Школьный семинар-практикум "Урок сегодня и моделирование урока в аспекте реализации задач новых образовательных стандартов второго поколения"
материал на тему

Петров Константин Григорьевич

Школьный семинар-практикум "Урок сегодня и моделирование урока в аспекте реализации задач новых образовательных стандартов второго поколения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon proektnaya_deyatelnost.ppt2.5 МБ
Файл teoriya.docx27.32 КБ
Файл plan-karta_realizatsii_proekta.docx16.85 КБ
Файл k_seminaru.docx417.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум «Урок сегодня и моделирование урока в аспекте реализации задач новых образовательных стандартов второго поколения»

Слайд 2

Проектная технология обучения

Слайд 3

Что такое «проект»? Под проектом понимается «комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени»

Слайд 4

Что такое «проект»? Основные отличия проектной деятельности: направленность на достижение конкретных целей; координированное выполнение взаимосвязанных действий; ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом; в определенной степени неповторимость и уникальность

Слайд 5

Цели проектной деятельности 1. Успешность, альтернативная учебной Успех — это состояние человека, качественная характеристика деятельности, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения.

Слайд 6

Цели проектной деятельности 2. Общеучебные организационные умения Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление. Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Слайд 7

Цели проектной деятельности 3. Общеучебные умения поиска сведений Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).

Слайд 8

Цели проектной деятельности 4. Творческие общеучебные умения Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

Слайд 9

Цели проектной деятельности 5. Применение полученных знаний Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе. Разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения.

Слайд 10

Цели проектной деятельности 6. Привлечение родителей Привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой. Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них. Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.

Слайд 11

Цели проектной деятельности проекты успех организация действий, общение родители применение знаний поиск сведений творчество

Слайд 12

Этапы проектной деятельности Выбор общей темы Осуществляется учителем Основания для выбора темы: персональное отношение учителя к теме, широта темы – число возможных направлений сбора сведений по теме, возможность сбора сведений по теме не только из книг, но из экскурсий в музеи, на природу или на работу к кому-то из родителей Результат – выбранная тема

Слайд 13

Этапы проектной деятельности Выбор своей индивидуальной темы Начинается со знакомства с общей темой (уже выбранной учителем) Выполняется в школе на одном из уроков или во время классного часа Учитель предлагает детям заманчивую россыпь направлений знакомства с темой – на любой вкус Дети выбирают направление или по аналогии предлагают своё, или откладывают свой выбор на завтра Результат : выбранные детьми направления сбора сведений (подтемы)

Слайд 14

Этапы проектной деятельности Сбор сведений (поиск информации) Проводится в основном дома (возможно, в школе во внеурочное время) Проводится при активном участии родителей По возможности сведения собираются из наблюдений на экскурсиях (на природу, на предприятия, в музеи и т.д.) По времени занимает 1-2 недели Результат : найденные сведения

Слайд 15

Этапы проектной деятельности Выбор проектов Начинается с обзора учителем возможных проектов (поделки, мероприятия, исследования) Выполняется в школе на одном из уроков или во время классного часа Дети выбирают проект или по аналогии предлагают свои, или откладывают свой выбор на завтра Если проект групповой, то определяются группы участников Результат : выбранные детьми проекты

Слайд 16

Этапы проектной деятельности Реализация проектов Проводится в основном дома (возможно, в школе во внеурочное время) Проводится при активном участии родителей По времени занимает 2-3 недели Результат : выполненные проекты

Слайд 17

Этапы проектной деятельности Представление результатов Проводится при активном участии родителей в школе во внеурочное время Проводятся мероприятия, представляются поделки и экспозиции, защищаются (представляются) исследовательские проекты Все мероприятия, презентации и защиты фотографируются Результат : завершённые проекты, творческое оформление итогов

Слайд 18

Представление результатов научный доклад; деловая игра; демонстрация видеофильма; экскурсия; телепередача; научная конференция; инсценировка; театрализация; игры с залом; защита на Ученом Совете; диалог исторических или литературных персонажей; спортивная игра; спектакль; путешествие; реклама; пресс-конференция.

