Гармония музыки и слова на уроке литературы как средство воспитания культуры восприятия художественного произведения.
статья по литературе на тему

Шумилина Наталья Леонидовна

Над данной темой я работаю уже не первый год ,всё более убеждаясь в её актуальности. К её выбору меня подтолкнула одна  проблема, с которой  я столкнулась ещё в самом начале моей профессиональной деятельности Наверное, многим  учителям-словесникам  знакомо то неприятное чувство  горести, разочарования и даже обиды, когда, придя на урок литературы, начав с любовью и воодушевлением беседовать со  своими ученикам о творении писателя-гения,  натыкаешься на равнодушные ,скучные взгляды ,а иногда и на фразу: «А я не читал»...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_slovo.docx44.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гармония музыки и слова на уроке литературы как средство воспитания культуры восприятия художественного произведения.

Автор: учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей им. Д.А.Фурманова»

Шумилина Н.Л.

Над данной темой я работаю уже не первый год ,всё более убеждаясь в её актуальности. К её выбору меня подтолкнула одна  проблема, с которой  я столкнулась ещё в самом начале моей профессиональной деятельности Наверное, многим  учителям-словесникам  знакомо то неприятное чувство  горести, разочарования и даже обиды, когда, придя на урок литературы, начав с любовью и воодушевлением беседовать со  своими ученикам о творении писателя-гения,  натыкаешься на равнодушные ,скучные взгляды ,а иногда и на фразу: «А я не читал».

 К  сожалению, современные школьники читают намного меньше, чем их сверстники предыдущих поколений. Удивительный парадокс: в  мире информационных технологий, где возрастает потребность в людях, умеющих творчески мыслить,  книги, которые как раз способствуют развитию такого типа мышления, стали многим казаться чем-то ненужным и устаревшим. Таким образом передо мной возникла задача, которую мне предстояло решить: как пробудить в  школьниках интерес к чтению.

Беседуя со своими учениками, я пришла к выводу, что большинство из них мало читают или не читают совсем потому, что им это  непонятно, а , значит, и неинтересно. Действительно, для того, чтобы наслаждаться искусством, надо его понимать. Читатель не только должен воспроизвести в своем воображении то, что создал писатель, но и довообразить, довоссоздать намеченное только пунктиром. Понимание или, другими словами, восприятие художественного произведения пробуждает в ученике различные чувства, переживания, что в конечном итоге приводит к сочувствию и сопереживанию. Таким образом, решая поставленную перед собой задачу, я пришла к выводу: ученик только тогда будет с желанием читать художественную литературу, когда она будет правильно понята, воспринята им самим. Так передо мной встал ещё один вопрос ,требующий   ответа: как, при помощи каких средств  активизировать  процесс воображения учащихся, углубив тем самым восприятие ими художественного текста.

 Решение данного вопроса предполагает использование на уроках литературы   двух видов наглядности: "внутренней" и "внешней". Внутренняя наглядность - возникновение в воображении читателя зримых картин и образов, своеобразной "ленты видений". Внешняя наглядность осуществляется  через посредство других видов искусств. В методике преподавания литературы это взаимодействие разных видов искусств на уроке литературы имеет богатую традицию, которая своими корнями уходит к работам таких известных русских педагогов, как А. Алферов, Ф. Буслаев, К. Ушинский.  

На мой взгляд, литература как вид искусства предполагает наиболее тесную связь именно с музыкой. В самом своем зарождении эти искусства представляли единое целое.  Это   проявлялось прежде всего при исполнении поэтических произведений - мелодекламации: звучащее слово сопровождалось игрой на музыкальном инструменте, что способствовало  воздействию его на чувства, сознание слушателей.   В слове музыка находила мыслительную оформленность;  в музыке слово обретало высшую эмоциональность и выразительность. Эта органическая связь была закономерной, так как у музыки и звучащего слова имеется много общих свойств: темп, ритм, частота, тембр, диапазон, эмоциональность, певучесть, мелодичность.

В своём исследовании я остановлюсь на рассмотрении гармонии музыки и слова во внутренней организации художественного текста, когда автор сознательно использует в своём произведении возможности музыки, привлекает её с целью усиления изобразительно-выразительных возможностей текста и более полного представления о духовной жизни героев. Этому  вопросу посвящена 1 часть моей работы. Во 2 части работы особое внимание  я уделю  рассмотрению возможностей использования этого неисчерпаемого ресурса на уроках литературы с целью воспитания культуры восприятия, понимания художественного произведения.

