  определение цели обучения – развитие индивидуальных способностей обучающегоя;

- определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования  субъектного опыта обучающегося, его направленного развития в процессе обучения.

               В обучении учёт индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого обучающегося, создание социокультурной ситуации развития, исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей обучающегося.

Замысел ЛОУ заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребёнка, а также состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта  обучающегося, согласовать этот опыт с общественным, сформированным в виде знания, и добиться личностного усвоения нового опыта(знаний).

ЦЕЛЕВЫМИ ориентирами  учебного занятия могут быть следующие:

  1. Формирование у обучающихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта;
  2. Оказание помощи обучающемуся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
  3. Содействие ребёнку в формировании положительной Я-концепции, развитие творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания  и самостроительства.

В качестве принципов построения образовательного процесса  выступают основополагающие идеи гуманистической педагогики и психологии:

 - принцип самоактуализации;

- принцип индивидуальности;

- принцип субъектности;

- принцип выбора;

- принцип творчества и успеха;

- принцип веры, доверия и поддержки.

Содержание урока избирается в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъектного опыта ребёнка .

                ОРГАНИЗАЦИЯ  учебного занятия предполагает :

  1. Подготовку гибкого плана, который включает в себя:

- определение общей цели и её конкретизацию в зависимости от разных этапов урока;

- подбор и организацию дидактического материала, который позволяет выявить индивидуальную избирательность учеников к содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение;

- планирование разных форм организации   учебной деятельности ( соотношение фронт альной , индивидуальной ,самостоятельной работы);

 - выявление требований к оценке продуктивности работы с учётом характера заданий ( дословный пересказ , краткое изложение словами. Использование известных алгоритмов, выполнение  проблемных, творческих заданий)

  1. Планирование  характера общения, межличностных взаимодействий, учитывая

основные особенности  Л О У .

1.Применение педагогических приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка;

2. Проектирование характера учебного взаимодействия на основе учёта личностных особенностей обучающихся.

3. Использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога. На своих уроках литературы часто провожу диспуты:

-  Кто виноват в гибели Катерины? (пьеса А.Островского «Гроза»)

- Почему не получилась любовь между Котиком и Старцевым? ( рассказ А.П.Чехова «Ионыч»)

- Можно ли назвать Лопахина «настоящим хозяином»  вишнёвого сада?

4. Создание для  обучающихся ситуации успеха;

С самого первого дня знакомства с обучающимися ,показывая белый чист лист бумаги, предлагаю своим студентам начать  учёбу в училище  с этого чистого листа, т.о. давая возможность ребятам проявить себя только с положительной стороны, создавая для обучающихся  ситуации успеха. При зачёте стихов , которые дети не любят, не умеют и вообще не учат, делаю гибкую « схему скидок»: заменяю  заучивание наизусть выразительным чтением, разрешаю  читать стихи наизусть из школьной программы, тем, кто сам пишет стихи, ставлю зачёт. Таким образом, обучающиеся  настраиваются на то, что всё у них получится.

5. Проявление доверия и толерантности  в учебных взаимодействиях; эта ситуация хорошо демонстрируется при привлечении об-ся к взаимопроверке заданий, в работе на уроках группами, когда  читают  стихи,  выслушиваю ответы на вопросы.

 6. Стимулирование обучающихся к осуществлению коллективного и индивидуального выбора типа, вида задания, формы его выполнения; для достижения положительных результатов, для создания ситуации успеха я , учитывая индивидуальные способности обучающихся, предлагаю разные формы выполнения домашнего задания : нарисовать портрет или сцену из произведений, составить кроссворд, сочинить стихотворение  и т.д.

7. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно- неправильно), но и по  процессу его достижения;

8. Использование обучающимися следующих речевых оборотов: «Я полагаю, что…», «Мне кажется, что…», «По моему мнению…». В свете решения Министерства образования о развитии речи, даю задание написать мини- сочинения. Где  никак не обойтись без выражения собственного отношения.

3.Планирование результативности урока:

  - анализ результатов  групповой и индивидуальной работы;

- внимание к процессу выполнения заданий, а не только к конечному результату.

Приоритетное значение в оценочно- аналитическом компоненте урока имеет анализ и оценка таких аспектов, как:

 - обогащенность субъектного опыта ребёнка культурными образцами человеческого опыта;

- сформированность учебной деятельности обучающегося и индивидуального стиля познания;

- проявление самостоятельности, инициативы и и ндивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки литературы как средство самореализации личности в системе духовно-нравственного воспитания

В процессе изучения литературы важно показать учащимся образец для подражания, доказать, что нравственный человек при всей сложности, а порой и драматичности бытия, полн...

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы средствами проектно-исследовательской деятельности

В работе представлен опый работы по данной проблеме, показаны формы, мотивирующие детей на изучение литературы....

ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство воспитания компетентного человека

              В      статье представлен опыт по применению  ИКТ   на уроках русского языка и литературы, сделаны выводы о том, какие ...

Гармония музыки и слова на уроке литературы как средство воспитания культуры восприятия художественного произведения.

Над данной темой я работаю уже не первый год ,всё более убеждаясь в её актуальности. К её выбору меня подтолкнула одна  проблема, с которой  я столкнулась ещё в самом начале моей профессиона...

Проектирование учебной ситуации на уроке литературы

В статье рассматривается пример построения учебной ситуации на уроке литературы в 6 классе по теме "Железная дорога" Н.А.Некрасова....

Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы и средство расширения культурного кругозора школьников.

В статье рассматривается возможность проведения виртуальных экскурсий на уроках и внеурочных занятиях как средство расширения  культурного кругозора обучающихся....

Учебные ситуации на уроках физики как средство формирования личностных универсальных учебных действий.

Учебные ситуации на уроках физики как средство формирования личностных универсальных учебных действий. ...