Слайд 19

Преимущества учащийся находится в центре внимания, осуществляется помощь развитию его креативных способностей; каждый ученик может обучаться в соответствии со своим уровнем развития, поскольку применяется индивидуальный темп работы над проектом; грамотное развитие основных психических и физиологических функций; высокий уровень мотивации; достаточно глубокое усвоение основ знаний, поскольку учебный предмет строится на основе логики.

Слайд 20

Недостатки низкая мотивация школьников к принятию участия в проекте; низкая мотивация преподавателей к использованию проектной технологии; недостаточные умения учащихся заниматься исследовательской деятельностью; неточность определения результатов.

Слайд 21

Краткосрочный этнографический межпредметный проект «Осенние традиции деревни Герчики Смоленского района

Слайд 22

Плотницкая мастерская

Слайд 23

Гончарная мастерская

Слайд 24

Рукодельная мастерская

Слайд 25

Потешный двор

Слайд 26

Горница «Осенние вечорки»

Слайд 27

Поющая завалинка

Слайд 30

РЕФЛЕКСИЯ



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум
«Урок сегодня и моделирование урока в аспекте реализации задач новых образовательных стандартов второго поколения»

В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.

Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентированна на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.

Следовательно, как справедливо замечают педагоги, необходима смена существующей дидактической парадигмы, ориентированной на традиционное репродуктивное обучение, за счет изменения форм и методов обучения, его индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических средств, широкого применения новых технологий обучения. Причем акцент ставится на более активные виды самостоятельной индивидуальной работы.

Самостоятельная работа выделяется как непременный элемент образовательного процесса многими современными образовательными технологиями (знаково-контекстное, активное, проблемное обучение и др.), поскольку самостоятельная учебная деятельность позволяет ликвидировать пробелы в восприятии учебной информации на школьных занятиях; самостоятельная работа раскрывает способности обучаемых, содействует учебной мотивации; самостоятельность в действиях позволяет перейти от уровня "репродукции" к уровню "умений" и "творчества" как критериев знаний.

Самостоятельная работа способствует развитию навыков и умений, относящихся к организации собственной работы. Это планирование своей деятельности, реалистическое восприятие своих возможностей, умение работать с информацией, что особенно важно в связи с интенсивным ростом объема научно-технической информации и быстрым обновлением знаний.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Под проектом понимается «комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени».

Основные признаки отличия проектной деятельности от других видов деятельности:

  • направленность на достижение конкретных целей;
  • координированное выполнение взаимосвязанных действий;
  • ограниченная протяженность во времени
    с определенным началом и концом;
  • в определенной степени неповторимость и уникальность

Цели:

1. Успешность, альтернативная учебной

Успех — это состояние человека, качественная характеристика деятельности, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов.

Невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности.

Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения.

2. Общеучебные организационные умения

Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.

Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

3. Общеучебные умения поиска сведений

Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).

4. Творческие общеучебные умения

Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

5. Применение полученных знаний

Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе.

Разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения.

6. Привлечение родителей

Привлечение родителей необходимо  для  установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.

Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.  

Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.

ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ.

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Этапы

Выбор общей темы

  • Осуществляется учителем
  • Основания для выбора темы:
  • персональное отношение учителя к теме,
  • широта темы – число возможных направлений сбора сведений по теме,  
  • возможность сбора сведений по теме не только из книг, но из экскурсий в музеи, на природу или на работу к кому-то из родителей
  • Результат – выбранная тема

Выбор своей индивидуальной темы

  • Начинается со знакомства с общей темой (уже выбранной учителем)
  • Выполняется в школе на одном из уроков или во время классного часа
  • Учитель предлагает детям заманчивую россыпь направлений знакомства с темой – на любой вкус
  • Дети выбирают направление или по аналогии предлагают своё, или откладывают свой выбор на завтра
  • Результат: выбранные детьми направления сбора сведений (подтемы)

Сбор сведений (поиск информации)