Взаимодействие музыки и слова как видов искусства.

  «Тот, у кого нет музыки в душе,

  Кого не тронут сладкие созвучья,-

  Способен на обман, измену, подлость,

 Темны, как ночь души его движенья,

   И мысли все угрюмы, как Эреб.

  Не верь такому»

Эти слова принадлежат не музыканту, а поэту, великому Шекспиру.  Музыка и слово неразрывны. Литература всегда рождала великие музыкальные произведения, так же, как   и музыка вдохновляла мастеров слова. Не случайно биографии писателей говорят нам о том, что музыка всегда была частью их жизни. А.С.Грибоедова мы знаем не только  как дипломата, выдающегося поэта, драматурга, но и как талантливого музыканта. Он прекрасно играл на фортепиано, сам создавал  вдохновенные, изящные миниатюры. М.Ю.Лермонтов в годы своей учебы в университете участвовал в конкурсе скрипачей-виртуозов и  стал его победителем.   Л.Н.Толстой страстно любил Моцарта, играл его фортепианные концерты,   сочинял музыку.   Б.Л.Пастернак был пианистом…  И эти примеры  можно продолжать.

  Музыка и литература настолько тесно переплетены, их взаимопроникновение настолько велико, что, преподавая в школе литературу, невозможно не говорить о музыке. Как можно разделить, например, роман Пушкина «Евгений Онегин» и гениальную оперу Чайковского? Или, знакомя детей со стихотворением «Я помню чудное мгновенье…», не вспомнить удивительный романс Глинки  и необычную историю посвящения стихов и музыки матери и дочери Керн. « Из наслаждений жизни  одной любви музыка уступает, но и любовь- мелодия», - так  сказал   Пушкин.

 Когда речь заходит о поэзии,  мы невольно переходим на музыкальную терминологию: созвучие, гармония, интонация, мелодика… Да и свою ритмическую организацию, подчинение определенному размеру стихи взяли у музыки.

  И художественная литература, и музыка воздействуют на человека через эмоции. Любое, даже самое  сильное слово многократно усиливает свое влияние в сочетании с музыкой. Союз этих двух искусств - мощное средство для эстетического, нравственного воспитания, для развития фантазии, образного мышления.

    Очень часто музыка вплетается автором литературного произведения в его содержание, становится одним из средств раскрытия художественных образов, помогает лучше понять идею. Вспомним «музыкальные» страницы сочинений Льва Толстого. В рассказе «После бала» смена яркой, радостной, счастливой музыки бала убогой, пронзительной и устрашающей музыкой экзекуции подчеркивает перелом в ощущениях, в сознании героя. А наши любимые персонажи из  романа «Война и мир» - Наташа, Николай Ростовы, княжна Марья – неразрывно связаны с музыкой, глубоко чувствуют и понимают ее. «Люблю музыку больше других искусств»,- писал Лев Толстой.

  Великий композитор П.И.Чайковский в письме К.Романову сравнивал поэзию А.А.Фета с музыкой: «Фет есть явление совершенно исключительное, в лучшие свои минуты выходит он из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область, т.е. в музыку. Потому часто Фет напоминает мне Бетховена. Подобно Бетховену ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам слова. Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант».

   Фортепианная соната №2 Л.Бетховена стала лейттемой повести А.Куприна «Гранатовый браслет». Высокая и трагическая тема любви удивительно созвучна с музыкой Бетховена и строкой из молитвы: «Да святится имя твое…»

        Очень часто музыка входит в литературное произведение, дополняет, обогащает его, а потом это произведение вновь становится музыкой, уже  более совершенной.   «Вечера на хуторе близ Диканьки»  Н.В.Гоголя  благодаря именно народным песням  стали удивительно поэтичными повестями-поэмами. На гоголевских страницах мы слышим то озорные, то лирические песни, частушки, колядки, щедровки. Эта удивительная музыкально-поэтическая атмосфера «Вечеров…» привлекла к себе  Н.А.Римского-Корсакова, который позже написал оперу «Майская ночь» по повести Гоголя.  Взаимопроникновение, переплетение  замыслов великих мастеров, сочетание талантов многократно усиливает художественную силу их творений.

