Анализ и моделирование урока иностранного языка в свете новых образовательных стандартов.
учебно-методический материал

Главной формой обучения является урок. До тех пор, пока не будет найдена и проверена «на прочность» и эффективность альтернативная форма организации массового обучения детей в учебных заведениях, урок должен сохраняться, поддерживаться и развиваться. В связи с изменениями, которые происходят в образовании, вопрос, о том, какой должен быть урок, очень актуален сегодня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_i_analiz_uroka.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Катаева Т.А.

Анализ и моделирование урока иностранного языка в свете новых образовательных стандартов.

Главной формой обучения является урок. До тех пор, пока не будет найдена и проверена «на прочность» и эффективность альтернативная форма организации массового обучения детей в учебных заведениях, урок должен сохраняться, поддерживаться и развиваться. В связи с изменениями, которые происходят в образовании, вопрос, о том, какой должен быть урок, очень актуален сегодня.

В современном уроке педагог ведёт обучающихся по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью обучающихся, создаёт условия для появления у обучающихся мотива к самоизменению, личностному росту.

 На традиционных уроках применяется сенсуалистический подход, т.е.  слушать, смотреть только на меня, а в современном уроке – деятельностной подход. Дети чаще всего запоминают форму, а не суть. Суть передать нельзя, её надо познать, а для этого надо действовать. Все знания в современном уроке дети получают через деятельность, которую организует учитель.

    Какие факторы повлияли на то, что заговорили об изменении системы образования?  Появились новые образовательные стандарты, внедряются информационные технологии, организация ЕГЭ, новые социальные запросы семьи, общества и государства.

    В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами:

      *традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение;

      * традиционный урок – это привычные формы  и средства обучения

      *знакомая всем структура урока.

  1. Орг. момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Актуализация опорных знаний.

  4. Объяснение нового материала.

  5. Первичное закрепление.

  6. Самостоятельная работа.

  7. Итог урока.

Структура современного урока.

 1. Самоопределение деятельности. ( Орг. момент)

 2.Актуализация опорных знаний.

 3.Постановка проблемы (создание проблемной ситуации)

 4.Открытие новых знаний.

 5.Первичное закрепление.

 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу

 7.Включение нового знания в систему знаний( повторение).

 8.Рефлексия деятельности.

   Видим, что структуры разные. Проанализируем, в чём существенные различия. Все начинается с проблемной ситуации, т.е. со столкновения с противоречием. При этом ученик испытывает  чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Первое  - постановка проблемы. Нетрудно догадаться, что дальше разворачивается  - поиск решения, затем выражение решения, завершается реализацией продукта. Таким образом, видно, что на проблемном уроке ученики осуществляют полный творческий цикл, главная цель которого обеспечение прочными знаниями и интеллектуально-творческим развитием, и воспитанием инициативной личности. Причем творчески формируются, только знания, а не умения и навыки. Навыки вырабатывается многократным повторением действия.  Современный урок отличается от традиционного этапами введения нового материала и воспроизведения знаний. Открытие новых знаний в современном уроке - через коллективную деятельность (выдвижение гипотез).

    Первичное закрепление в современном уроке - проговорить новое знание в громкой речи, в конечном результате появляется модель, таблица, схема, алгоритм.

   Отдельно хочу сказать о домашнем задании и организационном моменте. Учитель больше обращает внимание на центральную часть урока, а именно на работу с новым материалом. Начало и конец урока, работа с источником, оценивание и домашнее задание остаются как бы периферийными проблемами. Мы убеждены, что это далеко не мелочи, а как раз те элементы урока, которые негласно, но правят уроком, определяя его качество. Это нечто вроде «серых кардиналов», действия которых почти незаметны, но от них зависит очень многое. Эти компоненты урока способны оказывать существенное влияние на эффективность всего обучения в целом. Учитель должен помнить, что учиться надо на уроке, в классе, в школе, а домашние задания даются только на повторение и закрепление.

Почему надо работать по-новому, потому, что в новых стандартах прописаны новые средства обучения, новая цель образования, новое содержание, технологии, новые требования к подготовке учителя, новое целеполагание для учителей и учеников.

   Самое главное – меняется подход в обучении. В приказе Министерства Образования и науки прописано, что в основе Стандартов лежит системно – деятельностный подход.

  Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Т.е научить ребёнка учиться не через память, а через универсальные учебные действия. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.  

 В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.

  Метапредметные УУД включают освоение обучающимися универсальных действий, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющие основу умения учиться.

  В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, готовность и способность обучающимися к саморазвитию, самоопределению, знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.

 В сфере регулятивных УУД выпускники овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, оценка, саморегуляция - способность к преодолению препятствий.

 В сфере коммуникативных УУД выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи умение слушать и вступать в диалог, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли.

  В сфере познавательных УУД выпускники научатся использовать знаково - символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач постановки и формулирование проблемы.

 В сфере предметных УУД изучение обучающимся в учебных предметах опыта специфического для данной предметной области деятельности по получению новых знаний, его преобразование и применение.

Подведение итогов. Рефлексия.

 Так что же такое современный урок?

 Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

 Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.

                Хоть выйди ты не в белый свет,

                А в поле за околицей,-

                Пока идёшь за кем- то в след,

                 Дорога не запомнится.

                Зато, куда б ты ни попал

                И по какой распутице,

                Дорога та, что сам искал,

                Вовек не позабудется.

 Метод эмоционально – цветовой аналогии.

    - Выберите цвет, который соответствует вашему настроению.

  Красный – активное, восторженное настроение

  Оранжевый – радостное, тёплое

  Жёлтый – светлое, приятное

  Зелёный – спокойное, ровное

  Синий- грустное, печальное

  Фиолетовый- тревожное, тоскливое

  Чёрный – состояние крайней неудовлетворённости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный семинар-практикум "Урок сегодня и моделирование урока в аспекте реализации задач новых образовательных стандартов второго поколения"

Школьный семинар-практикум "Урок сегодня и моделирование урока в аспекте реализации задач новых образовательных стандартов второго поколения"...

«Технологические ресурсы современного урока английского языка, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»

Модернизации современного российского образования  с введением новых федеральных образовательных стандартов предъявляет особые требования к работе учителя, к уроку. Учитель обязан  уметь пол...

Мастер-класс «Моделирование урока в свете новых образовательных стандартов».

Мастер-класс учителя начальных классов Гребенщиковой Г.В. Задачи:               проанализировать структуру традиционного и со...

Требования к уроку иностранного языка и формированию различных образовательных компетенций обучающихся в освоении новых образовательных стандартов.

Данный материал использовался для распрастранения опыта работы на заседании школьного методического объединения....

Докклад по теме: «Современный урок иностранного языка в свете новых ФГОС»

Современный урок иностранного языка в свете внедрения ФГОСУрок как форма организации учебной работы существует в учебной  практике  давно. Это педагогическое изобретение оказалось стол...