  • Проводится в основном дома (возможно, в школе во внеурочное время)
  • Проводится при активном участии родителей
  • По возможности сведения собираются из наблюдений на экскурсиях (на природу, на предприятия, в музеи и т.д.)
  • По времени занимает 1-2 недели
  • Результат: найденные сведения 

Выбор проектов

  • Начинается с обзора учителем возможных проектов (поделки, мероприятия, исследования)
  • Выполняется в школе на одном из уроков или во время классного часа
  • Дети выбирают проект или по аналогии предлагают свои, или откладывают свой выбор на завтра
  • Если проект групповой, то определяются группы участников

Результат: выбранные детьми проекты

Реализация проектов

  • Проводится в основном дома (возможно, в школе во внеурочное время)
  • Проводится при активном участии родителей
  • По времени занимает 2-3 недели

Результат: выполненные проекты

Вид проекта

Цель учителя

Цель ученика

Изделие

  • Формировать ОУУ*
  • Учить претворять в жизнь замыслы
  • Спроектировать и изготовить изделие

Мероприятие

- « -

  • Подготовить и провести мероприятие

Исследование

- « -       +
учить исследованиям

  • Получить ответ на вопрос исследования

Решение проблемы

- « -       +
учить решению проблем

  • Предложить решение проблемы 

Учебный проект

- « -       +
учить учиться самому

  • Самостоятельно изучить тему 

Преимущества:

  • учащийся находится в центре внимания, осуществляется помощь развитию его креативных способностей;
  •  каждый ученик может обучаться в соответствии со своим уровнем развития, поскольку применяется индивидуальный темп работы над проектом;
  •  грамотное развитие основных психических и физиологических функций;
  •  высокий уровень мотивации;
  •  достаточно глубокое усвоение основ знаний, поскольку учебный предмет строится на основе логики. 

Недостатки:

низкая мотивация школьников к принятию участия в проекте;

- низкая мотивация преподавателей к использованию проектной технологии;

- недостаточные умения учащихся заниматься исследовательской деятельностью;

- неточность определения результатов. 



Предварительный просмотр:

План-карта  реализации проекта «Осенние традиции деревни Герчики Смоленского района»

Цель учителей: построение модели открытых действий с учениками и между ними, которая наиболее полно отражается в способности проектировать ситуации для формирования новых образовательных результатов.

Задачи учителей:

  • обеспечить оптимальные условия для развития учащихся в качестве субъекта обучения;
  • создать условия для личностного самоопределения подростка в учебном материале;
  • моделировать ситуацию для выхода ученика в позицию другого учащегося.

Цель учеников: познакомиться с особенностями культуры и быта смоленской деревни.

Задачи учеников:

  • разработать проект изучения фольклорного и краеведческого материала;
  • определить темы исследования и содержание предстоящей работы;
  • выбрать форму представления результатов проведенного исследования.

Достижение поставленных целей требует интегрирования предметных знаний по географии, музыке, технологии, литературе, изобразительному искусству, физической культуре. Востребованными оказались метапредметные навыки в области информационно-коммуникативных технологий (подготовка цифровых фотографий, слайдовой презентации и др.). Был проведен анализ рабочих программ и найдены те общие моменты, которые позволили учащимся в ограниченные сроки и в интересной форме овладеть разными видами самостоятельной деятельности исследовательского и поискового характера, освоить материал по различным предметам в нетрадиционной форме.

Формируются группы учащихся (количество групп зависит от количества учащихся), которые изучают разные аспекты культуры и быта деревни Герчики:

Группы учащихся

Содержание изученного материала

Деятельность учащихся

Гончарная мастерская

Бытовые изделия из глины

Народные украшения предметов керамики

Выбирают творческую группу с учетом индивидуальных склонностей и интересов.

Ставят перед собой цели и задачи.

Определяют возможные методы исследования, поиска информации, творческого решения.

Планируют индивидуальную работу и определяют работу внутри группы.

Находят партнеров и устанавливают контакты с ними.

Осмысливают учебный материал.

Проводят исследования.