Многие художники слова строят свои произведения, используя принципы построения музыкального произведения, его инструментовки. В этой связи в первую очередь следует вспомнить произведения И.С. Тургенева. Музыкальность Тургенева заключена в самом слоге, в выверенной, изящной, гармонической манере повествования, по которой узнаются его тексты, как по мелодии узнаются создания того или иного композитора. Многие произведения писателя строятся по законам музыкальной композиции. Сначала следует увертюра - пейзажная зарисовка, описание интерьера, портретов героев, рассказ об их встрече. В увертюре на эмоциональном уровне присутствует заданность будущей темы произведения, ощущаются будущие конфликты. Светлое мироощущение переплетается со скрытой тревогой, печалью.

В центре произведения находится развитие темы; она то разветвляется, дробится на подтемы, то все сливается, переплетается в единой теме. В этом плане показательно самое музыкальное произведение И.С. Тургенева "Дворянское гнездо". Развитие темы достигает максимальной экспрессии в сцене идеологического поединка Лаврецкого с Паншиным и особенно в сцене его любовного объяснения с Лизой. Чтобы передать душевное состояние влюбленного Лаврецкого, его волнение от предощущения счастья, автор вводит в художественный текст описание музыки Лемма, которую, кажется, слышит читатель. Затем мажорное звучание ослабевает, усиливаются нотки тревоги, печали - наступает драматическая развязка.

Музыкальную структуру воспроизводят многие стихотворения русской классики. Как музыкальные периоды,   так и стихотворные строфы содержат законченную мысль, связанную с главным мотивом стихотворения. Убедительным примером такой музыкальной композиции является пушкинское "Я помню чудное мгновенье..." Не случайно сразу же после его возникновения оно обрело музыкальное бытие в музыке Глинки. Как и в музыкальном искусстве, главным его композиционным принципом является повторение, реприза, постоянное возвращение к заданной теме.

Первая часть в композиции стихотворения - рассказ-воспоминание о любви, мимолетном приближении к ее высшему идеалу красоты, гармонии; вторая - угасание любви, опустошение души, оскудение жизни; третья - счастье, восторг от ощущения полноты бытия, гармонии, вызванной новой встречей с "гением чистой красоты".

Многие лирические произведения, особенно поэтов-импрессионистов и поэтов-символистов, основаны, как и музыкальные произведения, на ассоциативных связях, носят суггестивный характер. Семантика слов в таких текстах играет второстепенную роль, их легко заменить другими, ассоциативно связанными с данным контекстом. Главное - музыкальный рисунок, настроение, которое они внушают. На этом основании строятся многие стихотворения А.А. Фета, который музыкальность избирает одним из основных средств передачи "невыразимого", т.е. непередаваемого мыслью, логикой. Его приемы поэтики и эстетические принципы продолжает К. Бальмонт . Звонкость, певучесть, мелодичность, щедрая звукопись его строк до сих пор пленяют читателей. Поэт очаровывает плавными возвратными повторами, разнообразием ритмов, изысканными словесно-музыкальными созвучиями. Сам поэт видел в этом свою главную заслугу перед русской поэзией,  в своих критических статьях отмечал, что музыка есть начало любви, красоты, поэзии, молодости, самой жизни.

В музыке, гармонии видел начало поэзии и даже самой культуры его младший современник А. Блок. Он создал оригинальную концепцию мира-оркестра, в котором искусства выполняют роль стихий, а через них проявляет себя дух музыки. Поэт, творец должен отдаваться "музыкальной волне, исходящей из мирового оркестра"  , в противном случае он утратит связь со временем, эпохой, культурой, не сможет ощущать гармонию. Сам Блок создавал стихи, всю жизнь слыша этот мировой оркестр,  и видел цель творчества в служении гармонии.

Как можно использовать этот неисчерпаемый ресурс на школьных уроках?  Ответу на этот вопрос посвящена вторая часть моего исследования.

Методические приёмы использования музыки на уроках литературы.

  1. Музыка может играть роль фона, эмоционально поддерживающего тему урока. На подобных уроках необязательно давать информацию о самой музыке и ее авторе. Достаточно назвать имя композитора и название прослушанных произведений. Это расширит кругозор учащихся, не слишком отвлекая их от основной темы. Такой прием может быть использован на уроках, посвященных изучению поэтических произведений.
  2. Музыка может  стать  основой для мелодекламации, что всегда делает стихи более выразительными. Так фортепианный цикл Чайковского «Времена года» может стать прекрасным музыкальным фоном для чтения стихов русских поэтов о природе.

