Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения. Системно-деятельностный подход.
статья по географии по теме

Гаро Вера Николаевна

В данной статье представлен опыт работы методического объединения учителей общественных наук. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №19

имени Героя России Алексея Кириллина

города Сызрани Самарской области

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения. Системно-деятельностный подход.

Опыт работы методического объединения учителей общественных наук.

руководитель методического объединения

Гаро Вера Николаевна

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Современному школьнику в соответствии с образовательными Стандартами второго поколения должны привить две группы новых умений:

1группа - это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации; универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.

2 группа – это формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

        Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД в целом является системно-деятельностный подход. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося».

 Каким же быть современному уроку, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:

 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить   вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела, так педагоги нашего м/о на  уроках активно используют следующие методы:

         Метод проектов

         Информационно-коммуникационные технологии

         Здоровьесберегающие технологии

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Другой метод – информационно-коммуникационные технологии. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

         игровая деятельность;

         создание положительных эмоциональных ситуаций;

         работа в парах;

         проблемное обучение.

Применение ИКТ на уроках усиливает:

- положительную мотивацию обучения;

- активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1. Принцип равенства позиций

2. Принцип доверительности

3. Принцип обратной связи

4. Принцип занятия исследовательской позиции.

Эффективность различных методов обучения можно определить,  используя «Пирамиду обучения». (слайд 4 )  Она подтверждает древнюю мудрость, сформулированную в китайской пословице: «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Позволь мне сделать — и это станет моим навсегда».

Успешность современного урока зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Поэтому мы работаем над самообразованием, посещаем семинары, вебинары. (слайд 5)

Все члены нашего м/о в этом учебном году проходили курсовую подготовку.  Гаро В.Н. закончила посещение чековых курсов. Давыдова Н.М. прошла курсовую подготовку по внедрению в учебный процесс регионального курса «Краеведение», чековые курсы прошла в прошлом году. Винокурова И.П. и  Лурда Р.В. посещают чековые курсы. (слайд 6 ) 

Первый год в 5-6 классах ведется новый предмет «Краеведение». Есть немало сложностей: отсутствие учебных пособий, нет единой программы, но уже сейчас эта работа дает результаты.  Учащиеся учатся самостоятельно находить информацию, пишут неплохие мини-сочинения, создают буклеты, коллажи.

Учитель только отправляет ученика в путь. Истина – это цель, а руках ученика компас времени – история. Древние говорили, что у человека есть три пути, чтобы поступать разумно:

1.благородный – размышление;

2.легкий – подражание;

3.горький – опыт.

Все три пути должны присутствовать на уроке. (слайд 7 ) 

Винокурова И.П. на уроках истории привлекает внимание учащихся к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, личной вины, поведения в различных ситуациях, их эмоционального переживания, используя при этом  различные  педагогические технологии:

  • рассмотрения исторических событий глазами разных людей;
  • переноса в изучаемую эпоху или событие;
  • изучения нравственных качеств в разные исторические эпохи;
  • оценки исторического портрета с нравственной позиции и т.д. (слайд 8 )  

         Лурда Р.В. на своих уроках уделяет внимание работе над рефератами о жизни замечательных людей. Это обогащает школьников новыми знаниями, демонстрирует, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя жило в веках. (слайд 9,10 ) 

Работа по УМК «Сфера» при изучении географии позволяет  не только проводить современный урок, но и позволяет начать подготовку к аттестации учащихся в формате ГИА и ЕГЭ уже в 6 классе. Есть одна серьезная проблема: на изучение географии в учебном плане  отводится всего один час. Это недопустимо. Закладывается фундамент науки, которая будет изучаться в течение 4-х лет. Опыт этого года уже дал крайне низкий результат. А дети выбирают предмет для сдачи ГИА и ЕГЭ.

Педагоги нашего методического объединения стараются идти в ногу со временем, проводят уроки с использованием современных средств обучения и новых педагогических технологий.   Результаты нашей работы видны в успехах наших учеников. По итогам прошлого учебного года выпускники 11 классов на ЕГЭ по истории и обществознанию показали хорошие результаты: средний балл по школе 65,38(обществознание) и 63,4(история) - это выше чем по округу и по региону. А 4 выпускника набрали более 80 баллов. Есть у нас победители и призеры олимпиад районного и окружного уровней. Шульгин А. 8б и Горбачева Е. 9 б по географии. (уч. Гаро В.Н.)

Стали победителями на олимпиаде по обществознанию для старшеклассников в экономическом университете Видничук Ан.- 1 место и Потапчук Ан. – 3место. (уч. Винокурова И.П.)

На окружном конкурсе по граждановедению стали призерами Тарасова Е. 9 а, Антипова А.7 а и Градылева Я. 6 в. ( уч. Давыдова Н.М.)

Неграмотным человеком  завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности современного урока экономики в условиях внедрения ФГОС второго поколения

Моя же задача – создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках....

Современный урок физики в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения «Изучение законов геометрической оптики»_11 класс.

    Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенц...

Cеминар-лекция: «Критерии результативности современного урока в соответствии c требованиями ФГОС второго поколения».

Новый ФГОС начального общего образования был введен в действие с 1 января 2010 года для пилотных школ, с 1 сентября 2011 года для всех школ РФ. С 2011 года в нашей школе учащиеся начальной школы и учи...

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения. Системно-деятельностный подход

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения. Системно-деятельностный подход...

«Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения»

Составила: Дамбаева З.Л.,Социальный педагог, 2017Педагогический советСеминар-практикумТема: «Современный урок в аспектереализации задач ФГОС второго поколения»Форма проведения: семина...

Тема: «Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения»

laquo; Урок – это зеркало общей и   педагогической культуры учителя,   мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора, эрудиции»...

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС

Урок живет и побеждает в 21 веке, хотя существует уже четвертое столетие. Огромное число педагогов — теоретиков и практиков — рассуждали, писали об уроке: сомневались в нем, отказывались, ...