Используют данные, полученные в ходе исследовательской деятельности, в новой для себя ситуации.

Проводят промежуточную рефлексию.

Вносят коррективы в ходе выполнения проекта.

Разрабатывают сценарий итогового мероприятия.

Работают над художественным оформлением результатов работы своей группы.

Реализуют проект.

Рефлектируют. Ставят перед собой дальнейшие цели и задачи.

Плотницкая мастерская

Изделия из древесины, изготовление и предназначение

Рукодельная мастерская

Кулинарные рецепты заготовок на зиму, символика украшения домотканных изделий

Потешный двор

Подвижные игры

Горница «Осенние вечорки»

Народный фольклор, досуговые традиции

Поющая завалинка

Народные частушки, особенности исполнения, народные музыкальные инструменты


Организационная карта краткосрочного межпредметного проекта «Осенние традиции деревни Герчики Смоленского района»

Участники: учащиеся 9-х классов.

Место проведения: МБОУ «СШ №1» города Смоленска.

Время проведения: 9-21 ноября 2015 года.

Форма организации: путешествие по мастерским.

Мастерские:

1. Гончарная мастерская – умение создавать и украшать керамические изделия.

2. Плотницкая мастерская – умение создавать и использовать предметы крестьянского быта, сделанные из древесины.

3. Рукодельная мастерская – мастер-класс по изготовлению традиционных запасов на зиму, домотканых изделий.

4. Потешный двор – проведение с участниками праздника традиционной  подвижной игры.

5. Горница  «Осенние вечорки» – знание народных традиций, составление осенних закличек и стихотворений.

6. Поющая завалинка – исполнение народных частушек.

Критерии оценки:

Активность класса при выполнении задания;

Творческое исполнение поделок

Замысел и исполнение коллективной творческой работы.

Жюри: члены жюри – учителя-предметники.

Награждение: классы награждаются дипломами за участие. Учащиеся, получившие наибольшее количество голосов за работу, будут награждены дипломами победителей.

Определяется самый активный класс.

Определяется  самый творческий класс.



Предварительный просмотр:

ПОТЕШНЫЙ ДВОР

Задание. Используя дополнительный материал, представьте игровые осенние  традиции и

                проведите одну из предложенных игр.

Дополнительный материал. Игры и забавы естественно вписывались в праздничную и повседневную жизнь русского народа в осенний период. Так, с 1 сентября (Семенов день), с наступлением по старому календарю Бабьего лета начинались осенние девичьи хороводы, которые продолжались до Покрова, до времени осенних свадеб. К Покрову заканчивались полевые работы и начинались веселые осенние ярмарки. Издавна ярмарка была не просто выставкой и торговлей, а праздником, общим весельем, особенно радостным для детей и молодежи. На ярмарках устраивались катание на каруселях, веселые состязания. Многие из них сохранились в игровом репертуаре современных детей.

Многие осенние игры связаны с посиделками, которые начинались на Руси с 1 сентября и продолжались до самой весны - до Благовещенья, когда вновь начиналась серьезная крестьянская работа.

«Колечко-колечко»

Все сидят на лавочке. Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Все держат ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет. Когда водящий скажет: «колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто задержал. Причем задерживать можно только локтями, так как ладони остаются сомкнутыми.

«Наш платочек голубой»

Участники игры образуют большой круг, передают 3 платочка по кругу, поют песню.

Наш платочек голубой,

Поиграть хотим с тобой.

Ты беги платок по кругу,

Выбирай скорее друга!

Покружись, попляши

И платочек покажи!

У кого платочек окажется на последнее слово, выходит в круг и пляшет.

«Ручеек»

Выбирается водящий, остальные делятся на пары и сцепляют руки.

Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.

Водящий входит  в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.

Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.

Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть.

Если играет очень много народу, водящих может быть несколько.

Игру желательно проводить в быстром темпе, так веселее (только представьте, что только вас выбрали и вы встали, сцепив руки в новой паре, как вас опять выбирают еще раз и снова тянут в ручеек).

РУКОДЕЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ

Задание.  Используя дополнительный материал, представьте осенние кулинарные     и рукодельные традиции,

                 приготовьте квашенную капусту по русскому рецепт

                 нарисуйте эскиз орнамента для рушника.

Дополнительный материал. Рушник –  полотенце из домотканого холста. Предмет обыденного и ритуального назначения; наделяется семантикой пути, дороги, соединения, связывания. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые функции и символика рушника во многом аналогичны полотну (полотенцу).

Рушник изготавливается из льняного полотна. Его традиционные размеры: 30—40 сантиметров в ширину и от 3 и более метров в длину. Для украшения рушника употребляют вышивку, кружевобраное ткачество, ленты.

В осеннюю пору часто организовывались ярмарки, свадьбы, посиделки, и вышивка рушников в подарок была частой и популярной традицией.

В вышивке на рушниках использовалась различная символика.

Издревле на Руси заготавливали продукты на зиму, впрок. Соление и квашение были единственными способами не только сохранить урожай, но и растянуть удовольствие от его употребления до самой весны. В каждом доме, в прохладном погребе стояли кадушки и бочонки, наполненные любимыми лакомствами всех славян – солеными огурчиками, квашенной капусткой и, мочеными яблочками и брусникой. Пожалуй, самым главным блюдом на осенне-зимнем столе у славян всегда была квашенная капуста. Ее заготавливали в больших количествах – чтобы не только семью прокормить, но и гостей порадовать. В народе время квашения имело название «капустница», по народному календарю 8 октября считали Сергеем-капустником. Вот с этого времени и начинали квасить капусту

Рецепт квашеной капусты.

  • Капуста белокочанная — начать лучше с 2-3 кочанов;
  • Морковь — 4-6 средних штук;
  • Соль

Капусту мелко нашинковать (чем мельче, тем она будет мягче — это на любителя). Морковь почистить и натереть на крупной тёрке. Порциями складывать капусту в довольно большую ёмкость (например, таз), добавлять моркови на глаз, но не слишком много (помните, сколько её обычно в квашеной капусте?). Солить по вкусу, с этим тоже лучше не увлекаться. Всё перемешать, после чего хорошенько помять, чтобы начал выделяться сок.

  • Каждую порцию «помятой» капусты складывать в ведро для квашения, хорошенько придавливать, чтобы не оставалось пустот с воздухом.
  • Сверху накрыть, например, тарелкой и придавить как следует (камнем, 3-литровой банкой с водой и т.п.).
  • Оставить кваситься дня на 3-4, пока больше ничего делать не нужно. За это время выделится сок, и на его поверхности появятся пузыри. Важно: в помещении должно быть достаточно тепло — комнатная температура.


Значение славянских символов и орнамента

Алатырь

Алатырь


Алатырь - восьмилепестковая звезда, древнейший символ сворачивания и разворачивания Вселенной. Алатырь это камень-заря, на котором отдыхают и набираются силы Боги, Алатырь-камень - основа мира. От этого названия пошло название олтарь, алтарь.
Алатырь - Око Рода, из него сияет Свет Рода Всевышнего, Божья благодать, которую он дарует всему сущему и несущему. На Алатыре высечена вся мудрость Вселенной. Алатырь наносят на одежду ведающих людей, или как оберег в далекий и опасный путь.

Засеянное поле

Засеянное поле


Засеянное поле – это один из главных древнейших символов. К этому символу относились так же трепетно, как и к солнцу, и к воде. Засеянное поле означало достаток и богатство, процветание и успех. Символ позволяет увеличить жизненные силы человека, сделать его уверенней в себе, усиливает способности к деторождению.

Макошь

Макошь


Небесная Богородица, Справедливая Богиня счастливого Жребия и Судьбы. Вместе с дочерьми Долей и Недолей определяет Судьбы Небесных Богов, а также судьбы людей, плетя для каждого из них Нити Судьбы на веретене. К тому, кто достойно вершит свою земную жизнь, стремясь соблюдать данные свыше законы и заповеди,Макошь посылает свою дочь Богиню Долю,богиню счастливой судьбы.Хозяйкой же судьбы тех, кто вершит нечестье в угоду своему эгоизму, становится Недоля. Макошь покровительница плодородия и урожая, женских видов рукоделия. Будучи женой Велеса, хозяйка перекрестков между мирами, управительница мира магии.