 3. Другим приёмом использования музыки на уроке является иллюстрирование литературного произведения при помощи цитат из произведений музыкальных. Например, изучая роман Толстого «Война и мир», можно прослушать  вальс Наташи или арию Кутузова из одноименной оперы С.С.Прокофьева.

  4.  Информация о музыкальном произведении может стать частью биографии писателя.  Рассказывая о стихотворении Пушкина «Я помню чудное мгновенье», надо сказать не только о том, что оно посвящено автором Анне Керн, но и о том, что М.И.Глинка был влюблен в дочь Анны Петровны Екатерину и музыку к этому стихотворению посвятил ей. Таким образом, романс «Я помню чудное мгновенье» имеет двойное посвящение матери и дочери. Можно   также упомянуть о том, что М.Глинка был одноклассником младшего брата Пушкина Льва, был знаком с самим поэтом, написал много произведений на его стихи, в частности, оперу «Руслан и Людмила».

Невозможно обойтись без обращения к музыке и при изучении биографии   И.С. Тургенева. Музыка прошла через всю жизнь великого русского писателя.  Музыкальность, тонкий слух и музыкальный вкус, постоянное на протяжении всей жизни пребывание писателя в атмосфере музыки и красоты способствовали глубокому пониманию им музыкального искусства, сказались на особенностях его мироощущения, характере его творчества. Сам Тургенев признавался: "Музыку я люблю, люблю ее весьма давно, смею думать - знаю". На уроках изучения биографии писателя музыка поможет ярче и тоньше раскрыть внутренний мир писателя, создаст особую атмосферу "проживания" его жизни. Музыка композиторов Бетховена, Шопена, Шуберта, Моцарта, Гуно, Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова может сопровождать рассказ о разных периодах жизни и творчества писателя, стать органической частью литературно-музыкальной композиции или биографического очерка.На уроках изучения биографии писателя музыка поможет ярче и тоньше раскрыть внутренний мир писателя, создаст особую атмосферу "проживания" его жизни. Музыка композиторов Бетховена, Шопена, Шуберта, Моцарта, Гуно, Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова может сопровождать рассказ о разных периодах жизни и творчества писателя, стать органической частью литературно-музыкальной композиции или биографического очерка.

 5. Следующим приемом  использования музыки на уроках литературы  является  анализ тех эпизодов, в которых музыка характеризует героя, раскрывает его внутренний мир. Для иллюстрации вновь обратимся к произведениям И.С.Тургенева. Примерно три четверти его произведений связано с музыкой. Его герои музицируют, поют или слушают музыку и высказывают свои суждения о ней. Музыка становится средством характеристики героев, выражением авторской позиции. Для писателя важно, какую музыку предпочитают герои, что они играют и поют, и как они это делают. Любовь к музыке, потребность в ней, наличие музыкальной одаренности, способность глубоко чувствовать красоту мира и красоту музыки являются важнейшими качествами личности близких автору персонажей. Нередко он наделяет их своими музыкальными вкусами и даже страницами своей музыкальной биографии. Иногда музыкальные произведения, включенные в картины жизни героев, позволяют определить их личностную позицию, тонко передать художественный подтекст, то невыразимое в словах и понятиях, что может выразить только музыка.

 6. Целесообразно обращение к музыке на вводных и заключительных уроках с целью создания атмосферы исторической эпохи или раскрытия картины мира определенной культуры, художественного направления. На таких уроках музыка звучит и интерпретируется во время лекции или рассказа учителя, сообщений учащихся, прочтения художественных текстов и их анализа. Особенно эффективна интеграция музыки и словесности  при изучении романтизма и символизма - самых музыкальных художественных систем.

  7.  Самым, пожалуй, сложным, но самым информативным и насыщенным является урок  сопоставления двух одноименных  произведений.

