Современный урок физики в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения «Изучение законов геометрической оптики»_11 класс.
методическая разработка по физике (11 класс) по теме

Хабарова Ольга Николаевна

      Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Требования ФГОС к метапредметным  результатам освоения основной программы следующие: 1)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 2)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета физики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок физики в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения «Изучение законов геометрической оптики»_11 класс.

 Хабарова Ольга Николаевна, учитель физики МОАУ гимназии№25 г.Благовещенска

      Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Требования ФГОС к метапредметным  результатам освоения основной программы следующие: 1)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 2)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета физики.

Прежде всего, необходимо рассмотреть  этапы конструирования урока, для этого используется технологическая карта. Это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Шаблон разработки комбинированного урока

Этап урока

Время, мин.

Приёмы и методы

Содержание деятельности

Организация начала урока

1 мин

Приветствие, акцентирование внимания

Организация подготовленности учащихся к уроку

Мотивация учебной деятельности

1 мин

Использование физического оборудования, ситуации успеха

Определение уровня овладения знаниями, коррекция знаний, умений и навыков. Озвучить цели урока

Проверка домашнего задания

6 мин

Интеллектуальная разминка, найди ошибку, условные обозначения

Ученики сами друг другу задают вопросы по домашнему заданию, приготовленные заранее  (основные понятия: световой луч, угол падения, угол преломления, относительный показатель преломления, абсолютный показатель преломления  )

Актуализация опорных знаний

3 мин

Беседа- диспут, демонстрация законов геометрической оптики: закона преломления, закона отражения. Закона прямолинейного распространения света.

Конкретизировать полученные навыки на уроках математики(геометрии): понятие sin  угла, подобие треугольников, умение определять значение углов падения и  преломления.

Работа по  таблице

(Приложение).

20мин

Составление  краткого ответа, проблемно-поисковый метод работа по таблице.

Каждый учащийся составляет  краткий ответ ,отражая различные методы описания задания зависимости между физическими величинами( табличный, графический, аналитический), провести исследования какой метод лучше;

 

Первичная проверка усвоения знаний

3 мин

дискуссия

Понимание задания , умение  проводить экспериментальное исследование, , решение качественных задач, решение расчетных задач, уметь построить ход лучей в стеклянной призме.

Первичное закрепление знаний

3 мин

анализ

Проверка законов геометрической оптики.

Контроль и самопроверка  знаний

5 мин

Индивидуальная

Каждый ученик определяет  угол падения или угол преломления  из тестовых заданий ЕГЭ

Подведение итогов урока. Рефлексия

2 мин

устная

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Чему научились?

Что для вас было наиболее сложным?

Информация о домашнем задании

1 мин

Запись на доске, информация учителя

Уделить внимание на решение сложных заданий.

№ задания

Задание

Ответ

Балл

1

Повторяем понятия: световой луч, угол падения, угол преломления, абсолютный и относительный показатель преломления.

1.1

Повторяем законы:

  1. Прямолинейное распространение света;
  2. Отражение света;
  3. Преломление света.

2

Решаем качественные задачи

(правильное решение – 1 балл).

2.1

Начертить ход луча через призмы

Показатель пре-        Показатель пре-

ломления 1.5             ломления 1.74

2.2

Матовая лампочка в виде шара диаметром 6 см освещает глобус диаметром 26 см. Определить диаметр полной тени от глобуса на стене. Расстояние от центра лампочки до глобуса – 1 м, и от центра глобуса до стены – 2 м.

3

Решаем задачи (правильное решение – 2 балла).

3.1

В дно водоёма глубиной 2 метра вбита свая, на 0.5 м выступающая из воды. Найти длину тени от сваи на дне водоёма при угле падения лучей 70°. Показатель преломления воды – 4/3.

4

Решение практической задачи (правильное решение – 2 балла)

4.1

Человек высотой Н стоит перед плоским зеркалом. Какой высоты должно быть зеркало, чтобы человек видел себя полностью.

5

Эксперимент (2 балла)

Наблюдение полного внутреннего отражения (стакан с водой) и определение предельного угла полного внутреннего отражения.

6

Итоговый балл.

Таблица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема: "Законы Ньютона"

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения. Системно-деятельностный подход.

В данной статье представлен опыт работы методического объединения учителей общественных наук....

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения. Системно-деятельностный подход

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения. Системно-деятельностный подход...

«Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения»

Составила: Дамбаева З.Л.,Социальный педагог, 2017Педагогический советСеминар-практикумТема: «Современный урок в аспектереализации задач ФГОС второго поколения»Форма проведения: семина...

Тема: «Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения»

laquo; Урок – это зеркало общей и   педагогической культуры учителя,   мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора, эрудиции»...

Современный урок физики в аспекте реализации ФГОС

Внедрению новых ФГОС требует смены приоритетов:знаниевая составляющая процесса обучения должна уступить место развивающей составляющей. При переходе к стандартам нового поколения учителю необходимо уч...