Орепей

Орепей


Славянский символ "цепляющий" (притягивающий) счастье, удачу и благополучие. Символ счастья, душевного спокойствия, и равновесия..

Бережа

Бережа


Бережа - символ для призывания силы Богов, для охраны, исцеления, гармонии и счастья. Соединяет воедино разбитое и разорванное.

Богиня Лада

Богиня Лада


Лада - женское проявление Всевышнего Бога Рода, которая рождает и ладует мир. Лада - Богиня гармонии, любви и нежности. Воплощение Божественной любви. Заботится о любви в семьях, создании многодетных семей.

Равносторонний крест

Равносторонний крест


Равносторонний крест - символ равноудаленности от всех пространств, равных шансов в познании всего.

Любарик

Любарик


Любарик - символизирует душевный огонь, объединяющий людей, чувство любви, символ горящего, любящего сердца, на Руси, как правило, в орнаменте трехцветный, что символизирует три силы, руководящие этим миром.

Перуница

Перуница


Перуница - символ призывания и схождение силы Всевышнего - перст Божий. Призывание наивысшей Божественной силы проникновения, наполнения, активации и гармонизации.

Тропа

Тропа


Тропа - дорога жизни.

Чрево Земли-Матушки

Чрево Земли-Матушки


Чрево женщины и Чрево Матушки-Земли, заполненное семенем; пространство познания; Чрево заполненное земля с семенем. А также Солнце - смотря на Солнце, люди созерцают семя Богов.

Яров-уд

Яров-уд


Символ Ярилы - ярого юноши, мужского уда, прорастающего буйства семени. Еще называется - Стрела Ярилы - направленный во вне символизировал природные процессы, во внутрь - изменения человека внутри.

Гора Меру

Гора Меру


Гора Меру, которая и в истории славян, и в мифологии являлась центром Мироздания и символизировала единое и одновременное существование всех трёх миров - Нави, Яви и Прави, трёх временных пластов - прошлого, настоящего и будущего, означала, что каждый человек в ответе сам за сврё прошлое, настоящее и будущее - сам определяет меру своего существования и по мере своей ему и отмеривается жизнь.

Вода

Вода


Вода - как символ стихии, так и знания, идущего в Межмирье. В зависимости от расположения, может изображать и реку Смородинку - границу меж Явью и Навью, несущую смерть живым и забвение, и знания предков; так и реку Ра - светлую дорогу в Яви к Богу через знания соратников; так и реку молочную в Ирии - знание Богов и безсмертие дарящее.


ГОРНИЦА «ОСЕННИЕ ВЕЧОРКИ»

Задание. Используя дополнительный материал, расскажите о беседных традициях.

               С помощью рифм, составьте стихотворение об осени.

Дополнительный материал. Посиделки (вечорки) — наиболее характерная сезонная форма молодёжного досуга в осенне-зимнее время. Посиделки созывались часто для женских коллективных работ (толока, помочь) и являлись видом соседской взаимопомощи, например, для осенней заготовки продуктов, прядения (супрядки, преденка), иногда накануне свадьбы для завершения приданого невесты.

Как правило, на любые виды посиделки приглашались неженатые парни, и работы заканчивались угощением, пением песен и танцами. Посиделки чётко разграничивались по характеру занятий и делились на рабочие (прядимые, супрядки) и «с гуляньем» (игримые, игрища, беседы).

Посиделки начинались по окончании летне-осенних полевых работ, кульминация их приходилась на период святок. В центральной России молодёжные вечеринки игрались со дня Кузьмы-Демьяна или Покрова до масленицы.