  Русская музыкальная культура предоставляет богатейший материал для взаимодействия с литературой. Почти все литературные произведения из школьной программы имеют свои музыкальные прочтения. Тонкое чувство прекрасного, интуиция художника, психологическое чутье позволяют композиторам понять литературное произведение  точно и глубоко. А иногда музыканту удается усилить его идейное звучание. Так, например, произошло с трагедией А.Пушкина «Борис Годунов» и одноименной оперой М.Мусоргского. В трагедии народ тихо ропщет против царской власти и свой протест, и проявление непокорности выражает молчанием. «Что же вы молчите? Кричите: да здравствует царь Дмитрий Иванович!»  И гениальная ремарка Пушкина – «народ безмолвствует». Цензура совершенно справедливо усмотрела за этими словами крамольный смысл. Трагедия, оконченная в 1825 году, была запрещена и опубликована лишь спустя пять лет в 1830 году.

  В 1866 году другой великий художник, композитор М.П.Мусоргский обратился к творению Пушкина и написал выдающуюся оперу «Борис Годунов», ставшую шедевром мирового значения. Через 36 лет после опубликования трагедии в печати  композитор пошел дальше поэта: молчаливый протест он продолжил народным бунтом.  Беглый монах Варлаам у Мусоргского становится бунтарем, представителем протестующего против рабства народа. Другой персонаж- Юродивый - прямо бросает обвинение в убийстве в лицо царю Борису: «Нельзя молиться за царя Ирода, Богородица не велит».  И кульминацией оперы становится сцена народного бунта с почти революционным хором «Расходилась, разгулялась сила-удаль молодецкая».  Сценическая судьба оперы повторила судьбу трагедии: также запрещенная цензурой, она была поставлена  через семь лет после написания.   Я думаю, что сопоставление этих двух великих произведений поможет  раскрыть замысел Пушкина, увидеть Россию 19 века глазами ее современников, глубже понять историю нашей страны. А главное весь материал может быть представлен более ярко, эмоционально и, конечно, будет иметь больший воспитательный эффект.

8. Взаимное тяготение литературы и музыки, внутреннюю «мелодию» литературного текста учащиеся постепенно познают в процессе изучения поэтического языка. Учитель должен внимательно следить за тем, как во время самостоятельного грамотного чтения учащимися художественного текста поэтическая речь превращается в «мелодию», происходит слияние образного слова с музыкой. Звучание слова должно приобретать яркие интонации во время выразительного чтения учителя на уроках; в собственной речи следует показать красоту родного языка, его богатейший интонационный строй. Следует помочь учащимся выработать «внутренний слух» во время прослушивания произведений, исполняемых в грамзаписи мастерами художественного чтения.

9.Обращение к музыке особенно целесообразно на уроках, посвящённых обучению анализу  поэтических произведений, когда речь идёт о музыкальности стиха того или иного автора . В качестве примера приведу фрагмент урока по литературе в 5 классе по сказке А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях».

Ход урока:

Учитель: Ребята, читая «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, вы познакомились с героями, с огромной радостью восприняли в конце сказки победу добра над злом, восторженно отнеслись к тому, что королевич Елисей нашел свою невесту – царевну и спас её. Читая, мы с интересом постигали красоту поэтического пушкинского слова, вслушивались в ритм, находили рифму в сказке, учились определять стихотворный размер.Давайте поговорим о том, как ритмичность и музыкальность стихов Пушкина, подбор звуков способствуют тому, чтобы художественные образы были наиболее яркими и выразительными.

Лексическая работа:

Слова записаны на доске: поэтичность, лиричность, музыкальность, напевность, мелодичность, ритмичность, певучесть.

Учащиеся читают, записывают в тетради, объясняют вместе с учителем значения этих слов.

Вывод: Всё это мы находим в поэзии Пушкина, которая содержит секреты, делающие стихи и музыку стиха равноправными.

Беседа по теме

  - Благодаря какому свойству стихи отличаются от прозы?

( Стихи отличаются от прозы благодаря особому порядку – ритму.Ритм – повторение ударных и безударных слогов.)

 - Почему стихи звучат напевно, мелодично?

(Потому что слова в конце строк созвучны.Рифма – совпадение конечных звуков. Например: милее – белее.)

 Учитель: В зависимости от того, что хочет изобразить поэт, и складывается стихотворение, вводятся особые музыкальные интонации: то ощущается плавность, нежность, мягкость, то резкость, тревожность!Мы читаем стихи иначе, чем прозу: голосом передаем ритм, мелодию.Вслушаемся в отрывок, где царица обращается к зеркальцу:

Свет мой, ЗеркаЛьЦе! СкаЖи…

Я ЛЬ на Свете Всех МиЛее,

ВСех руМяней и беЛее?

 - Обратим внимание на фонетический строй, на подбор и повтор выделенных звуков. На что в настроении и характере царицы это указывает?

(На веселое настроение, самоуверенность, любование собой. «Я ль на свете…?» - будто исключается отрицательный ответ, и никто, по ее представлению, не может быть краше и милее.Царица хорошо понимает, что царевна лучше, моложе, она нервничает, будто чего-то боится, обращается заискивающе к зеркальцу в уменьшительно ласкательной форме.)

 - Обратите внимание на использование звуков ЛьС, ЛьЦ. Какие слова, подходящие для оценки характера царицы, они напоминают?

(Лесть, лицемерие. Потом царица разбивает зеркальце, если что не по ней – резко меняется.)

-Что в звуковом строе ещё заметили?

(Звуки [ж] (скажи), [м`, л`], [м`, н`, л`] (румяней, белее) - протяжно и мягко. Царица заискивает перед зеркальцем, льстит ему.)

  Вывод: Да, особый фонетический прием – подбор звуков – звукозапись служит созданию яркого, выразительного образа, вносит особую певучесть в стихи.

 - Если обратить внимание на ритм, на размер, что мы услышим?

(Стихотворный размер – хорей: чередование ударных - безударных слогов, где ударение в стопе падает на первый слог.)

 -С чем можно сравнить этот ритм?

 ( Ритм можно сравнить с народной, танцевальной музыкой (пляской), с поэзией танца.)  Звучит музыка русского народного танца.

-Какой мы видим царицу? (Ответы детей.)

 Вывод: Довольная собой, царица готова пуститься в пляс. И действительно, после ответа, который она ожидала, ритм превращается по-настоящему в плясовой.

Выразительное чтение отрывка. «И царица хохотать..» Все движения царицы в этом отрывке выглядят действительно как танец.

-Сравним ритм стиха и танца. (Звучат стихи и музыка.)

  Вывод: Таким образом, мелодия в сказке переплетается со стихами, полнее раскрывает идейно-художественные особенности.

Рассмотрим  как меняется музыкальная интонация на протяжении всей композиции.Тема музыки стиха совершенно иная там, где речь идет о пропавшей царевне.Прочитаем строки о том, каким было отношение всего царства к пропаже царевны.

«И молва трезвонить стала:

«Дочка царская пропала!»

-Что же в этих 2-х строках слышится? Есть ли здесь музыка настроений людей?

(Музыка стиха, мелодия печальная, доносится тревожный звон колоколов. Недоумение, напряжение в настроении людей, будто тревога, горе.)

 - Обратите внимание на звуки, их повтор, подбор ,  о чем это говорит?

(Звуки тр, зв, ст, прп – резкие, взрывные, тревожные, гремящие. Будто с самих строк доносится набат.)

  Вывод: В данном случае мы наблюдаем прием звукописи, который позволяет проникнуться чувствами поэта, настроением людей, глубже понять происходящее.

 

Конечно, колокола били тревогу. Давайте послушаем этот звон. (Прослушивание колокольного звона, сообщающего о тревожном событии.)

 - Как звонят колокола?(Тревожно, угрюмо, печально.)

 - Давайте постараемся представить толпу людей, их состояние и настроение.Как они реагируют на то, что произошло? Каковы интонации здесь?

 Учитель: Но как раз с этого момента происходит поворот в сказке – королевич Елисей ищет невесту. Какое благородство, сколько испытаний!И молва уже не «трезвонит», а «трубит»! «Дочка царская ЖИВА!» Звучит праздничный колокольный звон.

 - Каковы же интонации данных строк?

 ( Победа добра - интонации радости.Подъем душевного состояния - будто струны самой души народа ожили!)

 Итог.

 Учитель: В чем же заключается музыкальность стиха Пушкина?

- В ритмичности, свойственной музыкальному произведению.

- В повторе ударных и безударных слогов.

- В использовании музыкальной лексики: трезвонить, трубить и т.д.

- В лиричности.

- В красоте.

- В напевности и мелодичности: из отдельных строк так и льётся музыка (где танец, где набат).

- В использовании звукописи для создания ярких художественных образов.

Заключение.