Первые посиделки приурочивались к одному из больших осенних праздников: к Успению Богородицы, а также к Семёнову дню, Рождеству БогородицыВоздвижению,  Покрову Богородицы, которая считалась покровительницей семьи и материнства и помогала в осуществлении брака, и дню Параскевы Пятницы (28 октября [10 ноября] ), дню Кузьмы-Демьяна (1 [14] ноября)

улетели
опустели
одна
она
другу
вьюгу
земли
пыли


ПОЮЩАЯ ЗАВАЛИНКА

Задание. Используя  разделенные фрагменты, составьте и исполните русские народные   частушки.


ГОНЧАРНАЯ

Задание. Используя дополнительный материал, представьте гончарные традиции и

                 изготовьте модели керамики (кувшины).

Дополнительный материал. Издревле на Руси заготавливали продукты на зиму, впрок. Примечательно то, что тару для этих деликатесов считалось зазорным купить у кого-то – все должен был сделать хозяин дома. Иначе не получится хорошего продукта, или он вовсе испортится через несколько дней. Это связано, скорее всего с тем, что любая вещь, сделанная на продажу, будет в сто раз хуже той, что изготовлена своими руками, для себя и с любовью. Поэтому, в каждой семье, мальчикам с 12 до 21 года приходилось долго и упорно обучаться ремесленному мастерству, дабы не посрамить честь рода, и уметь делать все, что входило в обиход простого труженика, своими руками.




ПЛОТНИЦКАЯ

Задание.  Используя дополнительный материал, расскажите о плотницких традициях на Руси и

                  представьте макеты мебели деревенского интерьера.

Дополнительный материал. Мастеров этой, одной из самых нужных профессий называли еще рубленниками. Без срубленных ими домов и храмов, мебели, бочек и лоханей, саней и телег никто обойтись не мог.
На Руси бытовало мнение, что жить в деревянном доме здоровее, чем в каменном. Особенно ценили избы, срубленные из смолистых сосновых бревен, так как они были самыми сухими и теплыми. Вся мебель — стол, лавки, сундуки — была срублена из дерева.
Издавна на Руси плотничать умел каждый крестьянин. Древесина была универсальным материалом. Сосна, ель, лиственница, осина — каждая порода обладала присущими только ей свойствами и особенностями, цветом, строением, которые хорошо знали и учитывали при обработке мастера. В дело шла не только древесина, но также луб, корни, кора молодой березы — береста.


Ой, топну ногой

Притопну другой!

Сколько я ни топочу,

Все равно плясать хочу!

Раньше были ниточки,

А теперь катушки.

Раньше были девочки,

А теперь болтушки!

Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки!

Говорят, я боевая.

Боевой остануся!

Ох, и горе тому будет,

Кому я достануся!

Ох, туфли мои,

Мысы выстрочены!

Не хотела выходить –

Сами выскочили!

Охи-ахи-ахоньки!

Наши парни махоньки.

Из-за почек, из-за пней

Не видать наших парней.

У Ивана в огороде

Бегали цыплята,

Он их ловит и целует,

Думает – девчата.

На окошке два цветочка,

Голубой да аленький.

Ни за что не променяю

Нос большой на маленький.

Две старушки без зубов

Говорили про любовь.

Мы с тобою влюблены,

Ты в кисель, а я в блины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения. Системно-деятельностный подход.

В данной статье представлен опыт работы методического объединения учителей общественных наук....

Исследовательская деятельность в реализации образовательных стандартов второго поколения

Приоритетной задачей школьного образования является развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Высш...

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения. Системно-деятельностный подход

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения. Системно-деятельностный подход...

«Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения»

Составила: Дамбаева З.Л.,Социальный педагог, 2017Педагогический советСеминар-практикумТема: «Современный урок в аспектереализации задач ФГОС второго поколения»Форма проведения: семина...

Тема: «Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения»

laquo; Урок – это зеркало общей и   педагогической культуры учителя,   мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора, эрудиции»...

Анализ и моделирование урока иностранного языка в свете новых образовательных стандартов.

Главной формой обучения является урок. До тех пор, пока не будет найдена и проверена «на прочность» и эффективность альтернативная форма организации массового обучения детей в учебных заве...