В одном из индийских трактатов сказано: «Издревле никто и не думал читать что- либо без музыки или интонировать без слов. И чем древнее тексты, тем больше пения, музыки и игры и меньше того, что надо читать и произносить. И нет здесь музыки без слова, строки и буквы; они для музыки то же, что ось для колеса. В пространстве мира и миров нет слов, строк и поэм, но есть звук; он строит все пространство вселенной... А на язык струны лишь капля (этого звука) попадает, и стихами, не смоченными этой влагой, не спасешься... Если пропадает волшебство музыки, недвижима остается ось, что вращает колесо мироздания».

Со временем искусство слова и музыка обособились друг от друга, но общие черты, сближающие два вида искусства, сохранились:

1. Общественный характер. Понимание произведения как некоего общения автора, воплощающего человеческие чаяния и помыслы, с людьми.

2. Историческое осмысление действительности и опосредованное отражение ее в художественном образе, представляющем единство обобщенного и конкретного, объективного и субъективного, типичного и характерного.

3. Развернутость во времени.

4. Эстетическое отношение к жизни.

5. Интонационная природа.  

6. Общность жанров — песня («Песня о Буревестнике» М.Горького и «Песни без слов» Ф.Мендельсона-Бартольди), поэма (поэма З.Фибиха и «Медный всадник» А.С.Пушкина), баллада (баллады Ф.Шопена и баллады В.А.Жуковского), сказка (фортепианные «Сказки» Н.К.Метнера, оркестровая «Сказка" Н.А.Римского-Корсакова и «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкина и др.).

7. Слуховое восприятие. Слово «литература» в буквальном смысле означает произведения письменности (лат.— написанное), но читая текст, человек слышит его внутренним слухом аналогично музыканту, слышащему нотный текст.

8. Параллельность эмоционального воздействия текста (музыкального и литературного) и мыслительной переработки воспринимаемого.

Всё это позволяет нам говорить о гармонии музыки и слова как о  средстве воспитания культуры восприятия художественного произведения на уроках литературы.  Язык искусства - наиболее сложный из всех, которые известны миру. Сократ толковал о божественном происхождении искусства, Аристотель утверждал, что искусство глубже науки объясняет мир и совершает очищение человека (катарсис). И я свято верю в силу искусства слова, которое в гармонии с другими средствами эстетического воздействия способно разбудить ум и сердце ребенка. В будущем я планирую расширить свою исследовательскую работу, перейдя от рассмотрения  взаимодействия музыки и слова на уроке литературы  к  взаимодействию при изучении художественных произведений  таких видов искусств, как театр и живопись .

Список литературы.

  1. Левина Е.Р. Психология восприятия художественной литературы. М., 1989.
  2.   Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроках литературы // Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т.Г. Браже – М., 1971
  3. Мащенко П.М.Использование музыки на уроках литературы.- М., 1978- 76с.
  4. Молдавская Н.Д. Воспитание читателя в школе. Самостоятельная работа над текстом. М., 1968.
  5. Неменский Б.«Мудрость красоты». М.: «Просвещение», 2000г.
  6. Осеннева М.С.Средство эстетического воспитания //Литература в школе 2001- №8 – С.23
  7. Чернова И.И. «Музыка на уроке литературы»// «Литература в школе», № 2, 1997 г.

 

                                      

                                                         

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание шолоховским словом на уроках литературы

Данный доклад готовился к конференции, посвященной дню рождения писателя. Его можно использовать при планировании уроков....

Доклад "Художественная литература,как средство воспитания нравственных чувств ребенка"

 Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества....

Интерпретация художественного текста на уроках литературы как средство формирования творческого мышления. (Головко Е.В., учитель русского языка и литературы гимназии №96)

«Истинное спасение в культуре», - утверждал Н.К. Рерих, великий художник и гуманист, посвятивший всю свою жизнь установлению принципов Красоты и Культуры в жизни человечества, подчеркивал светон...

Истоки символики ив изображении обстановки чуда Рождества Христова и проблема восприятия художественного произведения современным зрителем.

Конспект урока ИЗО, МХК, в котором рассматривается проблема восприятия религиозного чуда через произведения великих мастеров прошлого....

Статья "Личностно-ориентированная учебная ситуация на уроках литературы как средство воспитания

В статье рассматривается личностно-ориентированный подход к обучению на уроках литературы....

"Биографические штудии на уроках литературы как средство привития интереса учащихся к чтению художественных произведений"

Брошюра " Биографические штудии на уроках литературы как средство привития интереса учащихся к чтению художественных произведений" (из опыта работы) содержит описание приёмов изучения биогра...